ПЗ-6. Педагогическая позиция

Педагогическая позиция обнаруживает себя в профессиональной деятельности в целом, в типичных формах профессионального поведения и в отдельных профессиональных действиях.

Цель работы: распознавание, оценка и психологическая интерпретация педагогической позиции по её жизненным проявлениям. В трёх частях работы рассматриваются персональные позиции, в четвёртой части проводится их сравнение и обобщение.

 

Задание: познакомиться с текстами и письменно ответить на вопросы - по каждому тексту и по трём текстам вместе.

 

Часть 1. Позиция А. Драгункина

(Ист.: Коробейников В. Книга «5 сенсаций» - настоящий золотой ключик к изучению иностранных языков и к заучиванию английских слов! //Петербургский Час пик. - № 4 (314). - 21.01.2004. (с изм.))

Александр Драгункин - известный петербургский филолог, автор пособий по английскому языку. Он выдвинул и обосновал гипотезу о том, что прародиной большинства европейских языков (а их более пятисот) и азиатских языков (их более тысячи) является Древняя Русь! Соответствующие примеры и доказательства приводятся в его новой книге «5 сенсаций». Автор опирается на результаты анализа научных фактов и утверждает, что европейские языки являются «в той или иной степени искаженными» вариантами прарусского языка. «Если можно допустить, что все люди произошли от одной женщины, так почему же так не могло случиться и с языком?», - вопрошает автор. Он утверждает,  что «европейские» языковые конструкции являются точнейшими «кальками» конструкций русских. А «европейские» слова являются «модифицированными вариантами» слов, которые УЖЕ построены в русском языке из чисто русских составляющих: приставок, пракорней, суффиксов, имеющихся в первозданном виде ТОЛЬКО в русском языке. И вот эта-то готовая «словарная база» и «уходила» от нас в другие языки, образовывая новые европейские слова...

Вопросы:

1. 1.Впечатление:»). Что Вы испытали, знакомясь с этим материалом: а) какие чувства у Вас возникли? («1а) чувства: ...») б) какие мысли появились? («1б) мысли: ...»)в) какие намерения (что Вам захотелось сделать или как будто захотелось, как если бы Вы были увлечены этим материалом)? («1в) намер.: ...»)

2.Рац. анализ:»). Проанализируйте данное выражение педагогической позиции, рассматривая его как факт действительности и руководствуясь следующими пунктами:

а) что делает Драгункин как педагог? Какого рода педагогическая активность здесь проявилась? («2а) Драгункин ...»)

б) в чём своеобразие данного проявления? Чем оно отличается от других фактов того же рода? («2б) Своеобр. д. проявл. - в ...»)

в) какова психологическая сущность происшедшего? (Или: Каков его механизм с психологической  точки зрения? Что именно здесь произошло?) («2в) Психол. сущность - в ...»)

3. Определите место и роль происшедшего на практике («3. Место и роль:»):

а) каковы его основные, наиболее вероятные, на Ваш взгляд, причины? («3а) причины: ...»)

б) дайте схематическое изображение этой педагогической ситуации, выделив её компоненты и отношения между ними: опишите структуру этой ситуации («3б) схема (стр-ра): ...»);

в)  каковы наиболее вероятные педагогические следствия происшедшего? («3в) следствия: ...»)

4. Подберите наиболее подходящие, по Вашему мнению, метафорические формы, символы для обозначения данной педагогической позиции («4. Символы:»):

а) какой цвет с ней больше всего ассоциируется (или какие цвета)? («4а) цвет: ...»)

б) какая геометрическая форма (или формы, в частности, фигуры)? («4б) форма: ...»)

в) какое живое существо (существа)? («4в) живое: ...»)

г) какой предмет (предметы)  из числа используемых человеком? («4г) предмет: ...»)

д) придумайте и нарисуйте символ - «герб» - данной педагогической позиции («4д)  герб: см. вкладыш»). Возьмите одинарный листок из тетради, подпишите его (оформите «шапку») на обороте рисунка и вложите в протокол.

 

Часть 2. Позиция В.А. Хадаева

(Ист.: Статья Н. Логиновой в «Литературной газете» от 20.01.1988. Название не приводится из дидактических соображений).

Владимир Харитонович Хадаев в восьмидесятые годы был директором экспериментальной московской школы при Академии педагогических наук в тогдашнем Советском Союзе. Автор взятой статьи приводит, в частности, подборку цитат из выступления этого педагога на Всероссийском съезде учителей летом 1987 года. Вот что услышали, среди прочего, те, кто сидел в зале:

...Сегодня наша педагогическая критика - это околобеллетристическая тля, это критика злого невежества. Это  критиканство для  критики из доморощенного вкуса,  самодельных поделок и привычек. Это бескровное и бесплодное пустословие, что рождает холодные тени, а тени - ложь.

...Наш разум долго тлел без критики. Теперь мы впали в унизительное наслаждение от критической трескотни именем времени, именем обстановки.

