ЛК-7. Ученик и учебно-познавательная деятельность

  1. Дети, в том числе учащиеся, в России
  2. Дети «новых русских» в России
  3. Включённость в образование (примеры)
  4. Общие законы познания
  5. Базовые ожидания от учителей

 

1. Дети, в том числе учащиеся, в России

К началу ХХ1 века в России люди до 15 лет - «дети» - составляют около 21%. Из них каждый пятый (около 4% от общего числа жителей) - подростки. Для сравнения: в начале 60-х годов ХХ века, т.е. примерно полвека назад, детей было 37%.

В Петербурге доля детей ещё меньше.

В С.-Петербурге 825 образовательных учреждений среднего звена. В общеобразовательных школах учатся 380 000 детей; в профессиональных училищах и лицеях - 51 000 человек. Всего - около 431 тыс. учащихся в 743-х общеобразовательных учреждениях и в 82-х учреждениях начального и среднего профессионального образования. В том числе около 3-х тысяч - в негосударственных школах. От общего числа жителей города (около 4,5 млн чел.) это составляет примерно 9,6%. Детей в городе мало по сравнению с другими регионами (и странами) и с каждым годом количество их уменьшается.

Относительно здоровыми считаются 15-20% детей и подростков. По различным источникам к 11 классу от 70% до 90%  учащихся имеют хронические заболевания. Учителя говорят о росте числа детей с отклонениями в психике. Психические заболевания диагностируются у 25% подростков. Это связывается, в частности, с ростом учебной нагрузки.

Около 1 млн. детей и подростков из 37 млн. в РФ - инвалиды. Обнаружение патологии ежегодно растёт на 10-15%. К концу ХХ века (1997-1999 гг.) рост смертности среди подростков составил 36%. В России детская смертность в 3 раза больше, чем в Европе. Ежегодно погибают от 20 тыс. до 30 тыс. детей и подростков. По данным государственной статистики, в России за первое десятилетие ХХ1 века покончили с собой около 30 тысяч несовершеннолетних. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место в мире. Ежегодно в России расстаются с жизнью около 2 500 несовершеннолетних. Второе место - у США: 1 800 детей-самоубийц в год. Этому способствуют беспризорщина, алкоголь, другие наркотики, криминальная обстановка. По оценке специалистов, на первом месте по вредности - экология, а на втором - школа (!)...

В Петербурге проводятся регулярные обследования учащихся 1-х - 11-х классов. Приходят в школу с 1-2-мя хроническими болезнями, а заканчивают школу - с 5-6-ю. Иммунодефицитные заболевания - у 90% детей. 93% учащихся имеют те или иные хронические заболевания. В том числе 35-40% - заболевания ЖКТ (колиты, язвы и др.). В 12-14 лет 10% девочек и 3% мальчиков - с анемией; ещё 15% близки к этому состоянию: имеют слабость, одышку, сердечные перебои. На 1 000 детей приходится 2 700 различных болезней. В 2003 г. впервые (!) в отечественной открытой печати появилась информация о том, что в Петербурге ежегодно рождается 50-60 детей с болезнью Дауна. Доля так называемых «практически здоровых» детей, по различным оценкам, составляет от 6% до менее чем одного процента...

В 60-е годы ХХ века в СССР, как и в других странах, было зафиксировано явление акселерации. Всё чаще встречались крупные, высокие дети, развивавшиеся быстрее обычного. В 90-е годы отмечена децелерация. Всё чаще масса тела и рост оказывались ниже того, что считалось нормой. Децелерация отмечена во всём мире, но в России она была особенно выражена в связи с неблагоприятными изменениями в образе жизни и в питании, в частности. У девочек - сужение таза, запаздывание биологического созревания. Хронические заболевания - у 78% выпускниц средней школы. Адаптивность падает - и у мальчиков, и у девочек. Следствие: рождаемость падает и будет падать.

Младшие учащиеся заняты учебными делами по 10-12 часов; старшие - по 15. На сон остаётся около 7 часов. Двигательная сфера ограничена до предела. Когда-то все знали, что учебная неделя должна быть не более 36 часов. В последние годы фактическая учебная («рабочая») неделя у старшеклассников составляла 60-70 часов.

