ЕРЕМЕЕВ БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека (до 2014 г.), профессор кафедры методов психологического познания (с 2014 г.)

Окончил факультет психологии Ленинградского государственного университета в 1972 году.

Защитил кандидатскую диссертацию по теме "Изучение социальной перцепции по материалам речевых описаний" (специальность 19.00.01 - общая психология) в 1975 году.

Защитил докторскую диссертацию по теме "Психометрика мнений о людях" (специальность 19.00.05 - социальная психология) в 2003 году

В РГПУ (ЛГПИ) работает с 24 августа 1982 года на должности доцента; с 01 сентября 2004 - на должности профессора

К 01.09.2013 опубликовано свыше 260 печатных работ 

Подготовлено 2 кандидата наук

 В 2007 году Борис Алексеевич был награждён грамотой "За измерение неизмеряемого и познание непознаваемого в процессе подготовки практических психологов в РГПУ им. А. И. Герцена". Кафедра гордится таким мастером!

 Научные интересы:

В общем - это проблема экстериоризации психики человека в продуктах его активности.

В частности - проблемы выявления имплицитных конструктов сознания по их выражению в продуктах деятельности и, прежде всего, в речи.

Проводится разработка теории и методов психосемиотического исследования на трёх уровнях анализа. Учитываются обусловленность, место и роль психического в практических ситуациях. Учитываются соотношения между различными формами психического (между психическими образованиями). Учитывается внутреннее строение психических отдельностей (психических образований).

В эмпирических исследованиях на речевом материале учитывается, в основном, образовательный контекст, соотношение между различными проявлениями "имплицитных теорий" человека и строение этих теорий.

Наиболее значимые публикации:

  1. Еремеев Б. А. Психометрика мнений о людях: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2003. – 124 с.
  2. Еремеев Б. А. Суждения школьников о людях // Психология современного подростка / Под ред. Л. А. Регуш. – СПб.: Речь, 2005. С.93-114.
  3. Еремеев Б.А. Учебная успешность и ценности у студентов педвуза: Психологические основания, технология и процедуры измерения, некоторые результаты: Монография. – СПб.: АНО «ИПП», 2006. – 174 с.
  4. Еремеев Б. А. Оценочная и метафорическая модели власти в России (на стыке ХХ-ХХ1 веков) // Социальные процессы: проблемы и перспективы: Материалы 1 заочной международной научно-практической конференции. – Омск: Образование информ, 2007. С.152-162.
  5. Еремеев Б. А. Афоризмы профессиональных инвесторов и их семиопсихометрическое обобщение // Экономическая психология: актуальные исследования и инновационные тенденции: Материалы десятой юбилейной международной научно-практической конференции / Под общ. ред. А. Д. Карнышева. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. С.273-289.
  6. Еремеев Б. А. Общность между руководителями высшего звена по их публичным высказываниям // Технологии социальной работы: теория и практика реализации: материалы III Международной научно-практической конференции. - Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2009. С.97–112.
  7. Еремеев Б. А. Проблема психологического исследования текста Б. А. Еремеев [Текст] // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина: Научный журнал. Серия «Психология». № 1. 2009. С.45-50.
  8. Еремеев Б. А. Семиопсихометрическое обобщение материалов конференции (на примере «Лихачёвских чтений – 2008») / Б. А. Еремеев [Текст] // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина: Научный журнал. № 2. Том 5. Психология. 2010. С.26-37.
  9. Еремеев Б. А. Требования к бакалавру и магистру в рамках стандарта психолого-педагогического образования // Учитель на все времена. Материалы XXXII Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 13 апреля 2011 г.) / Под ред. Козловой А. Г., Маралова В. Г., Маликова Р. Ш. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2011. С.327-337.
  10. Еремеев Б. А. Психологическая структура одного взгляда на подготовку социальных работников // Исследование и проектирование в социальной работе: теория и практика: материалы VI заочной Международной научно-практической конференции. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. – С.52-72.
  11. Еремеев Б.А. Объекты психологических исследований и их характеристика // Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящённой 215-летию Герценовского университета. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С.41-46.
  12. Еремеев Б.А. Общие тенденции и некоторые крайности в познании человека // Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящённой 215-летию Герценовского университета. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С.192-197.
  13. Еремеев Б.А. Межчеловеческая общность в пространстве её проявлений // Современная психология: теория и практика [Текст]: материалы VI международной научно-практической конференции, г.Москва, 9-10 октября 2012 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – Москва: Изд-во «Спецкнига», 2012. – С.45-48.
  14. Еремеев Б.А. Текст как предмет психологического исследования в контексте семиотической парадигмы / Б. А. Еремеев [Текст] // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2013. Том 13. № 3. С.102-106.

Словарные статьи:

  • Восприятие человека
  • Изучение [выявление актуальности] этнических характеристик. Методика
  • Познание человека
  • Понимание человека (Воспитание этнотолерантности подростка в семье: Словарь /Под общ. ред. Козловой А.Г. /Серия: В помощь классному руководителю. - СПб.: ООО НЕСТОР, 2005)
  • Отношение к человеку. Оценивание человека: внешние и внутренние эталоны. Познание в общении // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалёва. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.84-85, 85-87,87-88.

Биографические справки в справочниках:

  • Справочник "Психологи Петербурга - 1999". - СПб.: СпбПО: Изд-во "Питер", 1999. С.29-30;
  • Психологи Санкт-Петербурга - 2003: Справочник. - СПб.: Речь, 2003. С.41.