...Это потешает массы безысходностью, критика занимается перефразированием, бойкими выкриками для зазыва. Ничего не зная из ста двадцати тысяч связей, школьных связей, школьной машины основательно, не опираясь на теорию социальной школы, такая, лишённая всякого инстинкта, истины и такта выражения, критика впадает в нелепости и находит прозелитов*, способных только поверить.

...Газета дискредитировала реформу, отвлекла людей от выполнения её партийных идей. Огорчает, что наша газета, родная, бывшая «Учительская газета», далека от необходимой философской образованности. Газета гордится своим умением собирать таинственно-страшное, (она) резвится на всесоюзных страницах и дает мгновения обманчивой заботливости, на основе безутешной скорби  и тупиковых ситуаций. (...)

______________

* Прозелит - по-гречески «пришелец». Здесь: новый горячий приверженец.

 

Вопросы: те же, что и в части 1.

 

Часть 3. Позиция И. Кленицкой (Ист.: Кленицкая И. Честная «тройка» // Комсомольская правда. - 04.02.1988)

Здесь приводится изложение основного содержания статьи с максимальным сохранением словаря и грамматики автора, учителя русского языка и литературы.

...Задача педагогов состоит в том, чтобы дать всем детям реальную возможность учиться. Совсем не сложно при этом кардинально помочь тем детям, которым труднее и хуже всех. Детям, которые не могут успевать из-за безнадёжной запущенности. Необходимо работать с неуспевающими детьми по облегчённой программе или по программе предыдущих лет. Тогда каждый школьник получит реальную возможность учиться, именно учиться, а не отсиживать уроки. Даже самый «запущенный» может делать то, что ему по силам. К примеру, решать простую задачку или выполнять лёгкое упражнение по позапрошлогоднему учебнику.

В результате «трудные» перестанут быть таковыми. Думаю, их у нас почти совсем не было бы, если бы мы не предъявляли к детям непосильных требований. У них может появиться интерес к учёбе, они продвигаются вперед и, в конце концов, прочно овладевают элементарными знаниями (и  способами действия).

Со своим предложением я трижды обращалась в Министерство... В первый раз получила ответ, что моё предложение «будет рассмотрено». Во второй раз - что оно «учтено и по возможности будет реализовано в практической работе Министерства... и органов ... образования». После моего третьего обращения мне было обещано, что с моим предложением будет ознакомлен оргкомитет по проведению... съезда учителей. Так что я не теряю надежды, что оно будет, наконец, принято и не «по возможности», а просто - реализовано.

...Последнее, что необходимо сказать. Дети, о которых идет речь - жертвы ненормального положения в нашем просвещении. Жертвы нелепых программ, перенасыщенных совершенно ненужными сведениями. Жертвы трудных и скучных учебников. Жертвы беспомощных методов обучения. Однако ждать мы не можем. Мы обязаны уже сейчас, уже сегодня, дать каждому ребенку фактическую возможность учиться.

 

Вопросы: те же, что и по части 1.

 

Часть 4. Сравнение и обобщение рассмотренных позиций

В этой части работы выделяются основания, по которым возможна сравнительная характеристика как рассмотренных позиций, так и других  их вариантов. Для этого объединяются две позиции из трёх и противопоставляются третьей. В каждом случае важно выделить как можно больше оснований - сколько получится.

 

Вопросы:

1. Что объединяет первую и вторую позиции, Драгункина и Хадаева, и отличает их от третьей позиции - от позиции Кленицкой (противопоставляет ей)? Напишите буквы Д. и Х., поставьте двоеточие и перечислите выделенные основания через запятую.

2. Что объединяет первую и третью позиции, Драгункина и Кленицкой, и отличает их от второй позиции - от позиции Хадаева (противопоставляет ей)? Напишите буквы Д. и Кл., поставьте двоеточие и перечислите выделенные основания.

3. Что объединяет вторую и третью позиции, Хадаева и Кленицкой, и отличает их от первой позиции - от позиции Драгункина (противопоставляет ей)? Напишите буквы Х. и Кл., поставьте двоеточие и перечислите выделенные основания.

4. Разделите страницу по ширине пополам.  Слева будут «Основания», справа - «Ранги». Выпишите в левый столбик все выделенные основания. Справа расположите их номера от более общего (ему присваивается первый номер) к самому частному; этому основанию присваивается номер последнего в ряду. Таким образом, получится два столбика: исходный и итоговый.

5. Аргументируйте своё решение. Какие основания при характеристике педагогических позиций являются общими, а какие - частными? Возможны варианты ответа. Во-первых, - обобщённый, в свободной форме. Во-вторых, - ответ, объясняющий результат, полученный при ранжировании: «Самое общее основание - такое-то, потому что ...» и «Самое частное основание - такое-то, потому что ...». В оптимальном случае желательны оба варианта ответа.

__________________________________________