ЕРЕМЕЕВ БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека (до 2014 г.), профессор кафедры методов психологического познания (с 2014 г.)

Окончил факультет психологии Ленинградского государственного университета в 1972 году.

Защитил кандидатскую диссертацию по теме "Изучение социальной перцепции по материалам речевых описаний" (специальность 19.00.01 - общая психология) в 1975 году.

Защитил докторскую диссертацию по теме "Психометрика мнений о людях" (специальность 19.00.05 - социальная психология) в 2003 году

В РГПУ (ЛГПИ) работает с 24 августа 1982 года на должности доцента; с 01 сентября 2004 - на должности профессора

К 01.09.2013 опубликовано свыше 260 печатных работ 

Подготовлено 2 кандидата наук

 В 2007 году Борис Алексеевич был награждён грамотой "За измерение неизмеряемого и познание непознаваемого в процессе подготовки практических психологов в РГПУ им. А. И. Герцена". Кафедра гордится таким мастером!

 Научные интересы:

В общем - это проблема экстериоризации психики человека в продуктах его активности.

В частности - проблемы выявления имплицитных конструктов сознания по их выражению в продуктах деятельности и, прежде всего, в речи.

Проводится разработка теории и методов психосемиотического исследования на трёх уровнях анализа. Учитываются обусловленность, место и роль психического в практических ситуациях. Учитываются соотношения между различными формами психического (между психическими образованиями). Учитывается внутреннее строение психических отдельностей (психических образований).

В эмпирических исследованиях на речевом материале учитывается, в основном, образовательный контекст, соотношение между различными проявлениями "имплицитных теорий" человека и строение этих теорий.

Наиболее значимые публикации:

  1. Еремеев Б. А. Психометрика мнений о людях: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2003. – 124 с.
  2. Еремеев Б. А. Суждения школьников о людях // Психология современного подростка / Под ред. Л. А. Регуш. – СПб.: Речь, 2005. С.93-114.
  3. Еремеев Б.А. Учебная успешность и ценности у студентов педвуза: Психологические основания, технология и процедуры измерения, некоторые результаты: Монография. – СПб.: АНО «ИПП», 2006. – 174 с.
  4. Еремеев Б. А. Оценочная и метафорическая модели власти в России (на стыке ХХ-ХХ1 веков) // Социальные процессы: проблемы и перспективы: Материалы 1 заочной международной научно-практической конференции. – Омск: Образование информ, 2007. С.152-162.
  5. Еремеев Б. А. Афоризмы профессиональных инвесторов и их семиопсихометрическое обобщение // Экономическая психология: актуальные исследования и инновационные тенденции: Материалы десятой юбилейной международной научно-практической конференции / Под общ. ред. А. Д. Карнышева. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. С.273-289.
  6. Еремеев Б. А. Общность между руководителями высшего звена по их публичным высказываниям // Технологии социальной работы: теория и практика реализации: материалы III Международной научно-практической конференции. - Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2009. С.97–112.
  7. Еремеев Б. А. Проблема психологического исследования текста Б. А. Еремеев [Текст] // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина: Научный журнал. Серия «Психология». № 1. 2009. С.45-50.
  8. Еремеев Б. А. Семиопсихометрическое обобщение материалов конференции (на примере «Лихачёвских чтений – 2008») / Б. А. Еремеев [Текст] // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина: Научный журнал. № 2. Том 5. Психология. 2010. С.26-37.
  9. Еремеев Б. А. Требования к бакалавру и магистру в рамках стандарта психолого-педагогического образования // Учитель на все времена. Материалы XXXII Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 13 апреля 2011 г.) / Под ред. Козловой А. Г., Маралова В. Г., Маликова Р. Ш. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2011. С.327-337.
  10. Еремеев Б. А. Психологическая структура одного взгляда на подготовку социальных работников // Исследование и проектирование в социальной работе: теория и практика: материалы VI заочной Международной научно-практической конференции. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. – С.52-72.
  11. Еремеев Б.А. Объекты психологических исследований и их характеристика // Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящённой 215-летию Герценовского университета. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С.41-46.
  12. Еремеев Б.А. Общие тенденции и некоторые крайности в познании человека // Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящённой 215-летию Герценовского университета. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С.192-197.
  13. Еремеев Б.А. Межчеловеческая общность в пространстве её проявлений // Современная психология: теория и практика [Текст]: материалы VI международной научно-практической конференции, г.Москва, 9-10 октября 2012 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – Москва: Изд-во «Спецкнига», 2012. – С.45-48.
  14. Еремеев Б.А. Текст как предмет психологического исследования в контексте семиотической парадигмы / Б. А. Еремеев [Текст] // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2013. Том 13. № 3. С.102-106.

Словарные статьи:

  • Восприятие человека
  • Изучение [выявление актуальности] этнических характеристик. Методика
  • Познание человека
  • Понимание человека (Воспитание этнотолерантности подростка в семье: Словарь /Под общ. ред. Козловой А.Г. /Серия: В помощь классному руководителю. - СПб.: ООО НЕСТОР, 2005)
  • Отношение к человеку. Оценивание человека: внешние и внутренние эталоны. Познание в общении // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалёва. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.84-85, 85-87,87-88.

