ЕРЕМЕЕВ БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека (до 2014 г.), профессор кафедры методов психологического познания (с 2014 г.)

Окончил факультет психологии Ленинградского государственного университета в 1972 году.

Защитил кандидатскую диссертацию по теме "Изучение социальной перцепции по материалам речевых описаний" (специальность 19.00.01 - общая психология) в 1975 году.

Защитил докторскую диссертацию по теме "Психометрика мнений о людях" (специальность 19.00.05 - социальная психология) в 2003 году

В РГПУ (ЛГПИ) работает с 24 августа 1982 года на должности доцента; с 01 сентября 2004 - на должности профессора

К 01.09.2013 опубликовано свыше 260 печатных работ 

Подготовлено 2 кандидата наук

 В 2007 году Борис Алексеевич был награждён грамотой "За измерение неизмеряемого и познание непознаваемого в процессе подготовки практических психологов в РГПУ им. А. И. Герцена". Кафедра гордится таким мастером!

 Научные интересы:

В общем - это проблема экстериоризации психики человека в продуктах его активности.

В частности - проблемы выявления имплицитных конструктов сознания по их выражению в продуктах деятельности и, прежде всего, в речи.

Проводится разработка теории и методов психосемиотического исследования на трёх уровнях анализа. Учитываются обусловленность, место и роль психического в практических ситуациях. Учитываются соотношения между различными формами психического (между психическими образованиями). Учитывается внутреннее строение психических отдельностей (психических образований).

В эмпирических исследованиях на речевом материале учитывается, в основном, образовательный контекст, соотношение между различными проявлениями "имплицитных теорий" человека и строение этих теорий.

Наиболее значимые публикации:

  1. Еремеев Б. А. Психометрика мнений о людях: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2003. – 124 с.
  2. Еремеев Б. А. Суждения школьников о людях // Психология современного подростка / Под ред. Л. А. Регуш. – СПб.: Речь, 2005. С.93-114.
  3. Еремеев Б.А. Учебная успешность и ценности у студентов педвуза: Психологические основания, технология и процедуры измерения, некоторые результаты: Монография. – СПб.: АНО «ИПП», 2006. – 174 с.
  4. Еремеев Б. А. Оценочная и метафорическая модели власти в России (на стыке ХХ-ХХ1 веков) // Социальные процессы: проблемы и перспективы: Материалы 1 заочной международной научно-практической конференции. – Омск: Образование информ, 2007. С.152-162.
  5. Еремеев Б. А. Афоризмы профессиональных инвесторов и их семиопсихометрическое обобщение // Экономическая психология: актуальные исследования и инновационные тенденции: Материалы десятой юбилейной международной научно-практической конференции / Под общ. ред. А. Д. Карнышева. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. С.273-289.
  6. Еремеев Б. А. Общность между руководителями высшего звена по их публичным высказываниям // Технологии социальной работы: теория и практика реализации: материалы III Международной научно-практической конференции. - Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2009. С.97–112.
  7. Еремеев Б. А. Проблема психологического исследования текста Б. А. Еремеев [Текст] // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина: Научный журнал. Серия «Психология». № 1. 2009. С.45-50.
  8. Еремеев Б. А. Семиопсихометрическое обобщение материалов конференции (на примере «Лихачёвских чтений – 2008») / Б. А. Еремеев [Текст] // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина: Научный журнал. № 2. Том 5. Психология. 2010. С.26-37.
  9. Еремеев Б. А. Требования к бакалавру и магистру в рамках стандарта психолого-педагогического образования // Учитель на все времена. Материалы XXXII Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 13 апреля 2011 г.) / Под ред. Козловой А. Г., Маралова В. Г., Маликова Р. Ш. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2011. С.327-337.
  10. Еремеев Б. А. Психологическая структура одного взгляда на подготовку социальных работников // Исследование и проектирование в социальной работе: теория и практика: материалы VI заочной Международной научно-практической конференции. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. – С.52-72.
  11. Еремеев Б.А. Объекты психологических исследований и их характеристика // Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящённой 215-летию Герценовского университета. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С.41-46.
  12. Еремеев Б.А. Общие тенденции и некоторые крайности в познании человека // Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящённой 215-летию Герценовского университета. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С.192-197.
  13. Еремеев Б.А. Межчеловеческая общность в пространстве её проявлений // Современная психология: теория и практика [Текст]: материалы VI международной научно-практической конференции, г.Москва, 9-10 октября 2012 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – Москва: Изд-во «Спецкнига», 2012. – С.45-48.
  14. Еремеев Б.А. Текст как предмет психологического исследования в контексте семиотической парадигмы / Б. А. Еремеев [Текст] // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2013. Том 13. № 3. С.102-106.

