Еремеев Б. А. Оценивание человека

Оценивание в общем случае - это соотнесение с ценностно нагруженным эталоном. Психологически - это суждение о соответствии чего-либо тому, что заведомо имеет ценность.

Эталоны имеют внешние и внутренние формы существования, постоянно переходящие друг в друга: как формирование психического образа того, что используется на практике в качестве объективной меры (интериоризация), и как материальное воплощение субъективных представлений о подходящих мерах (экстериоризация). Внешние эталоны получают телесное и/или символическое выражение и, поэтому, называются объективными. Их наиболее распространённая форма - это форма шкалы, или оси, или «лестницы». Шкала имеет определённые пределы и дробность (градации, «ступени»), число которых чаще всего находится в пределах 7±2.

Внутренние эталоны субъективны. Это критерии, или меры оценивания, производные от актуального, ситуативного состояния того, что называют «субъективным опытом». С другой стороны, эти меры оценивания производны от ситуации-для-субъекта, или от субъективной картины того, что происходит «здесь и сейчас», в контексте определённой деятельности, в которую вовлечены люди. Феноменологически, на уровне сознания, внутренние эталоны обнаруживают себя только через данность объектов субъекту, ибо они определяют (задают) координаты этой данности.

В середине ХХ века, в связи с развитием компьютерной техники и её программного обеспечения, резко увеличились возможности исследования текстов. Используя их, Чарльз Осгуд с сотрудниками обобщил огромный речевой материал, полученный в различных странах мира (Osgood а.о., 1957). По результатам многих исследований был сделан вывод о наличии трёх самых общих оснований оценивания, или эмпирических факторов. Это собственно оценка с полюсами положительности и отрицательности (удовольствия и неудовольствия), или фактор Оценки (Evaluation). Это интенсивностная характеристика с полюсами силы и слабости проявления чего бы то ни было (напряжения - расслабления), или фактор Силы (Potency). И это кинетическая характеристика с полюсами активности и пассивности проявлений  (возбуждения - замирания), или фактор Активности (Activity). Триада «Оценка - Сила - Активность» раскрывает самую общую эмоциональную реакцию человека на стимулы. На практике каждый общий фактор конкретизируется множеством частных биполярных факторов, которые учитываются посредством соответствующих шкал. Технологически это бывает оформлено в виде методик «полярных профилей», а в наиболее формализованном случае - в виде «семантического дифференциала» (СД). Их использование позволяет судить об индивидуальных и о групповых  тенденциях при оценивании различных объектов.

К концу ХХ века усилились тенденции системного описания действительности. В контексте разработки проблем такого описания в психологии В.А. Ганзен (1984) пришёл к выводу, что основными характеристиками любого объекта являются Пространство, Время, Субстрат (качественная определённость), Энергия и Информация. Эти характеристики являются самыми общими и связаны между собой. При определённых условиях можно абстрагироваться от их связей и учитывать отдельные характеристики как не зависимые от остальных. Тогда-то они и берутся в качестве подходящих оснований для оценивания, причём с любым уровнем специализации. Однако реальность описывается всеми пятью характеристиками. Поэтому при стремлении оценивать объект в целом эти характеристики выступают как «пентабазис», который может быть конкретизирован и по различным основаниям, и со сколь угодно выраженной полнотой, - в соответствии с контекстом, в соответствии с целями и задачами оценивания.

Среди человеческих проявлений оцениваются, прежде всего, внешность, экспрессивное и инструментальное (исполнительское) поведение, деятельность и её продукты, - всё, что непосредственно дано при восприятии. При условии понимания человека человеком, т.е. при достаточной субъективной опосредствованности познания, оценке подлежат также и результаты интерпретации того, что было воспринято. В повседневной жизни часто говорят об оценке личности и о самооценке, а также об оценке так называемых человеческих качеств, или «личностных черт», сложившихся в результате формирования субъективного опыта.

«Личностная черта» определяется как устойчивая предрасположенность (диспозиция) человека к определённому поведению в определённых условиях. Такая предрасположенность имеет своей  основой взаимодействие факторов, в роли которых выступают уровни психической интеграции (или душевной организации) человека. В их числе темперамент (видовой опыт), личность (социальный опыт), память (опыт собственной жизни), субъект психической деятельности (опыт преобразования действительности) и индивидуальность - духовный опыт, или опыт преобразования собственной душевной жизни.

