ЛК-7а. Учебно-познавательная деятельность и перспективы изменения её условий в новой школе

  1. Включённость в образование (примеры)
  2. Общие законы познания
  3. Базовые ожидания от учителей
  4. Национальный проект «Наша новая школа»

 

1. Включённость в образование (примеры)

Слова многозначны. Для нас точка отсчёта - это понятие «образование». Мы помним об общем, генетическом значении этого слова и о частном, педагогическом его значении. В общем - это становление определённости. В частности - это целенаправленная и организованная практика коммуникации культуры, оформленная как работа особых учреждений. Функциональной единицей коммуникации культуры является педагогическая ситуация. Её главные участники - коммуникатор и перцепиент, Учитель и Ученик. В быту считается, что учитель, прежде всего, учит, а ученик - учится. Но любое учение - это не только усвоение каких-то сведений и способов действия, не только формирование знаний и умений; это изменение всего человеческого опыта, в том числе и так называемых «личностных качеств». Т.е. речь идёт именно об образовании человека как члена общества.

В связи со сказанным будем иметь в виду определения «научения» и «учения».

Научение - это прижизненное адаптивное (приспособительное) изменение поведения, или приобретение опыта. А что такое «навыки» - и на уровне крысы, и на уровне человека, - мы с вами уже знаем. Учение же - это целенаправленная и организованная познавательная деятельность по формированию личного опыта как системы знаний, умений и отношений. Чем различаются научение и учение прежде всего? Активностью приобретающего опыт; активностью, которая определяет и опосредствует формирование опыта.

К. Роджерс - известный представитель гуманистического направления в практической психологии. Исходя из своей практики, Роджерс сформулировал следующие принципы педагогики как коммуникации культуры в её знаковых, символических формах.

1. Всё, что можно сообщить или даже показать кому-то, мало влияет или совсем не влияет на его поведение.

2. Информация, которая получена тобой лично и усвоена, которая стала твоим знанием или умением, не может быть прямо передана никому другому.

3. Значительно влияет на поведение только та информация, которая обнаружена, которая открыта и осмыслена самим познающим.

Возьмём три уровня образования: школа, вуз, повышение квалификации.

Главные условия для оптимизации образования учащихся в школе.

1.   Учение, значимое для учащегося, имеет место в ситуациях, воспринимаемых им как проблемные ситуации. Цель учителя - обеспечивать в классе атмосферу, стимулирующую и подкрепляющую познавательную активность учащегося.

2.   Учитель не должен играть роли; учителю следует быть (становиться!) самим собой. Он должен осознавать  свои отношения и должен быть откровенным с учениками. Главное для учителя - не то, пройдена ли положенная часть программы, а то, насколько его совместность с учениками была антропоцентричной, была полноценной именно как объединяющая людей, а не только носителей определённых социальных функций.

3.   Необходимо принимать и стремиться понимать учащихся. Отношение к ним должно быть безусловно положительным. Нужно понимать страх и обескураженность, которые обычно сопутствуют восприятию нового материала. Нужно понимать и другие чувства учащихся, связанные с семьей, с друзьями, с их собственным состоянием... Все они важны, так как принадлежат развивающемуся человеку, «охваченному» школой.

Условия для оптимизации образования в вузе - с позиции успешной студентки.

Воспроизводится текст Виктории Савельевой, студентки СПбГУ, с минимальной редакцией отдельных слов и выражений для органичного включения в текст лекции.

«Я хорошо помню свою первую экзаменаци­онную сессию: горы учебников на письменном столе повергали меня в душевный трепет. За несколько дней перед экзаменами я попыталась прочитать литературы столько, сколько прилеж­ный студент изучает целый семестр. Печаль­ный результат не заставил себя ждать. Кое-как сдав экзамены, я поняла, что хочу научиться чи­тать так, чтобы за меньшее время усваивать большой объём информации.

