ЕРЕМЕЕВ БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека (до 2014 г.), профессор кафедры методов психологического познания (с 2014 г.)

Окончил факультет психологии Ленинградского государственного университета в 1972 году.

Защитил кандидатскую диссертацию по теме "Изучение социальной перцепции по материалам речевых описаний" (специальность 19.00.01 - общая психология) в 1975 году.

Защитил докторскую диссертацию по теме "Психометрика мнений о людях" (специальность 19.00.05 - социальная психология) в 2003 году

В РГПУ (ЛГПИ) работает с 24 августа 1982 года на должности доцента; с 01 сентября 2004 - на должности профессора

К 01.09.2013 опубликовано свыше 260 печатных работ 

Подготовлено 2 кандидата наук

 В 2007 году Борис Алексеевич был награждён грамотой "За измерение неизмеряемого и познание непознаваемого в процессе подготовки практических психологов в РГПУ им. А. И. Герцена". Кафедра гордится таким мастером!

 Научные интересы:

В общем - это проблема экстериоризации психики человека в продуктах его активности.

В частности - проблемы выявления имплицитных конструктов сознания по их выражению в продуктах деятельности и, прежде всего, в речи.

Проводится разработка теории и методов психосемиотического исследования на трёх уровнях анализа. Учитываются обусловленность, место и роль психического в практических ситуациях. Учитываются соотношения между различными формами психического (между психическими образованиями). Учитывается внутреннее строение психических отдельностей (психических образований).

В эмпирических исследованиях на речевом материале учитывается, в основном, образовательный контекст, соотношение между различными проявлениями "имплицитных теорий" человека и строение этих теорий.

Наиболее значимые публикации:

  1. Еремеев Б. А. Психометрика мнений о людях: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2003. – 124 с.
  2. Еремеев Б. А. Суждения школьников о людях // Психология современного подростка / Под ред. Л. А. Регуш. – СПб.: Речь, 2005. С.93-114.
  3. Еремеев Б.А. Учебная успешность и ценности у студентов педвуза: Психологические основания, технология и процедуры измерения, некоторые результаты: Монография. – СПб.: АНО «ИПП», 2006. – 174 с.
  4. Еремеев Б. А. Оценочная и метафорическая модели власти в России (на стыке ХХ-ХХ1 веков) // Социальные процессы: проблемы и перспективы: Материалы 1 заочной международной научно-практической конференции. – Омск: Образование информ, 2007. С.152-162.
  5. Еремеев Б. А. Афоризмы профессиональных инвесторов и их семиопсихометрическое обобщение // Экономическая психология: актуальные исследования и инновационные тенденции: Материалы десятой юбилейной международной научно-практической конференции / Под общ. ред. А. Д. Карнышева. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. С.273-289.
  6. Еремеев Б. А. Общность между руководителями высшего звена по их публичным высказываниям // Технологии социальной работы: теория и практика реализации: материалы III Международной научно-практической конференции. - Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2009. С.97–112.
  7. Еремеев Б. А. Проблема психологического исследования текста Б. А. Еремеев [Текст] // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина: Научный журнал. Серия «Психология». № 1. 2009. С.45-50.
  8. Еремеев Б. А. Семиопсихометрическое обобщение материалов конференции (на примере «Лихачёвских чтений – 2008») / Б. А. Еремеев [Текст] // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина: Научный журнал. № 2. Том 5. Психология. 2010. С.26-37.
  9. Еремеев Б. А. Требования к бакалавру и магистру в рамках стандарта психолого-педагогического образования // Учитель на все времена. Материалы XXXII Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 13 апреля 2011 г.) / Под ред. Козловой А. Г., Маралова В. Г., Маликова Р. Ш. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2011. С.327-337.
  10. Еремеев Б. А. Психологическая структура одного взгляда на подготовку социальных работников // Исследование и проектирование в социальной работе: теория и практика: материалы VI заочной Международной научно-практической конференции. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. – С.52-72.
  11. Еремеев Б.А. Объекты психологических исследований и их характеристика // Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящённой 215-летию Герценовского университета. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С.41-46.
  12. Еремеев Б.А. Общие тенденции и некоторые крайности в познании человека // Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящённой 215-летию Герценовского университета. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С.192-197.
  13. Еремеев Б.А. Межчеловеческая общность в пространстве её проявлений // Современная психология: теория и практика [Текст]: материалы VI международной научно-практической конференции, г.Москва, 9-10 октября 2012 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – Москва: Изд-во «Спецкнига», 2012. – С.45-48.
  14. Еремеев Б.А. Текст как предмет психологического исследования в контексте семиотической парадигмы / Б. А. Еремеев [Текст] // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2013. Том 13. № 3. С.102-106.

Словарные статьи:

  • Восприятие человека
  • Изучение [выявление актуальности] этнических характеристик. Методика
  • Познание человека
  • Понимание человека (Воспитание этнотолерантности подростка в семье: Словарь /Под общ. ред. Козловой А.Г. /Серия: В помощь классному руководителю. - СПб.: ООО НЕСТОР, 2005)
  • Отношение к человеку. Оценивание человека: внешние и внутренние эталоны. Познание в общении // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалёва. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.84-85, 85-87,87-88.

