ПЗ-7. Включённость в образование (по воспоминаниям бывших детей)

Цель занятия: осознание своеобразия личных позиций при получении школьного образования.

 

Задание: Предлагаются тексты личных воспоминаний в авторских формулировках. В них исправлены орфографические ошибки и расставлены знаки препинания. Познакомившись с каждым текстом, нужно письменно ответить на вопросы. На каждый ответ в среднем дается около минуты (до полутора минут); на оба рисунка - до 7 (10) минут. Общее время работы - до 45 (60) минут.

 

Часть 1. Василий. Когда я ходил в детский сад, я очень хотел побыстрей пойти в школу. Когда настал долгожданный день 1 сентября, я с радостью побежал в школу с большим букетом цветов и подарил его своей первой учительнице Наталье Петровне. Она была добрая, отзывчивая женщина. Мне очень понравился её урок Мира. Он был для меня первым уроком  в моей жизни.

В 1-2 классе я учился хорошо и с большим интересом. Бывали случаи, что я просыпался в воскресенье, собирался и шёл в школу. Когда доходил до школы, я очень разочаровывался, что школа закрыта. Плёлся домой.

В 3-м классе меня приняли в октябрята. Я был очень рад носить звёздочку с портретом В.И. Ленина. Потом я перешёл в 4-й класс и учился так же хорошо. В конце года нас принимали в пионеры. Я попал в число первых, кого должны [были] принимать в пионеры. Но тут случилось непредвиденное обстоятельство. В классе одноклассники сорвали у меня с пиджака заветную звёздочку с портретом Ленина. Я не мог потерпеть такой нахальности, с какой они срывали у меня звёздочку, и начал с ними драться. В этот момент зашла классный руководитель и преподаватель английского языка. Она не стала разбираться, из-за чего началась драка.

После этого меня вызвали на педсовет и лишили чести вступить в пионеры в первую очередь. После этого я стал с меньшим вниманием относиться к учёбе, стал пропускать занятия. С 5-го по 8-й класс я, считай,  не занимался в полную силу, начал грубить учителям, срывать уроки. Учителя не узнавали меня, вызывали на педсоветы, но ничто не помогало, я ещё больше озлоблялся. Восемь классов окончил с тройками, да и то с большим трудом, но я не виню никого в этом.

У меня были хорошие педагоги, но были и плохие учителя, тот же учитель английского языка. Она же могла разобраться, из-за чего началась эта драка, но она не захотела этого сделать. И не знаю, как бы пошла моя дальнейшая жизнь, если б учительница выяснила, из-за чего началась драка. Василий, 17 лет

(Из коллекции ситуаций А.Г. Закаблука).

Вопросы: 1) Какие впечатления у Вас возникли при знакомстве с этим текстом («Впечатления:»): а) какие чувства, б) какие мысли, в) какие намерения (что захотелось сделать или как будто захотелось, как если бы Вы были включены во взаимодействие с этим человеком)?

2) Какие участники образовательного процесса являются действующими лицами в этих воспоминаниях? Перечислите их. («Действ. лица: ...»)

3) Какое обстоятельство сыграло (или какие обстоятельства сыграли) роль ключевого фактора в получении школьного образования автором воспоминаний («Ключ. фактор: ...»):

а) с точки зрения самого автора воспоминаний («с т. зр. автора - ...»);

б) с Вашей точки зрения («с моей т. зр. - ...»).

4) Возьмём данную жизненную коллизию как педагогическую ситуацию. Каков в данном случае предметный аспект образования? (Какой аспект - или какие аспекты - культуры здесь наиболее выражены при её коммуникации? Что школа дала учащемуся?). («Предметность образования здесь выступает...» В какой проекции (или в каких проекциях)?).

5) Каков в данном случае эффект образования? Охарактеризуйте образованность автора воспоминаний. («Отвечавший - ...»).  

 

Часть 2. Эдуард. Я хотел с детства учиться в школе. И вот первого сентября и я пошёл в школу, радостный и с цветами, которые я подарил своей первой учительнице.

Учиться у меня хорошо не получилось: в 3-м классе я остался на второй год. Когда меня перевели в 4-й класс, там были другие пацаны и девчонки. Я был старше их на год. Некоторых пацанов я часто бил, и меня водили к директору. Кое-как я закончил 4-й класс.

В 5-м классе я всё так же учился очень плохо. Уроки я не делал, потому что некому было следить за мной: мать работала, а отец каждый день был пьяный.  А когда мама приходила с работы, ей надо было варить, убираться, а отец её бил. Поэтому меня плохо воспитали.

В 6-м классе я начал учиться чуть-чуть получше, начал делать уроки. Перешёл в 7-й класс и опять начал плохо учиться и остался на второй год. И больше в школу не ходил, а пошёл учиться в СПТУ. Там я учился лучше, чем в школе, и закончил его, получив образование восемь классов и специальность. Эдуард, 18 лет

(Из коллекции ситуаций А.Г. Закаблука).

Вопросы: те же, что и по первой части.

 

Часть 3. Оля Кузьмина. Я успела поучиться в трёх школах, и везде учили по-разному. Дело не в программе, а в том, что каждая школа накладывает свой отпечаток на характер и образ мыслей.