Каждый человек сдаёт экзамены на протя­жении своей жизни несколько раз. После пер­вой сессии из института обычно отчисляют 25-30% первокурсников. Но никто почему-то не подскажет им, как же всё-таки правильно сда­вать экзамены. Экзамены - это действительно нелёгкое испытание! Прежде всего, человек не может быть полностью уверен в своих знаниях, ведь всего знать невозможно. Всегда присут­ствует коварная мысль, что спросят именно то, что вы не успели выучить. Стресс, сопутствующий стра­ху, парализует мозг, и многие студенты и школьники жалуются на «провалы» в памяти.

Но из тысячи человек попадается один, ко­торый совершенно спокойно берёт билет, отве­чает, как правило, без подготовки и всегда по­лучает отличные оценки. Можно практически не ошибаясь сказать: «Этот человек прошёл специальное обу­чение». Для того что­бы снять напряжение и обрести уверенность в себе, применяются сеансы специаль­ной аутогенной тренировки. Студенты как бы дают себе установку на успешную сдачу экза­мена.

И вот я в учебном классе на программе «Доминанта». На первом же занятии я научилась читать без регрессий - без перечитывания текста. На втором и третьем занятиях меня снабдили двумя алгоритмами, которые по­могают лучше понимать и запоминать смысл текстов. После четвёртого занятия я уже не бубнила про себя читаемое. Затем мы отрабаты­вали упражнения на расширение поля зрения и концентрацию внимания. На шестом занятии было необычное упражнение - «метод штурма»: мы учились за 15 секунд находить на странице тек­ста самое главное - его доминанту.

С каждым разом я читала всё быстрее и бы­стрее. В конце курса мы освоили специальную методику успешной подготовки и сдачи экзаме­нов! Всё оказалось очень просто! Повторять билеты перед экзаменом надо не хаотично, а по специальной схеме, соблюдая определённые и чётко обозначенные интервалы. Всё это за­нимает всего два дня!

Что же в итоге? Все экзамены я сдала на «от­лично» и теперь получаю повышенную стипен­дию! Виктория САВЕЛЬЕВА, студентка СПбГУ.(Ист.: Асток-пресс. № 36 (605). 12.09.2005. С.8. С ред. изм.)

Условия для оптимизации послевузовского образования.

Организатор курсов «Психология управления персоналом» в МГУ, Гул? Базарова, справедливо считает, что системное бизнес-образование помогает человеку «осознать и эффективно использовать свой опыт, позволяет заглянуть внутрь себя и стать мудрее».

На основании семилетних собеседований и анкетирования поступающих на курсы «Психология управления персоналом» были выделены «пять типов слушателей, имеющих разные мотивы». Их названия условны.

1. [«Искатели», или] «исследователи», ещё только определяются, в какую прикладную область они пойдут работать.

2. «Овладевающие» уже определились с местом работы и хотят параллельно с практикой осваивать теоретический материал в избранной профессии.

3. «Испытатели» уже определились со своим будущим. Они вдоволь наэкспериментировались на своём рабочем месте, набрались практического опыта и пришли учиться, чтобы теоретически закрепить свою практику.

4. «Специалисты» очень хорошо знают свою работу и уже подустали от однообразия. Они пришли за импульсом. Им необходим инсайт (озарение) для того, чтобы появились новые задачи, чтобы возникли новые интересы.

5. «Профессионалы» успешно справляются со своими функциями, могут решать любые задачи, с которыми далеко не все могут справиться. «Профессионалы» развивают себя через профессию. Они пришли для того, чтобы научиться передавать свой опыт сотрудникам и подчинённым. (Ист.: Управление персоналом. - 2003. - № 4 (81). С.7).

[Вопросы для самостоятельной работы: 1) По какому основанию различаются условия для оптимизации образования в трёх приведённых примерах? 2) В чём своеобразие этих условий в школе? 3) ...В вузе? 4) ...На курсах повышения квалификации?]

 

2. Общие законы познания

А теперь мы с вами познакомимся с извлечениями из фундаментального психологического исследования - из работы В.М. Аллахвердова «Сознание как парадокс» (СПб., 2000). Обобщив большое количество источников информации, в том числе - и результаты собственных экспериментов, В.М. Аллахвердов сформулировал несколько психологических законов, назвав большинство из них именами мыслителей прошлого, которые в своих трудах так или иначе предвосхитили современное понимание этих законов.

