Еремеев Б. А. Методические указания и задания для магистрантов

Научно-исследовательская работа магистранта в период научно-исследовательской практики (НИП) отличается от исследовательского характера его работы по теме собственного исследования в процессе учебных занятий, во время самостоятельной работы и во время работы с научным руководителем магистерской диссертации по следующим основаниям.

Во-первых, работа магистранта в период НИП отличается подчёркнутой необходимостью активизировать и использовать весь свой личный опыт, как общий, так и специальный, приобретенный за все годы образования, в том числе и, прежде всего, - за годы высшего профессионального (психологического) образования.

Во-вторых, работа магистранта во время НИП отличается подчёркнутой разноуровневостью познавательной деятельности - как намеренным постоянным движением от эмпирии (от непосредственных впечатлений) через обращение к опыту (в форме наличных эталонов, как образных, так и поведенческих) к теории - в форме поиска подходящих речевых и иконических средств для осознанного оформления и выражения собственной позиции.

В-третьих, работа магистранта во время НИП отличается подчёркнутой рефлексивностью, которая намеренно активизируется на каждом этапе НИП, в каждом виде деятельности магистранта, а при необходимости - в каждом его действии и даже при выполнении отдельных операций. Таким образом, исследовательская деятельность во время НИП «удваивается»; не только проводится пошаговый научный поиск, но также и обеспечивается его осознание - как особая метапознавательная деятельность.

В-четвёртых, работа магистранта находит себе возможно более полное, буквально пошаговое отображение в формах отчётности, предусмотренных программой.

При этом участие руководителя НИП, в отличие от участия научного руководителя магистранта, оказывается гораздо более подобно работе проводника, отсутствие которого замедляет передвижение в незнакомой местности. Руководитель НИП в рабочем порядке («on-line») отвечает на появляющиеся вопросы магистрантов и личным примером показывает, что и как нужно делать.

 

Задания на каждом этапе НИП

 1-й этап. Подготовительный

Нужно вовремя явиться на установочную конференцию. Вести личный протокол конференции. Прояснить все неопределённые моменты перед самостоятельной работой на втором этапе.

 

2-й этап. Освоение учебно-методических материалов и определение актуальной предметной области предстоящего исследования

Нужно ознакомиться с учебно-методическими материалами НИП. Это позволяет магистранту сориентироваться в перспективах предстоящей работы с большей или меньшей определённостью. При достаточной вовлечённости в избранную сферу практической психологии и при наличии опыта исследовательской работы, по крайней мере, в рамках СНО, предложенные учебно-методические материалы вполне достаточны для ориентировки в конкретной ситуации НИП и для самостоятельной отработки её программы. При всех возникающих затруднениях следует обращаться за консультацией к руководителю НИП на кафедре психологии человека в соответствии с расписанием консультаций и/или по электронной почте.

При наличии высокой личной неопределённости - «Что же нужно мне делать, чтобы определить предметную область моего исследования?» - следует руководствоваться следующим заданием.

Во-первых, нужно исходить из обстоятельств наличной ситуации, в которой проводится практика. В числе этих обстоятельств, прежде всего, - социальные ожидания-требования (в пределе - социальный заказ), тема магистерской диссертации, а также личные установки и предпочтения магистранта. Особенные основания для определения актуальной предметной области исследования суть психологически информативные в данной ситуации жизненные проявления людей. Это могут быть их проявления как индивидов (живых существ), как личностей (членов общества), как частных лиц (персон), как субъектов деятельности, преодолевающих различные препятствия, и как индивидуальностей - носителей духовной жизни. Любые человеческие проявления рассматриваются как сложносоставные семиотические образования, или как системы знаков. Приемлемый объём исходной предметной области, необходимый и достаточный для достижения целей практики, должен обеспечить возможность для получения осмысленных результатов в трёх проекциях. Это, прежде всего, внутреннее строение каждого взятого факта как сложного знака; это соотношение его вариантов друг с другом (их типизация) и это место и роль данного факта в ситуации его порождения и существования.

Во-вторых, нужно познакомиться с современными исследованиями по специиальности, в данном случае - по психологии семейных отношений. Предлагается использовать, прежде всего, материалы тематических конференций и/или сборники статей, в которых обычно раскрываются позиции различных авторов. В частности, могут быть использованы сборники:

Современные проблемы психологии семьи: Сб. статей / Под науч. ред. С.А. Векиловой. - СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2007. - 144 с.; Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып.2 / Под науч. ред. С.А. Векиловой. - СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2008. - 122 с.; Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып.3 / Под науч. ред. С.А. Векиловой. - СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. - 101 с.

