ЛК-9. Развитие человека и его душевная организация

Введение

  1. Индивид
  2. Личность
  3. Частное лицо (персона)
  4. Субъект деятельности
  5. Индивидуальность

 

Введение

Мы переходим ко второй части нашего курса - по форме: по времени работы в соответствии с учебным планом. По содержанию же это третья часть курса. В прошлом семестре мы с вами рассматривали основные понятия психологии человека и базовые психические образования, абстрактные в своей качественной определённости, или психические явления. В этом семестре речь пойдёт о сущности душевной организации человека, или об уровнях его психики. Эти уровни обычно выделяются в соответствии с бытующими представлениями о человеческой природе, в соответствии с принятой моделью человека как развивающегося существа. В соответствии с моделью, принятой осознанно или неосознанно.

Например, современные теологи признают наличие у человека «растительного», «животного», «собственно человеческого», «ангельского» и «божественного» начал. Этим началам соответствуют такие же формы одушевлённости. В индуизме выделяются свои уровни телесной и душевной организации - так называемые «чакры». Современные западно-европейские представления о человеческой природе испытывают сильное влияние работ Зигмунда Фрейда. Разведение Ido, Ego иSuperego в человеческой природе становится основанием для различения подсознания, сознания и надсознания.

Весьма разнообразны взгляды на природу человека в Северной Америке. Среди них я бы выделил так называемое «прагматическое» направление, предполагающее обобщение повседневной практики человеческого бытия. Например, транзактную теорию Эрика Берна. Человеческая природа, по Берну, формируется, существует и раскрывается в межчеловеческих отношениях. Именно взаимные действия людей (транс-акции) составляют и формируют их природу. И душевный мир каждого человека характеризуется наличием Детского, Родительского и Взрослого Я - как уровней (в русских переводах - «подструктур») душевной организации, которые обнаруживают себя в различных состояниях человека.

В нашей работе мы с вами будем опираться на подход к человеку с позиций петербургской научной школы. Современные отечественные представления о человеке, в частности, сформировавшиеся в петербургской научной школе, нашли себе концентрированное выражение в позиции Б.Г. Ананьева. В основе её лежит различение телесного (природного) начала и начала социального, прежде всего, функционально-ролевого: по месту человека среди других людей в обществе.

Мы с вами помним, что именно эти основания оказались исходными в иерархической модели человека по Б.Г. Ананьеву. В ней выделяются уровни индивида, личности, частного лица, субъекта деятельности и индивидуальности. Вспомним о них подробнее, делая акцент уже не на существовании человека, не на онтологии его, как это было в прошлом семестре, а на развитии человека, или на его генезисе.

 

1. Индивид

Развитие человека как индивида раскрывается в его организменных преобразованиях и, соответственно, в преобразованиях отношений организма со средой. Ибо нам с вами уже совершенно ясно, что именно отношения субъекта с объектом и, в частности, человека с миром - это необходимые условия для возникновения и существования его души, или психики. В отношениях организма со средой для нас существенны три основные грани: обмен веществ, энергии и информации. И в этом плане развитие человека как индивида выступает в виде последовательности зачатия, внутриутробного развития, рождения, созревания, расцвета, увядания, старости и смерти.

Внутриутробное развитие имеет три стадии: яйцо (до 14 дней), эмбрион (до 60 дней), плод (до рождения). Во время созревания различают тоже три стадии: до 14±1 лет - половое; до 23±2 лет - анатомо-физиологическое; до 32±3 лет - общесоматическое. Расцвет человека как индивида (или акме) длится, в среднем, до 40-50 лет. Увядание в современных условиях так называемых цивилизованных стран продолжается, в среднем, до 80 лет. На фоне общих тенденций чрезвычайно велико разнообразие в длительности существования отдельных индивидов - буквально с момента зачатия.

Возрасты собственной жизни индивида - от его рождения до смерти - рассматриваются как её этапы. Биологически возраст - это отражение потенциала особи в плане воспроизводства себе подобных. И с этой точки зрения выделяются три возраста: детство, зрелость, старость.

