ЛК-4. Сущность психики и психические явления

  1. Человек как носитель психики
  2. Уровни душевной организации человека
  3. Основные факты душевной жизни

 

1. Человек как носитель психики

Начнём с обобщения того, с чем мы с вами уже познакомились: частично - вспомнили, а частично - узнали впервые.

Напомню: при характеристике человека мы используем модель, которую для наглядности изображаем в виде трёхгранной пирамиды.  В соответствии с принципом антропоцентризма все участники педагогической ситуации, и явные, и неявные, выступают для нас как живые люди и как члены общества, у каждого из которых есть общие черты, есть и свои особенности. Причём все три выделенные общие уровня характеристики человека имеют свои подуровни.

Так, на уровне индивида выделено три подуровня: видовой, типологический и организменный (или функциональный). На уровне личности выделено два подуровня: общий, типовой, или подуровень «качественной определённости» у положения человека среди людей, и особенный, частный, или «функциональный» подуровень. И на уровне индивидуальности выделено три подуровня. Это уровни частного лица («персональный»), субъекта деятельности (субъектный) и субъекта собственной жизни, или индивидуальности в собственном, узком значении слова. (Иначе его называют «автономный», или «экзистенциальный» уровень).

Со времён Гегеля признаётся, что каждый вышележащий уровень (а) возникает в условиях определённости нижележащего уровня, (б) формируется на его основе, (в) включает его в себя, (г) зависит от него и (д) оказывает на него влияние. По происхождению каждый вышележащий уровень является частным, производным по отношению к нижележащему уровню. По существованию же каждый вышележащий уровень включает в себя нижележащие уровни на правах основания, или «основных составных частей».

Каждая уровневая характеристика конкретизируется тремя категориями, раскрывающими основные грани человеческого бытия. Эти грани отвечают на вопросы о том, что человек хочет (каковы его интенции?), что человек может (каковы его потенции?) и как человек действует: каковы его тенденции?

На уровне человека как индивида в самом общем, видовом плане, главные его характеристики - это его пол, возраст и раса. Пол, прежде всего, раскрывает то, каковы интенции человека в сфере воспроизводства вида, или при репродуктивном поведении. В этой сфере потенции индивида раскрываются его возрастом. И самые общие тенденции видового репродуктивного поведения раскрываются расой. А само репродуктивное поведение людей непосредственно связано с общей экологией их жизни, проходит на фоне общих географических и климатических условий их обитания.

На уровне человека как индивида в плане его своеобразия среди ему подобных живых существ (человек как особь), главными характеристиками оказываются его конституция, его анализаторная система («система органов чувств») и система двигательных аппаратов (прежде всего - локомоторного и манипуляторного), или сенсомоторная организация человека, и особенности его нейродинамики. Конституция раскрывает интенции особенного индивида, сенсомоторика раскрываетего потенции инейродинамика раскрывает его тенденции - как типологическое своеобразие его поведения на фоне поведения некоторого ограниченного множества человеческих индивидов.

На уровне человека как индивида в плане его единства со средой (на уровне организма) актуальна система органических потребностей, функциональная асимметрия и система безусловно-рефлекторных связей со средой. Органические потребности раскрывают интенции индивида, функциональная асимметрия раскрывает его потенции (прежде всего, в плане ориентации в пространстве и времени) и система безусловных рефлексов раскрывает его тенденции - как общую форму единения со средой.

На уровне человека как личности в общем плане, по качественной определённости его места среди других людей, в жизни общества, актуальны его социальные цели, роли, которые он исполняет в обществе, и нормы, которыми он руководствуется, живя среди людей. Цели раскрывают интенции общественного человека, роли раскрывают его потенции как члена общества и нормы раскрывают вероятные тенденции, вытекающие из общественной позиции человека.

На уровне особенной характеристики человека как личности, или в функциональном плане (по динамике его общественных проявлений), актуальны ценности человека (его социально-ситуативные ориентиры при целеполагании), его функции при исполнении социальных ролей и практикуемые человеком ритуалы в рамках социально-типичного нормативного поведения. Ценности раскрывают интенции, функции раскрывают потенции и ритуалы раскрывают тенденции социального поведения.