В работе с источником предлагается выполнить следующие действия.

1) Познакомьтесь с содержанием (оглавлением) сборника.

В течение 3-5 минут сформулируйте своё впечатление о прочитанном по трём пунктам, уделяя каждому по минуте - полутора, не более.

А) Какие чувства у Вас вызвал данный материал? Напишите слово «чувства», поставьте тире или двоеточие и в течение одной - полутора минут обозначьте своё эмоциональное отношение к прочитанному.

Б) Какие мысли у Вас появились в связи с прочитанным? Напишите слово «мысли», поставьте тире или двоеточие и в течение одной - полутора минут сформулируйте познавательное отношение к прочитанному.

В) Какие намерения у Вас появились по поводу прочитанного? (Или как будто появились, как если бы Вы были действительно увлечены прочитанным?). Напишите слово «намерения» и в течение одной - полутора минут сформулируйте своё ситуативное регулятивное отношение (установку) к прочитанному.

В течение следующих 10-15 минут проведите рациональный анализ содержания (оглавления) сборника в двух вариантах:

А) дайте краткую аннотацию этого содержания (оглавления), ответив на вопрос, о чём этот сборник. На эту формулировку уделите от 1 до 3 минут;

Б) составьте резюме содержания (оглавления), ответив на вопрос, что именно говорится в материалах данной конференции, судя по названиям сделанных на ней докладов и сообщений. На резюме отводится 12-14 минут.

2) Взятый Вами источник может содержать десятки, а то и больше ста работ, сгруппированных по разделам. Теперь Вам следует выбрать тот или иной раздел. Повторите процедуру осознания того, какое впечатление у Вас вызвал прочитанный материал (чувства, мысли, намерения) и как Вы его поняли: в форме аннотации и резюме теперь уже по оглавлению взятого раздела. Проделайте это, затратив до 20 минут.

Примечание. Возможно, что в группе магистрантов на практике для анализа используется один и тот же или одни и те же сборники. Это возможно. Но тогда раздел для анализа каждому магистранту нужно взять (выбрать) уже свой. На этом шаге совпадения материала уже быть не должно.

3) В своём разделе познакомьтесь со всеми работами и выделите одну, содержание которой, с Вашей точки зрения, скорее всего, может помочь Вам определиться со своей предметной областью исследования (по аналогии).ми зрения, являеения, являетсяходящим для ем всех работ и выделите одну конференции, судя по названиям /Отв. Повторите процедуру осознания того, какое впечатление у Вас вызвал прочитанный материал (чувства, мысли, намерения) и как Вы его поняли - в форме аннотации и резюме. Проделайте это, затратив до 20 минут.

4) Примите окончательное решение: какой будет предметная область Вашего исследования? Какой уровень психологически информативных человеческих проявлений представляет для Вас наибольший интерес? Аргументируйте свою позицию.

5) Наметьте приемлемый объём исходной предметной области, необходимый и достаточный для достижения целей практики. При этом руководствуйтесь тем, что объём материала должен обеспечить возможность для получения осмысленных результатов в трёх проекциях. Это, прежде всего, внутреннее строение взятого факта как сложного знака. Это соотношение его частей (или его вариантов) друг с другом - как их типизация во взятой предметной области. И это место и роль данного факта в ситуации его порождения и существования. Аргументируйте свои соображения.

 

3-й этап. Разработка программы психологического исследования

Разработка программы психологического исследования начинается с того, что магистрант формулирует исходные понятия исследования, при необходимости консультируясь, прежде всего, с руководителем практики. Это формулировка темы (1), рабочих понятий исследования (2) и предварительная конкретизация последующих этапов работы (3).

1) Формулировка темы. Она даётся с опорой на исходное определение актуальной предметной области - области психологически информативных проявлений человеческой природы на том или ином уровне. При этом конкретизируется, в самом общем виде, ситуация, в которой берутся психологически информативные проявления человека. Это ситуация порождения и/или существования и/или познания таких проявлений. В общем случае эта ситуация предполагает наличие: (А) источника психики, (Б) её носителя, (В) их взаимодействие, (Г) субъекта-исследователя, познающего психику. Формулировка темы может содержать прямое обозначение (конкретизацию) всех или некоторых из перечисленных компонентов. В последнем случае остальные компоненты подразумеваются, а их характеристика даётся при дальнейшем определении понятий.

