ПЗ-2. Общие условия для развития человека

Цель работы: осознание общих условий для развития человека.

Задание: познакомиться с текстом и письменно ответить на вопросы.

 

История Облеана

(по Маргарет Мид. Ист.: Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему / Пер. с англ. - М., 1992. С.15 (изложение))

Постоянные занятия Пиджин - рыбная ловля, сбор кокосовых орехов, приготовление пищи и бесконечные ссоры с соплеменниками. Всё это, пожалуй, посложнее, чем целыми днями сплетничать, да воевать, что делают обычно мужчины племени.

Пиджин - представительница племени мундугуморов. Мундугуморы живут на Новой Гвинее, и среди них до середина ХХ в. был распространён каннибализм. Место обитания племени - берега быстрой речки. Как и все её соплеменницы, Пиджин смотрит на рождение и воспитание детей легко и просто. Она полагает, что об этом можно особенно не беспокоиться.

Облеан - её сын. Он недавно родился. Пиджин носит его в корзине, сплетённой из грубых, необработанных прутьев. Пиджин никогда не обнимает и не ласкает своего малыша. Дома его кладут на циновку, и он лежит один, исцарапанный прутьями корзины.

Малыш постоянно голоден, потому что мать не любит кормить его. Когда же она, наконец, снисходит до того, чтобы дать ему грудь, то, как и все мундугуморские женщины, не особенно беспокоится об удобствах для малыша. Во время кормления мать может сидеть, лежать, стоять - причём так, как удобно ей, а не ребёнку. Чуть только Пиджин почувствует, что сын перестаёт быть голодным, она сразу отнимает его от груди.

Облеана окружает враждебность и агрессивность. Когда он подрастёт, его постоянной едой станет мясо пленного врага - мясо сырое, варёное, жареное, сушёное. Во время трапез отец будет похваляться перед другими членами племени своими доблестями на охоте. Он будет с юмором расписывать сцены захвата добычи, - он так и будет говорить: «мяса».

Даже в любовных играх взрослые члены племени мундугуморов предпочитают бить и царапать друг друга.

 

Вопросы:

1. Что Вы испытали, знакомясь с историей Облеана:

а) какие чувства у Вас возникли? (Поставив маркер вопроса («1а)»), начните со слова: «Чувства: ...»);

б) какие мысли появились? («1б) Мысли: ...»);

в) какие намерения? (Что Вам захотелось сделать или как будто бы захотелось?) («1в) Намер.: ...»);

г) подчеркните ключевые слова в изложении своей реакции на историю Облеана. (Поставив маркер вопроса («1г)»), напишите: «Подчёрк. (см. выше)»).

 

2. Поставив номер вопроса («2») напишите: «Принятие роли». Представьте себя последовательно на месте основных действующих лиц этой истории:

а) на месте Облеана, лежащего в корзине за спиной у матери, когда она занята своими делами, с царапинами на всём теле. Что может чувствовать он в это время? (Начните со слова: «Облеан: ...»);

б) что чувствует к ребёнку его мать - Пиджин? («Пиджин: ...»);

в) каковы вероятные чувства отца Облеана к ребёнку, лежащему в корзине за спиной у Пиджин? («Отец: ...»).

 

3. Напишите: «Рац. анализ». Проанализируйте ситуацию рационально:

а) почему малыш постоянно лежит в корзине, а мать не берёт его на руки, не ласкает, даже не кормит досыта? («Малыш - в корзине, п. что ...»);

б) почему в этой истории отец Облеана не назван по имени? («Думаю, что отец здесь - без имени, п. что ...» Почему?);

в) каким будет Облеан, когда вырастет? («Облеан будет ...»).

 

4. Начните со слов: «Отношения, объект-е и субъект-е». Постарайтесь определить:

а) каковы  отношения взрослеющих мальчиков этого племени, отношения объективные и субъективные, к своим отцам, к другим мужчинам племени? (Начните так: «Мч - к отцу: ... К др. мужч. - ...»);

б) каковы  отношения взрослеющих девочек этого племени, отношения объективные и субъективные, к своим отцам, к другим мужчинам племени? («Дч - к отцу: ... К др. мужч. - ...»);

в) каковы  отношения взрослеющих мальчиков этого племени, отношения объективные и субъективные, к своим матерям, к другим женщинам племени? (Начните так: «Мч - к матери: ... К др. женщ. - ...»);

г) каковы  отношения взрослеющих девочек этого племени, отношения объективные и субъективные, к своим матерям, к другим женщинам племени? («Дч - к матери: ... К др. женщ. - ...»).

 

5. Рефлексивный подход к ситуации («Рефлекс. подход»):

а) как Вы относились бы к малышу Облеану на месте его матери (отца)? Аргументируйте свой ответ. («На месте матери (отца) я ...»Как относились бы? И почему? «П. что ...»);

б) каким могло быть Ваше поведение, когда Облеан был голоден? Аргументируйте свой ответ. («Когда Облеан голоден, я бы ...» Что делали? И почему?«П. что ...»).

 

6. «Обобщение»:

а) каковы условия для развития отдельного человека от новорождённости до взрослости? («Усл-я для развития ч-ка - это ...»);

б) как влияют культурные традиции на отношение к малышу в различных обществах? («Культ. традиции ...»);

в) что в личном жизненном опыте человека влияет, прежде всего, на характер его отношения к маленькому ребёнку? Можно использовать  пример собственного жизненного опыта. («На отн-е к ребёнку влияет ...» Что?).

 

7. В предыдущих вопросах использованы такие понятия, как «чувства», «мысли», «рефлексия», «действия».  Какое психологическое понятие раскрывается с их помощью (или через них)? Или: Какое понятие является общим для перечисленных? («Понятия «чувства», «мысли», «рефлексия», «действия» раскрывают ...» Что?).

 

8. Сделайте общий вывод: чему следует уделять наибольшее внимание в учебном курсе (УК) П.ПП? (Начните так: «В этом УК следует особо остановиться на таких вопросах: ...», - и далее перечислите в столбик).

____________________________________________