ЕРЕМЕЕВ БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека (до 2014 г.), профессор кафедры методов психологического познания (с 2014 г.)

Окончил факультет психологии Ленинградского государственного университета в 1972 году.

Защитил кандидатскую диссертацию по теме "Изучение социальной перцепции по материалам речевых описаний" (специальность 19.00.01 - общая психология) в 1975 году.

Защитил докторскую диссертацию по теме "Психометрика мнений о людях" (специальность 19.00.05 - социальная психология) в 2003 году

В РГПУ (ЛГПИ) работает с 24 августа 1982 года на должности доцента; с 01 сентября 2004 - на должности профессора

К 01.09.2013 опубликовано свыше 260 печатных работ 

Подготовлено 2 кандидата наук

 В 2007 году Борис Алексеевич был награждён грамотой "За измерение неизмеряемого и познание непознаваемого в процессе подготовки практических психологов в РГПУ им. А. И. Герцена". Кафедра гордится таким мастером!

 Научные интересы:

В общем - это проблема экстериоризации психики человека в продуктах его активности.

В частности - проблемы выявления имплицитных конструктов сознания по их выражению в продуктах деятельности и, прежде всего, в речи.

Проводится разработка теории и методов психосемиотического исследования на трёх уровнях анализа. Учитываются обусловленность, место и роль психического в практических ситуациях. Учитываются соотношения между различными формами психического (между психическими образованиями). Учитывается внутреннее строение психических отдельностей (психических образований).

В эмпирических исследованиях на речевом материале учитывается, в основном, образовательный контекст, соотношение между различными проявлениями "имплицитных теорий" человека и строение этих теорий.

Наиболее значимые публикации:

  1. Еремеев Б. А. Психометрика мнений о людях: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2003. – 124 с.
  2. Еремеев Б. А. Суждения школьников о людях // Психология современного подростка / Под ред. Л. А. Регуш. – СПб.: Речь, 2005. С.93-114.
  3. Еремеев Б.А. Учебная успешность и ценности у студентов педвуза: Психологические основания, технология и процедуры измерения, некоторые результаты: Монография. – СПб.: АНО «ИПП», 2006. – 174 с.
  4. Еремеев Б. А. Оценочная и метафорическая модели власти в России (на стыке ХХ-ХХ1 веков) // Социальные процессы: проблемы и перспективы: Материалы 1 заочной международной научно-практической конференции. – Омск: Образование информ, 2007. С.152-162.
  5. Еремеев Б. А. Афоризмы профессиональных инвесторов и их семиопсихометрическое обобщение // Экономическая психология: актуальные исследования и инновационные тенденции: Материалы десятой юбилейной международной научно-практической конференции / Под общ. ред. А. Д. Карнышева. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. С.273-289.
  6. Еремеев Б. А. Общность между руководителями высшего звена по их публичным высказываниям // Технологии социальной работы: теория и практика реализации: материалы III Международной научно-практической конференции. - Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2009. С.97–112.
  7. Еремеев Б. А. Проблема психологического исследования текста Б. А. Еремеев [Текст] // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина: Научный журнал. Серия «Психология». № 1. 2009. С.45-50.
  8. Еремеев Б. А. Семиопсихометрическое обобщение материалов конференции (на примере «Лихачёвских чтений – 2008») / Б. А. Еремеев [Текст] // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина: Научный журнал. № 2. Том 5. Психология. 2010. С.26-37.
  9. Еремеев Б. А. Требования к бакалавру и магистру в рамках стандарта психолого-педагогического образования // Учитель на все времена. Материалы XXXII Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 13 апреля 2011 г.) / Под ред. Козловой А. Г., Маралова В. Г., Маликова Р. Ш. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2011. С.327-337.
  10. Еремеев Б. А. Психологическая структура одного взгляда на подготовку социальных работников // Исследование и проектирование в социальной работе: теория и практика: материалы VI заочной Международной научно-практической конференции. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. – С.52-72.
  11. Еремеев Б.А. Объекты психологических исследований и их характеристика // Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящённой 215-летию Герценовского университета. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С.41-46.
  12. Еремеев Б.А. Общие тенденции и некоторые крайности в познании человека // Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящённой 215-летию Герценовского университета. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С.192-197.
  13. Еремеев Б.А. Межчеловеческая общность в пространстве её проявлений // Современная психология: теория и практика [Текст]: материалы VI международной научно-практической конференции, г.Москва, 9-10 октября 2012 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – Москва: Изд-во «Спецкнига», 2012. – С.45-48.
  14. Еремеев Б.А. Текст как предмет психологического исследования в контексте семиотической парадигмы / Б. А. Еремеев [Текст] // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2013. Том 13. № 3. С.102-106.

