Еремеев Б. А. Отношение к людям в группе третьекурсников Института народов севера

В сообщении говорится о процедуре и результатах измерения суждений о людях у студентов-третьекурсников Института народов Севера при пересдаче ими зачётной работы по курсу «Педагогическая психология».

Цель проведённой работы двояка. Во-первых, – содержательно раскрыть вовлечённость студентов в гуманитарную тематику. Во-вторых, – показать, что ответы на открытые вопросы важно не только оценивать по актуальным частным основаниям. Важно также использовать общие, семиопсихологические основания, чтобы измерять ситуативную речевую продукцию, вскрывая её субъективную семиотику: семантику, синтактику и прагматику.

Объектом проведённого исследования стало отношение к людям, выраженное в форме атрибутивных характеристик этих людей, в форме ответов на вопросы: «Какие… ? Какой… ?», – в группе третьекурсников – «хвостистов». Субъективное отношение в данном случае понимается широко: как психическое отражение на уровне сознания. В данном случае – как осознание человеческих атрибутов, в котором едины его объективное содержание и его субъективная (аффективная) форма. Целостный акт осознания проявляется в групповой характеристике людей. А его функциональные единицы («живые клетки», или субъективные категории) проявляются в словарном составе суждений о людях.

Предметом исследования стали тексты письменных ответов девяти опрошенных, двоих юношей и семи девушек. Студенты отвечали на 14 вопросов: об окружающих людях вообще и о должном в них, об учителях и о должном в них, о младших мальчиках и девочках, о сверстниках и о сверстницах, о вузовских преподавателях и об одном из них, о нравящемся и о не нравящемся человеке, о придуманных и нарисованных людях обоего пола.

Задачи исследования. 1) Выявить субъективные категории, актуальные при характеристике группой опрошенных студентов каждой из 14-и стимульных фигур. 2) Выявить логическую сумму всех категорий по 14-и фигурам. 3) Составить распределительный словарь актуальных категорий по 14-и фигурам. 4) Выявить пересечение категориальных составов во всех парах стимульных фигур: для n=[14*(14-1)]/2= 91. 5) Выявить структуру предметной общности (парные и композиционные отношения) между 14-ю групповыми суждениями о людях в двух вариантах. Во-первых, с учётом всех субъективных категорий на фоне их логической суммы. Во-вторых, с учётом общих субъективных категорий (актуальных при характеристике двух и более стимульных фигур из 14-и) опять же на фоне их логической суммы.

Методы. При получении эмпирического материала использован стандартизованный опрос. При обработке протоколов (текстов) использованы частотное, корреляционное и факторное описания. При интерпретации результатов количественного обобщения материала использованы ядерно-оболочечная модель отдельности и семиотическая парадигма конкретизации отношений между явлениями и сущностями.

Результаты. Выделены 417 лексем – функциональных языковых единиц, использованных респондентами для характеристики всех 14-и стимульных фигур. 243 лексемы предельно специфичны: они использованы при характеристике только какой-то одной стимульной фигуры из 14-и. 174 лексемы использованы при характеристике двух и более фигур. Самым широким по объёму соответствующего понятия является предлог «в», обозначающий локализацию (исходный момент познания). Второе и третье место по обобщённости делят атрибуты «весёл/ый» и «любить». Четвёртое – шестое места поделили «добр/ота», союз « и» и осознание принадлежности «свой». Седьмое – десятое места по обобщённости – у атрибутов обобщения «вс/е», «много», у «общительн/ости» и предлога совместности «с». Места с одиннадцатого по семнадцатое разделили «жизнерадостн/ость», предлог « к», «люди», «очень», «сам/ость», «умн/ый» и «хорош/ий»…

Отношение студентов-«хвостистов» к отдельным категориям людей (стимульным фигурам) конкретизируется следующим образом.

1. Окружающие люди вообще. Их характеристика раскрывается 74-я словами, в том числе 25-ю (34%) специфичными. Среди них: агрессивн/ость, вокруг, грустные, дарить, доброжелательные, недовольные, загружены, кажется, как будто, кто-то, огорчённые, озлобленные, плох/ие, пожилые, неприветливые, неприятн/ые, расстроенные, сделать, сердитые, средн/ий стал/и, нетерпимые, угрюмые, усталые, характер .

2. Должное в людях раскрывается 38-ю словами, в том числе 10-ю (26%) специфичными. В их числе: словосочетание друг друга, любезные, место, различные падежи личного местоимения первого лица множественного числа – кроме именительного (мы), обществ/о, открытые, разговорчивые, тактичные, терпимые, толерантные.