На уровне характеристики человека как частного лица (или «персоны») актуальны его влечения и мотивы, умения и навыки, привычки и стереотипы.Влечения и мотивы раскрывают общие и особенные интенции человека, умения и навыки раскрывают его общие и особенные потенции, а привычки и стереотипы раскрывают его личные общие и особенные тенденции.

На уровне субъекта деятельности главные характеристики человека - это его направленность, способности и характер. Направленность раскрывает интенции человека-субъекта, способности раскрывают его потенции и характер раскрывает его тенденции.

Наконец, когда речь заходит об индивидуальности человека как о высшем уровне его развития, главными характеристиками оказываются Разум, Воля и Высшие Чувства. Разум раскрывает интенции человека, Воля раскрывает его потенции и Высшие Чувства раскрывают тенденции, или устойчивую форму отношений универсального человека с действительностью.

Напомню: человек, достигший в своём развитии уровня индивидуальности, или универсальный человек, в своём бытии конкретен. Он существует как автономная, сложно организованная, саморегулируемая и саморазвивающаяся, открытая система, в которой едины все стороны и компоненты, выделяемые при познании. И при включении универсального человека в принципиально новые отношения с действительностью у него формируются рефлексируемые структурные новообразования. Они становятся факторами существования  человека и его последующего развития...

Однако в контексте психологии человека существенна конкретизация его душевной жизни.

[Вопрос, в общем, формулируется так: «Как соотносятся с научным знанием о душе (о психике) человека (а) уровни и (б) стороны характеристики человека, выделенные в соответствии со взятой моделью?» Для прояснения того, как же следует искать на него ответ, предлагаются две уточняющих формулировки:

А. Какие уровни души, или, точнее, душевной организации, выделяются при характеристике человека на каждом из выделенных уровней, от индивида до индивидуальности? Предложите свой вариант перечня, в котором количество и качество элементов остаётся на Ваше усмотрение. Аргументируйте свою позицию.

Б. Какие стороны души (душевной организации) выделяются при характеристике человека с каждой из трёх его сторон, выделенных в соответствии со взятой моделью: по интенциям, потенциям и тенденциям человека? Предложите свой вариант перечня, состоящего из трёх элементов. Аргументируйте свою позицию.

Свою модель психической организации человека разработайте ДО перехода ко второму вопросу лекции. При оформлении протокола этой самостоятельной работы можно использовать (по желанию!) уже известную Вам форму таблицы - см. ПЗ-3(6).]

 

2. Уровни душевной организации человека

В иерархической модели человека по Б.Г. Ананьеву были выделены уровни индивида, личности и индивидуальности, с соответствующими подуровнями. К ним приурочены пять уровней психической организации. В их числе (1) темперамент, (2) сознание, (3) память, (4) психическая субъектность и (5) духовность.

2.1. Темперамент во взятом контексте будем понимать так:

- как генетически первичный уровень психической организации;

- как видовой опыт базовых отношениях со средой на уровне индивида;

- как инструмент самосохранения и ориентации в самых общих условиях обитания, полезных и/или вредных для его носителя.

Жизненные проявления темперамента иначе можно назвать «темпераментными характеристиками человека». Самые общие из них суть сенситивность (чувствительность) человека, его активность, реактивность, соотношение (баланс) активности и реактивности в различных отношениях со средой.

Вторичные, или производные «темпераментные характеристики человека» суть временные характеристики всех жизненных проявлений (или жизненный темпоритм), пластичность и/или ригидность, экстра-/интровертность, эмоциональная возбудимость.

Сенситивность, или общая чувствительность индивида, раскрывается как его чувствительность по всем модальностям ощущений. Активность, в общем случае, - это переход потенциальной энергии в кинетическую. У любого живого существа активность обнаруживается в форме его спонтанных движений, не имеющих очевидных внешних причин и составляющих «ткань» поведения. У человека, в связи с развитием  его организма, дифференцируется активность различных органов и подсистем.

Реактивность - это активизация организма в ответ на какое-либо внешнее воздействие, или, попросту говоря, это выраженность ответа на него. Индивиды разнятся между собой по тому, насколько сильно они реагируют на одни и те же воздействия.

