Еремеев Б. А. О материалах XXV конференции по педагогике ненасилия

15 апреля 2004 года в Санкт-Петербурге состоялась ХХV научно-практическая конференция по проблемам педагогики ненасилия. Конференция организована Санкт-Петербургским Отделением Международной Ассоциации «Педагогика ненасилия». Отделение базируется в образовательном учреждении-лаборатории по проблемам педагогики ненасилия, в гимназии № 67. Председатель оргкомитета конференции - доктор педагогических наук, профессор А.Г. Козлова; сопредседатель - директор санкт-петербургской гимназии № 67, кандидат педагогических наук М.С. Гаврилова.

В конференции приняли участие 179 человек. В их числе 53 представителя Санкт-Петербурга, 117 представителей тридцати восьми городов России и 9 зарубежных граждан: представители Азербайджана, Эстонии, Иордании, Китая и Тайваня. Больше других городов России были представлены Магнитогорск (13 человек), Вятка (он же - Киров) (10 человек), Благовещенск и Вологда (по 8), Архангельск и Казань (по 7), Псков (5), Биробиджан, Смоленск и Тобольск (по 4). Конференция объединила людей, в буквальном смысле слова, со всех концов России: от северного Мурманска до южного Краснодара, от западного Пскова до восточного Южно-Сахалинска.

Труды конференции содержат 163 работы. Редакторы распределили их по семи разделам. В частности, выделены следующие разделы. Ненасилие как мировоззрение и образ жизни (раздел 1); ненасилие как ценность и ценности ненасилия (раздел 2); ненасилие: отношение к толерантности (раздел 3); сотрудничество и толерантность: путь к гармонии (раздел 4); практические модули ненасилия (раздел 5); трансляция опыта в педагогике ненасилия (раздел 6); психолого-педагогические параметры ненасилия (раздел 7).  Труды оформлены в виде тома объемом 63,3 п.л. и изданы тиражом 1000 экз.[]:

Ненасилие как образ жизни /Сб. научных статей и материалов ХХУ Международной научно-практической конференции по проблемам педагогики ненасилия (Санкт-Петербург 15 апреля 2004 года) /Отв. ред. Козлова А.Г., Лодкина Т.В., Буторина Т.С., Гаврилова М.С. - СПб.: «67 гимназия», «Verba Magistri», 2004. - 507 с.

Первое впечатление о материалах конференции раскрывается в данном случае с учетом двух оснований - формального и содержательного. В формальном плане учитывается словарь названий у присланных материалов, в частности, - устойчивость его единиц. В содержательном плане учитываются, с разной степенью конкретизации, проекции содержания на базовые феноменологические категории. В роли базовых категорий взяты пространство, время, субстанциальность (или качественная определенность), энергия и информация. Взятые категории неальтернативны. Они учитывают различные грани сущего, поэтому заведомо ясно, что их «наполнение» будет пересекаться.

На поверхности лежат самые очевидные темы - ненасилие (вошло в названия 55-ти работ) и педагогика (вошло в 52 названия). Сочетание этих категорий сравнительно устойчиво (использовано в 23 названиях) и статистически оценивается как неслучайное. Это свидетельствует об осознании участниками конференции, совокупным субъектом, того, что ненасильственный подход в педагогике - не норма, но частная тенденция.

Такая позиция противостоит мнению о том, что в педагогике вообще не бывает насилия, что «педагогика и насилие - понятия взаимоисключающие» [Ежеленко, 1999; С.230-231]. Актуальность проблем педагогики ненасилия подтверждается и повседневной практикой образовательных учреждений всех уровней. Так, в одной из петербургских городских газет в апреле 2004 года было анонсировано предстоящее обсуждение на ее страницах проблемы рукоприкладства в петербургских школах.

Образ жизни вынесен в заголовки девяти работ. Он привлек внимание участников конференции через посредство идей ненасилия как принципиальных для общественного сознания в трудные моменты истории. И тема образа жизни представлена в материалах конференции, прежде всего, на философском уровне обобщения. Его реализуют в своих работах, прежде всего, В.Г. Иванов,  М.Л. Лезгина, А.И. Субетто, В.Т. Пуляев, Е.А. Владимирская.

Среди самых очевидных тем, представленных субъективными категориями в оглавлении сборника, - образование, воспитание, культура, личность, педагогика ненасилия как таковая, развитие, толерантность, дети, гуманизм и другие.

