Еремеев Б. А. О материалах ХХХ конференции по педагогике ненасилия

10 апреля 2009 года в Санкт-Петербурге состоялась ХХХ научно-практическая конференция по проблемам педагогики ненасилия. Конференция организована Санкт-Петербургским Отделением Международной Ассоциации «Педагогика ненасилия» и Советом образовательного учреждения-лаборатории по проблемам педагогики ненасилия. Председатель оргкомитета конференции - доктор педагогических наук, профессор А.Г. Козлова.

В конференции приняли участие 143 автора, предложивших для обсуждения 134 работы. В числе авторов были 43 представителя Санкт-Петербурга и 98 представителей 42-х различных населённых пунктов России. Прислали свои материалы также 2 зарубежных участника - из Финляндии (Хельсинки) и Германии (Штутгард-Тюбинген).

Больше других на конференции были представлены исследователи из таких российских городов, как Петрозаводск (12 человек), Волгоград (7 человек), Казань, Киров, Череповец (по 5), Архангельск, Благовещенск, Москва, Мурманск, Шуя (по 4).

Редакторы распределили 133 присланные работы из 134-х на 12 тематических групп. По количеству вошедших в них материалов эти тематические группы ранжированы следующим образом:

1.     «Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе. Из опыта работы» - 28 работ;

2.      «Духовно нравственное образование и воспитание современного учителя» - 23 работы;

3.      «Духовно-нравственное здоровье подрастающего поколения России» - 17 работ;

4.      «Духовные основы культуры»  - 15 работ;

5.     «Духовно-нравственное воспитание как основа педагогической мысли» - 12 работ;

6.     «Православное Христианство, Ислам и Иудаизм об отношении в семьях, к родителям, к детям, к образованию и его принципам» - 11 работ;

7.      «Диалог духовной и светской традиций» - 7 работ;

8.      «Критерии нравственности» - 6 работ;

9.      «Проблемы и векторы духовности» - 5 работ;

10.  «Общение в духе времени: кто кого воспитывает?» - 4 работы;

11.  «Душевность и духовность в российской школе» - 4 работы;

12.  «Общность педагогических подходов в монотеистичных традиционных религиях на примере рассмотрения педагогических основ Ислама и Христианства» - 1 работа.

Труды оформлены в виде тома объемом 51,3 п.л. и изданы тиражом 200 экз.:

Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений /Сб. научных статей по проблемам педагогики ненасилия. Материалы ХХХ Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург 10 апреля 2009 года) / Под. ред. Козловой А.Г., Маралова В.Г., Гавриловой М.С. - СПб.: «67 гимназия», «Verba Magistri», 2009. - 450 с.

Тематика материалов любого научного сборника раскрывается, прежде всего, в названиях включённых в него текстов. Обычно используется потекстовый масштаб анализа; это значит, что рассматриваются отдельные работы, вошедшие в сборник. В нашем же случае для анализа и последующего обобщения в качестве единиц наблюдения использованы формулировки тем, или названия опубликованных работ.

Обобщение предполагает отнесение взятого объекта к категории (классу) сходных с ним объектов (по взятому основанию), с отвлечением от его единичных и особенных признаков. Поэтому всякая категоризация посредством словесного обозначения является обобщением. В нашем случае слова как «живые клетки» сознания (по Л.С. Выготскому) учтены по их лексической основе с отвлечением от формальных грамматических признаков.

Обобщено категориальное наполнение формулировок, раскрывающих названия опубликованных работ как указывающих на их объективную тематику. Предполагается, что словесное выражение этого категориального наполнения раскрывает имплицитное строение у взятой предметной области научных исследований, обнаруживает её основные субъективные познавательные проекции. Иногда эти проекции также называют конструктами, или факторами.

В данном случае реализованы два основных этапа обобщающего описания. Во-первых, это сплошной индуктивный контент-анализ с выделением субъективных категорий (единиц анализа), раскрывающих взятую тематику, и с учётом устойчивости их проявлений (единиц счёта) во взятом контексте. Во-вторых, это предметно-ассоциативное структурирование взятого материала - с определением состава структуры, в который включаются самые устойчивые категории, и с определением отношений на этом составе, отношений парных и композиционных.

Операционально названные этапы конкретизируются следующим образом. Среди всех субъективных категорий (единиц анализа, раскрывающих тематику научных исследований) выявляются категории с наибольшей распределительной устойчивостью - частотой у соответствующих им лексических единиц (единиц счёта). Говоря о распределительной частоте, специалисты-языковеды имеют в виду количество текстов из числа взятых (у нас N = 134), содержащих определённую лексическую единицу.

