ЛК-13. Психическая субъектность

  1. Определение
  2. Признаки (жизненные проявления)
  3. Свойства
  4. Атрибутивность
  5. Деятельностная природа  

 

1. Определение

Психическая субъектность -это:

- практический уровень психической организации,

- опыт преодоления препятствий и сопротивления вредоносным воздействиям,

- инструмент самосохранения и ориентации в новых и в неопределённых условиях жизни.

Качественное своеобразие практического уровня души - в обобщении наиболее конструктивных собственных проявлений активности, как правило, - при решении различных задач. При акценте на природе этих проявлений как особой форме объективации внутреннего мира (как «экстериоризации») - это обобщение актов самореализации. (Ср. «интериоризацию» - по Л.С. Выготскому).

Задание для самостоятельной работы. Л.А. Коростылёва (1997) предложила такое определение самореализации. Это «осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий [в условиях] содеятельности и сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), с социумом и миром в целом». Это также «сбалансированное и гармоничное развитие различных аспектов» человека путём раскрытия его индивидных и личностных потенциалов, за счёт приложения им собственных адекватных усилий.

Проведите развёрнутый сравнительный анализ предложенного определения «психической субъектности» (1) и «самореализации» по Коростылёвой (2). А. Начните с выражения собственного мнения: какие (а) чувства, (б) мысли и (в) намерения у Вас возникают при чтении сначала формулировки (1), а затем формулировки(2)? Б. Как Вы поняли то и другое определения? Предложите свои варианты формулировки для определения (1) и для определения (2). В. Оцените определение (1) и определение (2), используя любые критерии, подходящие, с Вашей точки зрения. Выбор критериев желательно (но не обязательно) аргументировать. Г. Сделайте вывод:  чем отличается определение «самореализации» (по Л.А. Коростылёвой) от предложенного выше определения «психической субъектности»?

В самореализации заключается принципиальное отличие субъектного уровня человеческих проявлений от проявлений биологического (индивидного), социального, личного и индивидуального уровней. С точки зрения психологии на субъектном уровне обобщается опыт преобразования действительности при преодолении препятствий за счёт «распредмечивания» субъективной реальности и превращения её «в пароходы, строчки и другие добрые дела». Самореализацию можно назвать одним из двух «интегральных жизненных показателей» субъектности в различных сферах деятельности. (Вопрос: а каков тогда, с Вашей точки зрения, второй «интегральный жизненный показатель» субъектности?).

Инструментальность психической субъектности раскрывается в созидании «подходящего», «нужного» человеку мира, или в творчестве. На повседневном уровне это мир удобных, полезных и понятных Вещей (в широком смысле слова, в том числе и идей), которые соразмерны, созвучны, сопричастны природе самого человека и становятся продолжением его самого. На метапознавательном, философском уровне созидаемый мир - это посредник между человеком и бескрайним неизвестным и таинственным Космосом...

 

2. Признаки (жизненные проявления) психической субъектности

Сенситивность человека на уровне субъекта проявляется в форме его чувствительности к противоречиям. Носитель психической субъектности обнаруживает противоречия там, где окружающие их не распознают или же только испытывают дискомфорт.

Психическая активность на уровне субъекта проявляется в форме поиска актуальных противоречий или даже в форме создания таких противоречий. Специалисты эту активность обозначают словами «уровень притязаний». В быту же окружающие люди часто говорят о человеке, который её проявляет, что ему «больше всех надо...».

Психическая реактивность носителя субъектности - это его вовлечённость в неопределённые и/или противоречивые отношения действительности; человек становится сознательным деятельным участником заведомо сложных (т.н. «проблемных») ситуаций.

Соотношение активности и реактивности на уровне субъекта психики выступает как озадаченность, или в форме установки на выявление существующих противоречий - как актуальных проблем - и на их разрешение посредством приложения собственных внутренних ресурсов, а в оптимальных случаях - и с привлечением ресурсов других людей.