Так, образование включено в обозначение взятой темы (предметной области) в 27 работах. Их авторы - Е.В. Оликова, Ю.Ю. Исакова, А.Д. Хуторянская, Н.И. Левшина и др. Тема воспитания прямо обозначена в 19 работах: А.Ю Аксеновой, А.И. Субетто, В.А. Калачевой, Е.В. Киселевой и О.Е. Черствой и др. О культуре говорится в названиях 16 работ: Е.П. Рыбиной, Н.П. Орловой, Е.В. Храбровой, И.А. Шапочниковой и др. Тема личности использована в названиях 15 работ. Их выполнили А.Ф. Гулуева, А.П. Фомин, С.В. Шмагина, Ф.И. Кевля и др. И т.д.

В пространственном плане тематика докладов распространяется на регионы Земли от англоязычных стран на Западе до Китая и Японии на Востоке. Контекст освоения английского языка обозначен в работах А.Е. Ниязовой и Л.Б. Винниковой. С.Ю. Буренина говорит о положении работающих подростков в Германии, а С.В. Владимирова - о высшем педагогическом образовании во Франции.  Взгляды идеологов евразийского движения рассматривает О.В. Дунаева. Дифференцированы некоторые российские земли. Царское Село с лицеем пушкинских времен заинтересовало китайскую исследовательницу Ян Миню. Оптина пустынь, как место жизни старцев, знаменитых своими деяниями и мировоззрением,  выделена О.Н. Ординой. Ясная Поляна со школой Л.Н. Толстого оказалась точкой отсчета в работе В.Б. Ремизова и Т.Т. Бурлаковой. Земли народа коми в контексте изучения его культуры названы в работах  Л.И. Краевой и И.Ю. Краевой, а Татарстан - в контексте исследования Ф.С. Газизовой дошкольного образования. Приамурье упомянуто как место расположения университета, абитуриенты которого прогнозируют свое место на рынке труда в исследовании Л.Н. Герасимовой и А.Г. Закаблука. Выделены также зарубежный Кавказ (Азербайджан - в работах М. Амрахова), Китай - в работах С.А. Тарасовой, Ли Шэнь шэнь, Го Мэйин и Япония - в работе Н.С. Ивановой.

Временн?я проекция раскрывается в масштабе социогенеза, онтогенеза и актогенеза. Взят исторический контекст: Х11-Х111 века (Л.М. Садреева), ХУ111-Х1Х (Ян Миню, Е.А. Смягликова,  С.Ю. Мосягина), Х1Х-ХХ (С.В. Заозерская, Н.А. Вершинина). В шести работах прямо выделена современность (М.Г. Селюч, Н.В. Васильева, Т.Г. Галактионова, Л.А. Бохта, А.И. Субетто, А.В. Чумакова).

Онтогенез представлен разными возрастными этапами человеческой жизни. Рассматривается развитие дошкольников (Л.А. Бохта, Ф.С. Газизова, Л.М. Машковцева, Г.С. Болтовская и др., всего 8 авторов). Рассматривается развитие учащихся в школьном возрасте (в работах М. Амрахова, Т.Г. Галактионовой, А.Е. Ниязовой, З.И. Колычевой) и, в частности, в подростковом - в работах С.С. Чабановой, С.Ю. Бурениной, О.С. Иониной, Е.Л. Тихомировой, Г.С. Курагиной и С.Б. Калининой. Рассматривается развитие старшеклассников (в работах А.Р. Файзуллиной, Н.П. Головиной и О.А. Воскрекасенко) и студентов - в работах Н.А. Платоновой, О.Г. Хлоповских, С.Н. Юревич, Л.Б. Винниковой и др., всего в 10 работах.

Темы новизны и инноваций вошли в названия работ, авторы которых - Ю.Н. Белисова, И.А. Шапочникова, А.Р. Файзуллина, А.И. Субетто, М.С. Гаврилова и Го Мэйин. Актуальный генез фактически задан через обозначения различных форм поведения, деятельности и психических проявлений: идей, ориентаций, мировоззрения, сознания и других. Так,  исследуется поведение учащихся, которое берется широко - как социальное поведение (А.К. Мукашева) - и узко: как отклоняющееся от нормы (девиантное - С.Б. Калинина), в том числе агрессивное (О.В. Еремеева, Н.И. Никитина) и аддиктивное поведение (М.М. Гудкова). Исследуется деятельность педагогов (Г.В. Ахметжанова), учителей (А.Е. Ниязова, И.А. Кувшинова, Ф. Ибрагимов, К.А. Кормилицына), преподавателей (Л.Н. Вахрушева), образовательного учреждения (М.С. Гаврилова), военно-патриотического клуба (К.В. Бурьян).