Из самой первой школы мама забрала меня в пятом классе - её не устраивал уровень образования. Отдали меня в гимназию. Уровень образования был, может быть, и выше, не знаю. Основное, что я вынесла оттуда после трёх лет обучения - это панический страх при слове «директор». Один раз, когда директор вошла в класс во время контрольной, я не успела встать вместе со всеми, чтобы её поприветствовать. Выражение её лица описать невозможно. Неделю после этого меня укоряли за проступок все учителя хором. И вот, когда я уже была готова со слезами, в жуткой истерике кинуться директору в ноги и молить о прощении, она милостиво погладила меня по голове и сказала что-то вроде: «Вытри слезы и иди учись». Поймав на себе мой искренне благодарный взгляд, на всякий случай строго погрозила пальцем. Так что теперь я умею моментально угадывать по малейшим деталям настроение учителя - ТО говорю или НЕ ТО. Ничего не поделаешь - условный рефлекс...

И вот я в третьей школе. После трёх лет почти казарменных условий, где всё по форме, увидеть учителя в джинсах, каз?ках, с длинными волосами и десятком перстней на руках - это уж слишком! Но ничего, скоро привыкла.

Помог освоиться ещё и такой случай. Нужна мне была справка о том, что я школьница. Подхожу к классному руководителю, объясняю. Он приносит две бумажки и говорит: «На одной напишешь себе справку, какую надо. С другой срисуешь подпись директора, - небось, не мне тебя учить. А печати там и так стоят...».

После этого удивляться я перестала вообще. Даже тому, что с учителем в кабинете можно попить чайку, и тому, что если говоришь, что думаешь, могут даже похвалить. Здесь меня научили думать головой и не зубрить учебник, не верить тому, до чего не сам докопался, и смеяться в присутствии учителей.

Ну, что ж, теперь хоть от взрослых не шарахаюсь... Хотя за ст?нами школы часто попадаю впросак - не знаю, как себя вести. То ли так, как считаю нужным, то ли так, КАК НАДО? Оля Кузьмина

(Ист.: Пять углов. № 34. 22.08.1996.).

Вопросы: те же, что и по первой части.

 

Часть 4. Ольга Воробьёва. [В ответ на вопрос о том, какие воспоминания у неё сохранились о школе, Ольга Воробьёва сказала:]

Ничего приятного и праздничного. Первая учительница утверждала, что дома у неё есть специальный телевизор, в который она видит нас в любое время дня и ночи. Необходимое детское прайвэси было отравлено этим бредом на долгие годы. Главной задачей англичанки было сохранение собственной нервной системы. С английского спрос был маленький (а кто-нибудь знает язык благодаря исключительно школьным урокам?).

Человекообразными были в нашей школе учителя физики и математики. У математички был весьма действенный «кнут и пряник» в одном. Мы регулярно писали короткие самостоятельные работы, которые были разделены на шесть вариантов, от первого до шестого, по степени сложности. И для меня, и для других математически успешных самым большим позором было - получить вариант ниже пятого.

Физик рассказывал бородатые анекдоты, врал про свой возраст (от 39 до 56 на разных уроках в разных классах), на выпускном вечере традиционно пил водку в подсобке с любимыми учениками. Но больше ни один преподаватель, встретившийся мне в долгой ученической жизни, столь точно, ёмко и лаконично не излагал свою науку.

(Ист.: Что мы помним про своих учителей? //Петербургский Час пик. № 40 (246). 02.10.2002. С.1  (Рубрика «Глядя из СПб»)).

Вопросы: те же, что и по первой части.

 

Часть 5. Сравнение и обобщение воспоминаний

1) Дайте сравнительную оценку вовлечённости в школьное образование каждого из четырёх отвечавших, поделившихся своими воспоминаниями. Для этого:

а) перепишите в столбик у левого края страницы имена опрошенных в последовательности знакомства с их воспоминаниями;

б) столбик справа от первого назовите «Ранг вовлечённости в образование». Здесь будут оценки того, насколько выражена, с Вашей точки зрения, активность при получении школьного образования каждым из персонажей. Самому активному присвойте № 1, наименее активному - № 4;

в) столбик справа от второго назовите «Градуальные оценки». Здесь будут оценки активности персонажей при получении образования, или оценки их вовлечённости в образовательный процесс, по 100-балльной шкале. Оценка в 100 баллов соответствует максимальной вовлечённости. Для неё характерна общность представлений о сущности образования и комплементарность (дополнительность) взаимных ожиданий-требований у учащегося и у других участников образовательного процесса. Нулём оценивается отсутствие вовлечённости: непосещение школы, полное незнание учебных программ и материалов, неучастие в коммуникации (отказ вступать в диалог по поводу учебного предмета).

2) Нарисуйте во весь рост двух из четырёх авторов воспоминаний о школе (на выбор) - каждого на одинарном листке из тетради. На обороте обоих рисунков оформите «шапку» - по стандартной схеме оформления протокола - и укажите имя нарисованного. Время выполнения задания - до 7 (10) минут. Рисунки вложите в протокол.

3) Кратко охарактеризуйте каждого из опрошенных (до полутора минут на характеристику, всего до 6 мин). Завершите каждую характеристику предположением о месте человека в обществе и дайте прогноз: что ждёт этого человека в будущем? («Х-ки:

а) Василий - ...;

б) Эдуард - ...;

в) Оля Кузьмина -...;

г) Ольга Воробьева - ...»).

4) Сделайте вывод о вероятной сопряжённости между личной вовлечённостью человека в образовательный процесс и его личностными особенностями, проявившимися в воспоминаниях о школе. («Личная вовлечённость в образование ...»).

____________________________________________________