Затем описываются парные ассоциативные связи между устойчивыми субъективными категориями. Их эмпирический показатель - это сочетаемость лексических единиц как их совместное появление в одних и тех же высказываниях (формулировках названий). На основе полученного конечного множества показателей парных связей описывается композиция структуры. Она раскрывается для нас, прежде всего, как положение каждой из устойчивых категорий на множестве её парных связей. Это положение характеризуется большей или меньшей центральностью в структуре с учётом выраженности всех ассоциативных связей у взятой категории со всеми остальными категориями, включёнными в состав структуры. Эмпирическим показателем центральности - периферийности элементов в структуре является среднее арифметическое углового расстояния между векторами, отображающими все элементы состава, для каждого из них со всеми остальными (по Фишеру, в радианах).

В результате сплошного индуктивного контент-анализа оказалось, что тематика исследований в рамках конференции «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения» раскрывается проявлениями 396-и субъективных категорий. Эти категории выражены лексическими основами, имеющими распределительную частоту от однократного появления до сорока семи: f=1?47. При этом 240 лексических единиц из 396-и были использованы только в какой-либо одной формулировке и поэтому имеют распределительную частоту f=1. А 38 единиц имеют распределительную частоту f?6, что статистически значимо (на 95%-м уровне вероятности безошибочных прогнозов) отличается от однократного появления. Из них 33 лексические единицы - знаменательные, т.е. имеют собственное лексическое значение, а 5 единиц - служебные: это союзы и предлоги, выражающие мыслительные операции с актуальными категориями.

Частотность лексических единиц свидетельствует об очевидности для говорящих соответствующих фрагментов (и/или аспектов) действительности и подходящих форм их обозначения. С точки зрения характеристики социального познания, частое свидетельствует о сравнительной лёгкости, а редкое - о сравнительной трудности осознания действительности в форме её речевого описания, причём в нашем случае - на уровне совокупного субъекта научной деятельности.

В содержании материалов ХХХ конференции на поверхности лежат самые очевидные темы, выраженные категориями воспитание (есть в названиях 47-и работ: f=47), духовность и нравственность (для каждой категории f=46). Отмечу, что эти категории, раскрывающие тему конференции, были заданы в сообщении о её проведении для всех потенциальных участников. И соответствующие лексические единицы вошли в формулировку темы (названия) 55% от всех присланных на конференцию работ - 74-х из 134-х. При этом категории подрастать и поколение оказались гораздо менее очевидными для участников конференции. Только в двух случаях из 134 речь идёт о подрастающих поколениях и ещё в трёх - о поколениях...

В числе самых очевидных также оказалась тема, выраженная категорией педагогика (f=32), и тема отношения, которое устанавливают исследователи между выделяемыми фрагментами и/или аспектами действительности при их категоризации. Эта тема выражена словом как, которое использовано в значении «в качестве...» (f=27). Единицы счёта, выражающие пять самых частых названных категорий, входят в формулировку темы 75% всех присланных на конференцию работ - 101-й из 134-х.

Статистически неслучайна в высшей степени (отличается от однократного появления с вероятностью 99,9%) частота выражения ещё семи тем. Они обозначены различными словоформами, выражающими категории образование (f=17), школа (f=16), современность (f=15), культура (f=14), дети (f=13), а также основа(ние)и проблем(ность) с частотой f=12 каждая. Вместе с пятью предыдущими эти семь категорий (всего двенадцать самых частых категорий) входят в формулировку темы уже 87% от общего числа работ, присланных на конференцию: 117-и из 134-х.

Частота выражения ещё восьми тем статистически отличается от однократного их появления с вероятностью 99%. Они обозначены словоформами, выражающими такие категории, как традиции, учитель, формирование, ценности (для каждой f=10), здоровье и средство (для каждой f=9), семья и студенты (для каждой f=8). Двадцать самых частых категорий, вместе с восемью данными, входят в формулировку темы уже 92% от общего числа работ, присланных на конференцию: 123-х из 134-х.

Наконец, наименее очевидны в данном контексте, но имеют частоту выражения, всё-таки статистически отличающуюся от однократного появления с вероятностью 95%, ещё тринадцать тем. С частотой f=7 оказались категории будущее, дошкольники, православие, профессия, развитие, социальность; с частотой f=6 - категории вуз, деятельность, личность, ориентация, религия, технология и человек. И тридцать три наиболее устойчивые категории входят в формулировку темы 97% от общего числа работ - 130-и из 134.

Можно выделить работы, в которых формулировка темы в наибольшей степени выражает тематику конференции. Это, прежде всего, статьи Лушниковой О.Н. (Духовно-нравственное воспитание как основа формирования культуры и ценностных ориентаций подрастающего поколения), Тихомировой Е.Л. (Учебная дисциплина «История педагогики и образования» как средство духовно-нравственного развития студентов педагогического вуза), Добычиной Т.А. и Пустовойт Ю.В. (Музейно-архивная практика как средство духовно-нравственного образования и воспитания в педагогическом ВУЗе)...