2) Далее определяются рабочие понятия исследования: (а) проблема, (б) цель, (в) объект, (г) предмет, (д) задачи, (е) методы, (ж) средства, (з) результаты.

Работа по определению каждого из этих понятий выполняется на пяти уровнях:

- раскрываются общие значения соответствующего слова (с примерами и ссылкой на источник - толковый словарь (или на несколько источников));

- раскрываются общенаучные (философские) значения соответствующего слова (с примерами и ссылкой на источник - философский словарь или энциклопедию (или на несколько источников));

- раскрываются значения соответствующего слова как общепсихологического понятия (со ссылками на подходящие источники);

- раскрываются значения соответствующего слова как рабочего понятия в психологическом исследовании (со ссылками на подходящие источники);

- раскрываются значение и смысл соответствующего слова как рабочего понятия в исследовании магистранта - с опорой на (а) данную выше формулировку темы и (б) на определения предыдущих рабочих понятий. (Последнее замечание касается определения цели и всех последующих понятий).

Работу по этому заданию (определение рабочих понятий) можно оформить как в виде сплошного текста с выделением абзацев и их необходимой маркировкой, так и в виде таблицы. Во втором случае используется «альбомное» (горизонтальное) расположение листа. Завершается выполнение этого задания аргументацией сделанных предпочтений в акцентах на принятом значении и смысле каждого рабочего понятия и, по возможности, их всех.

3) Третье задание на данном этапе НИП - это конкретизация, в общем, последующих этапов работы. Среди них сбор информации (А), её предварительное описание (Б), обработка (В), оценка и интерпретация результатов (Г), их предполагаемое оформление (Д). Эта конкретизация проводится, исходя из реального положения дел, в соответствии с реальными обстоятельствами работы магистранта на практике, в том числе и, прежде всего, - в соответствии с положениями данной Программы.

Каждому из предстоящих этапов исследования даётся более или менее развёрнутая характеристика, в основу которой кладутся самые общие (универсальные) атрибуты всего существующего (по В.А. Ганзену). Напомню, что в их число входят пространственные характеристики (где?..), временные (когда?..), по качеству (как?..), по энергетике (с какими затратами?..), по информативности (насколько сложно?..). В частности, предлагается выполнить следующие задания.

А) Задание для предварительной конкретизации сбора информации.

Здесь нужно определить, прежде всего, откуда она может быть извлечена и в каких временных границах. Нужно определить, каким образом будет проходить сбор информации, или что именно нужно делать, чтобы её получить. Нужно предусмотреть, каких затрат (физических усилий, материальных и финансовых ресурсов) всё это потребует. Важно также осознать, какие организационно-управленческие вопросы при этом потребуется решать.

Б) Задание для предварительной теоретической конкретизации содержательного анализа собранной информации.

Предполагается, что здесь у исследователя есть полная ясность с характеристикой ситуации, в которой возникло и нашло себе знаковое воплощение интересующее его психическое образование. Есть полная ясность и с оформлением собранной информации в виде эмпирических материалов исследования. Фактическими условиями НИП заданы пространственные и временные рамки, в пределах которых должен быть проведён содержательный анализ информации. При конкретизации её качества нужно исходить, прежде всего, из данных ранее общих определений объекта и предмета исследования. Имея в виду априорную сложность (многозначность) любого человеческого проявления психики, постарайтесь определить, в общем:

а) каковы могут быть индивидные (организменные) признаки психического образования (ПО), ставшего объектом в Вашем исследовании? (Иными словами: в чём проявляются формально-динамические характеристики ПО?)

б) каковы могут быть его личностные («социально-типичные») признаки? (В чём проявляются содержательные характеристики ПО?)

в) каковы могут быть его личные («индивидуально-типичные») признаки? (В чём проявляются структурные характеристики ПО?)

г) каковы могут быть субъектные признаки объекта в Вашем исследовании? (В чём проявляется мышление как решение задач?)

д) каковы могут быть собственно индивидуальные признаки объекта в Вашем исследовании, или признаки духовности в этом психическом образовании? (В чём проявляется интегративная рефлексивность, или семиотичность у носителя души?)