Соотношение активности и реактивности, или баланс спонтанных и вызванных движений, присущий индивиду, тоже является принципиальной  его характеристикой.

Жизненный темпоритминдивида выражается в периодичности, длительности и амплитуде различных его состояний, которые сменяют друг друга. Именно в них конкретизируется то, что обозначают выражением «ритмы жизни». Сюда входят и биоритмы, и их психологическая, субъективная составляющая, обнаруживающая себя в ритмичности душевной жизни. В быту хорошо известно разделение людей на «жаворонков» и «сов», - это частный пример учёта выраженности различий между людьми по их темпоритму. Другие циклы менее очевидны, и для их выявления необходимы специальные исследования.

Пластичностьи/или ригидность душевной организации раскрывается как податливость происходящим изменениям в общих условиях жизни, как подстройка к ним или, наоборот, как игнорирование их и попытка сохранить образ жизни вопреки происходящим изменениям.

Экстра-/интровертность в быту часто понимается в дословном переводе на русский язык - как направленность во вне или внутрь, на себя. Однако современное психологическое содержание этих слов - иное. (См. труды В.С. Мерлина). Экстравертность по её психологической природе - это непосредственность текущих впечатлений. Интровертность по её психологическому механизму означает опосредствованность текущих впечатлений ранее полученными впечатлениями.

Эмоциональная возбудимость индивида раскрывается в том, насколько он оказывается эмоционально вовлечённым в происходящее. Как говорят в быту, насколько «близко к сердцу» принимает события. Альтернативой для эмоциональной возбудимости является эмоциональная стабильность, или хладнокровие, в пределе - х?лодность и отчуждённость. Все жизненные проявления темперамента обнаруживают его общие свойства, его принадлежность (атрибутивность) организму, его деятельностную природу. Но, по мере развития человека и созревания темперамента, этот уровень души маскируется её высшими уровнями. Поэтому для распознавания темперамента главными критериями признаны его жизненные проявления в раннем детстве и в экстремальных ситуациях.

2.2. Сознание в нашем контексте будет трактоваться следующим образом:

- как социальный, или личностный уровень психической организации человека;

- как опыт общества на уровне отдельного человека в форме социального опосредствования психического отражения;

- как инструмент включения в общество, в мир культуры, и ориентации в них; как инструмент сохранения общественного человека, человека как личности.

В число исходных, базовых жизненных проявлений сознания входят:

- общая чувствительность человека к социально значимым проявлениям других людей, или то, что в обиходе привычно называют чуткостью в самом общем значении этого слова;

- активность человека в сфере социальных отношений, которую называют инициативностью;

- реактивность человека при социальных воздействиях на него, илиего отзывчивость;

- соотношение инициативности и отзывчивости является общим проявлением социализованности, или субъективной вовлечённости человека в общественную жизнь.

В число производных, вторичных жизненных проявлений сознания входят:

- личностный темпоритм, или социальное время человеческой жизни в конкретных социокультурных условиях, регламентирующих эту жизнь;

- социальная пластичность и/или ригидность, которая на практике устойчиво обозначается как образованностьчеловека в форме его осведомлённости, умелости, воспитанности в актуальных отношениях. В оптимальных случаях образованность предполагает ещё и рефлексивность;

- социальная экстра-/интровертность человека, которая прекрасно известна всем студентам и даже школьникам. Это, общительность и/или замкнутость (в форме самодостаточности) человека в межчеловеческих отношениях на бытовом повседневном уровне;

- социальная возбудимость, или то, что обычно называют чувством справедливости человека и/или его безразличием к происходящему в обществе, в межчеловеческих отношениях.

Все жизненные проявления сознания имеют социокультурную природу и находят себе выражение в различных знаковых системах общества и, прежде всего, - в языке. В частности, человек осознаёт свои цели и ценности, роли и функции, нормы и ритуалы.

