ПЗ-3. Участники педагогической ситуации

Цель работы на данном практическом занятии - осознание инструментальности предложенных моделей, модели человека и модели педагогической ситуации, при анализе существующего положения дел в педагогике и при проектировании должного (оптимального) положения дел. То и другое - с позиции самого исполнителя работы, в данном случае - студента ИНС-3-КИ.

 

В соответствии с целью в работе выделены две части. Сначала предлагается конкретизировать основных участников типичной, наиболее часто встречающейся педагогической ситуации (задание 1). Затем предлагается в том же ракурсе спроектировать свой вариант того, какими должны быть участники педагогической ситуации при оптимальном положении дел (задание 2). При выполнении обоих заданий для категоризации участников педагогической ситуации предлагается использовать, в частности, материалы предыдущих лекций, в том числе конкретизацию модели педагогической ситуации и модели человека, положенных в основу работы по данному учебному курсу «Психология. Педагогическая психология» (УК П.ПП).

Работу на практическом занятии завершают выводы.

 

Задание 1.Типичная педагогическая ситуация

Заполните приведённую ниже таблицу 1. В Вашем протоколе ПЗ-3 (6) таблица 1 помещается на первой странице, а при размашистом почерке - на первых двух страницах. В таком случае на с.2 сверху справа пишется: «табл.1 (продолж.)», - а затем воспроизводится «шапка» таблицы, в которой обозначено содержание её столбцов.

В столбцах таблицы обозначены позиции главных участников педагогической ситуации: Учителя, Ученика, Автора Учебного Материала (Программы) и Референта. В строках таблицы обозначены уровни характеристики человека. Сначала - как индивида: как представителя вида, представителя типа и как отдельного животного организма. Затем - как личности. При желании (и при возможности) следует выделить два подуровня характеристики личности: в её качественной определённости и в её функционировании. И завершают таблицу строки для категоризации человека как индивидуальности: как частного лица (персоны), как субъекта деятельности и как субъекта собственной жизни.

Ячейки таблицы невелики. Поэтому постарайтесь обозначить самые главные характеристики участников типичной (обычной) педагогической ситуации. При этом следует использовать как лекционный материал, так и другие источники и собственный опыт.

Уровни хар-ки ч-ка

Участники педагогической ситуации

Учитель

Ученик

Автор программы

Референт

индивид - предст-ль вида

 

 

 

 

индивид - предст-ль типа

 

 

 

 

индивид - организм

 

 

 

 

личность

 

 

 

 

частное лицо

 

 

 

 

субъект деят-сти

 

 

 

 

субъект  собств. жизни (инд-сть)

 

 

 

 

 

Задание 2. Оптимальная педагогическая ситуация

В задании 2 предложено спроектировать оптимальные характеристики у участников педагогической ситуации. Какими они должны быть, с точки зрения студента? Для проектирования используется таблица 2, которая помещается на второй странице протокола, а при размашистом почерке - на третьей и четвёртой странице. Тогда при оформлении таблицы следует учесть сказанное выше об особенностях оформления таблицы 1.

Таблица 2 по своей структуре (по количеству столбцов и строк и по их маркировке) идентична таблице 1. А вот содержимое ячеек в таблице 2 может быть как сходным, так и различным с содержимым ячеек предыдущей таблицы. С учётом реального положения дел, постарайтесь определить, каковы именно оптимальные характеристики у участников педагогической ситуации. (Будем считать, что оптимальными являются такие характеристики людей, которые в наибольшей степени способствуют достижению людьми главных целей в их совместной жизни).

 

Выводы (в форме завершения предложенных формулировок):

1. «Уровни х-ки ч-ка в модели, принятой для работы по УК, разл-ются...» По какому основанию (или основаниям)?

2. «Стороны х-ки ч-ка в принятой модели разл-ются...» По какому основанию (или основаниям)?

3. «Компоненты модели человека, в общем, - это...» Что?

4. «Конкретизация модели ч-ка в рамках данного ПЗ - это...» Что?

5. «Выделение разных уровней при х-ке ч-ка даёт...»Что?

6. «Выделение разл-х сторон при х-ке ч-ка даёт... Что?

7. «Думаю, что эта модель человека...» Что Вы можете о ней сказать, в общем?

8. «С т. зр. педагогики, принятая модель ч-ка...» Что делает?

9. «Работа на этом ПЗ...»Какое общее образовательное значение имеет?

10. «Думаю, что в прикл. плане эта работа...» Каков, с Вашей точки зрения, особенный прикладной смысл Вашей работы на этом ПЗ?

_________________________________________