Биографические справки в справочниках:

  • Справочник "Психологи Петербурга - 1999". - СПб.: СпбПО: Изд-во "Питер", 1999. С.29-30;
  • Психологи Санкт-Петербурга - 2003: Справочник. - СПб.: Речь, 2003. С.41.

Учебно-методические материалы на нашем сайте:

У Бориса Алексеевича также есть ряд статей, которые из-за сложности форматирования переведены в PDF и выложены в таком виде. Ссылки на эти статьи находятся здесь. Статьи с более простым форматированием переведены в формат HTML и выложены ниже.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

ПУБЛИКАЦИИ:

Еремеев Б. А. Социально-психологическая компетентность у первокурсников факультета экономики

Рассматриваются проявления социально-психологической компетентности в поведенческих и речевых фактах сознания у студентов-первокурсников факультета экономики в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург). Списочная численность потока - 43 человека, из которых так или иначе обнаружили себя в работе 40 человек, в том числе 6 юношей и 34 девушки, в возрасте 18-19 лет.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Об общих проблемах отечественной психологии

Проблемы понимаются здесь как противоречия, ставшие явными, прежде всего, посредством их словесных определений.

Подробнее...

Еремеев Б. А. О пользе оппонентов и вообще иных точек зрения

Конструктивный дискурс обеспечивает оптимизацию научной картины мира. Ситуативный дискурс, при взятом масштабе анализа, de factо может выглядеть и как монолог, и как диалог, и как полилог. В последнем случае нередко выражаются не только различные и не только дополняющие друг друга позиции, но также позиции, исключающие друг друга, друг с другом не совместимые. И бывает, что их носители либо игнорируют иные точки зрения, либо реагируют на них аффективно. А при наличии «административного ресурса» бывает, что он используется для сегрегации инакомыслия и самих инакомыслящих.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Мнения о людях у двух студенток педвуза с различным отношением к учёбе

Начнём с определения рабочих понятий исследования. В частности, тему статьи раскрывают понятия «мнения о людях», «студентки педвуза», «различное отношение к учёбе».

Подробнее...

Еремеев Б. А. О материалах XXV конференции по педагогике ненасилия

15 апреля 2004 года в Санкт-Петербурге состоялась ХХV научно-практическая конференция по проблемам педагогики ненасилия. Конференция организована Санкт-Петербургским Отделением Международной Ассоциации «Педагогика ненасилия». Отделение базируется в образовательном учреждении-лаборатории по проблемам педагогики ненасилия, в гимназии № 67. Председатель оргкомитета конференции - доктор педагогических наук, профессор А.Г. Козлова; сопредседатель - директор санкт-петербургской гимназии № 67, кандидат педагогических наук М.С. Гаврилова.

Подробнее...

Еремеев Б. А. О понимании первокурсницами педвуза экономической и социальной информации

Рассмотрено понимание первокурсницами педвуза двух ситуаций, предложенных для анализа на практическом занятии в рамках учебной дисциплины «Распознавание психических образований». Занятия проходили на психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А.И. Герцена во втором семестре первого года обучения. Работали, в общей сложности, 30 человек, в том числе один юноша и 29 девушек, в основном, 17-18 лет.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Об исходных элементах методологической культуры у практических психологов

Ядерные составляющие методологической культуры - это осознание необходимости профессиональной рефлексии, её места и роли в структуре профессионального сознания и на практике, многообразия форм её проявления и множественности её структур. Данное положение подкрепляется результатами исследований, которые выполнили Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Раев, В.В. Краевский, Я.Л. Коломинский, А.А. Реан, Д.В. Ронзин и многие другие учёные, работавшие и работающие, прежде всего, в области педагогической психологии.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Об актуальности «возвращения к человеку» в образовании

В сообщении конкретизируется актуальное противоречие между сущим и должным в межчеловеческих отношениях, в частности, при организованном педагогическом взаимодействии. Подчеркивается производный, субъективный характер этого противоречия. Говорится об анализе в эдукологии и о крайностях в педагогической теории и практике. Задается нравственно-психологическое основание для конструктивного разрешения противоречий. С позиций этого основания рассматривается педагогическая ситуация и ее психологический механизм, а также некоторые особенности и эффекты осознанного антропоцентризма.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Общие гносеологические основы познания психики

Своеобразие психики как объекта действительности не отменяет общих, гносеологических основ её познания.

Подробнее...

Еремеев Б. А., Зорин М. Г. О категориальной структуре сновидений при плохом самочувствии

В нашей работе реализован формально-статистический подход к описанию содержания сновидений в двух состояниях человека: при хорошем («нормальном») и при плохом самочувствии: в болезненном состоянии без конкретизации его специфики. Тем самым в организационном плане использован метод альтернативной группировки эмпирического материала - взяты выборки снов при двух вариантах состояния человека по его самоотчёту.

Подробнее...