1) Закон Юма. Случайные события всегда осознаются человеком как чем-то обусловленные, или как неслучайные. Более того. Принятие решения в условиях неопределённости случайно, но сам человек приписывает принятому решению некоторую логику, находит для него какое-то общее основание. Человек заявляет о своём решении как о частном проявлении общего принципа. Досознательные, или протосознательные процессы при принятии решения - это, прежде всего, механизм случайного выбора, но его результат всегда интерпретируется как неслучайный.

2) Закон Фрейда - Фестингера. Механизм осознания противоречивых явлений - это их искажение (сглаживание) или даже игнорирование как противоречивых. И осознание, в общем случае,  - это работа по сглаживанию противоречий.

3) Закон разрыва шаблона. Неожиданные изменения ситуации вызывает эмоциональный шок и нарушения в поведении. Это состояние сохраняется до тех пор, пока не произойдёт переосознание ситуации и не будет найден новый принцип её организации - с точки зрения шокированного субъекта.

3а) Закон Узнадзе описывает осознание того, как нарушается ситуативная закономерность. Нарушение используемой схемы поведения затрудняет самые простые решения. Появляются хаотические и малопродуктивные попытки избавиться от происшедших изменений. При этом неожиданное запечатлевается гораздо лучше, чем ожидавшееся.

3б) Законы отождествления. Осознание чего-либо начинается с предельно малых требований к его точности. Следствие этого - удовлетворённость любым результатом. («Если хочешь быть доволен, не жди слишком многого».)

4) Обобщённый закон Хика раскрывается в двух положениях:

4а) Редкие, неожиданные воздействия осознаются дольше, чем частые, ожидавшиеся.

4б) Время осознания воздействия зависит от вероятности заранее подготовленных ответов на них.

5) Закон Джеймса. То, что не изменяется, не осознаётся. Осознаётся же только такая информация, которая меняется объективно или субъективно.

Как вывод: Сохранение осознаваемого обеспечивается только путём его изменения (то есть путём манипуляций с тем, что осознаётся). Обычно не осознаётся общий фон. Неизменное воздействие перестаёт осознаваться; удерживается же она в сознании только за счёт её субъективной трансформации. Чем более осмыслена информация, тем лучше она сохраняется. Чем она сложнее, тем проще она искажается и легче воспроизводится...

6) Законы интерференции: человек не может выполнить запрет осознавать то, что уже было осознано. Это происходит без участия сознания: базовое, уже когда-то названное содержание опыта «всплывает» как будто бы само собой. Задачи, требующие его игнорировать, называются «интерференционными». Таковы задачи не думать о высоте - для альпиниста, висящего над пропастью; не думать о толще воды над головой - для члена команды подводной лодки; не думать о перспективе быть заживо погребённым - для спелеолога, находящегося во мраке лабиринта подземных пещер...

Тема таб? есть в фольклоре во всех культурах земли - как и тема нарушения таб?. «Запретный плод» постоянно возвращается в сознание и побуждает нарушать принятые нормы. Появление запрета ведёт за собой неистребимое желание попробовать его нарушить...

Как преодолеть интерференцию?

Нужно снять запрет, заменив задачу игнорирования, например, «не думать о белом медведе», задачей выполнения: например, «не расплескать воду в стакане...».

Примеры: а) нарочитые ошибки при письме во время игры в школу («шол» вместо «шёл») ведут к грамотному письму; б) Викт?р Франкл излечивал своих пациентов-невротиков: от бессонницы - запрещением спать, от тремора - демонстративностью («покажите-ка, как здорово у вас дрожат руки...»); от ночного энуреза - обещанием платы за каждую мокрую постель; от импотенции - рекомендацией  воздерживаться от половой близости, научившись спать бок о бок с любимой женщиной, не возбуждаясь...

7) Закон Ланге. При последовательном увеличении времени познания образ проходит несколько стадий до ясного осознания объекта. Сначала есть «толчок в сознании»: воздействие воспринимается как нечто неопределённое, - а затем образ уточняется вплоть до ясного осознания воздействия.