Биографические справки в справочниках:

  • Справочник "Психологи Петербурга - 1999". - СПб.: СпбПО: Изд-во "Питер", 1999. С.29-30;
  • Психологи Санкт-Петербурга - 2003: Справочник. - СПб.: Речь, 2003. С.41.

Учебно-методические материалы на нашем сайте:

У Бориса Алексеевича также есть ряд статей, которые из-за сложности форматирования переведены в PDF и выложены в таком виде. Ссылки на эти статьи находятся здесь. Статьи с более простым форматированием переведены в формат HTML и выложены ниже.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

ПУБЛИКАЦИИ:

Еремеев Б. А. Структурное описание психических образований

В докладе раскрывается обобщённая парадигма эмпирических исследований дескриптивного толка, в которых выявляются структуры психических образований - как устойчивое единство их объективного содержания и субъективной формы при разных масштабах описания. Основой этих исследований является, с одной стороны, признание их ситуативной ограниченности и, с другой стороны, признание того, что именно в их рамках реализуется инструментальный потенциал психологической теории и методологии. Для полиструктурного описания психических образований используется единая общая модель.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Толерантность и некоторые условия её формирования

Даётся определение понятия «толерантность» в контексте характеристики роли образования для формирования соответствующего человеческого атрибута. Подчёркивается частная, производная природа толерантности в различных её формах с позиции психологии развития и образования.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Текст как факт духовной культуры и его исследование

В статье обобщаются теоретико-методологические основания и опыт структурного исследования текстов под психологическим углом зрения - как многомерных фактов духовной культуры.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Условия для полилога в образовании

Под образованием здесь понимается целенаправленная и организуемая коммуникация культуры. Полилог рассматривается как открытое множество основных форм речевой активности у участников коммуникации. К условиям для полилога отнесены, в общем, теория и практика социодинамики культуры, а в частности - существенные характеристики участников образования и объединяющей их ситуации.

Подробнее...

Еремеев Б. А. О материалах ХХХ конференции по педагогике ненасилия

10 апреля 2009 года в Санкт-Петербурге состоялась ХХХ научно-практическая конференция по проблемам педагогики ненасилия. Конференция организована Санкт-Петербургским Отделением Международной Ассоциации «Педагогика ненасилия» и Советом образовательного учреждения-лаборатории по проблемам педагогики ненасилия. Председатель оргкомитета конференции - доктор педагогических наук, профессор А.Г. Козлова.

Подробнее...

Еремеев Б. А. О психологических основаниях для целенаправленного формирования толерантности

Толерантность как собственно человеческий атрибут возникает и проявляется в условиях совместности в пространстве и времени и при взаимодействии её носителя, с одной стороны, и её источника - с другой. В роли источника личностной толерантности выступают социальные условия среды и, прежде всего, другие люди с их особенными проявлениями. Нет толерантности без чего-то и/или без кого-то, что или кто воспринимается потенциальным носителем толерантности как отклонение от привычного. Отсюда следует однозначный вывод: гуманитарное понимание толерантности опирается на психологию социального познания и, в частности, на психологию познания человека человеком. Это направление профессиональной психологии раскрывает для нас природу психического отражения людьми друг друга. Обозначу основные принципиальные моменты феноменологии этого отражения.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Некоторые леммы профессиональных психологов

Еремеев Борис Алексеевич(доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена):

Ещё раз приветствую вас, уважаемые коллеги!

Сегодня будем говорить о некоторых леммах профессиональных психологов. Начну с определений. После этого посмотрим на то, чт? познаём, к?к интерпретируем свой объект, к?к познаем (каковы основные стратегии, которые мы с вами используем), к?к объясняем. Ну вот, четыре вопроса, наверное, достаточно. Если хватит у нас с вами желания и/или возможностей, то поговорим и о том, что нужно для того, чтобы слышать друг друга, что нужно для полилога в науке, для многоголосия. Но, в основном, я предполагаю говорить о четырёх первых вопросах.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Психологические эффекты образования и их измерение

Психологические эффекты образования, в общем случае, - это изменения субъективной реальности у участников образовательного процесса именно за счёт их включённости в этот процесс. Тема конференции сформулирована с акцентом, прежде всего, на образованности учащихся; поэтому и в данном сообщении будет сделан такой же акцент, но всё же с учётом реального положения дел.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Устойчивая предметность требований к бакалавру и магистру психолого-педагогического образования

В сообщении раскрываются ход и результаты исследования, выполненного в контексте психологии развития. В частности, рассматриваются в сравнительном плане наиболее устойчивые категории, посредством которых в нормативных документах моделируются эталонные варианты образованности на двух ступенях высшего профессионального образования - в бакалавриате и в магистратуре.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Плеяда профессоров Герценовской психологической школы

Перечень из 19-и имён профессоров-психологов предложен в тематике Международной научно-практической конференции, посвящённой 85-летию кафедры психологии, психологической науки и образования в Герценовском Университете. Выявлено распределение этих фигур в тематическом пространстве их основных публикаций. Публикации учтены по первому и второму изданиям справочника: Профессора Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в ХХ веке: Биографический справочник / Под ред. Г.А. Бордовского, В.А. Козырева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000; 2-е изд., испр. и доп., 2002.

Подробнее...