Важно иметь в виду, что дидактогении - порождение довольно далёкого прошлого. Уже в середине Х1Х века врачи установили, что у учащихся, в отличие от их сверстников, не получающих образование, чаще бывают близорукость, нарушения осанки, неврастения, анемия... В ХХ веке, в российской школе 20-х годов, был выделен «синдром отличницы». В него вошли: повышенная тревожность, постоянное чувство нехватки времени и опаздывания, сверхтребовательность к себе во всём («нужно успеть «на пять»...»), неудовлетворённость собой, нарушенный менструальный цикл...

С 1999 г. в России появились новые «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений». Там было прописано всё: и положенный режим обучения, и требования к мебели, к освещению, к занавескам на окнах... И то, что ребятам иногда необходимо «считать ворон»: взгляд должен отдыхать, перемещаясь с ближней перспективы на дальнюю.

Был отменён приём в школу шестилеток. К моменту поступления должно быть не менее 6 лет 5 мес. 29 дней. Более младшие дети, даже читающие и пишущие, ещё не готовы к школе ни физически, ни психически, в частности, как нуждающиеся в дневном сне. В классе должно быть не более 25 учеников. Занятия - 5 дней в неделю, только в первую смену с 9 утра. По медицинским показаниям дети учатся без отметок, без контрольных работ и без домашних заданий в течение всего первого года обучения.

В 2001/02 г. началось возвращение к четырёхлетнему начальному образованию, которое до этого 15-20 лет усиленно заменяли трёхлетним. Перспективу 12-летнего образования специалисты оценивают положительно, если только нагрузка не возрастёт, а будет перераспределена. Но педагоги с трудом воспринимают установки гигиенистов. То, что, казалось бы, очевидно на уровне здравого смысла, вынуждены повторять и специалисты. Людмила Михайловна Сухарева - замдиректора Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков (НЦОЗ РАМН). Она говорит, что до сих пор (!) явные признаки переутомления у ребёнка - ёрзание, размахивание руками - часто воспринимаются учителями как... хулиганские выходки.

С 2004 г. в школах и детских садах 200 городов России, в том числе и в Петербурге, в форме факультатива стали проводить уроки здоровья. Они используют технологию биологической обратной связи (БОС), предложенную физиологом Александром Сметанкиным. Детей учат правильно дышать. Методика позволяет уберечься не только от простуды, но и от любой другой болезни. Она требует постоянной тренировки.

В основной сетке школьного расписания уроков здоровья пока нет; занятия в кабинетах информатики проходят факультативно. Чтобы детское учреждение внедрило у себя методику БОС (кстати, не бесплатно), необходимы благословение администрации и желание родителей.

С точки зрения экологов, инициатива эта хорошая. Однако сейчас не выдерживает критики ни то, что ребёнок ест, ни то, что он пьёт. Поэтому технологию биологической обратной связи нельзя считать абсолютной панацеей от бед, определяющих здоровье наших детей.

Коренное изменение государственной образовательной политики предусмотрено национальной образовательной инициативой «Наша новая школа». Эта инициатива была утверждена Президентом РФ Д.А. Медведевым 04.02.2010. В частности, предусмотрено введение новых образовательных стандартов, поддержка талантов, изменение статуса учителей и школьной инфраструктуры, изменение отношения к здоровью школьников и предоставление школам б?льшей самостоятельности.

 

2. Дети «новых русских» в России

«Дети новых русских - самые больные». Это высказывание стало эпиграфом к статье Ольги Дюбанковой (АиФ. № 37. 2001).

Большинство людей этим детям завидует. Они учатся в самых престижных школах и питаются деликатесами. Но это - только вершина айсберга материального благополучия. Родительские деньги, как ни парадоксально, делают отпрысков новых русских самыми больными детьми в стране.

На приём к врачу их привозят в бронированных автомобилях и в сопровождении охранника с автоматом.  Шкафообразный сопровождающий не имеет права оставить ребёнка наедине с врачом: а вдруг в кабинете похитители прячутся. И страх это не пустой. Ирина Звездина - ведущий научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМ. Она говорит: «Мне приходилось обследовать ребёнка, которого уже похищали и выкупали. Внешне он производит впечатление благополучного, но сильнейшая психологическая травма негативно сказалась на его здоровье. У другого мальчика мы обнаружили шов от пулевого ранения в области сердца...».

