ЛК-1. Введение. Определение рабочих понятий учебной дисциплины "Психология. Педагогическая психология"

В число рабочих понятий учебной дисциплины включены понятия о её цели, объекте, предмете, задачах, методах, средствах и результатах учебной работы.

 

Цель учебной дисциплины «Психология. Педагогическая психология» (П.ПП) - введение студентов в собственно психологическую проблематику педагогической практики.

Объект этой учебной дисциплины в высшем учебном заведении, в педагогическом университете, - это учебный материал, раскрывающий понятия об особенностях, а также о месте и роли человеческой психики в педагогической практике; это информация, предусмотренная действующим образовательным стандартом, отображённая в учебной программе и воплощённая в учебных материалах дисциплины «Психология. Педагогическая психология» (П.ПП).

Предмет учебной дисциплины - это то, с чем непосредственно имеет дело каждый студент, вовлечённый в учебную работу по программе. Ведь каждый человек воспринимает действительность по-своему. И каждый студент по-своему получает, понимает и применяет предложенную ему информацию. Вот почему предметом любой учебной дисциплины для учащегося всегда становится его личное понимание программного материала.

Несколько слов - о соотношении понятий «объект» и «предмет» в различных контекстах. Так, для науки объект - это действительность, а предмет - знание о ней, или открытая система понятий. Для социального института образования объектом становится уже научное знание, а предметом - те грани и те фрагменты научного знания, которые сочтены имеющими значение для образования в различных его формах. Именно они включаются в содержание образовательных стандартов. Для отдельного образовательного учреждения объектом оказывается уже заданный откуда-то «сверху» образовательный стандарт. Предметом же становится учебная программа, которая разрабатывается работниками данного образовательного учреждения в соответствии со «спущенным» им стандартом. Для отдельного преподавателя объект - учебная программа. В соответствии с ней преподаватель готовит свой её рабочий вариант и составляет учебно-тематический и календарный планы занятий, на которых он опять-таки по-своему раскрывает для учащихся учебный материал. Именно этот продукт профессиональной деятельности является предметом преподавательского труда. И этот продукт, в свою очередь, становится объектом учебно-познавательной деятельности уже для учащегося. Учащийся воспринимает предложенный ему материал, а в оптимальном случае и усваивает его, превращает в «материал-для-себя», в свой предмет...

Задачи учебной дисциплины:

1) определение понятий,

2) соотнесение понятий,

3) использование понятий для решения педагогических задач: учебных, научных, практических.

Методы работы в рамках освоения учебной дисциплины: лекции (18 ак. час), практические занятия (16 ак. час), консультации (1 час) и самостоятельная работа (до 145 ак. час). Всего 180 ак. часов. Главное для этих методов в учебной работе студента:

- на лекции - воспринять и осмыслить предложенный материал, по возможности не оставляя пропусков (лакун) и неясностей;

- на практическом занятии - использовать полученную информацию для оптимизации имеющихся представлений о субъективной реальности, в частности, в педагогических ситуациях;

- при самостоятельной работе - с максимально возможной полнотой использовать материал учебной дисциплины (её понятийную «сетку») для решения возникающих педагогических задач: учебных, бытовых, научно-исследовательских.

В рамках самостоятельной работы выделяются общая (А) и особенная (Б) части.
А. Общая часть предполагает аналитическую реферативную работу с учебником (учебным пособием) в соответствии с предлагаемым планом. (См. далее: Средства: Методические материалы: План аналитической реферативной работы с текстом...).
Б. Особенная часть самостоятельной работы предполагает разную степень познавательной инициативы студента. Примеры её проявления приводятся далее. (См.: Средства: Методические материалы: Критерии учёта текущей учебной работы: Б. Инициативная часть).

Средства учебной работы по дисциплине «Педагогическая психология»: программа, литература, преподаватель, регламент работы, сокурсники, техническое обеспечение, в том числе компьютерное и программное, расходные материалы.

1) Учебная программа, в основу которой положена примерная программа по курсу «Педагогическая психология»: Психологическая подготовка бакалавра по направлениям педагогического образования. Вып.1. Программы. Аттестационные материалы / Отв. ред. Л.А. Регуш. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2002. С.44-49, 80-88.

Разделы программы обозначает учебно-тематический план аудиторных (лекционных) занятий. (См.: Средства: Методические материалы: Учебно-тематический план).

