ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Здесь находятся материалы лекций и практических занятий Б. А. Еремеева по педагогической психологии (курс П.ПП).

ЛК-1. Введение. Определение рабочих понятий учебной дисциплины "Психология. Педагогическая психология"

В число рабочих понятий учебной дисциплины включены понятия о её цели, объекте, предмете, задачах, методах, средствах и результатах учебной работы.

Подробнее...

ПЗ-1. Рабочие понятия учебного курса

Цель занятия: осознание исходных ориентиров учебной работы, предусмотренной учебной программой.

Выделяемые учебные элементы - это рабочие понятия учебного курса. В общей формулировке в рамках федерального компонента образовательного стандарта курс обозначен как «Психология». В частности, курс обозначен как «Психология. Педагогическая психология».

Рассмотренные на вводной лекции рабочие понятия - учебные элементы курса, или его исходные ориентиры, - суть цель, объект, предмет, задачи, методы, средства и результаты учебной работы.

Подробнее...

ЛК-2. Исходные научные понятия курса ПП.П

  1. Исходные определения
  2. Объект науки
  3. Собственные проблемы науки
  4. Принципы науки
  5. Методы науки
  6. Основания для характеристики строения науки

Подробнее...

ПЗ-2. Общие условия для развития человека

Цель работы: осознание общих условий для развития человека.

Задание: познакомиться с текстом и письменно ответить на вопросы.

Подробнее...

ЛК-3. Модель человека в работе по курсу П.ПП

  1. Поиски сущности человека
  2. Человек как предмет познания - по Б.Г. Ананьеву
  3. Человек как индивид
  4. Человек как личность
  5. Человек как индивидуальность

Подробнее...

ПЗ-3. Участники педагогической ситуации

Цель работы на данном практическом занятии - осознание инструментальности предложенных моделей, модели человека и модели педагогической ситуации, при анализе существующего положения дел в педагогике и при проектировании должного (оптимального) положения дел. То и другое - с позиции самого исполнителя работы, в данном случае - студента ИНС-3-КИ.

Подробнее...

ЛК-4. Сущность психики и психические явления

  1. Человек как носитель психики
  2. Уровни душевной организации человека
  3. Основные факты душевной жизни

Подробнее...

ПЗ-4. Элементы психологии в профессиональной рефлексии успешного педагога

Цель работы на данном практическом занятии - познакомиться с примером того, как успешный педагог, в частности, тренер, в условиях интервью осознаёт душевную жизнь: свою и окружающих людей.

Подробнее...

ЛК-5. Образование, его содержание и форма

  1. Образование как коммуникация культуры
  2. Цель и механизмы образования
  3. Учебные предметы (дисциплины)
  4. Чему не учат в школе или учат «не так»
  5. О содержании и форме образования - по мнению его бывшего министра

Подробнее...

ПЗ-5. Психология урока

Цель работы: осознание основных психологических аспектов в работе при подготовке, проведении и анализе урока.

Подробнее...

ЛК-6. Учитель и его работа

  1. Характеристика учителя как личности и субъекта
  2. Общие противоречия и кризисы развития
  3. Особенные проблемы молодых учителей
  4. «Педагогические кризы» профессионального мастерства
  5. «Выгорание» учителя и устойчивость к стрессу

Подробнее...

ПЗ-6. Педагогическая позиция

Педагогическая позиция обнаруживает себя в профессиональной деятельности в целом, в типичных формах профессионального поведения и в отдельных профессиональных действиях.

Цель работы: распознавание, оценка и психологическая интерпретация педагогической позиции по её жизненным проявлениям. В трёх частях работы рассматриваются персональные позиции, в четвёртой части проводится их сравнение и обобщение.

Подробнее...

ЛК-7. Ученик и учебно-познавательная деятельность

  1. Дети, в том числе учащиеся, в России
  2. Дети «новых русских» в России
  3. Включённость в образование (примеры)
  4. Общие законы познания
  5. Базовые ожидания от учителей

Подробнее...

ЛК-7а. Учебно-познавательная деятельность и перспективы изменения её условий в новой школе

  1. Включённость в образование (примеры)
  2. Общие законы познания
  3. Базовые ожидания от учителей
  4. Национальный проект «Наша новая школа»

Подробнее...

ПЗ-7. Включённость в образование (по воспоминаниям бывших детей)

Цель занятия: осознание своеобразия личных позиций при получении школьного образования.

Подробнее...

ЛК-8. Психология педагогического взаимодействия

Раскрывая эту тему, будем исходить из учительской позиции. Опрошенные учителя назвали своими 19 проблем. Из них 12 проблем возникают в отношениях учителей с учениками; три проблемы порождаются межученическими отношениями; по одной проблеме порождают отношения учителей с родителями, с администрацией, отношения в собственной семье и положение учителя в обществе (Векилова С.А.).

Подробнее...

ПЗ-8. Ожидания в педагогическом взаимодействии и проблема характеристики

Цель занятия: осознание ожиданий, возникающих при педагогическом взаимодействии у различных его участников.

Подробнее...

ЛК-9. Контроль, оценки и измерение в образовании

  1. Система и контроль в ней
  2. Педагогические оценки, отметки и отношение к ним
  3. Отметки и самооценка
  4. Психологические основания для измерения образованности

Подробнее...

ПЗ-9. Компетенции и компетентность: примеры понимания

Цель занятия: осознание обозначенных понятий и их объективного содержания посредством работы с учебными текстами.

Подробнее...

ПЗ-10. Национальный проект "Наша новая школа"

Цель занятия: осознание основных положений национального проекта «Наша новая школа» и выработка своего отношения к этому проекту.

Подробнее...