2.3. Память. Среди многих значений слова «память» человековеды чаще всего останавливаются на двух основных: на «генетическом (наследственном) опыте» и на «прижизненном опыте». В контексте психологии человека «генетическая память» раскрывается в форме темперамента (опыта вида на уровне индивида) и в форме сознания, или социокультурного опыта человека - человека как члена общества, человека как личности. «Прижизненный опыт» человека, или его собственный опыт, раскрывается в нашем контексте как его память в специальном, узком значении слова. И для нас память человека трактуется так:

- это личный, или частный уровень психической организации человека;

- это прижизненный опыт субъективного отражения действительности, или опыт собственной жизни;

- это инструмент самосохранения и ориентации в типичных для данного человека жизненных ситуациях.

Все жизненные проявления памяти характеризуются избирательностью и ситуативностью - как первичные, исходные, базовые проявления, так и вторичные, производные, особенные проявления.

Так, сенситивность (в общем) и чуткость (в частности) на уровне памяти обнаруживают себя в форме впечатлительности человека. Активность (в общем) и инициативность (в частности) на уровне памяти обнаруживают себя в форме избирательности человека в его личных отношениях с миром. Человек вычленяет одни элементы и/или аспекты действительности и игнорирует другие. И это оказывается вполне приемлемым в рамках его бытия и как члена общества, и как живого существа.

Реактивность (в общем) и отзывчивость (в частности) на уровне памяти обнаруживают себя в форме различной субъективной вовлечённости человека в происходящее, или в форме его субъективного участия в происходящем, - при внешней «одинаковости» физического присутствия и/или социальной вовлечённости.

Соотношение активности и реактивности (в общем) и социальной вовлечённости (в частности) на уровне памяти обнаруживают себя в форме «заинтересованности» человека происходящим, или в форме его мотивированности. Некоторые человековеды различают внешнюю (объективную) и внутреннюю (субъективную) мотивированность. С учётом их позиции в нашем случае речь идёт о «внутренней мотивированности».

Выделяются временные особенности существования и осуществления личного опыта, или личное время человека. Можно сказать, что в нём «сплавляются» биологическое время человека - как индивида и его социальное время - как личности.  Особенности личного времени жизни обнаруживают себя в скорости запечатления информации, в длительность её сохранения и в скорости её извлечения (воспроизведения). В прошлом (ХХ) веке был открыт закон субъективного времени. Занятость при получении информации - это главный фактор сокращения личного времени при восприятии происходящего и роста личного времени - при его представлении: человеку «есть что вспомнить...». А отсутствие занятости «растягивает» личное время при восприятии происходящего и сокращает его до нуля при представлении: «Жизнь прошла, как не было...»

Временные особенности памяти - это самые очевидные её проявления, больше всего изучаемые и чаще всего используемые при характеристике хода (или процесса) учебно-познавательной работы учащихся. А в общем, имея в виду длительность сохранения информации, выделяют различные «виды» памяти: основные (кратковременную и долговременную) и промежуточные: «мгновенную» и «буферную». (Более точное обозначение во всех этих случаях - не «виды», но уровни;а в динамике - этапы памяти).

Пластичность/ригидность (в общем) и образованность (в частности) на уровне памяти проявляются в форме большей или меньшей обучаемости/воспитуемости человека. В общем,  обучаемость/воспитуемость определяется по прижизненным адаптивным изменениям в поведении. Эти изменения со времён Уотсона, работавшего с крысами, педагоги до сих пор называют «формированием навыков». Навыки в таком, самом общем их понимании (как приспособительное поведение вообще), формируются и у человека, и у всех других животных. В частности же, об обучаемости/воспитуемости человека обычно речь заходит применительно к совершенно определённой социокультурной (предметной) области. И тогда наличие навыков у человека оказывается свидетельством высших проявлений его памяти: человек выполняет высоко эффективные действия, доведённые до автоматизма, т.е. без участия сознания. (В последние годы высокую эффективность человеческих действий стали рассматривать как «проявление компетентности»).

Экстра-/интровертность (в общем) и общительность/замкнутость (в частности) на уровне памяти проявляются в своеобразии опосредствованности при приобретении и использовании информации. Так, экстравертность проявляется в большей лёгкости осознания происходящего и реагирования на него при получении информации, в том числе и при общении. А интровертность проявляется в большей лёгкости осознания при сохранении и/или при использовании информации, в том числе и в условиях общения.

