ЛК-11. Сознание

  1. Определение
  2. Жизненные проявления
  3. Свойства
  4. Атрибутивность
  5. Деятельностная природа

 

1. Определение

Сознание - это:

  • социальный, или личностный уровень психической организации человека;
  • опыт общества на уровне отдельного человека, опосредствующий субъективное отражение действительности;
  • инструмент включения человека в общество, в мир культуры, ориентации в них и сохранения обретённой позиции.

 

2. Жизненные проявления сознания

В число исходных, базовых проявлений сознания включают:

- общую чувствительность человека к социально значимым проявлениям других людей, или то, что в обиходе привычно называют чуткостью в общем значении этого слова;

- активность человека в сфере социальных отношений, которую называют инициативностью;

- реактивность человека при социальных воздействиях на него, илиего отзывчивость;

- соотношение инициативности и отзывчивости как общее проявление социализованности, или субъективной вовлечённости человека в общественную жизнь.

[Пример ситуативного проявления социализованности как выражения своего согласия и/или несогласия с социально типичными установками.]

В число производных, вторичных жизненных проявлений сознания входят:

- личностный темпоритм, или социальное время человеческой жизни в условиях жизни общества;

- социальная пластичность и/или ригидность, которая на практике устойчиво обозначается как образованность человека в форме его осведомлённости, умелости, воспитанности в актуальных отношениях. В случаях совершенной образованности предполагается ещё и рефлексивность всего этого. Однако рефлексивность не является всеобщим психическим образованием на уровне сознания. О ней больше будет сказано при характеристике следующего уровня душевной организации - в рамках темы «Память»;

- социальная экстра-/интровертность человека прекрасно известна всем студентам и даже школьникам. Это общительность и/или замкнутость (в форме самодостаточности) человека в межчеловеческих отношениях на бытовом повседневном уровне;

- и, наконец, социальная возбудимость, или то, что обычно называют справедливостью человека и/или его равнодушием в межчеловеческих отношениях.

 

3. Свойства сознания

3.1. Предметность сознания, или его качественное своеобразие как уровня душевной жизни, раскрывается в его содержании. Иными словами: качественное своеобразие сознания конкретизируется через всё, что обнаруживает своё существование для человека. Именно в этом смысле любое новое знание, любое понятое сообщение о чём бы то ни было, расширяет горизонты мира для человека, расширяет его сознание.

3.2. Целостность сознания как многого в одном обнаруживает себя в различных аспектах. Например, на уровне отдельных фактов и/или на уровне строения сознания, внутреннего и внешнего. Или же на уровне жизненных проявлений и/или различных свойств сознания и/или его аспектов, выделяемых по актуальным основаниям в различных масштабах характеристики сознания...

Факты сознания - это всегда осознание чего бы то ни было как его отнесение к определённой категории, обычно выраженное в форме его обозначения, чаще всего словесного. Нет сознания без осознания. Внешнее строение сознания как целого раскрывается через его место, прежде всего, среди условий его возникновения, существования, развития, среди условий проявления сознания. В число самых общих таких условий входят носитель сознания, его источник и объективные отношения между носителем и источником. Общей формой нарушения целостности у внешнего строения является отрыв сознания от какого-либо из его необходимых условий. Внутреннее строение сознания как целого раскрывается в каждом факте осознания чего-либо через единство в нём бессознательного, неосознанного, собственно сознательного и сверхсознательного подуровней. Общая форма нарушения целостности в этом плане хорошо известна даже в быту как «расщепление психики», в частности, как «раздвоение личности», как «шизофрения».