2) Литература (основная):
  • Бархаев Б.П. Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2007.
  • Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2011.
  • Демидова И.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. - М., 2007.
  • Ильин Е.П. Психология для педагогов. - СПб.: Питер, 2012.Карандашев В.Н. Педагогическая психология. Хрестоматия. - СПб., 2006.
  • Сарычев С.В., Логвинов И.Н. Педагогическая психология. Краткий курс. - СПб., 2006.
  • Мандель Б. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы. - Ростов-на-Дону, 2007.
  • Педагогическая психология в современной школе: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Регуш и А.В. Орловой. - СПб., 2010.
  • Петерс В.А. Педагогическая психология в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М., 2006.

3) Методические материалы по курсу П.ПП содержат: учебно-тематический план, план-схему аналитической работы с учебником, и критерии учёта текущей учебной работы.

Учебно-тематический план предусматривает следующие темы:

1. Введение
2. Исходные понятия (ядро предмета) наук «П.ПП»
3. Психические явления и психика как сущность
4. Образование и учебные дисциплины
5. Учитель и его работа
6. Учащиеся и учебно-познавательная деятельность
7. Педагогическое взаимодействие
8. Контроль и оценка в образовании
9. Заключение

План для аналитической реферативной работы с текстом учебника (учебного пособия)

Работа начинается с библиографической характеристики взятого источника (см. пример карточки в библиотечном каталоге):
Фамилия И.О. автора. Название источника. - Город: Издательство, Год издания. - Количество страниц (с.).

1. Введение. Даются определения рабочих понятий учебного курса - так, как их раскрывает автор анализируемого текста. В частности, он может выделять цель, объект, предмет, задачи, методы, средства, результаты работыпо учебной дисциплине.

2. Здесь раскрываются исходные определения уже самой науки: что и как, с точки зрения автора реферируемого текста, входит в ядро её предмета? Это могут быть определения объекта науки, её проблем, принципов, методов, её структуры (или оснований, предлагаемых для структурирования) - всё так, как понимает автор анализируемого текста. Если взят учебник (учебное пособие) по педагогической психологии (ПП), то рассматривается именно её предмет, а не базовые определения двух наук, психологии и педагогической психологии.

3. Определяются актуальные уровни обобщения, на которых автор рассматривает психологические аспекты педагогики.
Так, речь может идти о психологии организованной педагогики как социальной системы, и тогда говорят о «педагогической психологии образования».
Субъективное звено в образовании может раскрываться в различных ракурсах и с различными акцентами. В частности, могут учитываться взгляды различных субъектов: персон, групп, социальных институтов.
Образование может быть взято как особая сфера жизни, выделяемая среди других сфер и сосуществующая наряду с ними. Тогда рассматриваются вопросы образования и реальной экономики: производства, торговли, бытового обслуживания, финансовой сферы, политики... Могут рассматриваться также: место образования в общей социодинамике культуры; уровень организованности (формализованности) образования; особенности управления образованием и в образовательных учреждениях; приуроченность образования к различным периодам человеческой жизни; уровень функционирования образовательной системы; отдельные структурообразующие компоненты образования и др.
Могут рассматриваться отдельные подсистемы образования: государственного и негосударственного; общего и специального; дошкольного, школьного, внешкольного; начального, среднего и высшего профессионального; непрерывного послевузовского и т.д.
Могут рассматриваться вопросы психологии на уровне отдельных образовательных учреждений, на уровне типичных педагогических явлений, на уровне отдельных педагогических ситуаций и, наконец, на уровне различных компонентов педагогической ситуации.

4. Определяются авторские акценты на психологических аспектах тех компонентов, которые выделяются в педагогической ситуации на правах самостоятельных.

Среди таких компонентов, прежде всего, - учитель и его работа. Это также ученик и учебно-познавательная деятельность. Это учебный материал («предметная область» науки и/или практики) и его оформление в рамках образовательного стандарта. Это социальная («референтная») группа, на фоне и в условиях которой развёртываются отношения между учителем и учеником. Это парные отношения между четырьмя названными компонентами как элементами педагогической ситуации.