Временные характеристики этого уровня душевной организации проявляются как произвольная распланированность жизни, и/или как заполненность жизни различными делами и как их распределённость по жизни: «всему - своё время». «Есть время собирать камни, и есть время их разбрасывать», - это библейское выражение касается, прежде всего, именно людей-субъектов, которые сами организуют своё время.

Пластичность - ригидность на уровне субъекта психики выступает как выраженность самостоятельно принятого разнообразия деятельной активности. Это может быть множество разнородных занятий (форм самореализации) или же служение только одному какому-то делу, когда у человека выражена «одна, но пламенная страсть...», при игнорировании прочих.

Экстра-/интровертность на уровне субъекта психической деятельности выступает в формах по преимуществу «стратегического» и/или «тактического» созидания. Конкретизировать их можно так. С одной стороны, возможна аналогия с субъективным аспектом организационно-управленческого, продюсерского, режиссёрского и т.п. творчества. С другой стороны, - аналогия с композиционно-исполнительским, конструкторско-изобретательским, актёрским, художественным и т.п. творчеством...

Эмоциональная возбудимость на уровне отдельного субъекта психики имеет (а) очень широкий диапазон выраженности и (б) разную рефлексивность отдельных проявлений эмоциональной возбудимости, разную их подконтрольность и произвольность. Человек-субъект лучше всего осознаёт, контролирует и регулирует то, что касается оперативных проблем, актуальных для него, прежде всего, здесь и сейчас. Но у каждого субъекта - свои пределы настоящего: пространственные, временные и прочие... А объективно общим для этого уровня душевной организации в его конструктивных проявлениях фактически оказывается жизнеутверждение, свидетельствующее об оптимизме (!) человека-субъекта в его отношении к миру.

 

3. Свойства психической субъектности

Предметность. Опыт субъектности как уровень психической организации имеет две основные грани. Во-первых, он раскрывается в творческой активности человека, которая формируется в условиях преодоления препятствий различного рода. В самом общем плане - это преодоление неопределённости («Хаоса»); в частных случаях - это разрешение актуальных противоречий. Во-вторых, опыт субъектности раскрывается в форме психической устойчивости человека (или его психической резистентности) - как способности конструктивно сопротивляться негативным воздействиям. Несформированность этой грани субъектности у некоторых талантливых людей обозначается в быту как их «душевная ранимость».

Константность зависит от уровня сформированности человека-субъекта. Так, первичные проявления субъектности могут быть «задушены в зародыше» условиями жизни, прежде всего, в раннем и первом детстве. Практика образовательной среды во втором детстве, в отрочестве и в юности может способствовать и/или препятствовать формированию субъектности, в любом случае придавая ей какие-то особенные черты. В рамках педагогической психологии даже используется особое выражение - «выученная беспомощность». Уже в молодости и, тем более, в зрелости содержание и форма субъектности являются вполне определёнными. Определённой становится и константность этого уровня душевной организации. При познании человека характеристика константности распространяется не только на отдельные проявления субъектности человека, но уже и на него самого как деятеля. В частности, это проявляется, когда говорят о компетентности, о мастерстве, о профессионализме. И если малые «ростки» психической субъектности суть довольно хрупкие образования, погибающие при неблагоприятных условиях, то зрелая субъектность обнаруживает устойчивость вплоть до парадоксальных её проявлений: она сохраняется даже при сдвигах в подлежащихуровнях психической организации - в памяти и в сознании.

Целостность субъекта психики в её внешнем аспекте позволяет выделять этот уровень душевной организации среди остальных (см. о предметности этого уровня). Психическая субъектность отдельна на фоне темперамента, сознания, памяти и духовности. Более того. Она отдельна и на более общем фоне - на фоне события человека с миром, в котором именно человек обнаруживает произвольную активность, устанавливая различные отношения с действительностью, корректируя одни из них, прекращая другие, культивируя третьи.