Эмоциональная возбудимость или устойчивость (в общем) и справедливость или безразличие (в частности) на уровне  памяти проявляются в форме большей или меньшей организованности личного опыта, или в форме рассудочности носителя этого опыта. На уровне повседневного здравого смысла при выраженности этой организованности (или рассудочности) говорят также о наличии у человека «своей правды жизни», говорят о том, что человек «живёт по правде», или «по своим принципам».

Все жизненные проявления памяти раскрывают субъективную сторону личных отношений человека с миром. Они конкретизируются у отдельных людей через их влечения и мотивы, умения и навыки, привычки и стереотипы. Причём всё это находит себе выражение и во внешнем поведении, и во внутренних, душевных движениях, в том числе и в различных фактах сознания.

2.4. Психическая субъектность в нашем контексте трактуется следующим образом:

- как практический уровень психической организации,

- как опыт преодоления препятствий и сопротивления вредоносным воздействиям,

- как инструмент самосохранения и ориентации в новых и в неопределённых условиях жизни.

А жизненные проявления психической субъектности таковы.

Сенситивность человека на уровне субъекта проявляется в форме его чувствительности к противоречиям. Носитель психической субъектности обнаруживает противоречия там, где окружающие их не распознают или же только испытывают дискомфорт.

Психическая активность на уровне субъекта проявляется в форме поиска актуальных противоречий или даже в форме создания таких противоречий. Специалисты эту активность обозначают словами «уровень притязаний». В быту же окружающие люди часто говорят о человеке, который её проявляет, что ему «больше всех надо...».

Психическая реактивность носителя субъектности - это его вовлечённость в неопределённые и/или противоречивые отношения действительности; человек становится сознательным деятельным участником заведомо сложных (т.н. «проблемных») ситуаций.

Соотношение активности и реактивности на уровне субъекта психики выступает как озадаченность, или в форме установки на выявление существующих противоречий - как актуальных проблем - и на их разрешение посредством приложения собственных внутренних ресурсов, а в оптимальных случаях - и с привлечением ресурсов других людей.

Временные характеристики этого уровня душевной организации проявляются как произвольное планирование жизни, и/или как заполненность жизни различными делами и как их распределённость по жизни: «всему - своё время». «Есть время собирать камни, и есть время их разбрасывать», - это библейское выражение касается, прежде всего, именно людей-субъектов, которые сами организуют своё время.

Пластичность - ригидность на уровне субъекта психики выступает как выраженность самостоятельно принятого разнообразия деятельной активности. Это может быть множество разнородных занятий (форм самореализации); это может быть и служение только одному какому-то делу, когда у человека выражена «одна, но пламенная страсть...», при игнорировании прочих.

Экстра-/интровертность на уровне субъекта психической деятельности выступает в формах по преимуществу «стратегического» и/или «тактического» созидания. Конкретизировать их можно так. С одной стороны, возможна аналогия с субъективным аспектом организационно-управленческого, продюсерского, режиссёрского и т.п. творчества. С другой стороны, возможна аналогия с композиционно-исполнительским, конструкторско-изобретательским, актёрским, изобразительным и т.п. творчеством...

Эмоциональная возбудимость на уровне отдельного субъекта психики имеет (а) очень широкий диапазон выраженности и (б) разную рефлексивность отдельных проявлений эмоциональной возбудимости, разную их подконтрольность и произвольность. Человек-субъект лучше всего осознаёт, контролирует и регулирует то, что касается оперативных проблем, актуальных для него, прежде всего, здесь и сейчас. Но у каждого субъекта - свои пределы настоящего: пространственные, временные и прочие... А объективно общим для этого уровня душевной организации в его конструктивных проявлениях оказывается жизнеутверждающий оптимизм человека-субъекта в его отношении к миру.