На уровне жизненных проявлений целостность сознания выступает в виде их определённого соотношения. Оно было обозначено древними греками как «красис», «пропорциональность», или «тип». О вариантах понимания типов речь шла в предыдущей лекции (о темпераменте). На уровне свойств сознания целостность тоже раскрывается в их определённом соотношении. В отдельных эмпирических исследованиях выявляется соотношение между взятыми показателями различных свойств. Здесь говорят либо о балансе, о гармонии, либо о дисбалансе (о разбалансировке), о дисгармонии - опять-таки во взятом масштабе описания сознания. Так, уже у Платона находим суждение о том, что даже в людях, которые, на первый взгляд, кажутся разумными, умеренными и добродетельными, может затаиться «какой-то страшный, беззаконный и дикий вид желаний...» А у Овидия читаем: «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь»...

3.3. Константность сознания - это его сохранение при изменении, в определённых пределах, социокультурных условий человеческой жизни. Так, в пословице «От сумы да от тюрьмы не зарекайся» зафиксирована установка на вероятность таких изменений в жизни, которые фактически выбрасывают человека на задворки общества. И только при сохранении сознания остаётся вероятность восстановить свой личностный статус или даже обрести новый. Литераторы, эти «инженеры человеческих душ», описывют сохранение сознания при чрезвычайных обстоятельствах, несмотря на них и вопреки им, и говорят в таких случаях о сохранении человеческого облика... Всемирно известный психолог Виктор Франкл, прошедший ад фашистского концлагеря, не только сумел выжить в этих условиях и сохранить себя как личность. Он ещё и так переосмыслил свои впечатления о лагерной жизни, что это стало теоретической основой и для его собственной профессиональной деятельности, и для особого направления в психотерапии, о чём ещё будет идти речь далее. Позиция В. Франкла будет для нас важна и в рамках последующих тем: «Психическая субъектность» и «Духовность».

3.4. Обобщённость сознания - это его сохранение при разнообразии, в определённых пределах, социокультурного содержания человеческой жизни во всех её масштабах. Так, получение какого-либо специального образования, например, технического, математического, гуманитарного, и формирование у человека профессионального мастерства в какой-то сфере не исключают его возможности самостоятельно обслуживать себя в быту. - Обслуживать так, как он делал это раньше, в частности, в юности. Особенно, если человек жил отдельно от родителей и полагался только на собственные силы и средства. Многочисленны яркие примеры обобщённости сознания - с точки зрения психологии. С точки зрения общего человековедения это примеры личностной широты. Широту души обнаруживают различные люди, занятые в различных профессиональных сферах, если на досуге они делают что-то далёкое от своей профессии. Так, работники науки, промышленности, экономики, искусства, медицины, торговли и т.д., могут заниматься, например, рукоделием, садоводством, огородничеством или каким-нибудь ремеслом. Современные отечественные менеджеры среднего и высшего звена практикуют различные развлечения, в том числе - очень дорогие, вредные и даже опасные. Но среди них встречаются и исключения. Кое-кто занимается благотворительностью. Причём они не просто переводят деньги нуждающимся, а и сами участвуют в работе с ними: с детьми, с больными, бездомными, представителями социальных групп риска и асоциальных групп, с заключёнными и с умирающими... Некоторые участвуют в экологических акциях и так называемых общественных работах, в том числе и по благоустройству мест общего пользования.

Очень показательны примеры широты сознания у некоторых сказочных и/или литературных персонажей и/или у исторических лиц. Эти люди, занимая высокое социальное положение, что называется, по собственной инициативе, «шли в народ», чтобы увидеть и услышать повседневные дела и речи «простых людей»...

И наоборот: есть примеры снисходительного или даже пренебрежительного отношения к так называемым простым формам труда, прежде всего, обслуживающего. И самое безнравственное - то, что такое отношение распространяется на тех людей, которые занимаются таким трудом профессионально... В нашем контексте, с точки зрения характеристики обобщённости сознания, это свидетельствует о парциальности сознания, о личностной узости, об ограниченности его носителя. Таковы обычно инфантильные люди, психологически «застрявшие» в каком-нибудь возрасте, часто - в подростковом, несмотря на их явную физическую зрелость и даже социально-ролевую адаптированность. В судьбе самих этих людей ограниченность их сознания  играет роль пускового механизма для появления всякого рода недоразумений, несчастий и бед...