Словарные статьи:

  • Восприятие человека
  • Изучение [выявление актуальности] этнических характеристик. Методика
  • Познание человека
  • Понимание человека (Воспитание этнотолерантности подростка в семье: Словарь /Под общ. ред. Козловой А.Г. /Серия: В помощь классному руководителю. - СПб.: ООО НЕСТОР, 2005)
  • Отношение к человеку. Оценивание человека: внешние и внутренние эталоны. Познание в общении // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалёва. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.84-85, 85-87,87-88.

Биографические справки в справочниках:

  • Справочник "Психологи Петербурга - 1999". - СПб.: СпбПО: Изд-во "Питер", 1999. С.29-30;
  • Психологи Санкт-Петербурга - 2003: Справочник. - СПб.: Речь, 2003. С.41.

Учебно-методические материалы на нашем сайте:

У Бориса Алексеевича также есть ряд статей, которые из-за сложности форматирования переведены в PDF и выложены в таком виде. Ссылки на эти статьи находятся здесь. Статьи с более простым форматированием переведены в формат HTML и выложены ниже.

E-mail:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

ПУБЛИКАЦИИ:

Еремеев Б. А. Проявление познавательной позиции у одного соискателя учёной степени по психологии

В сообщении рассматривается проявление познавательной позиции у одного соискателя учёной степени кандидата психологических наук. В частности, рассматривается то, как в автореферате диссертации раскрываются основные понятия исследования.

Подробнее...

Еремеев Б.А., Логвенок О.В. Психосемиотика защитных механизмов (на стыке дедуктивного и индуктивного подходов)

В исследованиях того, как проявляются защитные механизмы человека в его отношениях к людям, мы руководствуемся следующими базовыми положениями. Во-первых, понятийный аппарат психосемиотики актуален там, где в субъективной картине различаются явленное (знаки), с одной стороны, и подразумеваемое и проявляющееся (значения, смыслы) - с другой стороны. Во-вторых, об истинности наших знаний свидетельствует сближение результатов, полученных при различных подходах, с использованием различных методов.

Подробнее...

Еремеев Б. А. О психологических основаниях для диагностики и проектирования субъективной реальности

В сообщении инструментальность прикладной психологии раскрывается как использование теоретических конструктов (концептуальных схем) для распознавания субъективной реальности (для её диагностики) и для её проектирования с целью оптимизации существующего положения дел.

Подробнее...

Демьянова О. Ю., Еремеев Б. А. О положении учительских детей в подростковых классах

В сообщении выделяется особая предметная область - положение среди одноклассников учительских детей. Это положение рассматривается с привлечением материалов включённого наблюдения, а также анкетных и социометрических опросов. На основе социометрии предлагается использовать два интегративных показателя: индекс персонального благополучия и индекс группового разнообразия.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Отношение к человеку

Отношение, в самом общем плане, - это качественная определённость взаимодействия. Общие характеристики любого отношения суть пространственные, временные, энергетические, упорядоченности, принадлежности. Самые общие виды отношений - это связи и соотношения. Связи объективны (онтологичны); они так или иначе объединяют отдельности. Соотношения субъективны (гносеологичны); они устанавливаются между взятыми отдельностями субъектом, который соотносит эти отдельности между собой по актуальным основаниям.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Оценивание человека

Оценивание в общем случае - это соотнесение с ценностно нагруженным эталоном. Психологически - это суждение о соответствии чего-либо тому, что заведомо имеет ценность.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Познание человека

Познание в самом широком смысле есть оптимизация субъективной картины мира. Как особая сфера человеческой деятельности, познание есть целенаправленная оптимизация субъективной картины мира, предполагающая преодоление наличной неопределённости.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Восприятие человека

Восприятие в общем - это получение информации. С точки зрения психологии - это психическое отражение отдельных объектов (тел, явлений) при их непосредственном воздействии на соответствующие органы, называемые анализаторами (или, традиционно, «органами чувств»).

Подробнее...

Еремеев Б. А. Понимание человека

Понимание - это включение чего-либо в субъективный опыт. Понять что-то - значит (а) установить его связи (ассоциации) с тем, что уже известно, оценено, истолковано, и (б) поместить это что-то в определённое место в субъективной картине мира. Понимание как деятельность по осмыслению чего-либо рассматривается во внешнем и внутреннем планах.

Подробнее...

Еремеев Б. А. О материалах ХХХI конференции по педагогике ненасилия

8 апреля 2010 года в Санкт-Петербурге состоялась ХХХI научно-практическая конференция по проблемам педагогики ненасилия. Конференция организована Санкт-Петербургским Отделением Международной Ассоциации «Педагогика ненасилия» и Советом образовательного учреждения-лаборатории по проблемам педагогики ненасилия. Председатель оргкомитета конференции - доктор педагогических наук, профессор А.Г. Козлова. Конференция проведена на базе ГОУ СОШ № 503 Кировского района Санкт-Петербурга. Директор школы - Крайнова Л.В.

Подробнее...