Ребёнок богатых родителей каждую минуту находится под неусыпным надзором. До школы - под присмотром няни и дяди с автоматом; в школе - класс из трёх-четырёх детей, за которыми по-прежнему наблюдает человек с оружием. Забота родителей о безопасности ребёнка превращает его в пленника со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это неврозы, депрессии, заболевания желудочно-кишечной и сердечно-сосудистой систем, трудности с социальной адаптацией. А если бдительность оказалась недостаточной, то после похищения ребёнка или после перестрелки на его глазах нужны месяцы работы с психотерапевтом, чтобы хоть как-то нейтрализовать психическую травму.

Деньги не прибавляют новым русским знаний о том, как вырастить ребёнка здоровым. Ребёнку нужны сбалансированный режим, в том числе - режим питания, двухчасовые игры на свежем воздухе и 11 часов сна. Вместо этого богатые родители покупают ребёнку самую совершенную технику, и возле неё он проводит всё свободное время и забывает про сон. (Вспомним про опыты Олдса с вживлением электродов в глубинные мозговые структуры, в области «ада» и «рая»...)

Даже если у родителей не хватает денег, чтобы окружить ребёнка всеми достижениями современной цивилизации, они всё равно находят способы сделать его очень больным. Этому способствует устройство ребёнка-дошкольника в особое дошкольное образовательное учреждение, нацеленное на подготовку его к поступлению в элитную школу. Или, как выразилась одна журналистка, - нацеленное на формирование из детей «биороботов успеха» с фактическим вытеснением из их жизни всего, что не предусмотрено образовательным стандартом. В дальнейшем ребёнок будет учиться в «сильной» школе и совмещать это с дополнительным образованием, например, в музыкальной школе и во всевозможных кружках.

В результате оказывается, что так называемые умные дети, проводящие за источниками информации большую часть суток, по количеству болячек идут по пятам за своими богатыми сверстниками. Вот «джентльменский набор» современного очень образованного школьника: неврозы, гастрит, сколиоз и близорукость... (Ср. с «набором» отличницы в начале ХХ века). Существенная деталь: первый признак приближения ребёнка к этому «джентльменскому набору», к этому «идеалу» со знаком «минус», - это грубость ребёнка по отношению к родителям.

Станет ли история болезни ребёнка такой же пухлой, как у детей «новых русских», зависит от родительских амбиций. Неплотно набитый родительский кошелёк оставляет детям его владельцев выбор, которого нет у детей, чьи родители сегодня богаты. Так писала журналист Ольга Дюбанкова в 2001 г. С тех пор прошло десять лет...

[Вопросы: 1) Есть ли сейчас такие дети? Аргументируйте своё мнение 2) Какие особые группы учащихся в российских школах могли бы выделить Вы? Кратко охарактеризуйте каждую из выделенных групп.]

 

 3. Включённость в образование

Слова многозначны. Для нас точка отсчёта - это понятие «образование». Мы помним об общем и о частном, педагогическом значении этого слова. В общем - это становление определённости. В частности - это целенаправленная и организованная практика коммуникации культуры. В ней участвуют, прежде всего, коммуникатор и перцепиент, Учитель и Ученик. Считается, что учитель, прежде всего, учит, а ученик - учится.

Но учение всегда - это не только усвоение каких-то сведений и способов действия, не только формирование знаний, но это и изменение всего человеческого опыта, в том числе и так наз. «личностных качеств». Т.е. речь фактически идёт об образовании.В связи со сказанным будем иметь в виду определения «научения» и «учения».

Научение - это прижизненное адаптивное (приспособительное) изменение поведения, или приобретение опыта. А что такое «навыки» - и на уровне крысы, и на уровне человека, - мы с вами уже знаем. Учение же - это целенаправленная и организованная познавательная деятельность по формированию личного опыта как системы знаний, умений и отношений. Чем различаются научение и учение? Активностью их носителя; активностью, которая опосредствует формирование его опыта.