Выводы: 1) на протяжении всей работы по осознанию вообще нет (и не может быть!) никаких ошибок; 2) в сознании отождествляются объекты, которые субъективно сходны в каком-либо отношении.

8) Закон классификации. При осознании любой объект рассматривается как член класса объектов, содержащего более чем один элемент. Отнесение к классу есть отождествление с другими членами этого класса. Всегда существует диапазон классообразования, внутри которого находятся все элементы класса, или «зона осознанности». По закону Ланге этот диапазон со временем уменьшается. Но, по закону классификации, он никогда не достигает нуля.

9) Закон Рош. Члены класса неравноправны: среди них есть более и менее типичные.

10) Обобщённый семиотический закон. Использование любого знака (слова) характеризуется единством синонимичности и омонимичности. Напомню, что синонимы - это знаки (слова) со сходными значениями, а омонимы - это знаки (слова), имеющие различные значения.

11) Законы последействия, позитивного (а) и негативного (б):

а) Случайный выбор при воспроизведении его условий повторяется, а другие варианты возможного выбора при этом игнорируются;

б) То, что не было выбрано случайно, при повторении ситуации не выбирается, но затем вспоминается некстати. Иначе говоря: мы снова и снова действуем так, как когда-то, и не делаем того, чего не делали ранее, хотя в других ситуациях и можем сожалеть об этом. А для изменения своего поведения нужны целенаправленные усилия.

Законы, с которыми мы с вами познакомились, универсальны, и они в полной мере распространяются на познавательную активность и учащихся, и учителей.

 

3. Базовые ожидания от учителей (или «Памятка учителю от ребёнка»)

1. Для меня не одинаковы все уроки и дни недели. То, что я хорошо делаю на втором уроке, я не всегда могу делать на шестом.

2. Когда я устаю, дайте мне отдохнуть на уроке. Мне нравятся и физкультминутки, и просто добрые слова.

3. Даже у Пушкина по математике были двойки. И мне не все предметы даются одинаково легко.

4. Я - ребёнок, я люблю побегать и повеселиться. Дайте мне такую возможность, и я не буду вертеться на уроке.

5. Пусть в классе у меня будет место, где я смогу отдохнуть так, как хочу.

6. Лучше всего я работаю первые 10-15 минут. Мне тяжело заниматься последние пять минут урока и на перемене.

7. Объясните мне, для чего нужно то, что дают в школе, и мне будет интереснее учиться.

8. Не принижайте мои достоинства и не ущемляйте мои права. Тогда вы увидите, как я уважаю своих учителей.

9. Мне приятно входить в чистый, проветренный класс. Я готов(а) помочь сделать наш класс самым лучшим.

10. Расскажите моим родителям, что вы от меня требуете, чтобы мне не приходилось спорить с ними дома.

11. Когда я голоден (голодна) или хочу пить, я не могу думать об учёбе.

12. Дайте мне право на ошибку. Помогите мне в сложной ситуации.

13. Дайте мне возможность сделать столько, сколько я могу сделать, - и в классе, и дома.

Приведённые «детские» формулировки являются исходными в системе социальных экспектаций (ожиданий-требований) от учителя.

 

4. Национальный проект «Наша новая школа»

04.02.2010 г. президент РФ Д.А. Медведев утвердил проект под названием: Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Познакомимся с изложением этого проекта, имея в виду более полное ознакомление с ним на практическом занятии.

По мнению авторов проекта, общие условия для  достойной жизни россиян и для конкурентоспособности России в мире - это модернизация и инновационное развитие. Важнейшими человеческими качествами становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Всё это формируется с детства. И главные задачи школы - раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочность и патриотизм, готовность жить в высокотехнологичном, конкурентном мире, самостоятельность в  постановке и достижении серьёзных целей, умение реагировать на различные жизненные ситуации.

Школа будущего должна соответствовать целям опережающего развития: вовлекать в исследования и творчество, проектирование и изобретения; она должна обучать: понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать другим, формулировать интересы и осознавать возможности.

Новая школа - это школа для всех. Она обеспечивает успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с учётом их возраста и индивидуальных особенностей в начальной, основной и старшей школе.