Психическое развитие человека как индивида - это созревание, зрелость и увядание его темперамента. Темперамент - генетически исходный уровень психической интеграции (или организации).

 

2. Личность

Развитие человека как личности раскрывается в его взаимодействии с людьми, в его преобразованиях как члена общества, происходящих при преобразовании социальных, межчеловеческих отношений. Самое важное здесь - то, что овладение способами и средствами социального взаимодействия является обязательным условием для удовлетворения витальных потребностей у каждого представителя вида «человек разумный». Эти условия конкретизируются при характеристике макро- и микросреды человеческой жизни.

Макросреда - это социально-историческая и национально-культурная обстановка, в которой развивается человек. Микросреда - это, прежде всего, семейная обстановка, её социальная и культурная типичность. (Современная характеристика типичности чего-либо предполагает учёт общего и особенного в нём).

Развитие в условиях социального взаимодействия предполагает ознакомление с репертуаром актуальных социальных ролей, соответствующих социальных функций и их освоение. Посредством этих ролей и функций происходит включение человека в общественные отношения. Роли и функции раскрывают содержание социального взаимодействия. В эмпирических исследованиях они учитываются по вероятности их выполнения людьми во взятом масштабе пространства и времени. А освоение ролей и функций выступает как эффект личностного развития.

По форме социальное взаимодействие характеризуется определёнными нормами и правилами. Они опосредствуют принятие и постановку значимых целей и продвижение к ним; при этом ориентирами оказываются определённые ценности.

По ходу и в результате развития социального взаимодействия формируется, в общем, личностный статус человека, или определённость его места среди людей. Качественное своеобразие личностного статуса обычно раскрывается посредством характеристики человека. Именно в ней прямо или косвенно обнаруживает себя то, каков человек для окружающих: каковы его цели и ценности, его роли и функции, его нормы и ритуалы...

Сейчас обобщим свои впечатления об окружающих людях так же, как это делалось на одном из ПЗ в прошлом семестре. Закончим высказывание, перечислив наиболее актуальные ценности окружающих людей: «Среди ценностей у людей обычно преобладают - ... Какие? Что более всего ценят наши современники? (Время ответа - до  полутора минут).

Определённость личностной позиции - это условие для появления и развития главных прижизненно возникающих личностных образований человека: его социальных потребностей. Среди них исходными являются такие:

- быть среди людей (потребность в общении),

- быть принятым ими (потребность в признании),

- иметь возможность проявить себя (потребности в самовыражении, в самоутверждении, в достижениях),

- получать подтверждение того, что собственная активность отвечает ожиданиям со стороны других (или потребность в наградах и даже... в наказаниях (!)).

Удовлетворение исходных социальных потребностей определяет возникновение и развитие производных социальных потребностей, в том числе этических и эстетических. Все социальные потребности (а) опосредствуют витальные потребности и (б), в отличие от них, в принципе не насыщаемы. А удовлетворение уже возникших социальных потребностей оказывается решающим фактором личностного развития  человека и его душевного благополучия.

Имея в виду социальное развитие человека, или его развитие как личности, вернёмся к понятию «возраст». Возраст человека как личности для нас выступает отражением места, которое человек занимает в обществе. И жизненный путь человека теперь раскрывается в такой последовательности возрастов:

- грудничковый,

- ясельный,

- детсадовский,

- школьный,

- студенческий,

- рабочий (или «экономически активный»),

- пенсионный...

Наконец, психическое развитие человека как личности проходит в форме возникновения и развития его сознания. Сознание - это социально-культурный уровень психической интеграции.