Целостность субъекта психики в её внутреннем аспекте всегда раскрывается в единстве выделяемых элементов - будь то аспекты и/или компоненты душевного мира. Это может быть единство жизненных проявлений; это может быть единство выделяемых свойств; это может быть единство субъективных аспектов у главных, сущностных сторон человека-субъекта: у его направленности, способностей и характера, - которые раскрывают его природу как деятеля. Например, те, кто лучше других находят себе занятие в условиях роста безработицы, характеризуются «синдромом успешности». Они сориентированы на проблему, на её определение и осмысление; они берут на себя ответственность за поиск подходящей работы и за успешность самопрезентации; они имеют выраженное нервно-психическое напряжение («оптимальный ситуативный тонус») и эффективные механизмы психологической защиты...

Обобщённость субъекта психики определяется разнообразием сфер жизни и деятельности, разнообразием практических ситуаций, в которых субъектность себя обнаруживает. Так, любая способность характеризует потенциал человека как субъекта в определённой деятельности. Если данный потенциал не только хорошо выражен, но проявляется в различных сферах жизни и деятельности, то говорят уже о таланте человека. Обобщённость психической субъектности при наличии таланта больше, чем при наличии только отдельной способности в каком-либо отношении. А потенциалы гения настолько велики, что для их описания исследователи вынуждены прибегать к метафорам: при осознании гениальности категоризация посредством понятий уже не достаточна...

Малая субъектность также проявляется в различных сферах. Например, оказывается, что затруднения людей при создании семьи сопряжены с затруднениями в профессиональной сфере. Это выявлено у клиентов и службы занятости, и службы знакомств. Те и другие имели проблемы самореализации в обеих сферах. Безработные часто либо не состоят в браке, либо (что бывает чаще) разведены, либо имеют конфликтные семейные отношения. У них обычно искажены представления о семье и семейных отношениях. У них по-своему проявляется образ мира и различные психологические характеристики, личностные и личные.  Устойчиво безработным присущи особые поведенческие установки, стратегические и тактические.

Полиструктурность. Различаются варианты внешней структуры. В самом общем плане психическая субъектность выступает как элемент в структуре над- и внепсихической реальности. Это различные формы деятельного человеческого бытия - экзистенциального, продуктивного, деструктивного. Причём следует иметь в виду, что экзистенциальность (по-русски - существование) здесь исходный момент: для того, чтобы что-то делать, что-то конструктивное или деструктивное, нужно, прежде всего, быть.

В плане описания внешней структуры субъектности у отдельного человека, вслед за Б.Г. Ананьевым, в контексте характеристики этого человека мы используем общие понятия различных уровней человеческой природы. Психическая субъектность - это более высокий уровень душевной организации по отношению к темпераменту, сознанию, памяти. Психическая субъектность возникает, существует и развивается в условиях, на основе и из «материала» созревающего темперамента, формирующегося сознания, постоянно работающей памяти. А по отношению к индивидуальности как вершине развития человек-субъект оказывается уже под-, или нижележащим уровнем: субстанциальным условием, основой, материалом, фактором и... исполнительным механизмом.

Выделяются также различные варианты и у внутренней структуры. Так, внутренняя структура человека-субъекта объединяет и интегрирует разнообразные формы индивидного, личностного и личного в человеке. Психическая субъектность включает в себя, наряду с «материалом» актуального опыта решения различных задач, также и «материал» темперамента, сознания, памяти. Исследователи также вскрывают структуры актуальных жизненных проявлений субъектности и её актуальных свойств. Выше был приведён пример «синдрома успешности»  для иллюстрации целостности как объединения многого в одном. При структурном описании всегда должны учитываться уже и отношения между взятыми «симптомами», отношения парные и композиционные...

Например, при высокой самореализации высоки мотивация достижений и саморазвития, креативность, умение распознавать, генерировать и внедрять новые идеи, активная жизненная позиция... Человек-субъект сам преодолевает возникающее психическое истощение («выгорание»), а при высших формах субъектности предупреждает такое истощение. В случае появления неблагоприятных обстоятельств человек-субъект сам справляется с ними за короткое время. У социально успешных женщин и мужчин отношения между различными личностными проявлениями более дифференцированы, чем у неуспешных. Причём эти проявления также синергичны, взаимодополнительны (комплементарны), - в общем, сбалансированы и адекватны условиям самореализации в основных сферах жизни.