С середины ХХ века проводились исследования, в которых была обнаружена согласованность статистических описаний того, как соотносятся между собой оценки различными людьми множества личностных качеств у носителей этих качеств. При обобщении оценок по многим сотням и даже тысячам качеств довольно устойчивым оказалось выделение пяти личностных факторов, названных «Большой Пятёркой» (А.Г. Шмелёв, 2002). Это Энергичность (или Экстраверсия) - Surgency (or Extraversion). Это Дружелюбие (согласие) -  Agreeableness. Это Совестливость (Сознательность) - Conscientiousness. Это Эмоциональная стабильность - Emotional stability. И это Интеллект (или Культура, или Открытость новому опыту) -  Intellect (or Culture, or Openness). Каждый фактор может рассматриваться как биполярный, и оба полюса  могут специализироваться и конкретизироваться настолько детально, насколько это нужно.

На практике часто выражается заинтересованность в «повышении объективности оценки». Под этим подразумевается определённость внешних эталонов (шкал) и определённость процедуры их использования. Однако нельзя освободиться от субъективности того, кто проводит оценку, сколь бы ни были тщательно разработаны принципы, шкалы и процедуры для оценочной деятельности. Так, в педагогике общим местом является указание на необходимость оценивать не человека, а его поведение, его действия, его деятельность и их результаты - с установкой на конструктивное развитие оцениваемого. Но даже профессиональные исследователи, использующие различные шкалы оценки и самооценки, не всегда справляются с метафоричностью, глобальностью и синкретизмом, естественными для обыденного сознания.

В оптимальном случае следует учитывать наличие и неизбежные проявления  субъективности. Следует учиться их использовать для оптимизации совместной деятельности. Среди наиболее устойчивых проявлений субъективности при оценивании человека выделяются «хало»-, «ниво»-, «ко»-эффекты, эффекты безотчётного структурирования и субъективные тенденции.

«Хало»- (или «гало»-) эффект, или эффект «ореола», заключается в распространении частной, ситуативной оценки по какому-то одному основанию на другие ситуации, по другим основаниям или даже на человека в целом.

«Ниво»-эффект, или эффект фона, заключается в зависимости отдельной оценки от других оценок, которые ей предшествовали и/или с ней соседствуют (в виде распределения отметок).

«Ко»-эффект, или эффект сходства между оценивающим и оцениваемым, заключается в пристрастности первого при оценке второго. Пристрастность может быть обусловлена действительным или мнимым сходством. Она может быть положительной (чаще всего), и тогда оценка завышается. Эта пристрастность может быть отрицательной (гораздо реже), и тогда оценка занижается.

Безотчётное структурирование при оценивании заключается в том, что при познании по законам стереотипизации любое частное проявление становится основанием для субъективного «достраивания», для субъективного восстановления цельности, или для моделирования целого по части. Оцениваемое проявление трактуется как вполне определённый, «полномочный» представитель сущности. Взаимно многозначные отношения между явлением и сущностью сводятся к однозначной связи между признаком и его носителем (атрибутом и субстратом). Оценка поведения распространяется на человека (на «личность») в соответствии с «имплицитной теорией человека» у оценивающего.

Субъективные тенденции оценивания заключаются в том, что различные объекты устойчиво относятся к определённым местам оценочной шкалы. В частности, может быть выражено завышение или занижение отметок, их усреднение, поляризация, при которой задействованы зоны шкалы только с минимальными и максимальными значениями, и квотизация, при которой оценщик сознательно ориентируется на определённое распределение отметок на шкале.

Оценивание является общим механизмом перехода от получения информации (собственно восприятия) к интерпретации, или к осмыслению (пониманию) воспринятого. 

 

Литература

  1.  Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. С.44-48.
  2. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С.44-92.
  3. Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. - Киев: Наукова думка, 1982. - 160 с.
  4. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие. - М.: Педаг. общество России, 1999. - 121с.
  5. Панферов В.Н. Психология человека: Учебное пособие. - СПб., 2000. С.75-78.
  6. Первин Л., Джон О. Приближение к единой модели: пятифакторная модель личностных черт //Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования /Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 2000. С.287-303.
  7. Шмелёв А.Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб.: Речь, 2002. С.71-75; 107-119.

 

_________________________________________

Опубликовано с ред. и коррект. изменениями: Еремеев Б.А. Оценивание человека: внешние и внутренние эталоны / Б.А. Еремеев // Психология общения. Энциклопедический словарь / Учреждение РАО «Психологический институт» / Под общ. ред. А.А. Бодалёва. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.85-87.