Еремеев Б. А. О материалах ХХХI конференции по педагогике ненасилия

8 апреля 2010 года в Санкт-Петербурге состоялась ХХХI научно-практическая конференция по проблемам педагогики ненасилия. Конференция организована Санкт-Петербургским Отделением Международной Ассоциации «Педагогика ненасилия» и Советом образовательного учреждения-лаборатории по проблемам педагогики ненасилия. Председатель оргкомитета конференции - доктор педагогических наук, профессор А.Г. Козлова. Конференция проведена на базе ГОУ СОШ № 503 Кировского района Санкт-Петербурга. Директор школы - Крайнова Л.В.

В конференции приняли участие 108 авторов, предложивших для обсуждения 97 работ. В числе авторов были 31 представитель Санкт-Петербурга и 76 представителей тридцати семи различных населённых пунктов России: от Архангельска на севере до Дербента на юге и от Калининграда на западе до Петропавловска-Камчатского на востоке. Прислала свою работу и одна зарубежная участница - из Польши (г. Ольштын).

Больше других на конференции были представлены исследователи из таких российских городов, как Магнитогорск (6 человек), а также Новокузнецк, Череповец и Шуя - по 5 человек из каждого. Казань, Москву и Сибай представляли по три человека.

Редакторы распределили 96 присланных текстов из 97-и на 17 тематических групп, содержащих от 24 текстов до одного. По количеству вошедших в них публикаций эти тематические группы ранжируются в такой последовательности:

1. «Педагогическое сопровождение воспитанника в мир будущего» - 24 работы;

2. «Диалог поколений: факторы конструктивности» - 10 работ;

3. «Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы»  - 9 работ;

4. «Педагогические технологии воспитания возрастной толерантности» - 8 работ;

5. «Макро-, мезо-, микросоциальные факторы гармонизации межвозрастных отношений» - 7 работ;

6-7. «Портреты, диалоги и конфликты поколений в истории художественной культуры» и «Семья-Я: Диалоги о гармонии семейных отношений» - по 6 работ;

8-9. «Социально-психологические основания диалога» и «И другие...» - по 4 работы;

10-12. «Любви все возрасты покорны...», «Возраст и коммуникативное пространство личности» и «Возрастные кризисы и проблемные переживания возраста» - по 3 работы;

13-16. «Диалоги с самим собой в контексте life time (прошлое - настоящее - будущее)», «Гармония и драма межвозрастных отношений», «Можно ли алгоритмизировать душеполезное общение?», «Диалог поколений в контексте экологии» - по 2 работы;

17. «Отцы и дети: анатомия конфликта» - одна работа.

Труды оформлены в виде тома объемом 31,6 п.л. и изданы тиражом 200 экз. под названием:

Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы. Материалы ХХХI Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 8 апреля 2010 г.) / Под. ред. Козловой А.Г., Маралова В.Г., Маликова Р.Ш. - СПб.: ООО «Нестор-История», изд-во Санкт-Петербургского института истории РАН, 2010. - 410 с.

Тематика материалов любого научного сборника раскрывается, прежде всего, в названиях текстов, включённых в этот сборник. Обычно используется потекстовый масштаб анализа; это значит, что рассматриваются отдельные работы, вошедшие в сборник. В нашем же случае для анализа и последующего обобщения в качестве единиц наблюдения использованы формулировки тем, или названия опубликованных работ.

Обобщение предполагает отнесение взятого объекта к категории (классу) сходных с ним объектов (по взятому основанию), с отвлечением от его единичных и особенных признаков. Поэтому всякая категоризация посредством словесного обозначения является обобщением. В нашем случае слова как «живые клетки» сознания (по Л.С. Выготскому) учтены по их лексической основе с отвлечением от формальных грамматических признаков.

Обобщено категориальное наполнение формулировок, раскрывающих названия опубликованных работ как указывающих на их объективную тематику. Предполагается, что словесное выражение этого категориального наполнения раскрывает имплицитное строение у взятой предметной области научных исследований, обнаруживает её основные субъективные познавательные проекции. Иногда эти проекции также называют конструктами, или факторами.

В данном случае был проведён сплошной индуктивный контент-анализ с выделением субъективных категорий (единиц анализа), раскрывающих взятую тематику, и с учётом устойчивости их проявлений (единиц счёта) во взятом контексте. Операционально сказанное конкретизируется следующим образом. Среди всех субъективных категорий (единиц анализа, раскрывающих тематику публикаций во взятом сборнике материалов) выявляются категории с разной распределительной устойчивостью, или частотой, у соответствующих им лексических единиц (единиц счёта). Говоря о распределительной частоте, специалисты-языковеды имеют в виду количество текстов из числа взятых (у нас N = 97), содержащих определённую лексическую единицу.

В результате сплошного индуктивного контент-анализа оказалось, что тематика исследований в рамках конференции «Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы» раскрывается проявлениями 332-х субъективных категорий. Эти категории выражены лексическими основами, имеющими распределительную частоту от однократного появления до сорока восьми: f=1?48. Максимальную частоту в данном случае имеет предлог «в», и это совпадает с общей тенденцией распределения слов в русскоязычных текстах ХХ века, вскрытой отечественными лингвистами. 197 лексических единиц из 332-х были использованы только в какой-либо одной формулировке, и поэтому имеют распределительную частоту f=1. А 35 единиц имеют распределительную частоту f?6, что статистически значимо (на 95%-м уровне вероятности безошибочных прогнозов) отличается от однократного появления. Из них 27 лексических единиц - знаменательные, т.е. имеют собственное лексическое значение, а 8 единиц - служебные: это союзы и предлоги, выражающие мыслительные операции с актуальными категориями.