При низком уровне самореализации высока выраженность жизненных трудностей. Для таких людей характерны психическое истощение («выгорание») и малая выраженность своеобразия реакций на происходящее (в пределе - нет «индивидуального стиля»). И наоборот: у них выражены жёсткие «синдромы» личностных проявлений, которые называют «синдромами неудачников»... У социально неуспешных людей отношения между различными личностными проявлениями глобальны, реципрокны, антагонистичны, - в общем, несбалансированны и сопряжены с непродуктивным жизненным сценарием.

В рамках структурирования проявлений субъектности выделены пять основных аспектов душевной жизни, которые актуальны в сложных ситуациях. Во-первых, это эмоциональные реакции на ситуацию, вплоть до «невротического ответа» на неё. Во-вторых, это психологические защиты, личностные по форме. Это, в частности, механизмы «отрицания» и «рационализации» и механизмы совладания с ситуацией, прежде всего, посредством её переосмысления и посредством переоценки («копинг-механизмы», или механизмы совладания). В-третьих, это использование собственных внутренних ресурсов, или «самоактуализация». В-четвёртых, это обращение к ресурсам социального окружения, или их актуализация (мобилизация). И, в-пятых, это приписывание ответственности (её атрибуция), или «локус контроля»: «Кто-то должен нести ответственность за происходящее...».

Примеры вариантов структурного описания, предлагаемого различными исследователями, можно продолжать.

 

4. Атрибутивность психической субъектности

Функция. Субъектность - это функция преодоления человеком препятствий различного рода и его сопротивления различным вредоносным воздействиям в пределах его жизненных ресурсов. Многочисленные естественные и искусственные попытки создать рафинированные условия жизни, так называемые «тепличные» условия для развития человека, всегда имели сходные результаты. Питомцы тепличных условий не приспособлены к реальной жизни - и среди растений, и среди животных, и среди людей. Отношения с реальностью у таких питомцев-людей типичны: от различного рода патологий, органических, социальных, психических, до предела - до физического ухода из жизни...

Психическая субъектность является функцией решения задач различного рода. Поисковые задачи, задачи на преодоление неопределённости наличных условий, у человека превращаются в особый вид деятельности, которая сама себя подкрепляет, становится творческой. Решение поисковых задач стимулирует человека вновь и вновь к нему возвращаться. Даже самые простые поисковые задачи стимулируют возникновение вопросов при эмоциональном дискомфорте там, где подводит, где «не срабатывает» память. Решение сложных задач в оптимальном случае пробуждает чувство глубокого удовлетворения от сделанного, при преодолении дискомфорта, при озарении (при «инсайте»): «Эврика! Я нашёл!»... И человек стремится снова и снова оказаться в таких состояниях (см. далее).

Существенно, что «застревание» на самоподкрепляющейся деятельности имеет различную модальность, положительную и отрицательную, конструктивную и деструктивную. И качество поисковой деятельности коренится в опыте человека как личности (в его сознании как социальном опыте) и в его личном опыте - в его собственной памяти.

Процессуальность данного уровня душевной организации раскрывается как его развитие в фило-, социо-, онто-, пато- и актуальном (акто-) генезе. Филогенетические предпосылки субъектности раскрываются в форме роста сложности отдельного организма и его активности в отношениях со средой. По мере эволюции среди представителей животного мира всё больше распространяется «орудийная деятельность» - использование одних тел для воздействия на другие при обеспечении витальных потребностей.

Социогенез субъектности раскрывается в форме усложнения межчеловеческих отношений - через увеличение всякого рода опосредствованности отношений при удовлетворении теперь уже социальных потребностей. (См., например: «...Но человека человек // Послал к Анчару грозным взглядом. // И тот послушно в путь потек...» Или: «Самая большая победа - это предотвращение, казалось бы, неминуемого военного столкновения...»).