Учителя новой школы открыты всему новому, понимают детскую и возрастную психологию, хорошо знают свой предмет; они помогают школьникам найти себя, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе. Они чутки, внимательны и восприимчивы к школьникам. Директор новой школы - свободный  и ответственный человек.

Новая школа - это центр взаимодействия родителей, местного сообщества, учреждений культуры, здравоохранения, спорта, досуга, других организаций социальной сферы. Этот центр открыт в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия становятся местом семейного отдыха.

Новая школа - это современная инфраструктура: это здания нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями. Это добротная и функциональная внутренняя архитектура: это столовая с вкусной и здоровой едой, это медиатека и библиотека. Это также высокотехнологичное учебное оборудование, широкополосный Интернет, грамотные учебники и интерактивные учебные пособия. И это условия для занятий спортом и творчеством.

Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

В проекте новой школы выделены шесть основных направлений в развитии общего образования. Это образовательные стандарты, поддержка талантов, подготовка учителей, развитие школьной инфраструктуры, обеспечение здоровья школьников и самостоятельности школ. Положения проекта будут рассмотрены подробнее на практическом занятии.

 

Итак, в этой лекции обозначены некоторые существенные аспекты вовлечённости различных учащихся в образование. Мы также познакомились с общими законами познания и с исходными, базовыми ожиданиями от учителей со стороны начинающих (!) учащихся. Мы также предварительно познакомились с национальным проектом «Наша новая школа». Предполагается, что его реализация изменит условия развития познания в школе.

 

Задания к «ЛК-2. Учебно-познавательная деятельность...»

1. Как соотносятся реальные (актуальные) характеристики учащихся, с Вашей точки зрения, по Вашим впечатлениям, и цели национального проекта «Наша новая школа» (2010)?  Начните так: «По-моему, ...»

2. В России есть люди, чьи доходы в десять и более раз превышают средние доходы по стране. Почему-то у некоторых богатых людей дети получают образование в России, а не за границей. Как Вы думаете, отличаются ли чем-нибудь эти дети-школьники от абсолютного большинства своих сверстников? Если отличаются, то - чем? Аргументируйте свой ответ. Начните так: «Дети богатых людей ... (...). П. что ...»

3. Какие особые группы (категории) учащихся Вы могли бы выделить? Назовите их через запятую. Начните так: «Среди особых уч-хся - ...» Какие учащиеся? Кратко охарактеризуйте каждую категорию: каковы её представители?

4. В первом вопросе лекции приведены примеры условий для оптимизации образования на разных его уровнях. По какому основанию различаются эти условия? Начните так: «Условия для опт-ции разл-тся ...»

4а) В чём своеобразие этих условий в школе?  («В школе ...»)

4б) ...В вузе? («В вузе ...»)

4в) ...На курсах повышения квалификации? («При повыш. квал-ции ...»)

5. «Вовлечённость в образ-е:

5а) вообще всех уч-ся разл-тся...» По каким общим основаниям?

«5б) первоклассников отл-тся от вовл-сти более старших шк-ков...» Чем?

«5в) подростков отл-тся от вовл-сти старшеклассников...» Чем?

«5г) старшекл-в отл-тся от вовл-сти студентов...» Чем?

«5д) студентов отл-тся от вовл-сти старшекл-в ...» Чем?

«5е) профессионалов при повыш. квал-ции отл-тся от вовл-сти студентов вуза ...» Чем?

6. Во втором вопросе лекции приведены формулировки общих законов познания. Содержание этих законов отличается от содержания определений, которые ранее, по курсу психологии человека, давались различным психическим образованиям и, в частности, познавательным явлениям. Чем, по какому основанию (или по каким основаниям) содержание законов познания отличается от содержания определений отдельных познавательных явлений? Начните так: «Содержание законов познания ...» Какое оно, в отличие от содержания определений, которые предлагались для отдельных познавательных явлений?

7. Почему в третьем вопросе лекции «базовые ожидания от учителей» раскрыты (конкретизированы) только «Памяткой учителю от ребёнка»? Начните так: «Думаю, что ...»

_______________________________________________________