Частотность лексических единиц свидетельствует об очевидности для говорящих соответствующих фрагментов (и/или аспектов) действительности и подходящих форм их обозначения. С точки зрения характеристики социального познания, частое свидетельствует о сравнительной лёгкости, а редкое - о сравнительной трудности осознания действительности в форме её речевого описания, причём в нашем случае - на уровне совокупного субъекта научной деятельности.

В содержании материалов ХХХI конференции на поверхности лежат самые очевидные темы, выраженные категориями воспитание (соответствующие словоформы появились в названиях 21-й работы: f=21), диалог (так же f=21)и педагогика (f=19). Отмечу, что две категории из трёх наиболее устойчивых, диалог и педагогика, через соответствующие лексические единицы вошли в формулировку темы конференции и были заданы в сообщении о её проведении для всех потенциальных участников. И они появились в названиях 38% всех работ, присланных на конференцию (37-и из 97-и).

Напомню: тема конференции - «Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы». Однако категория поколение оказалась актуальна при формулировке собственной темы для авторов 12-и работ,категория социальность - для авторов шести работ, а слово «ракурсы» никто из участников конференции в название своей работы не включил.

Единицы счёта, выражающие три самые устойчивые категории, названные выше, входят в формулировку темы 51-й из 97-и работ, присланных на конференцию (~53% от общего их числа).

Статистически неслучайна в высшей степени (отличается от однократного появления с вероятностью 99,9%) частота лексического выражения ещё трёх тем. Они обозначены различными словоформами, выражающими категории духовность, поколения и студенты (студенчество) с распределительной частотой соответствующих единиц счёта f=12 каждая. Вместе с тремя предыдущими эти категории (всего шесть) входят в формулировку темы уже 61-й из 97-и работ, присланных на конференцию (~63% от общего их числа).

Частота выражения ещё 14-и тем статистически отличается от однократного их появления с вероятностью 99%. Они обозначены словоформами, выражающими такие категории, как культура, личность, основа(ние), современность и формирование (для каждой f=10); дети, подготовка, проблема, профессиональность и процесс (для каждой f=9); будущее, нравственность, развитие и учитель (для каждой f=8). И двадцать самых частых категорий, в том числе с четырнадцатью перечисленными, входят в формулировку темы уже 89-и из 97-и работ, присланных на конференцию (~92% от общего их числа).

Наконец, наименее очевидны в данном контексте, но имеют частоту выражения, всё-таки статистически отличающуюся от однократного появления с вероятностью 95%, ещё семь тем. С устойчивостью f=7 оказались две категории: образование и «сам(остоятельность)». С устойчивостью f=6 оказались пять категорий: деятельность, социальность, толерантность, учащиеся и школа. И двадцать семь наиболее устойчивых категорий входят в формулировку темы 91-й работы из 97-и (~94% от общего числа).

Можно выделить работы, в которых формулировка темы в наибольшей степени выражает тематику конференции, является наиболее типичной для неё. Таковы, прежде всего, две публикации, в названиях которых оказались семь устойчивых категорий. Это работа  Мелеховой Ю.Б.: «Проблема формирования рефлексивной позиции будущего учителя иностранного языка в процессе профессиональной подготовки». И это работа Яковлевой О.Г.: «Формирование духовной культуры будущего учителякак путь гармоничного развития личности». У трёх публикаций названия содержат проявления шести устойчивых категорий. Так, работа Герасимова С.А. называется: «Технология подготовки учителей начальных классов к воспитанию толерантности у детей: к вопросу о специфике реализации на уровне среднего и высшего профессионального образования». Название работы Елисеевой Т.Е. - «Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности и самоопределения современного школьника». А Крышня Г.А. предложила для обсуждения тему: «Основные направления и задачи Программы духовного развития и воспитания подрастающего поколения на современном этапе».

Можно также выделить работы, в которых формулировка темы не содержит ни одной из 27-и наиболее устойчивых категорий. Таких работ шесть. Можно сказать, что их тематика раскрывает наиболее специфичные грани предметной области, охваченной на конференции. В частности, статьи с такими названиями предложили следующие авторы: Баженова Н.Г. («Феномен любви, её типы и теории любви»); Купсик А.Л. («Синдром гиперактивности и дефицита внимания у младших школьников»); Митрахович В.А. («Военнослужащий и толерантность»); Молчанова Е.В. («Ценностные ориентации в семейной жизни»); Тупицына О.В. («Отношение святых Русской Православной Церкви к родительскому благословению») и Цветкова Е.Г. («Коммуникативная среда учащихся Татевской школы А.С. Рачинского»).

...А шесть самых устойчивых категорий (f>11) в рамках их предметно-ассоциативной структуры распределились по специфичности (в радианах, от центра к периферии) в такой последовательности: диалог (1,500) - поколения (1,504), воспитание (1,513) - духовность (1,521), педагогика (1,579), студенты (1,647).

Таким образом, в рамках взятого научного полилога на уровне наиболее очевидной его тематики оказались поляризованы диалог (как исходное, субъективно общее) и студенты: как производное, как субъективно частное...