Идеи в контексте учета актуального генеза выделены в названиях восьми работ. Их авторы - С.С. Чабанова, А.Ф. Гулуева, Н.В. Куликова, Ф.С. Газизова, Г.З. Низамова, Д.А. Ганган, О.Г. Платонова и А.В. Бурнос. Ориентации выделены в названиях шести работ. Их авторы - Ю.Н. Кондакова, Е.В. Киселева, Н.Н. Дубинина, Н.В. Васильева, О.Б. Бессерт, С.Б. Калинина. Мировоззрение выделенов названиях работ О.Н. Ординой, Е.А. Владимирской, Е.П. Рыбиной, Г.Ж. Даутовой и Д.Н. Валиевой, Н.В. Куликовой, О.С. Лещенко. Сознание - в названиях работ О. Колоницкой, С.В. Шмагиной, О.Г. Хлоповских, Л.А. Койсман. 

Субстанциальность (качественная определенность) того, о чем идет речь, задается, в частности, выделением субъектов и их атрибутов. Так, в названиях выделены различные носители культуры, различные участники ее социодинамики. Это и уже называвшиеся выше страны (государства). Это различные социальные институты. Среди них семья, упомянутая в названиях 10 работ. Их авторы - А.Ю. Аксенова, Л.И. Савва и А.Ю. Мищукова, Н.В. Анненкова и др. Названы образовательные учреждения. Это школы, упомянутые в названиях 7 работ. О них говорили С.С. Чабанова, А.Н. Шевкунов, А.В. Ивлев, В.Б. Ремизов и Т.Т. Бурлакова, А.Н. Шевкунов, С.А. Тарасова, Ли Шэнь шэнь, С.Г. Руденко и Л.Н. Назаренко. Названы вузы - также в семи работах. Их авторы С.Н. Юревич, Л.Б. Винникова, З.И. Колычева, Л.Н. Вахрушева и др. Кроме того, выделены наука (О.Г. Хлоповских, М.Г. Селюч), литература (Е.С. Роговер), искусство (И.А. Марийко, Н.А. Кирпикова) и язык (Н.П. Головина, А.Е. Ниязова, Н.С. Иванова, Л.Б. Винникова, А.Р. Файзуллина).

В качестве субъектов выступают отдельные категории людей. Это дети, упомянутые в названиях 13 работ. Их авторы - Н.П. Орлова, Е.А. Овсянникова, Н.В. Анненкова и др. Это родители, мать и отец, - в работах О.А. Беляновой, Е.В. Кричевской. Это учителя, обозначенные в названиях девяти работ. Их авторы - Е.В. Храброва, А.П. Фомин, А.Е. Ниязова и др. Это выдающиеся деятели культуры. В частности, названия содержат имена таких людей, как Блонский П.П., Выготский Л.С., Узнадзе Д.Н. (их назвали С.Г. Руденко и Л.Н. Назаренко), Вентцель К.Н. (М.Е. Стеклов), Сухомлинский В.А. (Е.Ю. Титова), Толстой Л.Н. (В.Б. Ремизов и Т.Т. Бурлакова). Названы также Лао-Цзы (Ю-Сю Линь), Саиф Сараи (Г.З. Низамова) и Волхвы (Н.А. Матвеева).

Среди человеческих черт, вынесенных участниками конференции в названия своих материалов, прежде всего, обозначены толерантность (в 15 работах) и гуманизм (в 12). Толерантность рассматривают, в частности, Е.В. Оликова, Ю.Н. Белисова, С.В. Шмагина, Н.А. Платонова и др. Гуманизм рассматривают С.И. Иванов, Н.М. Зимонина, Н.С. Александрова, Т.А. Мещанинова и И.И. Корягина и др.

Актуальны среди атрибутов человека его психология (5) и профессиональность (5), его гармоничность (5) и индивидуальность (4), его здоровье (4), компетентность (3) и нравственность (3). Психологию включили в названия своих работ Н.В. Демидова, А.С. Еропкина с сотрудниками, Г.В. Навдушевич, Т.Г. Мороз, О.А. Воскрекасенко. Тему профессии затронули А.Д. Хуторянская, К.А. Кормилицына, М.К. Мукашева, О.С. Лещенко, Го Мэйин. Гармонию включили в определение темы Е.П. Рыбина, Н.М. Шакирова, Л.И. Савва и А.Ю. Мищукова, О.В. Еремеева, Н.Н. Паранчер.  Индивидуальность вынесли в название своих работ Г.С. Болтовская, О.Б. Бессерт, О.З. Никитина, С.Б. Калинина. Здоровье вынесли в название Л.Н. Конеева, Л.А. Койсман, З.И. Колычева, Т.С. Казаковцева. Компетентность выделили О.Н. Федорова, Е.В. Назначило, Н.С. Иванова, а нравственность - Е.В. Храброва, В.А. Калачева, Ю.Н. Кондакова.