Имея в виду определённость объекта, предмета и содержательных задач в своём исследовании, примите решение о том, как Вы будете группировать собранную информацию на эмпирическом уровне. Для каждой содержательной задачи определите функционально значащие единицы эмпирического материала: единицы наблюдения, единицы анализа, единицы счёта, - и их приблизительный приемлемый объём. Аргументируйте своё решение.

В связи с перспективой использовать обобщающее количественное описание материала примите решение о подходящих для Вашего исследования показателях и мерах. Для показателей важно выдерживать логику их соотношения с единицами анализа, исключив возможность их противоречия. При осмысленном использовании мер важно определиться со шкалами: номинативной, порядковой, интервальной и/или со шкалой отношений. Аргументируйте каждое своё решение.

В) Задание для предварительной конкретизации количественной обработки эмпирического материала.

Для проверки выдвинутой гипотезы (гипотез) примите решение о подходящих процедурах количественного описания материала - в соответствии с предыдущими определениями, в частности, с учётом функциональных значащих единиц материала и используемых шкал. В общем случае, это будут (а) различные распределения, безусловные и условные, (б) характеристики актуальных параметров этих распределений и (в) соотнесение, в частности, сравнение этих характеристик. Конкретизируйте свои намерения и аргументируйте их.

Выше, при предварительной конкретизации качественного описания собранного материала (в предыдущем задании этого этапа - в задании Б) были выделены уровни человеческой природы, на которых проявляется психика: индивидный, личностный, личный, субъектный, индивидуальный. В связи с признанием априорной сложности (многозначности) любого человеческого проявления психики, постарайтесь ответить, в общем, на следующий вопрос. Как посредством количественного описания учесть вклад каждого из выделенных уровней человеческой природы в предмет Вашего исследования - как в конкретное проявление (воплощение) Вашего объекта исследования?

Подсказкой для ответа на этот вопрос становятся Ваши соображения о том, каковы разноуровневые признаки психического образования, ставшего объектом в Вашем исследовании, при выполнении предыдущего задания - задания Б.

Г) Задание для предварительной конкретизации оценки и интерпретации полученных результатов.

Перечислите возможные общие формы оценивания результатов и выделите те из них, которые Вы намерены использовать в своей работе. Аргументируйте свою позицию. Конкретизируйте выбранные формы: дайте им пошаговое (операциональное) и эмпирическое (в терминах значащих функциональных единиц) определения.

Перечислите общие варианты интерпретации полученных результатов и выделите те из них, которые Вы намерены использовать в своей работе. Аргументируйте свою позицию. Раскройте каждый предполагаемый вариант интерпретации по содержанию и по форме: о чём и как (каким образом) Вы предполагаете судить?

Д) Задание для предварительной конкретизации оформления научного отчёта.

Перечислите общие разделы научного отчёта. Перечислите общие формы символического выражения исследовательской позиции в научном отчёте. Составьте развёрнутый план, в котором для каждого раздела отчёта предусмотрите использование подходящих форм выражения исследовательской позиции: что и как (какими средствами) Вы предполагаете выразить в отчёте, чтобы он был информативен для потенциального читателя и корректен в плане оформления полученных результатов.

(Примечание. О.Э. Мандельштам о продуктах творчества сказал, что их форма - это выжимка из их содержания...)

 

4-й этап. Сбор информации

Способы действий по сбору информации (или методы её получения) определяются ходом и результатами выполнения заданий на предыдущих этапах НИП. Именно выполнение этих заданий обеспечивает конкретность для магистранта той ситуации, в которой порождается и существует объект его психологического исследования - актуальное психическое образование. Выполнение предыдущих заданий обеспечивает также определённость для магистранта и того, в каких значащих телесных формах, знаковых системах, находит себе выражение интересующая его субъективная реальность. В зависимости от принятой методологической парадигмы, магистрант будет действовать на одном из трёх общих уровней познания: наблюдать или экспериментировать или моделировать, - оперируя с тем, что ему доступно непосредственно.

В первом случае получение информации раскрывается как фиксация естественных (органичных, спонтанных) проявлений объекта исследования. Во втором случае магистрант целенаправленно создаёт условия, в которых объект исследования проявляется именно так, как нужно исследователю. И в третьем случае магистрант использует аналогию: наблюдает за проявлениями какого-то заместителя своего объекта и экспериментирует с этим заместителем, распространяя полученные результаты на его прототип, на свой объект исследования.