3. Учителя. Их характеристика раскрывается 44-я словами, в том числе 5-ю (11%) специфичными: выше, гуманные, дисциплина (в значении «учебный предмет»), любимые, романтичные.

4. Мальчики наиболее знакомого возраста. Их характеристика раскрывается 55-ю словами, в том числе 12-ю (22%) специфичными. Среди них: гипер-, драться, или, мир, наоборот, озабоченные, основной, отважные, непринуждённые, безрассудные, узнать, энергичные.

5. Девочки наиболее знакомого возраста. Их характеристика раскрывается 59-ю словами, в том числе 17-ю (29%) специфичными. Среди них: восприимчивые, дискотека, мечтать, наивные, обидчивые, опять, очередь, послушные, причём, прямые, свободные, серьёзные, слишком, слова, стервозные, тряпки, учиться.

6. Сверстники. Их характеристика раскрывается 77-ю словами, в том числе 22-я (29%) специфичными. Среди них: авантюристы, неактивные, встречаться, даже, компьютер, нормальные, пиво, пить, пробовать, путь, разгильдяи, ребята, ровесники, самокритичные, сильные, случиться, спорить, различные падежи личного местоимения второго лица единственного числа (ты), увидеть, уже, не учиться, не хотят.

7. Сверстницы. Их характеристика раскрывается 58-ю словами, в том числе 10-ю (17%) специфичными. Среди них: будущее, дорога, замкнутые, заработать, Интернет, крайне, курить, лучше, хохотушки, эпатажные.

8. Преподаватели в университете. Их характеристика раскрывается 39-ю словами, в том числе 10-ю (26%) специфичными. Среди них: внушать, жёсткие, посещение, преподавать, следить, терпеливые, университет, фактически, сравнение (чем), чуть.

9. Преподаватель психологии. Его характеристика раскрывается 32-я словами, в том числе 8-ю (25%) специфичными. Среди них: весьма, лекции, мягкий, полочки, правила, прикольный, студенты, чёткий.

10. Нравящийся человек из числа личных знакомых. Его характеристика раскрывается 69-ю словами, в том числе 24-я (35%) специфичными. Среди них: был, вести, глаза, гордый, живой, журнал, заботливый, милый, момент, настоящий, никогда, опора, не оставить, пожалеть, прийти, ранимый, нескучный, сочувствовать, счастливый, твёрдый, то есть, цена, чтобы, эмоциональный.

11. Человек из числа личных знакомых, который нравится меньше других или даже совсем не нравится. Его характеристика раскрывается 70-ю словами, в том числе 35-ю (50%) специфичными. Среди них: брать, невежлив/ый, ветрен/ый, вещи, вспомнить, выделываться, голова, делать, из, когда, конфликтн/ый, корыстн/ый, лицемерн/ый, неряха, нести, одеваться, подлиза, показаться, полный, про, пуст/ой, ракушка, скрытн/ый, без совести, спина, стрёмн/ый, стукач, без стыда, нетерпелив/ый, тогда, ум, не уметь, чересчур, чуж/ой, чушь.

12. Идеальный учитель. Его характеристика раскрывается 66-ю словами, в том числе 21-м (32%) специфичным словом. Среди них: аккуратный, небезразличный, входить, давать, не должен, естественно, идеальный, кругозор, нет любимчиков, мера, находить, ну, общий, опрятный, организатор, передать, положение, пригодиться, приятный, широкий, язык.

13. Придуманный и нарисованный человек (здесь учтена характеристика человека женского пола). Его характеристика раскрывается 65-ю словами, в том числе 24-я (37%) специфичными. Среди них: балет, бойкая, вальс, год, девушка, звучать, институт, кассир, куклы, курс, магазин, математика, нежная, необычная, отличница, педагогический, подрабатывать, простая, неразговорчивая, скромная, современная, такая, ухоженная, читать.

14. Придуманный и нарисованный человек, пол которого противоположен полу уже нарисованного (здесь учтена характеристика человека мужского пола). Его характеристика раскрывается 61-м словом, в том числе 20-ю (33%) специфичными. Среди них: беспечный, боевой, частица сослагательного наклонения ( бы), говорить, двор, дёргать, добродушный, звать, коренной, косички, лет, не любить, модный, питерец, родные, спорт, улыбчивый, футбол, хвастливый, хулиган .

