ЕРЕМЕЕВ БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека (до 2014 г.), профессор кафедры методов психологического познания (с 2014 г.)

Окончил факультет психологии Ленинградского государственного университета в 1972 году.

Защитил кандидатскую диссертацию по теме "Изучение социальной перцепции по материалам речевых описаний" (специальность 19.00.01 - общая психология) в 1975 году.

Защитил докторскую диссертацию по теме "Психометрика мнений о людях" (специальность 19.00.05 - социальная психология) в 2003 году

В РГПУ (ЛГПИ) работает с 24 августа 1982 года на должности доцента; с 01 сентября 2004 - на должности профессора

К 01.09.2013 опубликовано свыше 260 печатных работ 

Подготовлено 2 кандидата наук

 В 2007 году Борис Алексеевич был награждён грамотой "За измерение неизмеряемого и познание непознаваемого в процессе подготовки практических психологов в РГПУ им. А. И. Герцена". Кафедра гордится таким мастером!

 Научные интересы:

В общем - это проблема экстериоризации психики человека в продуктах его активности.

В частности - проблемы выявления имплицитных конструктов сознания по их выражению в продуктах деятельности и, прежде всего, в речи.

Проводится разработка теории и методов психосемиотического исследования на трёх уровнях анализа. Учитываются обусловленность, место и роль психического в практических ситуациях. Учитываются соотношения между различными формами психического (между психическими образованиями). Учитывается внутреннее строение психических отдельностей (психических образований).

В эмпирических исследованиях на речевом материале учитывается, в основном, образовательный контекст, соотношение между различными проявлениями "имплицитных теорий" человека и строение этих теорий.

Наиболее значимые публикации:

  1. Еремеев Б. А. Психометрика мнений о людях: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2003. – 124 с.
  2. Еремеев Б. А. Суждения школьников о людях // Психология современного подростка / Под ред. Л. А. Регуш. – СПб.: Речь, 2005. С.93-114.
  3. Еремеев Б.А. Учебная успешность и ценности у студентов педвуза: Психологические основания, технология и процедуры измерения, некоторые результаты: Монография. – СПб.: АНО «ИПП», 2006. – 174 с.
  4. Еремеев Б. А. Оценочная и метафорическая модели власти в России (на стыке ХХ-ХХ1 веков) // Социальные процессы: проблемы и перспективы: Материалы 1 заочной международной научно-практической конференции. – Омск: Образование информ, 2007. С.152-162.
  5. Еремеев Б. А. Афоризмы профессиональных инвесторов и их семиопсихометрическое обобщение // Экономическая психология: актуальные исследования и инновационные тенденции: Материалы десятой юбилейной международной научно-практической конференции / Под общ. ред. А. Д. Карнышева. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. С.273-289.
  6. Еремеев Б. А. Общность между руководителями высшего звена по их публичным высказываниям // Технологии социальной работы: теория и практика реализации: материалы III Международной научно-практической конференции. - Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2009. С.97–112.
  7. Еремеев Б. А. Проблема психологического исследования текста Б. А. Еремеев [Текст] // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина: Научный журнал. Серия «Психология». № 1. 2009. С.45-50.
  8. Еремеев Б. А. Семиопсихометрическое обобщение материалов конференции (на примере «Лихачёвских чтений – 2008») / Б. А. Еремеев [Текст] // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина: Научный журнал. № 2. Том 5. Психология. 2010. С.26-37.
  9. Еремеев Б. А. Требования к бакалавру и магистру в рамках стандарта психолого-педагогического образования // Учитель на все времена. Материалы XXXII Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 13 апреля 2011 г.) / Под ред. Козловой А. Г., Маралова В. Г., Маликова Р. Ш. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2011. С.327-337.
  10. Еремеев Б. А. Психологическая структура одного взгляда на подготовку социальных работников // Исследование и проектирование в социальной работе: теория и практика: материалы VI заочной Международной научно-практической конференции. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. – С.52-72.
  11. Еремеев Б.А. Объекты психологических исследований и их характеристика // Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящённой 215-летию Герценовского университета. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С.41-46.
  12. Еремеев Б.А. Общие тенденции и некоторые крайности в познании человека // Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящённой 215-летию Герценовского университета. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С.192-197.
  13. Еремеев Б.А. Межчеловеческая общность в пространстве её проявлений // Современная психология: теория и практика [Текст]: материалы VI международной научно-практической конференции, г.Москва, 9-10 октября 2012 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – Москва: Изд-во «Спецкнига», 2012. – С.45-48.
  14. Еремеев Б.А. Текст как предмет психологического исследования в контексте семиотической парадигмы / Б. А. Еремеев [Текст] // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2013. Том 13. № 3. С.102-106.