Онтогенез субъектности раскрывается в возникновении, формировании и проявлениях направленности человека, его способностей и характера, которые могут быть выражены в разной степени. Например, выделены этапы самореализации в профессиональной сфере: профессиональное самоопределение, трудоустройство, становление в профессии, профессиональный рост... Выделены также общие этапы самореализации в сфере брачно-семейных отношений и их становления: выбор брачного партнёра, взаимная адаптация супругов, личностный рост супругов в совместной семейной жизни...

Патогенез субъектности раскрывается в уходе от преодоления препятствий и от всяких попыток сопротивляться вредоносным воздействиям. В рамках эк­зистенциального варианта гуманистического подхода к познанию человека считается, что «какой-то однозначно заданной направленности или сущности у человека нет»; считается, что «направление развития человека определяется исключительно выборами, которые он делает». «...Неправильный выбор, плохое осознание альтернатив, бегство от ответственности за свой выбор - это предпосылки "нездорово­го" развития» (Леонтьев Д.А. Что такое экзистенциальная психология? // Психо­логия с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсовет­ской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М., 1997. С. 41).

Актуальный генез субъектности свершается в каждой ситуации преодоления, прежде всего, внешних препятствий, появляющихся в ходе повседневной жизни. Для психической субъектности решающим является преодоление ситуативной неопределённости за счёт внутренних ресурсов.  Возникшие противоречия осознаются как актуальные проблемы и разрешаются на этой основе через переструктурирование ситуации - сначала субъективное, «для себя», а затем и объективное, в форме самореализации («эктериоризации»).

Свойство, или способность, человека быть субъектом и, в частности, быть носителем психической субъектности, оказывается по-разному выраженным у различных людей. Эта способность предполагает, прежде всего, что чело­век   обладает   свободой   выбора. Уже в 60-е годы ХХ века Б.Г. Ананьев писал о свободном человеке, реализующем стратегию жизнетворчества в широком значении этого слова. Но возможности Б.Г. были ограничены рамками его времени. Именно поэтому теперь приходится говорить, что Б.Г.  «прятал» среди прочих формулировок различение, к примеру, личностного и личного, личностного и субъектного, субъектного и индивидуального... Но теперь положение изменилось. Изменились социальные условия научной работы, изменилось само научное знание, в том числе и благодаря тому, что сделал Б.Г. Ананьев и многие другие человековеды. Определённо установлено, что в жизни субъектность в разной степени обнаруживает себя через «самоактуализацию» людей и через их «самореализацию» в различных сферах практики. Например, были выделены четыре уровня самореализации - низкий, средненизкий, средневысокий, высокий, - которые различаются осмысленностью мотивов человека, их соответствием ходу его самореализации. (См.: Коростылёва Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. - СПб., 2000; Она же. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб., 2005).

Например, самореализация в брачно-семейной сфере проявляется как создание человеком стабильных партнёрских отношений. Противоположно этому длительное безбрачие - индикатор трудности создать семью, даже если человек заявляет о своей готовности к этому. Супруги в семье должны быть способны создавать и развивать приемлемую для всех членов семьи комплементарную ролевую структуру. Здесь нужна работа по согласованию всех позиций, в общем, и работа по согласованию ситуативных элементов (или даже фрагментов) каждой позиции, по согласованию отдельных действий и движений - в частности. Нужна работа по взаимному приспособлению всех членов семьи и, прежде всего, самих супругов.

Состояние субъектности имеет место на каждом этапе развития проблемной ситуации при условии вовлечённости человека в эту ситуацию с установкой разобраться в ней и её разрешить.