3.5. Структурность сознания. Напомню, что под структурой понимается упорядоченное конечное множество устойчивых взаимосвязанных элементов. В роли элементов могут быть взяты любые отдельности с одним ограничением: необходима однородность их природы. Для нас важно, что это могут быть и компоненты, и аспекты (проекции) единого целого, и его качества (свойства или состояния), и его изменения (функции или процессы)... Сознание, как и любое другое сложное образование, полиструктурно. Но в каждом случае корректного структурного описания элементами оказываются отдельности какого-то одного определённого рода. Это могут быть компоненты, которые актуальны при осознании чего-либо. Это могут быть аспекты - при обобщении каких-либо фактов сознания. Это могут быть жизненные проявления сознания и/или его свойства и/или процессы и т.д. Главное - что они однородны и определяют качественное своеобразие именно этой структуры сознания, которая важн? (актуальна) для того, кто в данном случае познаёт сознание.

 

4. Атрибутивная природа сознания

4.1. Сознание - это функция межчеловеческих отношений. Оно возникает в совместной деятельности людей как её особый информационный, или сигнально-регулятивный аспект. Сознание как функция находит себе прямое выражение в семиотике культуры - в семиотике её возникновения и существования, её сохранения, её использования, воспроизводства и развития. Культурой является всё, созданное людьми. Культура имеет множество объективных значений и субъективных смыслов - она полисемиотична. Многозначен каждый факт культуры - как занимающий место в различных человеческих отношениях с действительностью. И каждый факт культуры осмысливается любым членом общества по-своему, ибо этот факт занимает особое место в опыте каждого члена общества. Но общность людей обеспечивается посредством использования одних и тех же знаковых систем с единым ядром значений. Универсальными культурными образованиями являются естественные языки.

Естественный (любой национальный) язык - это физическая система знаков, аккумулирующих социальный опыт в виде систем значений; знаки опосредствуют отношения с действительностью у каждого носителя этого опыта. Язык порождается межчеловеческими отношениями и является инструментом этих отношений во всех сферах человеческого бытия, во всех человеческих жизненных ситуациях. Язык выступает (а) и как практическое бытие сознания (или способ, форма его существования); (б) и как общее условие и частный фактор развития сознания; (в) и как эффект развития сознания.

4.2. Сознание является свойством своего носителя. И в этом аспекте оно обнаруживает себя как сознательность человека. Сознательность раскрывает меру приобщения к определённой культуре и/или к её субкультурам. Сознательность раскрывает меру вхождения своего носителя в различные социокультурные общности, причём по различным основаниям. Поэтому у неё много критериев, или мер оценивания. Среди самых общих критериев сознательности называют мораль, ум, такт, вкус и др. Об уровне их выраженности свидетельствует обобщённость их проявлений.

Так, мораль человека раскрывается, в частности, через его актуальные жизненные принципы. Например: «Живи сам и не мешай жить другим». Или: «Не делай другим того, чего не хотел бы по отношению к себе». Или: «Делай другим то, что хотел бы получать от других сам». Или: «Делай для других то, что им действительно нужно»... И т.д.

Ум может раскрывается на житейском (прагматическом) уровне, в деловых (практических) отношениях, в изобретательности (находчивости) человека, в его организаторской деятельности, а также в самых различных сферах деятельности («государственный ум»)... Используются и другие варианты категоризации ума.

Такт раскрывается, в самом общем значении, как чувство меры.

Вкус может быть ситуативно-функциональным (по месту и времени). Он может быть выражен по отношению к отдельным деталям действительности (к нюансам), к их парным сочетаниям (сравнительный вкус), к комплексам (к наборам различных деталей), к системности (к ансамблю) и к творчеству - как созиданию совершенных форм в различных проявлениях бытия...