 

3. Частное лицо (персона)

Развитие человека как частного лица, или персоны, раскрывается в его преобразованиях как особого отдельного существа среди других, ему подобных членов общества. При этом преобразуются ситуативные отношения человека с миром. На фоне этих отношений, посредством их и в форме таких отношений происходит частная жизнь, и у человека формируется персона. Человек рождается в качестве частного лица; у него появляется Я, которое он так или иначе осознаёт. (См., например: Бёрнс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.). Вот как это конкретизируется в определении персоны. Персона, или Я человека, - это:

(а) развёртывание программы развития, генетической и сформировавшейся во время внутриутробной жизни и при рождении,

(б) в конкретных жизненных ситуациях, складывающихся на фоне социально-типичных условий макро- и микрокультурной среды,

(в) при наличных (актуальных) формах собственной активности.

Для человека как частного лица характерен собственный способ жизни - «образ жизни», - или её персональный уклад. В рамках трансактной теории человека он обозначен словами «жизненный сценарий». Предполагается, что главными факторами его становятся природные предпосылки, социокультурные условия и личные предпочтения человека в каждой жизненной ситуации. И именно эти моменты были учтены и в нашем определении персоны. Жизнь человека в этом плане раскрывается как последовательность ситуаций, в которых оформляются его влечения и мотивы, формируются умения и навыки, закладываются привычки и стереотипы. Проявляется всё это через личные предпочтения и отвержения, через фактические выборы человека - в каждой отдельной ситуации, в любых сферах жизни, с использованием таких ориентиров, как мотивы.

В плане развития персоны возраст человека раскрывается в виде последовательности жизненных периодов (или циклов) обретения и/или утраты человеком личной свободы... При их характеристике говорят о нормальных личных кризисах в жизни отдельного человека, в различных сферах его личностных (общественных) отношений, в том числе профессиональных и семейных, и об их разрешении. Именно проявления личных кризисов образуют собственную предметную область у профессиональных практических психологов для их работы с отдельным человеком, в отличие от работы с этим же человеком медицинских психологов и/или психиатров.

А психическое развитие человека как частного лица, как персоны, раскрывается в формировании его памяти. И память человека в собственно психологическом значении слова - это личный уровень психической интеграции.

 

4. Субъект деятельности

Развитие человекакак субъекта деятельности раскрывается через преобразования его практических отношений с миром и, прежде всего, через развитие творчества. Имеется в виду фактическая продуктивная активность в различных «сферах деятельности». В их числе общение, познание, игра, учение, труд, ценностные ориентации. Принято считать, что именно такова последовательность их актуализации в онтогенезе - в процессе развития человека как отдельного существа.  И основанием для такой последовательности является то, что различна сравнительная роль названных сфер активности в разном возрасте человека как индивида и как личности.

Возраст

Основная

деятельность

Ведущая деятельность

Психические

новообразования

Младенчество

Ритмизация жизненных циклов

Физический контакт с матерью

Сенсо-моторная координация

Раннее детство

Общение с матерью

Предметно-манипулятивная

Сознание

Первое детство

Предметно-манипулятивная

Игровая: совместная сюжетно-ролевая и символически-отобразительная

Социальные эталоны

Второе детство

Игровая

Учебная

Теоретическая: «метапознание», или осознание своей душевной жизни, или рефлексия

Отрочество

Учебная

Пробная практическая в различных сферах

Понятийность сознания,

или опосредствованность душевной жизни опытом теоретической деятельности

Юность

Начальная практика в различных сферах деятельности

Учебно-профессиональная

Мировоззрение

Молодость

Учебно-профессиональная

Практика, мера творчества в ней

Самоопределение в различных сферах

Зрелость

Практика

Творчество

Самоидентичность

Пожилой возраст

Досуг

Освоение новых форм отношений с миром

Символизация

бытия (мудрость)

Старость

Самообслуживание

Рефлексивная

Самоограничения

Выше в виде таблицы приведена примерная классификация преобладающих форм активности в различное время жизни. Обращаю внимание читателя на разведение основной и ведущей деятельности. «Основной» деятельностью человековеды назвали ту, которая занимает у человека большее время его жизни. «Ведущей» деятельностью назвали ту, которая играет большую роль с точки зрения перспектив развития человека.