В названиях материалов также присутствуют: агрессивность (О.В. Еремеева, Н.И. Никитина) и адаптация (Атван Садхана, С.Н. Юревич); активность (А.Е. Ниязова, А.С. Еропкина с сотр.); девиантность (С.Б. Калинина) и деструктивность (С.В. Шмагина); добро (Т.Л. Кишкарёва, Ю-Сю Линь) и зло (Т.Л. Кишкарёва, Е.Ю. Титова), жестокость (Е.Л. Тихомирова, Н.В. Анненкова) и интеллект (Г.И. Егорова), квалификация(Н.В. Коваленко) и креативность (М.Г. Селюч), мудрость (Ю-Сю Линь) и послушание (В.А. Калачева), произвольность (И.Д. Маркевич), рефлексивность (Ю.Б. Безгина), терпимость (Е.Ю. Клепцова)...

Энергетическая проекция категориального состава названий конкретизируется весьма детально. Будем иметь в виду, что в работах делаются различные акценты: на потенциях, на тенденциях (на кинематике) и на акциях (на результатах). Авторы, использовавшие соответствующую лексику, уже названы выше, поэтому далее выделяются лишь в отдельных случаях.

Наиболее очевидны в этой проекции фоновые для участников конференции категории: педагогика (55 работ) и ненасилие (52). Это также образование (27) - как становление определенности, в частности, как организованная социализация, или уподобление в культурном плане социально заданному образцу.

Это воспитание (19 работ) - как коммуникация ценностных ориентиров, как формирование определенных субъективных отношений.

Это обучение (10) - как коммуникация способов действия.

Вот только просвещение (как коммуникация сведений) оказалось выделено в содержании всего двух работ. Причем подготовлены они нашими китайскими коллегами, Ли Шэнь шэнь и Ян Миню. Это свидетельствует, в частности, о том, что в современном образовании актуальны акценты не столько на коммуникации сведений вообще, сколько на их отборе по прагматическим и аксиологическим критериям. То есть, - на обучении и воспитании в условиях избытка информированности.

Собственно педагогика ненасилия (вынесена в названия 14 работ) понимается как стратегия и тактика при организации диалога в условиях целенаправленной коммуникации культуры.

Это развитие (14) - как однонаправленная закономерная последовательность взаимосвязанных изменений.

Это формирование (12) - как, с одной стороны, обретение, а с другой стороны - придание подобия с некоторым образцом (формой).

Наконец, в числе сравнительно устойчивых категорий - деятельность (9 работ), взаимодействие (6), поведение (6), работа (5), творчество (7). Существенно, что в данном контексте поведение является атрибутом учащихся, взаимодействие и творчество - атрибут обеих сторон в образовании, а деятельность и работа актуальны при характеристике тех, кто учит.

В плане информации как преодоления, как снятия неопределенности, акцент делается на актуальности критериев подхода к действительности. Для участников конференции - это, прежде всего, культура (16).

Это также язык (5 работ), на котором формулируются проблемы (9) - актуальные противоречия для нас. Это наши идеи (8) и ценности (8), которыми мы руководствуемся.  Это принципы (7), на которые мы опираемся. Это история (5), философия (3),  литература и искусство (2), а также наука (2), приобщение к которым формирует наше мировоззрение (6), наши ориентации (6) и наш подход (6) к действительности. Отсюда - наша психология (5): наши мысли (4), знания и наш интеллект, наши эмоции и опыт (3), наша компетентность (3) и готовность принимать решения (2). Отсюда вопросы (3), которые возникают у нас. Отсюда наши теории (3), методология и методы (3) в исследованиях (3). Отсюда наши склонности, наши приоритеты (2) и прогнозы.

Таким образом, содержание материалов ХХУ конференции по проблемам педагогики ненасилия свидетельствует об их разноуровневой и разносторонней предметности. Причем раскрывается это при совмещении двух подходов: индуктивного (от текста) и дедуктивного - от исследовательской позиции.

Литература:

  1. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 176 с.
  2. Ежеленко В.Б. Новая педагогика. Теория и методика педагогического процесса: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 246 с.
  3. Ненасилие как образ жизни /Сб. научных статей и материалов ХХУ Международной научно-практической конференции по проблемам педагогики ненасилия (Санкт-Петербург 15 апреля 2004 года) /Отв. ред. Козлова А.Г., Лодкина Т.В., Буторина Т.С., Гаврилова М.С. - СПб.: «67 гимназия», «Verba Magistri», 2004. - 507 с.

______________________________________

 Опубликовано: Философия и практика ненасилия: Сб. научных статей по проблемам педагогики ненасилия: Материалы ХХVI Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург 21 апреля 2005 г.) /Под ред. Козловой А.Г., Маралова В.Г., Гавриловой М.С. - СПб.: «67 гимназия. Verba Magistri», 2005. С.5-7 (0,32 а.л.) (Опубликован сокращённый вариант; ниже приводится исходный текст без купюр).