Словарные статьи:

  • Восприятие человека
  • Изучение [выявление актуальности] этнических характеристик. Методика
  • Познание человека
  • Понимание человека (Воспитание этнотолерантности подростка в семье: Словарь /Под общ. ред. Козловой А.Г. /Серия: В помощь классному руководителю. - СПб.: ООО НЕСТОР, 2005)
  • Отношение к человеку. Оценивание человека: внешние и внутренние эталоны. Познание в общении // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалёва. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.84-85, 85-87,87-88.

Биографические справки в справочниках:

  • Справочник "Психологи Петербурга - 1999". - СПб.: СпбПО: Изд-во "Питер", 1999. С.29-30;
  • Психологи Санкт-Петербурга - 2003: Справочник. - СПб.: Речь, 2003. С.41.

Учебно-методические материалы на нашем сайте:

У Бориса Алексеевича также есть ряд статей, которые из-за сложности форматирования переведены в PDF и выложены в таком виде. Ссылки на эти статьи находятся здесь. Статьи с более простым форматированием переведены в формат HTML и выложены ниже.

E-mail:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

ПУБЛИКАЦИИ:

Еремеев Б. А. Психологические расстояния в пространстве мнений

Для психолога, исследующего мнения, эмпирическим предметом становится текст. Его качественная определенность, его рамки, его дробность при общем, топологическом подходе задаются множеством слов. И тогда психологическое расстояние раскрывается через актуальное соотношение между взятыми множествами.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Социально-психологический подход к образованию

Образование в социальном контексте понимается как целенаправленная и организованная педагогика, как коммуникация культуры. Научный подход предполагает теоретическую опосредствованность деятельности, которая уменьшает количество «проб и ошибок». Инструментальная роль науки зависит от определённости её предмета, или от определённости имеющейся системы знаний о действительности. Актуальные теоретические конструкты становятся средствами для анализа и синтеза действительности, для программирования и планирования деятельности, для её контроля и регулирования.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Рациональная основа исследовательской культуры

Рациональная основа исследовательской культуры - это определённость ситуации исследования для исследователя. Она находит себе инструментально-коммуникативное выражение, прежде всего, в определении исходных понятий исследования. Об определении исходных понятий в данном случае и пойдёт речь.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Тематика конференции «Психология власти – 2008»

Бесспорно эвристическое и дидактическое значение обобщения информации на всех ступенях и для всех форм научной работы, а особенно для работы учёных в университете. Для университетской кафедры, отмечающей 20-ю годовщину своей работы, органичным является рефлексивное обобщение - обобщение информационных продуктов собственной деятельности.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Речь и общение в профессиональной психологии

Аннотация

Для конкретизации отношений между речью и общением в деятельности профессиональных психологов автор использует основания, имеющие психолингвистическую природу.

Ключевые понятия: общение, профессиональная психология, речь, сознание; текст, контекст, затекст, подтекст; теоретический, прикладной и практический уровни в деятельности психологов.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Метаморфозы целостности при познании человека

Рассматриваются некоторые особенности познания человека - в повседневной жизни, в науке, в отдельных исследованиях - с акцентом на целостности как на одном из базовых свойств этого познания. Определяются исходные понятия, задающие предметную область дискурса, и приводятся примеры познания человека с разной выраженностью целостности.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Психология безопасности, психологическая безопасность и уровни развития человека

Психология начинается там, где учитывается субъективная реальность - психика, или душа, в частности, чувства, мысли и намерения тех, кто прямо или косвенно вовлечён во взаимодействие.

Подробнее...

Еремеев Б. А. О предметности познания – в общем и познания человека – в частности

В докладе говорится о понимании предметности - в общем, в контексте познавательной деятельности, и в частности, в контексте познания человека. Тема эта актуальна, потому что сейчас многие профессиональные психологи, к сожалению, не считают для себя принципиальным различать объект и предмет в науке, в исследованиях, даже в жизненных ситуациях. Это провоцирует недоразумения в профессиональных дискуссиях и дезориентирует научную молодёжь и широкую общественность - тех, кто проявляет интерес к научным публикациям.

Подробнее...

Еремеев Б. А. О преодолении противоречий при познании психического отражения человека человеком

Важно различать науку - познавательную деятельность совокупного субъекта, непрерывную в границах её осуществления, и отдельное исследование, конечное во всех его измерениях (по определению). Важно различать объект как отдельность, существующую вне зависимости от субъекта, и предмет - как объект, попавший в сферу субъективной деятельности, или объект-для-субъекта. Важно различать макро-, мезо- и микрофеноменологию как уровни подхода к субъективной реальности в различных аспектах её существования. Важно осознавать, что субъективная реальность и наши представления (и даже наши понятия) о ней суть различные объекты...

Подробнее...

Еремеев Б. А. Проблема собственно психологического исследования текста

В статье обобщаются исторические и теоретико-методологические предпосылки для собственно психологического исследования текста как знаковой формы выражения сознания. Предлагаются варианты структурного описания текста на основе операционального и эмпирического определения его общих психологических свойств.

Подробнее...