Могут выделяться различные грани активности учащегося: научение, учение, самообразование в его различных аспектах. Могут выделяться различные грани активности учителя: просвещение, обучение, воспитание, рефлексия. Часто выделяются различные грани педагогического взаимодействия как особой деятельности участников этого взаимодействия: как познания, общения, труда, ценностной ориентации. Наконец, автор учебника (пособия) может особое внимание уделять психологии отдельных форм деятельности в педагогическом контексте: психологии учёта наличного состояния дел, психологии проектирования, организации, управления, творчества у любого из участников педагогического процесса и т.д.
Каждый взятый компонент может рассматриваться с различным вниманием к его как объективным, так и субъективным граням и характеристикам.
5. Заключение. Даётся в виде краткого обобщения - резюме - взглядов автора текста на особенности, а также на место и роль субъективного звена (психики) в педагогической практике. Студент также оценивает, по возможности, взятый источник и интерпретирует выраженную в нем позицию: даёт личные комментарии.

Критерии учёта текущей учебной работы

Оценивается отработка каждой темы курса. «Весомость» работы определяется тремя обстоятельствами:

а) трудоёмкостью темы (в часах аудиторных занятий - по учебному плану);

б) включённостью студента в работу (проявляется как следование инструкции при оформлении ответов на вопросы и решении задач и/или как активность - в форме вопросов и комментариев по теме, а также в наиболее выраженной форме - как инициативная работа по курсу);

в) усвоением учебного материала (проявляется как приближение выполнения предложенных заданий, ответов на вопросы и решения задач, к эталонному выполнению).

Посещение аудиторного занятия (2 ак. часа) оценивается в 1 балл, но только при условии включённости в работу. Возможен дополнительный балл - за особую активность и/или за качество выполнения заданий, свидетельствующее об усвоении материала. Таким образом, аудиторная работа (34 ак. час) может принести от 17 до 34 «сырых» баллов. 34 «сырых» балла принимаются за 100%, или за 100 «нормативных» баллов.

Пропущенные занятия отрабатываются самостоятельно и сдаются в письменной форме. Засчитываются (оцениваются в 1 балл) отработки, приближающиеся к их эталонным вариантам на 25% и более. Дополнительный (второй) балл начисляется при сближении с эталоном на 50% и более.

Учитывается также инициативная работа по курсу в контексте учебно-тематического плана. В частности, учитываются (в «сырых» баллах):

1. Разработка 10-минутного сообщения по теме с использованием рекомендованных источников - 1 балл; с использованием дополнительных источников (по усмотрению студента) - 2 балла.

2. Разработка лекции или варианта практического занятия по теме курса (на 45 мин.) с использованием рекомендованных источников - от 5 до 10 баллов; с использованием дополнительных источников - от 6 до 12 баллов.

3. Реферативная работа по одной из тем курса - от 3 до 5 баллов.

4. Выполнение творческой учебной работы (УИР-НИР) по теме курса - от 5 до 15 баллов.

5. Доклад по выполненной УИР-НИР, сделанный на занятии, оценивается 2 баллами, на научной студенческой конференции - 3 баллами.

6. Подготовка тезисов, статьи по психологическим проблемам педагогики (в том числе совместно с преподавателем) - от 5 до 10 баллов.

Студенты, не имеющие возможности работать по расписанию в аудитории и/или не имеющие склонности проводить исследовательскую работу с привязкой к учебному курсу, готовят письменную отработку материала по любому доступному учебнику (см. выше список литературы). На основе этой письменной отработки будет выполняться зачётное (или экзаменационное) задание по всему материалу курса с оценкой результата тоже в «нормативных» баллах (см. далее: Результаты: Контрольная (зачётная или экзаменационная) работа: Оценка её ответов...).

Накопленная сумма «нормативных баллов» за текущую работу соответствует определённым значениям отметки, традиционной для отечественного образования:

до 54 баллов включительно - «неудовлетворительно»,

от 55 до 74 баллов включительно - «удовлетворительно»,

от 75 до 89 баллов включительно - «хорошо»,

от 90 баллов и выше - «отлично».

Аттестуются за текущую работу и допускаются к выполнению контрольной (зачётной или экзаменационной) работы по всему курсу студенты, которые набрали 55 «нормативных» баллов и выше, что соответствует 19-и и б?льшему числу «сырых» баллов. Такой промежуточный результат признаётся «удовлетворительным». 26-30 «сырых» баллов соответствуют отметке «хорошо» и 31 «сырой» балл и выше соответствует отметке «отлично».