К. Роджерс - известный представитель гуманистического направления в практической психологии. Исходя из своего опыта, он сформулировал следующие положения педагогики как коммуникации культуры в её знаковых, символических формах.

1. Всё, что можно сообщить или даже показать другому, мало влияет или совсем не влияет на его поведение.

2. Информация, которая получена тобой лично и усвоена, которая стала твоим знанием или умением, не может быть прямо передана никому другому.

3. Значительно влияет на поведение только та информация, которая обнаружена, которая открыта и осмыслена самим учащимся.

Возьмём три уровня образования: школа, вуз, послевузовское образование.

Главные условия для оптимизации образования учащихся в школе

1.   Учение, значимое для учащегося, имеет место в ситуациях, воспринимаемых им как проблемные ситуации. Цель учителя - обеспечивать в классе атмосферу, стимулирующую и подкрепляющую познавательную активность учащегося.

2.   Учитель не должен играть роли; учителю следует быть (становиться!) самим собой. Он должен осознавать  свои отношения и должен быть откровенным с учениками. Главное для учителя - не то, пройдена ли положенная часть программы, а то, насколько его совместность с учениками была антропоцентричной, была полноценной именно как объединяющая людей, а не только носителей определённых функций.

3.   Необходимо принимать и стремиться понимать учащихся. Отношение к ним должно быть безусловно положительным. Нужно понимать страх и обескураженность, которые обычно сопутствуют восприятию нового материала. Нужно понимать и другие чувства учащихся, связанные с семьей, с друзьями, с самим собой... Все они важны, так как принадлежат развивающемуся человеку, «охваченному» школой.

Условия для оптимизации образования в вузе - с позиции успешной студентки

Воспроизводится текст Виктории Савельевой, студентки СПбГУ, с минимальной редакцией отдельных слов и выражений для органичного включения в контекст курса ПиП.

«Я хорошо помню свою первую экзаменаци­онную сессию: горы учебников на письменном столе повергали меня в душевный трепет. За несколько дней перед экзаменами я попыталась прочитать литературы столько, сколько прилеж­ный студент изучает целый семестр. Печаль­ный результат не заставил себя ждать. Кое-как сдав экзамены, я поняла, что хочу научиться чи­тать так, чтобы за меньшее время усваивать большой объём информации.

Каждый человек сдаёт экзамены на протя­жении своей жизни несколько раз. После пер­вой сессии из института обычно отчисляют 25-30% первокурсников. Но никто почему-то не подскажет им, как же всё-таки правильно сда­вать экзамены. Экзамены - это действительно нелёгкое испытание! Прежде всего, человек не может быть полностью уверен в своих знаниях, ведь всего знать невозможно. Всегда присут­ствует коварная мысль, что спросят именно то, что вы не успели выучить. Сопутствующий стра­ху стресс парализует мозг, и многие студенты и школьники жалуются на «провалы» в памяти.

Но из тысячи человек попадается один, ко­торый совершенно спокойно берёт билет, отве­чает, как правило, без подготовки и всегда по­лучает отличные оценки. Можно практически не ошибаясь сказать: «Этот человек прошёл специальное обу­чение». Для того что­бы снять напряжение и обрести уверенность в себе, применяются сеансы специаль­ной аутогенной тренировки. Студенты как бы дают себе установку на успешную сдачу экза­мена.

И вот я в учебном классе на программе «Доминанта». На первом же занятии я научилась читать без регрессий - без перечитывания текста. На втором и третьем занятиях меня снабдили двумя алгоритмами, которые по­могают лучше понимать и запоминать смысл текстов. После четвёртого занятия я уже не бубнила про себя читаемое. Затем мы отрабаты­вали упражнения на расширение поля зрения и концентрацию внимания. На шестом занятии было необычное упражнение - «метод штурма»: мы учились за 15 секунд находить на странице тек­ста самое главное - его доминанту.

С каждым разом я читала всё быстрее и бы­стрее. В конце курса мы освоили специальную методику успешной подготовки и сдачи экзаме­нов! Всё оказалось очень просто! Повторять билеты перед экзаменом надо не хаотично, а по специальной схеме, соблюдая определённые и чётко обозначенные интервалы. Всё это за­нимает всего два дня!