4.3. Сознание рассматривается как процесс осознания, о чём уже шла речь ранее. Это процесс осмысления значащих компонентов (и/или аспектов) жизненной ситуации посредством языка, в форме категоризации всего, что привлекло человеческое внимание. Использование языка называется речью. Называние чего бы то ни было посредством слов становится универсальной формой собственно человеческой категоризации. Словесное обозначение - это и первый шаг в осознании объекта самим говорящим; и отображённое («иное») существование этого объекта для всех носителей данного языка; и условие для осознания этого объекта другими людьми. В роли осознаваемой оказывается психика (душа) и её отдельные образования, в том числе - само сознание, и его отдельные проявления. С.Л. Рубинштейн говорил, что осознать психический образ - это значит, прежде всего, установить, назвать отражаемый объект. И в нашей работе по курсу ПЧ это прямо делается при определении каждого отдельного психического образования.

Называя что-то, мы, тем самым, отделяем себя от него. Этим закладывается основа и для последующей конкретизации осознания данного объекта как представителя определённой категории, и для осознания складывающихся наших с ним отношений, и для перехода к осознанию нами самих себя...

4.4. Наконец, сознание рассматривается как состояние. Это состояние субъективной включённости носителя сознания в жизненную ситуацию, при котором актуальные компоненты и/или аспекты ситуации становятся подотчётными человеку. Когда же наша включённость в происходящее нарушается, и мы перестаём ориентироваться в социальной действительности, то клинические психологи, вслед за психиатрами, говорят о «помрачении сознания» и далее - вплоть до его утраты («коматозное состояние»)...

 

5. Деятельностная природа сознания

5.1. Деятельностная природа сознания раскрывается, прежде всего, как субъективная сторона у жизни человека в обществе. Субъективная жизнь проходит в форме связи со средой посредством различных знаковых систем, или в форме символической регуляции социальных отношений со средой. Этот аспект уже был затронут выше при определении атрибутивности сознания как функции (продукта) межчеловеческих отношений. И мы выделили в числе таких культурных продуктов различные языки, естественные и искусственные. Все языки, опосредствующие межчеловеческое взаимодействие, становятся инструментами деятельности во всех её сферах, начиная с самых общих: с общения, познания, труда и ценностных ориентаций, - и заканчивая каждой отдельной жизненной ситуацией.

(Вопрос: В чём заключается инструментальная роль языка, в общем и в частности?)

5.2. Деятельностная природа сознания раскрывается также и как субъективный аспект человеческого приспособления к условиям определённой социокультурной среды. Широко известны работы З. Фрейда, в которых этот приспособительный аспект деятельностной природы сознания обозначен как защитный и... «бессознательный». На том же сделал акцент наш современник, В.М. Аллахвердов, разработавший свою «психологику» как теорию сознания. (Сознание как парадокс. (Экспериментальная психологика). - СПб., 2000). Аллахвердов назвал сознание «защитным поясом» душевной жизни человека.

Конкретизируем приспособительную роль сознания примерами «защитных механизмов», которые наиболее известны современным человековедам.

Отрицание: попытка исключить какой-либо фрагмент опыта (или его объект) из актуальной предметной области. Избегание: выражение страхов и опасений в связи с действительными или вероятными бедами и ущербом, проявление осторожности и сдержанности. Вытеснение: непроизвольное торможениедействий, в том числе и по осознанию чего-либо. Изоляция: безразличие к чему-либо, дистанцирование от него; отказ от включения в опыт, а если это уже произошло, то - подавление, прерывание возникших связей. Подавление: произвольное торможение действий, в том числе и по осознанию чего-то. Регрессия: возврат на предыдущие ступени развития. Проекция: приписывание собственных психических образований окружающей действительности, прежде всего - другим людям. Всемогущий контроль: признание властного потенциала идей, энергетики душевной жизни, в частности, признание наличия силы у мыслей, чувств, намерений. Рационализация: попытка аргументировать импульсивное и/или порицаемое поведение. (В частности, архитектуализация: создание идеальных мировоззренческих построений, чаще - паралогичных, а в пределе - религиозных, этических, даже научных, в которых конкретизируется место человека в системе отношений с другими людьми и окружающим миром). Сублимация: поиск и использование социально приемлемых сфер для своих устремлений, прямое выражение которых порицается обществом.