Все люди везде и всегда время от времени испытывали душевный дискомфорт и часто не знали, как с ним справиться. Главными помощниками для одних здесь становились их близкие, для других - служители официальных и неофициальных культов. В современном обществе традиционные формы такой помощи устраивают уже не всех страждущих. Поэтому на фоне общего развития культуры и практики возникло особое направление социальной работы с функциями уже собственно психологической помощи. Многие работники этой сферы называют себя «практическими психологами». В рамках их работы со здоровыми людьми предлагаются разнообразные формы вхождения в состояние субъектности посредством специально разработанных для этого приёмов. Многие формы такой работы настолько отшлифованы, что вошли в арсенал профессиональной психологической помощи как специальные методики или даже технологии. (Под технологией, в общем, понимают определённую последовательность действий для получения нужного результата).

Таковы основные аспекты характеристики психической субъектности как атрибута её носителя.

 

5. Деятельностная природа психической субъектности

Регулятивный аспект. На уровне человека-субъекта единство со средой обеспечивается в форме её преобразования. Селекционер И. Мичурин в ХХ веке выразил это словами: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неё - наша задача...» В рамках так называемого «актуализационного подхода» к пониманию человека сама человеческая жизнь рассматривается как реализация тенденции к максимальному выражению за­ложенного в человеке потенциала. Так полагают классики «гуманистического на­правления» в человековедении, среди которых наиболее известны в нашей стране К. Гольдштейн, А. Маслоу и К. Роджерс.

Для людей типичны определённые жизненные сценарии. (См. темы «Сознание» и «Память»). Эти сценарии предполагают определённые типичные жизненные ситуации и события, типичные варианты их развития и типичные формы реагирования на происходящее - типичные и в личностном, и в личном планах. Психологический аспект реализации жизненных сценариев - это соответствующие ожидания, притязания, поведенческие планы и схемы, стратегии и тактики их реализации. И всё это, так или иначе, проявляется в реакциях людей на происходящее. На этом фоне нарушения связей с миром, «сбои» в устоявшихся сюжетах, осознаются людьми как возникновение затруднений. Затруднения возникают во всех сферах жизни, в том числе в профессиональной и в брачно-семейной сферах. Они исследуются, в частности, в ситуациях «безработица - трудоустройство» и «безбрачие - создание семьи». При возникновении затруднений многие люди теперь обращаются за помощью в соответствующие социальные институты. Но даже при получении квалифицированной специализированной помощи успешность решения личностных и личных проблем оказывается разной. И это свидетельствует о том, что инструмент субъектности как активного отношения к миру, в том числе и инструмент психической субъектности, распространён среди людей не так широко, как этого всем нам хотелось бы.

(Вопрос: Какие особенности психики человека, его душевной организации, отображены в пословице: «Глаза боятся - руки делают»?)

Выделим приспособительный аспект деятельностной природы психической субъектности. По мере самореализации в различных сферах жизни растёт вовлечённость человека в эти сферы, даже происходит «врастание» человека в них. Объективно растут результаты деятельности, субъективно растёт удовлетворённость происходящим, в том числе и собой. Единство того и другого обозначают словом «компетентность». И если на первых порах самореализации человек подстраивается (адаптируется) к актуальным условиям, то достижение компетентности становится основанием для приспособления (адаптации) уже условий к себе. А отсутствие компетентности становится главным катализатором (усилителем) психического истощения («выгорания»).

Успешная адаптация проходит в форме выработки индивидуального стиля деятельности. Впервые в нашей стране его начал изучать Е.А. Климов на примере рабочих профессий. Оказалось, что равная адаптивность человека-субъекта в мире возможна за счёт различных его деятельностей - и по содержанию, и по форме. Развитие психологической службы с опорой на так называемые «гуманистические традиции» идёт по пути пробуждения и мобилизации ресурсов субъектности у растерявшихся или даже у уже страдающих людей.  Появилось соответствующее понятие - «психологическая безопасность»; наметилось особое направление исследований и соответствующая ему учебная дисциплина - «психология безопасности».

Один из исходных постулатов экзистенциального варианта «гуманистической психо­логии» наиболее известен в формулировке Ж.-П. Сартра: «Существо­вание предшествует сущности». Истинное значение выбора самореализации как способа существования - в том, как выбор именно этого способа отношений с миром преобразует самого человека. Оказывается, что самореализация - это не только ре­зультат, но и фактор развития человека, причём фактор наиболее полного и гармоничного развития.