При описании этих действий в Отчёте по практике раскрывается, в общем и в особенностях, процедура сбора необходимой информации. Во всех случаях этот эмпирический материал конкретизирует взятую предметную область в соответствии с темой исследования и в соответствии с определениями рабочих понятий.

1) Описываются фактические условия работы, её база, её ход, использованный психологический инструментарий (методики получения материала), технические средства, расходные материалы, прочие траты. Копии использованных методик (с образцами стимульного материала) выносятся в приложение 2 Отчёта по НИП.

2) Раскрывается своеобразие носителей психики, в частности, респондентов или испытуемых, а также своеобразие эмпирического материала, в котором зафиксирован предмет Вашего исследования, воплощающий его объект.

Все формулировки должны, по возможности, быть однозначными. Они должны вполне определённо раскрывать практические действия магистранта-практиканта по сбору материала, не оставляя возможности для разночтений. Формулировки должны раскрывать фактическую процедуру и обстоятельства работы - всё, что в принципе могло повлиять на своеобразие собранного материала.

 

5-й этап. Качественное описание собранного материала

Качественное описание собранного материала даётся в форме выполнения трёх заданий. Это вербализация общих личных впечатлений о материале (1), это его предварительная содержательная характеристика (2) и это его формальная характеристика («выжимка из содержания»), предполагающая необходимость обобщения посредством количественного описания (3).

1) В течение 3-5 минут сформулируйте своё общее впечатление о собранном материале по трём пунктам, уделяя каждому по минуте - полутора, не более.

А) Какие чувства у Вас вызывает собранный материал? Напишите слово «чувства», поставьте тире или двоеточие и в течение одной - полутора минут обозначьте своё эмоциональное отношение к этому материалу.

Б) Какие мысли у Вас появляются по поводу собранного материала? Напишите слово «мысли», поставьте тире или двоеточие и в течение одной - полутора минут сформулируйте познавательное отношение к этому материалу.

В) Какие намерения у Вас есть в связи с собранным материалом? (Или как будто есть, как если бы Вы были действительно увлечены тем, что Вы собрали?). Напишите слово «намерения» и в течение одной - полутора минут сформулируйте своё регулятивное отношение (установку) к собранному материалу.

2) При содержательной характеристике исследователь вербализует (осознаёт) рациональный аспект своего отношения к материалу, в оптимальном случае - с приближением к позиции профессионального психолога. Здесь уместен самый широкий диапазон вариантов: от позиции здравого смысла до следования современной научной парадигме, предполагающей целостный (и, в частности, интегративный) подход. Для условий социальной практики важно, чтобы описание было конкретным, определяющим возможность использовать то, о чём идёт речь. Для исследователя это значит, что характеристика материала в оптимальном случае раскрывает и внутреннюю природу объекта его исследования (микро-уровень), и его соотношение с другими объектами того же рода (мезо-уровень), и место и роль исследуемого среди объектов уже иного рода (макро-уровень). Главные среди таких «иных объектов» - те, которые обусловили возникновение и существование исследуемого как его прямые детерминанты (их обычно называют факторами). Концентрированная содержательная характеристика материала находит себе выражение в выдвижении гипотез. (О вариантах гипотез в психологическом исследовании см., в частности: Еремеев Б.А., 2007).

А) Опираясь на определения рабочих понятий исследования (прежде всего, на определение цели) и на общее впечатление о собранном материале, сформулируйте гипотезы, общую и/или частные, в отношении внутренней природы объекта Вашего исследования - определённого психического образования. Прокомментируйте (в частности, аргументируйте) свои предположения, используя литературные данные и личный опыт.

Б) На той же основе сформулируйте гипотезы, общую и/или частные, об отношениях объекта в Вашем исследовании, определённого психического образования, с иными психическими образованиями. Прокомментируйте (в частности, аргументируйте) свои предположения, используя литературные данные и личный опыт.

В) На той же основе сформулируйте гипотезы о месте и роли объекта в Вашем исследовании, актуального психического образования, в ситуации его порождения и/или существования. В частности, об отношениях этого психического образования с отдельными компонентами (или аспектами) ситуации. (См.: 3-й этап. Разработка программы... Задание 1. Формулировка темы).

3) Формальная характеристика материала даётся при его обобщающем описании с выходом за пределы ситуации порождения и существования этого материала. В психологических исследованиях это делается чаще всего в тех случаях, когда объём материала превышает оперативные познавательные возможности исследователя, и он предполагает подвергнуть его количественному описанию.