Можно также выделить работы, в которых формулировка темы не содержит ни одной из 33-х самых устойчивых категорий. Таких работ четыре. Их тематику можно рассматривать как наиболее специфичную для конференции. В их числе статьи Крайновой Л.В. (Достоинство каждого неприкосновенно), Цветковой В.Ф. (Икона - памятник истории и живописи), Гумеровой Т.А. (Место интегрированных уроков в процессе обучения английскому языку) и Павленковой И.В. (Диагностические возможности компьютерных презентаций).

Полученное распределение по частоте самых устойчивых субъективных категорий позволяет развести три уровня очевидности для исследователей различных аспектов (и/или фрагментов) актуальной предметной области. Им соответствует частота выражения этих категорий в пределах f=27?47 (всего пять элементов), в пределах f=12?17 (всего семь элементов) и в пределах f=6?10 (всего 21 элемент). Предметно-ассоциативное структурирование материала было проведено в рамках каждого из трёх уровней очевидности.

Ассоциированность в парах пяти наиболее очевидных элементов (f=27?47) проявилась в 6 случаях из 10, причём в трёх случаях положительные корреляции в высшей степени статистически значимы: r=(0,42?0,54)>0,28=|r| при N=134 и р?0,001. Такие коэффициенты описывают устойчивость сочетания категорий воспитание, духовность и нравственность.

Ассоциированность в парах семи категорий второго уровня очевидности (f=11?17) проявилась в 12 случаях из 21 (~57%). Статистически подкрепляются два сочетания: школа - дети (r=0,35) и школа - образование (r=0,27>0,22=|r| при N=134 и р?0,01.

Ассоциированность в парах 21-й категории третьего уровня очевидности (f=6?10) проявилась в 66 случаях из 210  (~31%). Статистически подкрепляются 21 сочетание с показателями связи r=0,21>0,17=|r| при N=134 и р?0,05. Среди наиболее устойчивых сочетаний выделяются, в частности, такие пары: будущее - профессия (r=0,70), будущее - учитель и профессия - учитель (по 0,44), семья - традиции (0,41), вуз - студент (0,40), православие - традиции (0,32)...

При описании композиции положение каждого элемента в структуре характеризуется средним арифметическим его угловых расстояний (в радианах) ото всех остальных элементов состава. Тем самым конкретизируется ситуативно-функциональная шкала распределения элементов в структуре по их общности - специфичности. Это измерение характеризует развёртку осознания действительности. В центре оказываются субъективно исходные категории познания, на периферии - субъективно производные, вторичные категории. В самом общем случае - это последовательность таких познавательных действий как «констатация - оценивание - интерпретация».

В структуре самых очевидных элементов в нашем случае их положение характеризуется такой последовательностью (от центра к периферии): нравственность (sp=1,311 рад) - духовность (1,340) - воспитание (1,388) - как (1,564) - педагогика (1,611). Категории второго уровня очевидности при предметно-ассоциативном структурировании распределились в такой последовательности: школа (1,442) - дети (1,495) - образование (1,500) - современность (1,526) - основа(ние) (1,539) - культура (1,549) - проблема (1,554).

И категории третьего уровня очевидности при их структурном описании расположились так: будущее (1,486) - профессия (1,515) - развитие (1,516) - вуз (1,522) - учитель (1,537) - технология (1,548) - ориентация (1,558) - ценности (1,559) - формирование (1,562) - средство (1,567) - студент (1,568) - здоровье (1,570) - православие (1,573) - семья (1,576) - человек (1,578) - традиции (1,590) - личность (1,592) - религия (1,593) - социальность (1, 597) - дошкольники (1,600) - деятельность (1,608).

В последнем случае использование графопостроения позволяет обнаружить ортогональные, хотя и пересекающиеся, тематические подструктуры: из восьми, шести, четырёх и трёх одиночных элементов, различающихся по специфичности. Самая конкретная и, в общем, ассоциированная подструктура объединяет будущее - профессию - развитие - вуз - студента - человека и через профессию - учителя и технологии. Промежуточное положение - у подструктуры с центральным элементом ориентация, из которого «вырастают» социальность, ценности и формирование здоровья и... средств. Самая специфичная подструктура-группа имеет центром православие, из которого «вырастают» традиции, религия и... семья. Деятельность, дошкольники и личность в данном контексте оказались самыми тематически «свободными» категориями, окружение у которых весьма разнообразно.

 Опубликовано: Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы: Материалы ХХХI Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 8 апреля 2010 г.) / Под ред. Козловой А.Г., Маралова В.Г., Маликова Р.Ш. - СПб.: ООО «Нестор-История», изд-во СПб ин-та истории РАН, 2010. С.11-15