Наличие общей лексики становится основанием для измерения предметной общности между отношением группы опрошенных к различным людям. Предметная общность в парах характеристик обнаруживает себя через пересечение их словарей. На фоне суммарного словаря ответов (N=L(?)= 417) в высшей степени неслучайны показатели общности в парах |r|(0,999) ? 0,16. Максимальна эта общность в отношениях к учителям, с одной стороны, и к преподавателю психологии (0,34), к преподавателям в университете (0,29) и к идеальному учителю (0,26) – с другой стороны. Общность эта сравнительно велика также в парах отношений к университетским преподавателям вообще и к преподавателю психологии (0,28), к обоим придуманным и нарисованным людям (0,23), к сверстникам и сверстницам (0,22), к мальчикам и сверстникам (0,20).

Напомню, что доля специфичной лексики минимальна в суждениях об учителях (11%) и максимальна (50%) – в суждениях о человеке, который не нравится. Это позволяет считать отношение к учителям самым общим, а отношение к человеку, который не нравится, – самым своеобразным в данной студенческой группе. И количественное описание структуры предметной общности между 14-ю характеристиками подтверждает такую поляризацию – на фоне суммарного словаря ответов (N=L(?)= 417).

Место каждой характеристики в структуре измеряется её средним угловым расстоянием (в радианах) от остальных 13-и. А каждое расстояние в паре характеристик является функцией коэффициента корреляции – его тригонометрической интерпретацией (по Фишеру): ? = arc cos r (рад). В структуре предметной общности меньше всего удалена от всех остальных характеристик характеристика учителей; она находится в центре структуры. А характеристика человека, который не нравится, удалена от остальных характеристик больше всего; она находится на периферии структуры. Эта поляризация так описывается количественно: sp(учит.) = sp(min) = 1,452±0,033<1,579±0,011= sp(max)=sp(не нр.)(рад).

Остальные двенадцать характеристик в данном случае локализованы кучно в средней части шкалы общности – специфичности: в пределах от sp(препод.) = 1,509 ± 0,031 до 1,536 ± 0,017 = sp(дев.) (рад). Причём девять характеристик располагаются в диапазоне 1,509 ? 1,515 (рад).

Таким образом, учёт всей лексики в характеристиках людей позволяет развести крайности – психологически полярные варианты отношения к людям, к учителям и к человеку, который не нравится. Но 12 характеристик из 14 с промежуточным положением между центром и периферией структуры по этому их положению практически не различаются.

Картина меняется, если отвлечься от единичной лексики, вошедшей только в какую-то одну характеристику. При учёте только общей лексики, использованной в двух и большем числе характеристик, фон суммарного словаря 14-и ответов по группе опрошенных сокращается до N=L(?)= 174. И тогда 14 характеристик распределяются по шкале общности – специфичности уже иначе. Так, в центре структуры находятся: придуманный и нарисованный человек женского пола (1,495 ± 0,036), учителя (1,496 ± 0,048) и нравящийся человек (1,499 ± 0,026). Далее идёт промежуточный слой. В него входят: придуманный и нарисованный человек мужского пола (1,512 ± 0,038), идеальный учитель (1,520 ± 0,038), должное в людях (1,524 ± 0,025), люди вообще (1,529 ± 0,017) и преподаватели университета (1,529 ± 0,042), преподаватель психологии (1,536 ± 0,051), человек, который не нравится (1,539 ± 0,022) и сверстники (1,544 ± 0,029). На периферии здесь находятся: девочки (1,565 ± 0,025), мальчики (1,571 ± 0,028) и сверстницы (1,576 ± 0,028).

Таким образом, в пространстве общего предметного фона N=L(?)= 174 проявилась уже другая поляризация. Субъективно общими, исходными оказываются отношения к придуманному человеку женского пола, к учителям и нравящемуся человеку. Субъективно частные, производные, инструментальные суть отношения к младшим, девочкам и мальчикам, и к сверстницам. Причём максимальные сдвиги в рангах общности по положению в структуре при сокращении предметного фона произошли у отношений к сверстницам (?=8) и к придуманным людям: женского (?=7) и мужского (?=6) пола.

Парная общность характеристик объединяет 15 отдельных отношений к людям в четыре подструктуры. Исходная (из шести элементов) содержит отношения к обоим придуманным людям, к должному в людях, к нравящемуся человеку, а также к девочкам и к человеку, который не нравится (через придуманного человека мужского пола). Вторая подструктура (из четырёх элементов) содержит отношения к учителям, к идеальному учителю, к университетским преподавателям, к преподавателю психологии. Третья подструктура содержит один элемент – отношение к людям вообще. И четвёртая подструктура содержит отношения к мальчикам, сверстникам и сверстницам.

Такова субъективная семиотика отношений к людям в группе третьекурсников-«хвостистов» из Института народов Севера.