При формальной характеристике в материале выделяются значащие функциональные единицы. В их числе - единицы наблюдения, единицы категоризации, единицы счёта, которые выделяются на каждом из трёх уровней содержательной характеристики материала. (См. предыдущее Задание 2: гипотезы А, Б, В). Эти единицы используются для последующей группировки материала по актуальным основаниям - в рамках подготовки его к количественному описанию (к обработке) и при проведении такого описания.

А) Выделите актуальные единицы наблюдения, анализа и счёта и наметьте (проведите) подходящую группировку собранного материала для его количественного описания при проверке гипотезы (или гипотез) относительно внутренней природы объекта Вашего исследования.

Б) Выделите актуальные единицы наблюдения, анализа и счёта и наметьте (проведите) подходящую группировку собранного материала для его количественного описания при проверке гипотезы (или гипотез) относительно того, как соотносится объект Вашего исследования с другими психическими образованиями.

В) Выделите актуальные единицы наблюдения, анализа и счёта и наметьте (проведите) подходящую группировку собранного материала для его количественного описания при проверке гипотезы (или гипотез) относительно того, какое место занимает объект Вашего психологического исследования в ситуации его порождения и/или существования. Или, в частности, при проверке гипотезы (или гипотез) о том, каковы отношения этого психического образования с отдельными компонентами (или аспектами) взятой ситуации.

Собранный материал в исходном виде полностью воспроизводится (приводится) в приложении 3 к Отчёту по НИП.

 

6-й этап. Обработка материала

Обработка эмпирического материала проводится в соответствии с исходными рабочими определениями. В частности, проводится количественное описание материала согласно принятой парадигме подхода к объекту исследования. Это может быть аналитическая парадигма - с выявлением безусловных распределений актуальных величин. Это может быть синтетическая парадигма - с выявлением условных распределений. И это может быть парадигма целостного и, в частности, интегративного описания - с выявлением структуры материала как упорядоченности его устойчивых компонентов: его элементов и парных отношений между ними.

Проведите обобщающее количественное описание эмпирического материала на каждом из трёх уровней (в трёх масштабах) его содержательной характеристики - по крайней мере, фрагментарно. (См.: 5-й этап. Качественное описание... Задание 2: гипотезы А, Б, В).

А) Опишите количественно собранный эмпирический материал для характеристики его внутреннего строения - в его каких-то деталях или даже в целом, характеризуя его строение (микроподход).

Б) Опишите количественно какие-либо актуальные отношения (например, предметное сходство) между группами данных («единицами наблюдения») (мезоподход). В оптимальном случае проведите выявление структуры этих групп, или раскройте их типологию.

В) Опишите количественно какие-то актуальные отношения между характеристиками материала, полученными при выполнении Заданий А и/или Б, и характеристиками отдельных компонентов ситуации порождения и/или существования собранного материала (макроподход). В идеальном (предельном) случае могут быть учтены характеристики всех основных компонентов ситуации. (См.: 3-й этап. Разработка программы... Задание 1. Формулировка темы).

Г) Опишите количественно влияние, по крайней мере, какой-либо одной независимой переменной Вашего исследования на, по крайней мере, какую-либо одну зависимую переменную. Если же в числе сформулированных Вами ранее гипотез (см.: 5-й этап. Качественное описание... Задание 2: гипотезы А, Б, В) такой гипотезы нет, то сформулируйте её и проверьте.

 

7-й этап. Оценка и интерпретация результатов

Оценка и интерпретация полученных результатов проводятся по различным, актуальным для исследователя основаниям. (См.: Еремеев Б.А., 2007). Интерпретация полученных результатов в общем случае может быть структурной, причинной («каузальной»), прогностической («перспективной»). Причём конкретность и оценки, и интерпретации допускает выход за рамки ситуации уже проведённого исследования.

А) Оцените свои результаты более, чем одним способом. При использовании статистического оценивания не ограничивайтесь ссылкой на взятый критерий. Ссылку следует дополнить формулировками, раскрывающими Ваше понимание того, что Вам даёт использование этого критерия и/или стандартной программы статистической обработки в плане содержательной характеристики результатов.