2.5. Духовность. В современной отечественной культуре весьма распространено понимание духовности как религиозности. Возникновение идеи бога - это действительно очень важный момент в развитии каждой национальной культуры. Но в научном контексте, в частности, в контексте психологии человека, духовность понимается гораздо шире: как интегративная рефлексивность человека. Это такая рефлексивность, или обращённость на себя, которая опосредствуется открытой системой социокультурных значений и субъективных смыслов, ставших актуальными для человека в разных масштабах его бытия. Все они являются разнопорядковыми по обобщённости: от принадлежащих отдельным носителям психики до раскрывающих основы мироздания.

С учётом сказанного и с учётом принятой логики работы в рамках нашего учебного курса духовность определяется следующим образом.

- Во-первых, это индивидуальный уровень психической организации;

- во-вторых, это опыт теоретического, в частности, семиотического освоения действительности;

- в-третьих, это инструмент ориентации и самосохранения в мире значений и смыслов, имеющих социокультурную, антропоцентрическую природу.

Каковы же жизненные проявления духовности?

Это чувствительность человека к ситуациям, раскрывающим значение и смысл происходящего.

Это активность человека при распознавании и создании ситуаций, раскрывающих значение и смысл актуальных событий.

Это реактивность человека, илиотзывчивость его на происходящее в мире знаков, их значений и смыслов у всех, кто вовлечён в жизненную ситуацию.

Это мера и формы вовлечённости человекав символику происходящего.

Это временные характеристики жизненной ситуации для человека - его индивидуальное время - какпроизвольное расширение или сужение актуального времени в соответствии с требованиями обстоятельств и/или даже вопреки обстоятельствам.

Это экстра-/интровертность человека на уровне индивидуальности - как его непосредственность и/или опосредствованность в учёте семиотики жизненной ситуации с различных позиций её участников.

Это пластичность/ригидность человека на уровне индивидуальности - как его семиотическая лабильность или стабильность в условиях объективных семиотических изменений ситуации.

И это (эмоциональная) возбудимость человека на уровне индивидуальности - как его полная семиотическая автономность: от произвольного ухода от происходящего и погружения в себя (от эскапизма, в частности, при вхождении в транс) до «растворения» в душевном мире - в мире смыслов - другого и до произвольного «возвращения в себя»...

Все жизненные проявления духовности раскрывают отношение человека к себе и к миру как эффект понимания того, что происходит в мире и, в том числе, понимания того, что происходит здесь и сейчас. Причём исходным оказывается понимание сущности человеческой природы, сущности человеческих отношений. Для носителя духовности важно происходящее в «близком настоящем» (здесь и сейчас) как зависящее от прошлого и как устремлённое в будущее. Отсюда вытекают актуальные приоритеты человека на уровне индивидуальности с тремя её «вершинными» гранями: Разумом, Волей и Чувствами.

 

3. Основные факты душевной жизни

В действительности при её познании мы выделяем различные аспекты, различные грани отдельных явлений и используем получившиеся конструкты в качестве ориентиров (вех) для последующего познания.

Так, познавая душу (психику), мы смотрим со стороны её объективного содержания и выделяем её познавательный (рациональный, когнитивный...) аспект. Мы смотрим со стороны субъективной формы психики и выделяем её аффективный («иррациональный») аспект. А у него, в свою очередь, мы различаем две стороны: импрессивную (внутреннюю, пассивную, «страдательную») и экспрессивную: внешнюю, активную, действенную. Причём при определении каждого выделенного психического явления, во-первых, подчёркивается природа источника психики, или объекта отражения: указывается на то, чт? именно становится содержанием психического образа. И, во-вторых, раскрывается своеобразие взаимодействия носителя психики с её источником: конкретизируется форма этого взаимодействия, в частности, вовлечённость в него носителя психики.

3.1. Познавательные явления. В их числе выделены: (1) ощущение, (2) восприятие, (3) представление, (4) мышление, (5) воображение.

Ощущение - это психическое отражение отдельного признака при непосредственном воздействии раздражителя, обладающего этим признаком, на соответствующий орган - анализатор.

Восприятие - это психическое отражение отдельного явления (тела) при его непосредственном воздействии на соответствующие органы - анализаторы.