Таковы основные механизмы психологической защиты человека как социального существа на уровне сознания, или на личностном уровне психической организации.

5.3. Деятельностная природа сознания раскрывается также и в осведомительном плане - с акцентом на осознании действительности. В.М. Аллахвердов обобщил сложившиеся к концу ХХ в. научные представления об этом в виде основных законов познания. (См.: Сознание как парадокс. - СПб., 2000).

1) Закон Юма. Случайные события всегда осознаются человеком как чем-то обусловленные, или неслучайные. Более того. Принятие решения в условиях неопределённости случайно, но сам человек приписывает принятому решению некоторую логику, находит для него какое-то общее основание. Человек заявляет о решении как о частном проявлении общего принципа. Досознательные, или протосознательные процессы при принятии решения - это механизм случайного выбора, но его результат всегда интерпретируется как неслучайный.

2) Закон Фрейда - Фестингера. Механизм осознания противоречивых явлений - это их искажение (сглаживание) или даже игнорирование как противоречивых. Осознание, в общем случае, является работой по сглаживанию противоречий.

3) Закон разрыва шаблона. Неожиданные изменения ситуации вызывает эмоциональный шок и нарушения в поведении. Это состояние сохраняется до тех пор, пока не произойдёт переосознание ситуации и пока не будет найден новый принцип её организации - с точки зрения шокированного познающего. 3а) Закон Узнадзе описывает осознание того, как нарушается ситуативная закономерность. Нарушение используемой схемы поведения затрудняет самые простые решения. Появляются хаотические и малопродуктивные попытки избавиться от происшедших изменений. При этом неожиданное воздействие запечатлевается гораздо лучше, чем ожидавшееся. 3б) Законы отождествления. Осознание чего-либо начинается с предельно малых требований к его точмности. Следствие этого является удовлетворённость любым результатом. («Если хочешь быть доволен, не жди слишком многого...»).

4) Обобщённый закон Хика раскрывается в двух положениях: а) редкие, неожиданные воздействия осознаются дольше, чем частые, ожидавшиеся; б) время осознания воздействия зависит от вероятности заранее подготовленных ответов на них.

5) Закон Джеймса. То, что не изменяется, не осознаётся. Осознаётся же только такая информация, которая меняется объективно и/или субъективно. Как вывод: Сохранение осознаваемого обеспечивается только путём его изменения (то есть путём манипуляций с тем, что осознаётся). Обычно не осознаётся общий фон. Неизменное воздействие перестаёт осознаваться; удерживается же оно в сознании только за счёт его субъективной трансформации. Чем более осмыслена информация, тем лучше она сохраняется. Чем она сложнее, тем проще она искажается и легче воспроизводится...

6) Законы интерференции. То, что находится в поверхностном слое сознания, на короткое время непроизвольно замещается каким-либо фрагментом из базового содержания, но при этом не изменяется, а без изменения регулярно возвращается на своё место.

Это происходит неосознанно, и человек не способен выполнить запрет осознавать такое «всплывающее» базовое содержание. Задачи, требующие его игнорировать, называются «интерференционными», или задачами «наложения». Таковы задачи не думать о высоте - для альпиниста, висящего над пропастью; не думать о толще воды над головой - для члена команды подводной лодки; не думать о перспективе быть заживо погребённым - для спелеолога, находящегося во мраке лабиринта подземных пещер...

