Еремеев Б. А. Отношение к человеку

Отношение, в самом общем плане, - это качественная определённость взаимодействия. Общие характеристики любого отношения суть пространственные, временные, энергетические, упорядоченности, принадлежности. Самые общие виды отношений - это связи и соотношения. Связи объективны (онтологичны); они так или иначе объединяют отдельности. Соотношения субъективны (гносеологичны); они устанавливаются между взятыми отдельностями субъектом, который соотносит эти отдельности между собой по актуальным основаниям.

В психологии связи обозначены, прежде всего, как ассоциации: пространственные и временные, более или менее прочные, структурированные, раскрывающие особенности душевной организации.  Соотнесение в психологии рассматривается как общий механизм познавательной деятельности при проверке гипотез («догадок») - как механизм различения (отнесения к категории) и опознания, или установления особенного в отдельном наряду с общим.

Отношение человека к человеку - это психическое отражение отношений между людьми, которые, по В.М. Мясищеву, являются содержанием их общения. При этом формой общения является обращение людей друг с другом. Таким образом, межчеловеческие отношения, прежде всего, объективны. Физически это притяжение и отталкивание, совместность и избегание. Собственно человеческие, социальные отношения возникают и развиваются в условиях совместной жизни и постоянной коммуникации из самых общих отношений между людьми как живыми существами одного вида. Это взаимная зависимость, партнёрство и соподчинение, сотрудничество и соперничество, взаимная помощь и вредительство.

В условиях и на фоне объективных отношений возникают и развиваются субъективные отношения человека к человеку. Самые общие из них, непосредственные субъективные отношения, коренятся в филогенезе психики высших животных. Это, прежде всего, отношения симпатии - антипатии, привлекательности - отвращения, авторитетности - ничтожности. У человека эти непосредственные отношения опосредствуются социальными отношениями.

В результате социального опосредствования объективная взаимная зависимость субъективно раскрывается как ожидания (требования), или экспектации от человека, с одной стороны, и как ответственность перед ним - с другой стороны. Партнёрство раскрывается как позиционное равенство людей. Соподчинение раскрывается в форме признания складывающихся отношений управления. Один выступает как руководящий, другой - как  подчиняющийся. Причём генетически исходными для отношения руководства - подчинения являются отношения «лидер - ведомый».

Сотрудничество как координируемая совместная деятельность раскрывается субъективно через принятие человека человеком. Если такое принятие взаимно, то говорят о психологической совместимости и о срабатываемости людей. Соперничество, в зависимости от его культурного фона, приобретает формы соревнования и/или конкуренции. Взаимная помощь в крайних формах приводит к иждивенчеству (в пределе - к паразитизму), с одной стороны, и к благородству и великодушию - с другой стороны. Вредительство раскрывается, прежде всего, в нерефлексивных, эгоцентричных формах: человек просто не отдаёт себе отчёта в происходящем и не считается с тем, что своим «естественным» поведением причиняет неудобство другим людям. Крайние формы вредительства выражаются в целенаправленных и организованных деструктивных (насильственных) действиях - как по отношению к другим, так и, в конечном счёте, по отношению к себе.

Субъективные аспекты отношения к человеку суть частные производные психического отражения этого человека. Складывающиеся у людей «имплицитные теории человека» задают ситуативные критерии для познания ими окружающих и становятся субъективными основаниями для собственно человеческого отношения. Анализ каждого такого отношения как психологического образования приводит к выделению в нём познавательной (рациональной) и аффективной сторон. Причём аффективная сторона, в свою очередь, имеет пассивную («страдательную», эмоциональную) и активную («деятельную», регулятивную) составляющие.

В практике межчеловеческих отношений их объективные и субъективные аспекты едины. Важно осознавать общность, лежащую в основе этих отношений. Важно осознавать и сами эти отношения, и их особенности: симметрию и асимметрию, меру их рефлексивности,  своеобразие транзитивности (или переноса: особого вида обобщённости субъективного отношения как психического образования).

Понятие общности становится главным, когда речь заходит о взаимности: о взаимодействии, о взаимном влиянии, о коммуникации, а также о взаимном познании (восприятии, оценивании, понимании), в том числе о «межличностном познании». Б.Д. Парыгин говорит о трёх уровнях психологической общности как «взаимопонимания». На первом уровне совпадают системы значений - как социальных, так и индивидуальных. На втором уровне совпадают также взаимные оценки людей. На третьем уровне общности уже высока степень взаимного доверия и открытости друг другу - «нет тайн».

Симметрия отношений имеет место при партнёрстве. Его уровень определяется включённостью людей во взаимодействие: как индивидов, как личностей, как частных лиц, как субъектов, как индивидуальностей. Межиндивидное взаимодействие предполагает учёт особенностей друг друга как живых существ и не более того. При межличностном взаимодействии учитываются уже характеристики друг друга как членов общества: цели и ценности, роли и функции, нормы и ритуалы. Причём могут быть существенными как общие социальные характеристики людей, так и ситуативные. Возникновение межличных (межперсональных, интимных) отношений имеет место при общности частной жизни. Это бывает при родственных, дружеских и/или любовных связях. Межсубъектное взаимодействие предполагает особую активность каждой из сторон с установкой на преодоление препятствий, на преодоление сопротивления другой стороны. Наиболее ярко межсубъектность выражена при соперничестве во всех его формах: от игровых и спортивных до раздела имущества и сфер влияния. Специфика межиндивидуального взаимодействия раскрывается при совместной духовной деятельности: при выражении и соотнесении субъективных картин мира в их принципиальных аспектах.

Асимметричны отношения зависимости, подчинения, помощи, вредительства и производные от них - по определению. Причём они могут быть дополнительными, удовлетворяющими обе стороны, или односторонними, при которых взаимность редуцируется вплоть до исчезновения. Так, дополнительными являются отношения взаимной подстройки субъективных позиций: одной - «сверху», другой - «снизу».

Э. Берн конкретизировал различные варианты отношений человека к человеку, симметричных и асимметричных, на основе представлений об актуализации в общении различных подструктур («состояний») Я: «Детского Я», «Родительского Я», «Взрослого Я». Застревание людей на неконструктивных формах отношений и фактическая ритуализация таких форм в повседневной жизни были названы «человеческими играми». Конструктивное преодоление «игровой» позиции обеспечивается за счёт систематической рефлексии своих отношений, за счёт активизации своего «Взрослого Я»  и, в конечном счёте, за счёт принципиальной перестройки своего «жизненного сценария». Отношения человека к людям, а затем и к самому себе,  перестают быть аморфными, глобальными, становятся более дифференцированными, произвольными и ситуативно адекватными.

 

Литература

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. - СПб.: Лениздат, 1992. - 400 с.
  2. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С.3-43.
  3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2001.
  4. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л., 1979.
  5. Панферов В.Н. Психология человека: Учебное пособие. - СПб., 2000. С.79-99.
  6. Парыгин Б.Д. Общение и социальные отношения //Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГУП, 2003. С.346-350.
  7. Парыгин Б.Д. Общность как социально-психологический феномен //Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГУП, 2003. С.261-271.
  8. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. - М.: ООО «ТК Велби», 2003. С.236-242, 270-277, 278-279.

 _____________________________________________

Опубликовано с ред. изм.: Еремеев Б.А. Отношение к человеку / Б.А. Еремеев // Психология общения. Энциклопедический словарь / Учреждение РАО «Психологический институт» / Под общ. ред. А.А. Бодалёва. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.84-85.