Осведомительный аспект деятельностной природы психической субъектности конкретизируется в том, что здесь раскрываются механизмы - законы - действительности. В том числе раскрываются законы самосознания, или рефлексии. Так, у каждого человека есть собственный критерий самореализации, входящий в оценочную систему его психической деятельности. Но есть и общие критерии. Это субъективная удовлетворённость и объективная польза (продуктивность) самореализации для самого человека и/или для общества. Причём самореализация самим человеком на уровне его субъектности может осознаваться в различных проекциях. Например, как цель и/или как средство. Или как явление - в жизненных признаках самореализации - и как её сущность: через свойства самореализации, через её принадлежность (атрибутивность) носителю, через её деятельностную природу...

Осознаются внешние и/или внутренние психологические механизмы самореализации. К внешним относятся личностно-ситуативные механизмы, или механизмы развёртывания отношений человека и обстоятельств социальной среды. К внутренним механизмам относятся мотивационно-смысловые, или рефлексивные («метакогнитивные») механизмы. Все психологические механизмы самореализации в её совершенных формах предполагают осознание человеком семиотичности происходящего. В том числе - осознание семиотичности развёртывания актуальных отношений - объект-субъектных  и объект-предметных.

Возьмём осознание механизмов перевода объективной реальности в субъективную реальность - осознание превращения объекта в предмет, или в объект-для-субъекта. Здесь исходным является понятие идентификации (отождествления). Идентификация раскрывается в двух основных формах: уподобления субъекта объекту и уподобления объекта субъекту, - а также как совмещение того и другого. Инструментальным оказывается также понятие интериоризации - по Л.С. Выготскому, - как перевода внешних действий во внутренний план. А потом и понятие экстериоризации - как перевода уже внутренних проектов во внешние действия, в том числе и продуктивные. Актуальны могут быть также и многие другие понятия, обеспечивающие осознание наличных ресурсов для самореализации, их правильное использование, перераспределение, восстановление и обновление. На выходе же в каждом отдельном случае - осознание объективного значения и субъективного смысла делаемого и сделанного и удовлетворённость этим. Обобщающим итогом этого становится понимание и своего, личного счастья, и того, что такое счастье вообще - как преодоление всякого рода преград, как преодоление несчастий.

Таковы основные актуальные аспекты психической субъектности как человеческой деятельности.

 

Итак, в лекции рассмотрен практический уровень психической (душевной) организации, или уровень психической субъектности. Это опыт преодоления препятствий и сопротивления вредным воздействиям; это инструмент самосохранения и ориентации в изменяющихся и неопределённых условиях бытия. Особое внимание в лекции уделено самореализации человека, которая в оптимальном случае осознаётся им в различных планах: онтологическом, гносеологическом, аксиологическом. Тема психической субъектности, или действительной Самости человека, становится предметной основой для заключительной темы данного учебного курса - для темы духовного уровня психической организации.

 

Дополнительная литература:

1. Генри Мильор Р. Менеджмент: достижение цели. Управление на основе здравого смысла. Планирование личных действий / Пер. с англ. - СПб.: Информ.-издат. агентство «ЛИК», 1992. - 136 с.

2. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с. (Гл.11. Самоактуализированные люди... - С.219-259; Гл.12. Любовь и самоактуализация - С.261-284 и др.).

3. Маслоу А. Психология бытия / Пер. с англ. - М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 1997. - 304 с. (Ч.IV. Творчество - С.171-184; Приложение: Тест ... самоактуализации... - С.283-300 и др.).

4. Ниссинен Й., Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования / Сокр. пер. с финск. - М.: «Экономика», 1988. - 192 с.

5. Общая психология: Сборник текстов. Вып. II. Субъект деятельности / Под общ. ред. В.В. Петухова (на правах рукописи). - М.: ф-т психологии Моск. ун-та, 1998. - 279 c.

_______________________________________________