Словарные статьи:

  • Восприятие человека
  • Изучение [выявление актуальности] этнических характеристик. Методика
  • Познание человека
  • Понимание человека (Воспитание этнотолерантности подростка в семье: Словарь /Под общ. ред. Козловой А.Г. /Серия: В помощь классному руководителю. - СПб.: ООО НЕСТОР, 2005)
  • Отношение к человеку. Оценивание человека: внешние и внутренние эталоны. Познание в общении // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалёва. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.84-85, 85-87,87-88.

Биографические справки в справочниках:

  • Справочник "Психологи Петербурга - 1999". - СПб.: СпбПО: Изд-во "Питер", 1999. С.29-30;
  • Психологи Санкт-Петербурга - 2003: Справочник. - СПб.: Речь, 2003. С.41.

Учебно-методические материалы на нашем сайте:

У Бориса Алексеевича также есть ряд статей, которые из-за сложности форматирования переведены в PDF и выложены в таком виде. Ссылки на эти статьи находятся здесь. Статьи с более простым форматированием переведены в формат HTML и выложены ниже.

E-mail:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

ПУБЛИКАЦИИ:

Еремеев Б. А. О личностном, личном и взаимном в человеческих отношениях

В статье уточняется объективное значение и раскрывается субъективный смысл (для автора статьи) понятий «человеческие отношения» и понятий об их атрибутах: о «личностном», «личном» и «взаимном» в отношениях.

Подробнее...

Еремеев Б.А. Тематика публикаций Е.С. Кузьмина и материалов «Ананьевских чтений - 2010»

Рассмотрен категориальный состав тематики основных публикаций Е.С. Кузьмина, с одной стороны, и использование тех же категорий при формулировании своих тем авторами материалов в «Ананьевских чтениях - 2010» (АЧ-2010), с другой стороны. Предполагалось, что категориальная общность тематики будет свидетельствовать о вкладе одного из наших учителей в научную работу современных исследователей. В частности, предполагалось выделить среди категорий, актуальных для Е.С. Кузьмина, категории, более и менее устойчивые среди участников АЧ-2010.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Общие психологические предпосылки для учебной аттестации

При проведении учебной аттестации традиционно имеются в виду два уровня освоения образовательной программы - «репродуктивный» и «продуктивный». Предполагается, что аттестация актуальна при промежуточном контроле учебной работы, при проверке остаточных знаний по учебной дисциплине, при рубежном и итоговом контроле и для формирования умения анализировать тематически определённую информацию. Предполагается также, что аттестация при освоении учебной программы в конкретной аудитории позволяет корректировать эту программу по ходу работы с ней.

Подробнее...

Еремеев Б. А. К формализации учёта речевых проявлений сознания

Предлагаются общие теоретические основания, гносеологические и психологические, для формализации учёта речевых проявлений сознания. Исходным является признание того, что душевное здоровье развивающегося человека сопряжено с расширением его сознания, а болезнь - с сужением (до угасания).

Подробнее...

Еремеев Б. А. Об одном реальном объекте в исследованиях социального познания

Таковым являются мнения о чём бы то ни было как естественные факты сознания, распространенные в быту. Их исследования суть реальная альтернатива тем диагностическим исследованиям, в которых специалисты используют подходящие шаблоны, уповая на их дискриминантный потенциал.

Подробнее...

Еремеев Б. А. О материалах XXXII конференции по педагогике ненасилия

13 апреля 2011 года в Санкт-Петербурге состоялась ХХХII научно-практическая конференция по проблемам педагогики ненасилия. Конференция организована Санкт-Петербургским Отделением Международной Ассоциации «Педагогика ненасилия» и Методическим Советом ГОУ ОУ-лаборатории по проблемам педагогики ненасилия. Председатель оргкомитета конференции - доктор педагогических наук, профессор А.Г. Козлова. Конференция проведена на базе ГОУ СОШ № 503 Кировского района Санкт-Петербурга. Директор школы - Крайнова Л.В.

Подробнее...

Карасаева A.M., Еремеев Б.А. Соотношение понятий "личностный смысл" и "социальное познание"

Под социальным познанием понимается деятельность, обеспечивающая ориентацию в определённой культурной среде и, прежде всего, в различных человеческих проявлениях. В частности, социальное познание рассматривается как способность воспринимать и понимать различные факты социальной жизни. В том числе - как способность понимать других людей, понимать их общественное поведение, их эмоции, мысли, намерения, их ситуативные точки зрения и общие жизненные позиции.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Межчеловеческая общность – в пространстве её проявлений

Сообщается о технологии для выявления общности между людьми. В основу технологии положены семиопсихометрические основания и ситуативно-функциональный подход.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Общие тенденции и некоторые крайности в познании человека

Цель данного сообщения – выделить основные акценты в человековедении с учётом его истории и современного состояния и, в частности, в связи с педагогическим образованием.

Подробнее...