Что же в итоге? Все экзамены я сдала на «от­лично» и теперь получаю повышенную стипен­дию! Виктория САВЕЛЬЕВА, студентка СПбГУ.(Ист.: Асток-пресс. № 36 (605). 12.09.2005. С.8. С ред. изм.)

Условия для оптимизации послевузовского образования

Организатор курсов «Психология управления персоналом» в МГУ, Гул? Базарова, справедливо считает, что системное бизнес-образование помогает человеку «осознать и эффективно использовать свой опыт, позволяет заглянуть внутрь себя и стать мудрее» (Управление персоналом. - 2003. - № 4 (81). С.7).

На основании семилетних собеседований и анкетирования поступающих на курсы «Психология управления персоналом» были выделены «пять типов слушателей, имеющих разные мотивы». Их названия условны.

1. [«Искатели», или] «исследователи», ещё только определяются, в какую прикладную область они пойдут работать.

2. «Овладевающие» уже определились с местом работы и хотят параллельно с практикой осваивать теоретический материал в избранной профессии.

3. «Испытатели» уже определились со своим будущим. Они вдоволь наэкспериментировались на своём рабочем месте, набрались практического опыта и пришли учиться, чтобы теоретически закрепить свою практику.

4. «Специалисты» очень хорошо знают свою работу и уже подустали от однообразия. Они пришли за импульсом. Им необходим инсайт (озарение) для того, чтобы появились новые задачи, чтобы возникли новые интересы.

5. «Профессионалы» успешно справляются со своими функциями, могут решать любые задачи, с которыми далеко не все могут справиться. «Профессионалы» развивают себя через профессию. Они пришли для того, чтобы научиться передавать свой опыт сотрудникам и подчинённым.

[Вопросы: 1) По какому основанию различаются условия для оптимизации образования в трёх приведённых примерах? 2) В чём своеобразие этих условий в школе? 3) ...В вузе? 4) ...На курсах повышения квалификации?]

 

4. Общие законы познания

А теперь мы с вами познакомимся с извлечениями из фундаментального психологического исследования - из работы В.М. Аллахвердова «Сознание как парадокс» (СПб., 2000). Обобщив большое количество источников информации, в том числе - и результаты собственных экспериментов, В.М. Аллахвердов сформулировал несколько психологических законов, назвав большинство из них именами мыслителей прошлого, которые в своих трудах так или иначе предвосхитили современное понимание этих законов.

1) Закон Юма. Случайные события всегда осознаются человеком как чем-то обусловленные, или как неслучайные. Более того. Принятие решения в условиях неопределённости случайно, но сам человек приписывает принятому решению некоторую логику, находит для него какое-то общее основание. Человек заявляет о своём решении как о частном проявлении общего принципа. Досознательные, или протосознательные процессы при принятии решения - это, прежде всего, механизм случайного выбора, но его результат всегда интерпретируется как неслучайный.

2) Закон Фрейда - Фестингера. Механизм осознания противоречивых явлений - это их искажение (сглаживание) или даже игнорирование как противоречивых. И осознание, в общем случае,  - это работа по сглаживанию противоречий.

3) Закон разрыва шаблона. Неожиданные изменения ситуации вызывает эмоциональный шок и нарушения в поведении. Это состояние сохраняется до тех пор, пока не произойдёт переосознание ситуации и не будет найден новый принцип её организации - с точки зрения шокированного субъекта.

3а) Закон Узнадзе описывает осознание того, как нарушается ситуативная закономерность. Нарушение используемой схемы поведения затрудняет самые простые решения. Появляются хаотические и малопродуктивные попытки избавиться от происшедших изменений. При этом неожиданное запечатлевается гораздо лучше, чем ожидавшееся.

3б) Законы отождествления. Осознание чего-либо начинается с предельно малых требований к его точности. Следствие этого - удовлетворённость любым результатом. («Если хочешь быть доволен, не жди слишком многого».)

4) Обобщённый закон Хика раскрывается в двух положениях:

4а) Редкие, неожиданные воздействия осознаются дольше, чем частые, ожидавшиеся.

