Еремеев Б. А. Образ современного вузовского преподавателя

Тема «схватывает» взятый фрагмент субъективной реальности со стороны его объективного содержания. Субъективная форма раскрывается ниже с учётом социокультурного контекста.

Образ , в гносеологическом значении, – это отдельное явление субъективного отражения действительности как сущности; акт отражения, процесс и результат, которые возникают, существуют и исчезают в условиях взаимодействия носителя образа с его источником; инструмент самосохранения для своего носителя и для его ориентации в среде.

Современное существует на стыке между прошлым и будущим. Современно любое явление культуры, оказавшееся на правах компонента в рассматриваемой ситуации. В нашем случае – это образ преподавателя высшей школы.

Вуз понимается здесь как социальный институт воспроизводства концептуальных (теоретико-методологических) форм культуры; образовательное учреждение, обеспечивающее связь между различными формами человеческой практики и её концептуальным осмыслением – рефлексией в гносеологическом значении слова; место и время коммуникации рефлексируемых основ культуры.

Вузовский преподаватель – это носитель, производитель и коммуникатор концептуальных основ культуры в определённых условиях социального бытия; работник конкретного учреждения высшего профессионального образования с функциями предметного просвещения, обучения и воспитания на уровне теоретической (понятийной) мысли, предполагающей выраженную рефлексивность её носителя.

В связи со сказанным образ современного вузовского преподавателя (ОСВП) конкретизируется шестью следующими положениями.

ОСВП – это явление в субъективной картине мира у каждого из участников социального взаимодействия, кто прямо или косвенно вовлечён в предметную область высшего образования. Такие люди вовлечены в производство и потребление культуры, в её сохранение и распределение, в культурный обмен и в поиск фактов культуры, прежде всего, на концептуальном (теоретико-методологическом) уровне.

ОСВП – это акт (действие) отражения, процесс и результат формирования модели преподавателя при различных условиях. Прежде всего, это непосредственное восприятие отдельного представителя данной профессиональной группы. Это также обобщение впечатлений, сложившихся после общения с различными преподавателями, – представление о преподавателях вообще (о «типе»). И это «идеалы», или представления о должном.

ОСВП – это инструментально-функциональное психическое образование, обеспечивающее: (а) информационную связь его носителя с его источником и регуляцию их взаимодействия, (б) осведомлённость носителя об источнике и (в) адаптацию носителя образа относительно его источника.

С позиции теоретиков-методологов высшего профессионального образования ОСВП раскрывается посредством атрибутивной психолого-педагогической модели компетенций с шестью общими составляющими: информационной, коммуникативной, культурологической, политической, правовой и экономической.

С позиции работодателей (административно-управленческого аппарата всех уровней системы ВПО) ОСВП раскрывается в парадоксальной модели с двумя исключающими друг друга основными требованиями к преподавателю. Он должен быть одновременно и активным (критически мыслящим, распознающим и решающим проблемы, саморазвивающимся), и реактивным: гибко адаптирующимся, исполнительным, контактным и коммуникабельным…

С позиции студентов магистратуры по психологии ОСВП раскрывается категориальной моделью, в которой шесть наиболее устойчивых элементов в их предметно-ассоциативной структуре образуют шкалу – от исходного центра к производной (инструментальной) периферии: «справедливость – требовательность – понимание – ум – [отношения со] студентами – опыт».

Можно сделать вывод: ОСВП – это разнородное психическое образование, речевое выражение которого обнаруживает своеобразие практической вовлечённости каждого носителя данного образа в коммуникацию культуры – как её коммуникатора, как её перцепиента или как покупателя и пользователя рабочей силы на рынке труда…

Опубликовано (с ред. изм.): Еремеев Б. А. Образ современного вузовского преподавателя // Социальная психология сегодня: наука и практика: материалы VIII Межвузовской научно-практической конференции, 20 марта 2013 г. – СПб.: СПбГУП, 2013. – С.30-31 (0,10 п.л.; 170 экз.)