Тема табу есть в фольклоре и во всех мировых сюжетах культуры - как и тема его нарушения. «Запретный плод» постоянно возвращается в сознание и побуждает нарушать принятые нормы. Появление запрета ведёт за собой неистребимое желание попробовать его нарушить...

Как преодолеть интерференцию, или наложение задач?

Следует снять запрет, заменить задачу игнорирования («не думать о белом медведе...») задачей выполнения («не расплескать воду в стакане...»). Примеры:

а) Вот девочки играют в школу. Одна, в роли ученицы, намеренно пишет с ошибками: «шол» вместо «шёл» и др. Другая, в роли учительницы, проверяет и оценивает написанное. Такая игра приводит к грамотному письму у обеих;

б) Виктор Франкл, снимая запреты, излечивал своих пациентов-невротиков. Страдающим от бессонницы запрещал спать. Страдающих от тремора демонстрировал студентам: «Покажите-ка будущим врачам, как здорово у вас дрожат руки...». Детям с ночным энурезом обещал (и вручал!) плату за каждую ночь с мокрой постелью. От импотенции излечивал требованием воздерживаться от половой жизни, научиться спать вместе с любимым человеком, не возбуждаясь...

7) Закон Ланге. При последовательном увеличении времени познания образ проходит несколько стадий до ясного осознания. Сначала есть «толчок в сознании»: воздействие воспринимается как нечто неопределённое, - а затем образ уточняется вплоть до ясного осознания воздействия.

Выводы: 1) на протяжении всей работы по осознанию вообще нет и не может быть никаких ошибок; 2) в сознании отождествляются объекты, которые субъективно сходны в каком-либо отношении.

8) Закон классификации. При осознании любой объект рассматривается как член класса объектов, содержащего более чем один элемент. Отнесение к классу есть отождествление с другими членами этого класса.  Есть диапазон классообразования, внутри которого находятся все элементы класса, или «зона осознанности». По закону Ланге этот диапазон со временем уменьшается. Но, по закону классификации, он никогда не достигает нуля.

9) Закон Рош. Члены класса неравноправны: среди них есть более и менее типичные.

10) Обобщённый семиотический закон. Использование любого знака (слова) характеризуется единством синонимичности и омонимичности. Синонимы - знаки (слова) со сходными значениями. Омонимы - знаки (слова), имеющие различные значения. Каждый знак (а) может быть заменён другим и (б) может иметь различные значения.

11) Законы последействия:

а) Случайный выбор - «нечаянное поведение» - впоследствии воспроизводится при возникновении соответствующих условий, а другие возможные варианты выбора (поведения) при этом игнорируются;

б) При категоризации воздействия сделанный когда-то выбор воспроизводится с большей вероятностью, чем случайный, а ранее отвергнутое чаще, чем случайно, выбирается в качестве неразличимого синонима при смене задания или «всплывает» в неподходящее время. Иначе говоря: мы снова и снова осознаём действительность так, как когда-то, и эта стратегия осознания закреплена в нашем опыте.

Законы осознания действительности, с которыми мы познакомились, раскрывают для нас общие механизмы социального уровня душевной организации, механизмы сознания, как предметно-осведомительной деятельности.

Таковы основные формы конкретизации регулятивного, приспособительного и осведомительного аспектов при характеристике сознания как деятельности.

 

Итак, в лекции дана характеристика сознания - социального уровня психической организации (или интеграции) собственно человеческой душевной жизни как целостной внутренне и внешне. Для возникновения этого уровня психики необходима зрелость индивида, позволяющая ему полноценно включаться в объективные социальные отношения, приобщаться к определённой культуре и овладевать её богатствами. Это становится ведущим условием и для развития человека как личности в целом, и для развития субъективного (особого информационного) аспекта человеческой жизни среди людей - для развития сознания. А развитое сознание оказывается уже субъективным условием для зарождения следующего уровня душевной организации - человеческой памяти с её стержневым (или центральным, «ядерным») образованием, которое называют «самосознанием»...

_____________________________________________________________