4б) Время осознания воздействия зависит от вероятности заранее подготовленных ответов на них.

5) Закон Джеймса. То, что не изменяется, не осознаётся. Осознаётся же только такая информация, которая меняется объективно или субъективно.

Как вывод: Сохранение осознаваемого обеспечивается только путём его изменения (то есть путём манипуляций с тем, что осознаётся). Обычно не осознаётся общий фон. Неизменное воздействие перестаёт осознаваться; удерживается же она в сознании только за счёт её субъективной трансформации. Чем более осмыслена информация, тем лучше она сохраняется. Чем она сложнее, тем проще она искажается и легче воспроизводится...

6) Законы интерференции: человек не может выполнить запрет осознавать то, что уже было осознано. Это происходит без участия сознания: базовое, уже когда-то названное содержание опыта «всплывает» как будто бы само собой. Задачи, требующие его игнорировать, называются «интерференционными». Таковы задачи не думать о высоте - для альпиниста, висящего над пропастью; не думать о толще воды над головой - для члена команды подводной лодки; не думать о перспективе быть заживо погребённым - для спелеолога, находящегося во мраке лабиринта подземных пещер...

Тема таб? есть в фольклоре во всех культурах земли - как и тема нарушения таб?. «Запретный плод» постоянно возвращается в сознание и побуждает нарушать принятые нормы. Появление запрета ведёт за собой неистребимое желание попробовать его нарушить...

Как преодолеть интерференцию?

Нужно снять запрет, заменив задачу игнорирования, например, «не думать о белом медведе», задачей выполнения: например, «не расплескать воду в стакане...».

Примеры: а) нарочитые ошибки в игре («шол» вместо «шёл») ведут к грамотному письму; б) Викт?р Франкл излечивал пациентов-невротиков: от бессонницы - запрещением спать, от тремора - демонстративностью («покажите-ка, как здорово у вас дрожат руки...»); от ночного энуреза - обещанием платы за каждую ночь с мокрой постелью; от импотенции - требованием  воздерживаться от половой жизни, научившись спать бок о бок, не возбуждаясь...

7) Закон Ланге. При последовательном увеличении времени познания образ проходит несколько стадий до ясного осознания объекта. Сначала есть «толчок в сознании»: воздействие воспринимается как нечто неопределённое, - а затем образ уточняется вплоть до ясного осознания воздействия.

Выводы: 1) на протяжении всей работы по осознанию вообще нет (и не может быть!) никаких ошибок; 2) в сознании отождествляются объекты, которые субъективно сходны в каком-либо отношении.

8) Закон классификации. При осознании любой объект рассматривается как член класса объектов, содержащего более чем один элемент. Отнесение к классу есть отождествление с другими членами этого класса. Всегда существует диапазон классообразования, внутри которого находятся все элементы класса, или «зона осознанности». По закону Ланге этот диапазон со временем уменьшается. Но, по закону классификации, он никогда не достигает нуля.

9) Закон Рош. Члены класса неравноправны: среди них есть более и менее типичные.

10) Обобщённый семиотический закон. Использование любого знака (слова) характеризуется единством синонимичности и омонимичности. Напомню, что синонимы - это знаки (слова) со сходными значениями, а омонимы - это знаки (слова), имеющие различные значения.

11) Законы последействия, позитивного (а) и негативного (б):

а) Случайный выбор при воспроизведении его условий повторяется, а другие варианты возможного выбора при этом игнорируются;

б) То, что не было выбрано случайно, при повторении ситуации не выбирается, но затем вспоминается некстати.

Иначе говоря: мы снова и снова действуем так, как когда-то, и не делаем того, чего не делали ранее, хотя в других ситуациях и можем сожалеть об этом.

 

5. Базовые ожидания от учителей, или «Памятка учителю от ребёнка»

1. Для меня не одинаковы все уроки и дни недели. То, что я хорошо делаю на втором уроке, я не всегда могу делать на шестом.

2. Когда я устаю, дайте мне отдохнуть на уроке. Мне нравятся и физкультминутки, и просто добрые слова.

