ПЗ-5. Психология урока

Цель работы: осознание основных психологических аспектов в работе при подготовке, проведении и анализе урока.

 

Задания:

1. Разработать план-конспект урока по определённому учебному предмету. Нужно написать этот план-конспект на отдельном листочке и, оформив его должным образом, вложить в протокол  ПЗ.

2. Определить, какие психические особенности участников педагогического взаимодействия принимаются во внимание на подготовительной фазе работы - при подготовке урока. В частности, при определении исходных рабочих понятий: цели урока, его объекта, его предмета, его задач, методов, средств, его вероятного результата. Выполнение этого задания нужно оформить в виде таблицы 1; в ней три рабочих столбца и семь рабочих строк:

Таблица 1

Рабочие понятия

Определение рабочих

понятий (номинативное)

Психические особенности

участников урока, учтённые, явно или подспудно, при определении рабочих понятий урока

Цель урока

 

 

Объект урока

 

 

Предмет урока

 

 

Задачи урока

 

 

Методы урока

 

 

Средства урока

 

 

Результаты урока

 

 

 

3. Раскрыть, как именно учёт психики участников урока отображён в его плане-конспекте. Для этого следует использовать план-конспект урока и столбец «Психические особенности...» в таблице 1 предыдущего задания - задания 2. Начните со слов: «3. В плане-конспекте психика участников учтена...»

4. Определить, какие психические особенности учителя и учащихся принимаются во внимание при проведении урока. Начните так: «4. При проведении урока обычно учитываются ...»

5. Раскрыть, как именно это отображено - учтено - в плане-конспекте: «5а). В моём плане-конспекте... 5б).Думаю, что в след. раз нужно учесть ... »

6. Определить, каковы вероятные критерии (меры, или основания для оценки), которыми будут руководствоваться различные участники урока при его анализе после проведения урока - при его ретроспективном разборе. Оформить таблицу 2 - с учётом количества этапов урока, предусмотренных его планом-конспектом:

Таблица 2

 

Критерии, которые используют:

Этапы урока (в соответст-вии с пла-ном)

учителя:

учащиеся:

методисты:

проводив-ший урок

присутст-вовавший на уроке коллеги

работав-ший на уроке

не работавший на уроке

присутст-вовавший на уроке

не бывший на уроке, но знаю-щий, «как надо»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

...

...

...

...

...

...

...

 

7. Определить, какие практические действия обеспечивают реальное психологическое сопровождение урока.

Начните со слов: «7.Действия при психол. сопров-ии урока: ...»

«7а) При подготовке урока -  ...» Какие?

«7б) При проведении урока - ...» Какие?

«7в) При ретроспект. разборе урока - ...» Какие?

 

Выводы (в виде завершения начатых формулировок):

1. «План-конспект урока:

«1а). В общем, ...» Что Вы можете о нём сказать, в общем?

«1б.) В частности, ...» Что Вы можете сказать о плане-конспексте, в частности?

 

2. «Рабочие понятия предстоящего урока нужно определять:

«2а) для того, чтобы ...» Для чего (зачем) это нужно?

«2б) это нужно, п. что ...» Почему это нужно?

 

3. «Психика участников урока при её осознании учитывается ...» Как? Каким образом? В какой форме выражается этот учёт?

 

4. «При проведении урока психика его участников учитывается учителем ...» Как? В какой форме? В чём выражается этот учёт?

 

5. «Критерии анализа прошедшего урока у различных его участников:

«5а) в общем ...» Какие?Что Вы можете о них сказать, в общем?

«5б) в частности же ...» Какие? Что Вы можете о них сказать, в частности?

«П. что ...» Аргументируйте свой ответ: почему Вы так считаете?

 

6. «Осознание собственных профессиональных действий:

«6а) Это ...» Что это такое - «осознание собственных проф. действий» (Как оно называется)?

«6б) Это осознание нужно для ...» Для чего оно нужно?

«6в) Это осознание  возможно ...» При каких условиях такое осознание становится возможным?

_____________________________________________