Учебно-методические материалы на нашем сайте:

У Бориса Алексеевича также есть ряд статей, которые из-за сложности форматирования переведены в PDF и выложены в таком виде. Ссылки на эти статьи находятся здесь. Статьи с более простым форматированием переведены в формат HTML и выложены ниже.

E-mail:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

ПУБЛИКАЦИИ:

Еремеев Б. А. Объекты психологических исследований и их характеристика

Цель данного сообщения – конкретизировать теоретические основания для осознанного определения исходных объектов в психологических исследованиях. Ибо в психологическом контексте весьма распространено называние объектом исследования носителей психики: лабораторных животных, испытуемых, респондентов... А иногда роль объекта исследования даже приписывается эмпирическому материалу.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Общие предпосылки для объяснения в психологии и некоторые их донаучные следствия

В статье конкретизируются онтологические и гносеологические предпосылки для психологического объяснения. С одной стороны, это реальность психики, это её объектность и предметность, это наличие у неё универсальных эмпирических признаков. С другой стороны, это абстрактность познания. «Застревание» на какой-либо одной точке зрения приводит к абсурду.

Ключевые слова: психика (душа), реальность, объект, субъект, взаимодействие, предмет, атрибут, связи и соотношения, признаки психики, абстрактность познания,

Подробнее...

Еремеев Б. А. Психометрика одиннадцати суждений о женщинах в политике

Рассмотрены суждения шести женщин и пяти мужчин об участии женщин в политике (Петербургский Час пик. № 19 (277). 07.05.2003. С.3). Среди субъектов суждений: Сикевич З., заведующая лабораторией этнической социологии и психологии СПбГУ; Ушакова В., директор Института гендерных исследований СПбГУ; Евдокимова Н., председатель комиссии по социальным вопросам ЗакСа СПб.; Хакамада И., заместитель председателя ГосДумы; Дементьева Н., замминистра культуры РФ; Строгалева Е., аспирантка Академии театрального искусства; Васильев В., заведующий лаборатории политической психологии СПбГУ; Аксим А., музыкант; Шушарин И., студент 5 курса факультета журналистики СПбГУ; Шхеидзе У., врач, гость СПб.; Глушинский С., начальник отдела рекламы Издательского дома «Весь».

Подробнее...

Еремеев Б. А. Органичная диагностика социально-психологического потенциала у человека

В своём сообщении я предполагаю поделиться пониманием основных компонентов ситуации, в которой особая роль принадлежит выявлению подспудного, скрытого.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Текст как предмет психологического исследования в контексте семиотической парадигмы

В статье раскрываются общие основания для собственно психологического исследования текста. Опорными признаются универсальные атрибуты любой отдельности: пространство, время, качественная определённость, энергетика, структурная сложность. При психологическом познании опорной становится рефлексия – как осознание природы отдельных психических образований. Семиотическая парадигма предполагает разноуровневость исследования: прагматический, синтактический и семантический подходы к его объекту.

Ключевые слова: текст, предмет, психологическое исследование; объект и субъект, значение и смысл, осознание, рефлексия; пространство, время, субстанциальность, энергетика, информация (структурная сложность); семиотика: прагматика, синтактика, семантика.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Отношение к людям в группе третьекурсников Института народов севера

В сообщении говорится о процедуре и результатах измерения суждений о людях у студентов-третьекурсников Института народов Севера при пересдаче ими зачётной работы по курсу «Педагогическая психология».

Подробнее...

Еремеев Б. А. Образ современного вузовского преподавателя

Тема «схватывает» взятый фрагмент субъективной реальности со стороны его объективного содержания. Субъективная форма раскрывается ниже с учётом социокультурного контекста.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Уровни категоризации при понимании человека человеком и при психологическом изучении понимания

Понимание человека человеком может рассматриваться и рассматривается с различных позиций, в контексте различных наук. Психология познания людьми друг друга выделяется среди них и своим объектом, и своим предметом. В ней используется система понятий, раскрывающих природу такого познания как психического отражения на разных его уровнях во всём спектре проблем современной психологии. Здесь имеет значение и атрибутивность (принадлежность) психики её носителю; и существование психики человека как субъективного инобытия источника, как отражения последнего; и её природа как инструмента ориентационной (с.93-94) деятельности; имеет значение и познание психики как особой реальности. При изучении познания людьми друг друга психологическая проблематика очерчена и конкретизирована уже А. А. Бодалёвым в первых отечественных моногра­фиях на эту тему [4; 5]. Они стали своего рода отправной точкой в проведении многих отечественных исследований познания человека человеком, в том числе и моих.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Новации учебного процесса и традиции студенческого поведения

В названии моего сообщения обозначены реальные отдельности, отношение которых порождает одно из принципиальных противоречий современного вузовского образования. Конфликт между любыми нововведениями и устоявшимся поведением их массового потребителя всегда становится движущей силой развития в обществе. И всегда остаётся открытым вопрос о перспективах этого развития, о его содержании и форме. В контексте учёта роли образовательных институтов при социализации подрастающего поколения важно, чтобы разрешение возникающих здесь конфликтов было, по возможности, конструктивным.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Понятийная основа для эмпирического исследования субъективной категоризации

Аннотация

Субъективная категоризация рассматривается как общий механизм психического отражения, который у человека имеет речевую форму; как субъективное инобытие источника психики, или элементарный образ, свойства которого подлежат выявлению и качественно-количественному описанию. В их числе предметность, константность, обобщенность, целостность и структурность. Проявление свойств образа в эмпирическом материале (в тексте) обеспечивает возможность использовать соответствующие меры для того, чтобы затем перейти к характеристике категоризации как атрибута ее субъекта и как ориентировочного звена в деятельности.

Подробнее...