3. Даже у Пушкина по математике были двойки. И мне не все предметы даются одинаково легко.

4. Я - ребёнок, я люблю побегать и повеселиться. Дайте мне такую возможность, и я не буду вертеться на уроке.

5. Пусть в классе у меня будет место, где я смогу отдохнуть так, как хочу.

6. Лучше всего я работаю первые 10-15 минут. Мне тяжело заниматься последние пять минут урока и на перемене.

7. Объясните мне, для чего нужно то, что дают в школе, и мне будет интереснее учиться.

8. Не принижайте мои достоинства и не ущемляйте мои права. Тогда вы увидите, как я уважаю своих учителей.

9. Мне приятно входить в чистый, проветренный класс. Я готов(а) помочь сделать наш класс самым лучшим.

10. Расскажите моим родителям, что вы от меня требуете, чтобы мне не приходилось спорить с ними дома.

11. Когда я голоден или хочу пить, я не могу думать об учёбе.

12. Дайте мне право на ошибку. Помогите мне в сложной ситуации.

13. Дайте мне возможность сделать столько, сколько я могу сделать, - и в классе, и дома.

 

Итак, в этой лекции обозначены некоторые существенные аспекты в рамках характеристики учащихся разного возраста и разного уровня их вовлечённости в образование. В частности, речь шла об учащихся как социально-демографической группе, в том числе - о детях «новых русских», живущих в России; о включённости учащихся в образование на разных его уровнях; об общих законах познания и об исходных, базовых ожиданиях от учителей со стороны начинающих (!) учащихся. В следующей лекции речь пойдёт о психологии педагогического взаимодействия.

 

Задания к «ЛК-7. Ученик и учебно-познавательная деятельность»

1. Как соотносятся реальные (актуальные) характеристики учащихся, с Вашей точки зрения, по Вашим впечатлениям, и цели национального проекта «Наша новая школа» (2010)?

Начните так: «По-моему, ...»

2. В России есть люди, чьи доходы в десять и более раз превышают средние доходы по стране. Почему-то у некоторых богатых людей дети получают образование в России, а не за границей. Как Вы думаете, отличаются ли чем-нибудь эти дети-школьники от абсолютного большинства своих сверстников? Если отличаются, то - чем? Аргументируйте свой ответ. Начните так: «Дети богатых людей ... (...). П. что ...»

3. Какие особые группы (категории) учащихся Вы могли бы выделить? Назовите их через запятую. Начните так: «Среди особых уч-хся - ...» Какие учащиеся? Кратко охарактеризуйте каждую категорию: каковы её представители?

4. В третьем вопросе лекции приведены примеры условий для оптимизации образования на разных его уровнях. По какому основанию различаются эти условия? Начните так: «Условия для опт-ции разл-тся ...»

4а) В чём своеобразие этих условий в школе?  («В школе ...»)

4б) ...В вузе? («В вузе ...»)

4в) ...На курсах повышения квалификации? («При повыш. квал-ции ...»)

5. «Вовлечённость в образ-е:

5а) вообще всех уч-ся разл-тся...» По каким основаниям?

«5б) первоклассников отл-тся от вовл-сти более старших шк-ков...» Чем?

«5в) подростков отл-тся от вовл-сти старшеклассников...» Чем?

«5г) старшекл-в отл-тся от вовл-сти студентов...» Чем?

«5д) студентов отл-тся от вовл-сти старшекл-в ...» Чем?

«5е) профессионалов при повыш. квал-ции отл-тся от вовл-сти студентов вуза ...» Чем?

6. В четвёртом вопросе лекции приведены формулировки общих законов познания. Содержание этих законов отличается от содержания определений, которые ранее, по курсу психологии человека, давались различным психическим образованиям и, в частности, познавательным явлениям. Чем, по какому основанию (или по каким основаниям) содержание законов познания отличается от содержания определений отдельных познавательных явлений? Начните так: «Содержание законов познания ...» Какое, в отличие от содержания определений познавательных явлений?

7. Почему в пятом вопросе лекции «базовые ожидания от учителей» раскрыты (конкретизированы) только «Памяткой учителю от ребёнка»? Начните так: «Думаю, что ...»

________________________________________________________