4) Преподаватель. При наличии необходимых учебно-методических материалов преподаватель нужен, прежде всего, для ответов на вопросы. Учебным планом предусмотрен только 1 ак. час консультаций, который будет использован перед зачётной сессией при подведении итогов текущей работы. Поэтому вопросы, возникающие по ходу текущей работы, должны решаться в рамках аудиторных занятий.

5) Регламент работы по курсу. Лекции проводятся по расписанию. Опоздавшие или не имеющие возможности присутствовать отрабатывают каждую тему самостоятельно. Лекции отрабатываются по четырём пунктам: (1) конспект лекции, (2) её аннотация, (3) её резюме, (4) вопросы к лекции (7±2). Практические занятия отрабатываются в соответствии с заданиями на каждом, полностью, без пропусков отдельных вопросов и задач. Тексты зачитанных в аудитории лекций и тексты заданий к проведённым практическим занятиям преподаватель отправляет на сайт кафедры психологии человека: http://humanpsy.ru/yeremeyew/ped-ps.

Отработка лекции засчитывается при учёте текущей работы, если она сдана преподавателю не позже, чем через две недели после её прочтения в аудитории. Причём преподавателю сдаётся копия этой отработки; оригинал остаётся у студента и может быть использован в качестве легальной шпаргалки при выполнении итоговой контрольной (зачётной) работы по курсу.

6) Соседи-сокурсники. На лекциях, практических занятиях и при самостоятельной работе допускается совместность при поиске ответов на вопросы и при решении задач. В этом случае после ответа, перечня источников и личной подписи делается примечание о совместной работе: называются партнеры: «Совм. с...». Однако, работая совместно в семестре, следует иметь в виду, что выполнение итоговой контрольной (зачётной) работы должно быть полностью самостоятельным.

7) Расходные материалы. Для ответов на вопросы на каждой лекции нужен одинарный тетрадный листок; для протокола каждого практического занятия нужен двойной листок или свёрнутый пополам лист формата А4. При очень размашистом почерке в протокол ПЗ придётся сделать вкладыш. В этом случае все страницы протокола нужно пронумеровать, а в правом верхнем углу вкладыша написать свою фамилию. Каждый протокол на первой странице оформляется строго по заданному образцу.

Слева в верхнем углу страницы пишется дата: число, месяц, год. Под датой - время начала работы: часы, минуты. В середине верхней строчки - аббревиатура (начальные буквы из слов) названия учебной дисциплины: П.ПП. Под ними - ЛК, чёрточка, её номер и тема. В правом углу сверху, используя и поля, пишется фамилия исполнителя в именительном падеже, под ней - имя и отчество полностью. В третьей строке справа, под ФИО, пишется сокращённое название факультета (института), затем - курс (год обучения) и, через чёрточку, специализация (или номер группы). [При выполнении последней, зачётной работы по курсу, в четвёртой строке справа пишется дата рождения: день, месяц, год, - а при наличии какой-либо профессиональной занятости студента («подработки») также указывается профессия и/или специальность и/или работа].

Последняя строчка письменного ответа в каждом протоколе, в том числе при отработке лекции и при анализе учебника (учебного пособия), подчёркивается от одного края страницы до другого. Справа под чертой автор подписывается. Если ответ занял пять минут и более, то слева под чертой проставляется время окончания ответа. При длительности ответа менее пяти минут время окончания работы не фиксируется.