Б) Дайте троякую интерпретацию полученных Вами результатов: структурную, каузальную, прогностическую. Используйте качественное, а при необходимости и дополнительное количественное описание материала. Сделайте выводы из проведённой работы и, по возможности, сформулируйте рекомендации, предполагающие применение полученных Вами результатов.

 

8-й этап. Оформление научного отчёта

Научный отчёт о проведённом исследовании представляет собой основную, центральную часть отчёта по НИП. Здесь пошагово воспроизводятся все этапы исследования (этапы НИП - со 2-го по 7-й) - как выполнение приведённых выше заданий, предусмотренных программой НИП. В соответствующих пунктах и подпунктах раскрываются полученные результаты - как обобщения разных уровней.

По каждому пункту даётся краткая ориентировка (о чём пойдёт речь?), раскрывается выполнение Задания (причём каждое снабжается кратким обобщением) и даётся краткое обобщение по всему пункту. Завершается научный отчёт общим резюме по проведённому исследованию.

 

9-й этап. Оформление отчёта по практике

По итогам практики магистрант готовит Отчёт, состоящий из (А) введения, (Б) основной части - научного отчёта, (В) заключения, (Г) списка литературы (использованных источников) и (Д) приложений.

А) Введение в Отчёт по НИП начинается с характеристики условий прохождения практики: от установочной конференции (личный протокол её - это приложение 1 в Отчёте) до подготовки Отчёта. Далее введение содержит личную конкретизацию рабочих понятий практики. В числе этих сквозных понятий - цель практики, её объект, предмет, задачи, методы, средства и предполагаемые результаты.

Здесь важно учесть два обстоятельства. Во-первых, нужно различать масштаб и рабочие понятия НИП и масштаб и рабочие понятия научного исследования, проведённого в рамках практики. Во-вторых, магистрант должен выразить своеобразие своей позиции на фоне общих определений рабочих понятий НИП, которые им дал руководитель практики во вводной лекции на установочной конференции. Нельзя ограничиваться механическим воспроизведением общих определений. Завершает введение в Отчёт план-график практики с отметками о выполнении работ. (См. перечень видов деятельности магистранта, раскрывающих содержание НИП).

Б) Основная часть Отчёта по НИП представляет собой научный отчёт о проведённом исследовании. Здесь пошагово воспроизводятся все этапы исследования, предусмотренные программой НИП, раскрываются их результаты и подводятся общие итоги (резюме).

В) Заключение Отчёта по НИП содержит текст 10-минутного выступления магистранта на заключительной конференции, в котором предусмотрены:

1 - характеристика условий НИП;

2 - резюме проделанной работы: что сделано и что получено в результате;

3 - оценка проделанной работы по произвольным основаниям;

4 - интерпретация сделанного по его месту и роли в личном опыте магистранта и при подготовке в магистратуре по психологии в целом.

Г) Список использованных источников оформляется в соответствии с последними требованиями (с 01.01.2009) - по: «ГОСТ Р 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка.  Общие требования и правила составления». Текст документа размещен на
официальном портале Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511

Д) Приложения к Отчёту:

1 - личный протокол установочной конференции;

2 - методики, использованные при сборе материала, с образцами стимульного материала;

3 - эмпирический материал;

4 - дискета и распечатки компьютерных презентаций к выступлению по итогам практики. Содержат главные, с точки зрения магистранта, определения работы и основные результаты исследования в наглядной форме (таблицы, диаграммы, схемы, графики, рисунки), всего не более семи листов формата А4;

5 - дневник практики. Оформляется в виде таблицы с четырьмя столбцами, ширина которых определяется их содержимым: (1) номера по порядку, (2) действия, (3) дата и время работы (начало - конец), (4) возникшие затруднения;

6 - личный протокол итоговой конференции.

 

10-й этап. Участие в заключительной конференции

Здесь нужно:

а)вовремя явиться на установочную конференцию,

б) вести личный протокол конференции с оценкой всех выступлений, в том числе и собственного, по предложенным основаниям, и

в) выступить с Отчётом по НИП.

В 10-минутном выступлении магистранта на заключительной конференции предусмотрены:

а) характеристика условий НИП;

б) резюме проделанной работы: что сделано и что получено в результате;

в) оценка проделанной работы по произвольным основаниям;

г) интерпретация сделанного по его месту и роли в личном опыте магистранта и при подготовке в магистратуре по психологии в целом;

д) компьютерная презентация Отчёта о НИП.

 

Составитель программы практики - д.пс.н., проф. Еремеев Б.А.