Представление - это психическое отражение отдельного явления  (тела), которое ранее непосредственно воздействовало  на соответствующие органы носителя психики - на анализаторы. Представления называют вторичными образами, в отличие от ощущений и восприятий как первичных образов.

Мышление - это психическое отражение отдельных отношений, опосредствованное действиями субъекта отражения, устанавливающего эти отношения на практике.

Воображение - это психическое создание субъектом (носителем психики) «объекта-для-себя», или субъективное порождение (созидание) предмета.

3.2. Аффективные явления. В их числе выделены эмоции (и высшие чувства человека) и внимание.

Эмоции - это: а) импрессивный (внутренний, пассивный, «страдательный») аспект субъективной формы психического образа; б) отражение отношения объекта к субъекту (источника к носителю); в) отражение, опосредованное состоянием организма носителя.

Чувство в узком смысле слова (или «высшее, социальное чувство человека») - это психическое отражение отношения происходящего к субъекту отражения (к отражающему), опосредованное состоянием последнего как личности и/или как частного лица. Иными словами, чувства - это социально и/или лично опосредованные эмоции.

Внимание - это: а) активный аспект субъективной формы психического отражения; б) включение объекта в сферу субъективной деятельности; в) регулятивная сторона психической деятельности.

3.3. Интегративные единицы психики (души).

Однако все выделяемые аспекты, стороны, проекции принадлежат одному взятому объекту. И мы постепенно начинаем это осознавать в своём познавательном движении от явлений к сущности. Осознание конкретности всех психических образований привело к выделению обобщающего понятия, которое «схватывает» их сложность, их интегративность, их реальность. Это понятие смысла.

Смысл - этоситуативно-функциональная единица психики, которая раскрывает для её носителя конкретику наличного бытия:

(а) существенное для носителя психики в актуальном для него масштабе наличных условий, в том числе:

(б) собственные характеристики ситуативного источника (объекта отражения), характеристики общие, особенные и единичные;

(в) место и роль источника (объекта отражения) в типичных для носителя психики условиях его жизни - в типичных для него жизненных ситуациях.

 

Итак, в этой лекции мы уточнили и закрепили своё знание о человеке как носителе психики (души) и наметили пять уровней психической организации человека. Мы выделили темперамент, сознание, память, психическую субъектность и духовность и познакомились с их жизненными проявлениями. Мы вспомнили также познавательные и аффективные психические явления. Имея в виду интеграцию научного знания при аналитическом подходе к душевной жизни мы с вами выделили такую реальную единицу психики, как смысл.

Таковы самые общие ориентиры в душевном мире человека, которые необходимы нам для лучшего понимания собственно психологической проблематики педагогической практики.

 

Задания по «ЛК-4 (7). Сущность психики ...» (выполняются с использованием уже известного по предыдущим учебным курсам):

1. См. первый вопрос лекции: «1. Человек как носитель психики».

2. Закончите высказывания, стараясь дать короткие общие ответы:

«2.1. Уровни психич. орг-ции ...» Что Вы можете о них сказать, в общем?

«2.2. Уровни психич. орг-ции различаются ...» Чем? По какому основанию? (Или: По каким основаниям?).

3. Закончите высказывания, стараясь дать короткие общие ответы:

«3.1. Факты душевной жизни ...» Что Вы можете о них сказать, в общем?

«3.2. Факты душевной жизни различаются ...» Чем? По какому основанию? (Или: По каким основаниям?).

«3.3. Познават. явления ...». Что Вы можете о них сказать, в общем?

«3.4. Познават. явл-я различаются ...». Чем? По какому основанию? (Или: По каким основаниям?).

«3.5. Аффективн. явл-я ...» Что Вы можете о них сказать, в общем?

«3.6. Аффективн. явл-я разл-ются между собой ...» Чем? По какому основанию? (Или: По каким основаниям?).

«3.7. Думаю, что различие между позн-ми и афф-ми явл-ями ...» Какое? По чему они различаются? По какому основанию? (Или: По каким основаниям?)

4. Закончите высказывание и аргументируйте свой ответ: «Выделение понятия «смысл» ...» Что Вы можете о нём сказать, в общем? И почему Вы так решили? «П. что ...»

__________________________________________________________