Результаты работы по курсу П.ПП характеризуются по содержанию и по форме.
В оптимальном случае по содержанию ожидаются следующие результаты.
1) Усвоение основных понятий учебной дисциплины, или знание основ предмета П.ПП. Оно обеспечивает общую ориентировку в программном материале.
2) Сформированность общих и специальных умений. Среди них: умение выделять субъективные аспекты педагогической практики; умение различать значение и смысл педагогических явлений; умение не абсолютизировать, не доводить до абсурда теоретические схемы и их роль; умение использовать возможности психологии для осознания происходящего и для рационального осмысления и разрешения педагогических коллизий.
3) Определённость отношения к учебному предмету. Отношение это проявляется, прежде всего, как вовлечённость в гуманитарную проблематику, - естественно, со своеобразным личным профилем того, что нравится и что не нравится, причём в разной степени. Весьма желательно, чтобы отношение к учебному предмету было отделено от отношения к преподавателю (хотя это и весьма затруднительно для большинства студентов от 17 до 25 лет).
4) Осознанность процесса и результатов собственной работы по учебной дисциплине П.ПП, или её рефлексивность, как главное условие и инструмент прогрессивного развития в предлагаемых условиях образования.
По форме результатом работы по учебному курсу становится итоговая аттестация с выставлением «зачёта». Аттестация проводится на основе учёта текущей работы и успешности выполнения контрольной (зачётной или экзаменационной) работы по всему учебному материалу.
Контрольная (зачётная или экзаменационная) работа представляет собой ответы на вопросы и решение задач по всей программе. Содержательный масштаб заданий таков, что ответ по каждому пункту требует не более 1-2 мин, а общее время, необходимое для выполнения всей контрольной работы, колеблется в пределах 50-65 мин. Практика такого рода ответов используется на всех занятиях, начиная с первого. Т.е. подготовка к подведению итогов идёт в течение всего семестра.
Ответ по каждому пункту зачётной работы оценивается по 5-балльной шкале: от нуля до 4 баллов. Отсутствие попытки ответить на вопрос или решить задачу оценивается «минус» четырьмя баллами. Предельная сумма баллов по всем пунктам принимается за 100%. «Удовлетворительной» считается работа, оцененная в 25% и выше; «хорошей» - 50% и выше; «отличной» - 75% и выше. При необходимости принимается во внимание «ниво»-эффект: положение отдельных результатов в их общем распределении по группе. Тогда лучшая работа оценивается как «отличная», а остальные рассматриваются, уже исходя из этого. Причём нижний порог для зачёта работы (25%) сохраняется.

В отличие от допустимой совместной работы на лекциях, при выполнении итоговой контрольной работы нужно будет отвечать самостоятельно и без использования каких-либо технических средств. Нельзя использовать мобильники, а также какие-либо печатные материалы и ксерокопии. Можно пользоваться своими рукописными материалами - своим конспектом и своими «шпаргалками». При этом всё должно быть подписано - иметь персональную авторскую маркировку без замазывания и исправлений.

Разработчики из Министерства образования и науки предлагают «взвешивать» оценки за текущую и итоговую работу в пропорции 60-70% - за текущую и 30-40% - за итоговую контрольную.

В нашей практике обе оценки (за текущую работу и за итоговую контрольную) учитываются как простая сумма набранных относительных баллов. Её теоретический максимум в данном случае - ?=200, а минимум (для зачёта) - ?=55+25=80. Если за работу по курсу «Психология. Педагогическая психология» предусмотрен дифференцированный зачёт (или экзамен) с выставлением отметок от «тройки» до «пятёрки», то итоговая отметка зависит от распределения суммарных баллов по потоку.

Вся информация по учебной успешности, сдаваемая в деканат, доводится до сведения студентов через два-три дня после выполнения зачётной (или экзаменационной) работы.

 

Итак, на вводной лекции определены рабочие понятия учебного курса: его цель, объект, предмет, задачи, методы, средства и результаты. Конкретизация этих понятий ориентирует аудиторию в том, зачем, что и как предстоит делать в рамках работы по учебной дисциплине «Психология. Педагогическая психология». А также ориентирует в том, как будут оцениваться результаты учебной работы по курсу. Предполагается, что на остальных лекциях раскрывается уже основное содержание учебного материала. И здесь нам предстоит начать с определения основных понятий, входящих в ядро предмета обеих наук - психологии и педагогической психологии (тема 2).

Задания к «ЛК-1. Введение»

1. Завершите предложение: «Думаю, что, начиная новое дело, в т.ч. работу по новому учебному курсу, сначала нужно определить...» Что? Аргументируйте свой ответ: «Потому что...» Почему?
2. Предмет учебного курса (УК) парадоксален: он одновременно и меньше, и больше объекта этого УК. Почему так получается? Дайте ответ, формулируя его по аналогии с предыдущим (1) и последующим (3) ответами; аргументируйте своё решение.
3. Завершите предложение: «Когда говорят об «эталонном выполнении» учебного задания, то обычно имеют в виду...» Что? Что фактически обычно принимают за эталон в процессе образования? Аргументируйте свой ответ: «Потому что...» Почему?

____________________________________________