Напомню, что субъектность как уровень характеристики человека предполагает такую выраженность его активности, которая позволяет (а) преодолевать препятствия и (б) сопротивляться каким бы то ни было вредоносным воздействиям. Напомню также о трёх основных аспектах проявления субъектности: о характере, способностях и направленности человека. Конкретизация этих аспектов отвечает на вечные вопросы о том, что человек хочет (направленность), что он может (способности) и как он действует (характер). Подчеркну: это субъектные атрибуты именно человека, а не его личности. И те, кто говорят о «характере личности», о «способностях личности», о «направленности личности», под словом «личность» имеют в виду особые проявления отдельного человека как субъекта, но не социальность человека, не его общественную природу.

Психическое развитие человека как субъекта деятельности - это формирование у него продуктивного опыта, или опыта решения различных задач. Этот уровень душевной организации будем обозначать как уровень психической субъектности.

 

5. Индивидуальность

Развитие человека как индивидуальности раскрывается через его преобразования во всех актуальных отношениях: на всех выделенных уровнях его характеристики и со всех сторон. Человек выступает как субъект по отношению к самому себе. И специфичны для развития в этом плане преобразования семиотических отношений с миром. Человек переосмысливает действительность, в том числе и себя, и свои отношения с окружающим миром. В высших её формах - это теоретическая духовная деятельность.Именно эта деятельность считается духовной в научном значении слова, в отличие от религиозного.

Некоторые современные человековеды, вслед за гуманистами прошлого, сводят индивидуальность к душе и считают, что «становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реальности» (Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебн. пособие... - М.: Школа-Пресс, 1995. С.353). Религиозные люди в этом плане говорят о своём обращении к Богу, о своём сближении с ним, делая теологический акцент на понимании духовности. (См., например: Гагин Ю.А. От личности к индивидуальности: акмеологическая парадигма. Монография. - СПб.: Изд-во СПбАППО, 2003. - 312 с.). Распространено также понимание индивидуальности как уникальности, как «единичности и неповторимости».

Однако любая отдельность конкретна, и характеризуется единством общего, особенного и единичного в ней. Поэтому, говоря о человеке, мы не должны сводить его индивидуальность ни к ней самой, ни к её аспекту, ни к какому-то образцу, ни к уникальности-неповторимости человека... Человек на уровне индивидуальности - это автономная, саморегулирующаяся и развивающаяся, самобытная система; это и процесс, и наличный результат, и абсолютная цель бытия отдельного человека.

Поэтому в общенаучном контексте характеристику человека как индивидуальности следует начинать с феноменологии в самом широком значении слова, а именно - с онтологии и генезиса: с существования и развития. По существованию отдельный человек, как и любая отдельность, конкретен, множественен в своей определённости. Он включён в различные отношения с миром. Он имеет различные грани - уровни и стороны. Он сложен по внутреннему строению: и как животный организм (индивид), и как член общества (личность), и как частное лицо (персона), и как носитель творческой активности - субъект деятельности... (См.: Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.).

Психическое развитие человека как индивидуальности - это формирование у него высшего уровня душевной интеграции, или организации. Это формирование духовности как, прежде всего, интегративной (в искусстве - «тотальной») рефлексивности человека в мире.

 

----

Подведём итоги.

Мы с вами вспомнили характеристики человека, уже известные нам по лекциям в прошлом семестре. Мы вспомнили модель человеческой природы, предложенной с позиций петербургской научной школы. Это главные для нас основания при характеристике и психики человека вообще, по любым её проявлениям, и при характеристике отдельных психических образований. При этом были сделаны акценты на характеристике развивающегося человека. В тезисной форме кратко охарактеризовано поуровневое развитие человека. Оно раскрывается для нас, прежде всего, как преобразования актуальных для человека отношений со средой: организменных, социальных, ситуативных, практических, теоретических. Напомню об общих отношениях между высшим и низшим (по Гегелю). Высшее не только возникает и существует в условиях низшего, но при своём формировании включает его в себя на правах материала («компонента»), буквально строится из него. Высшее, сосуществуя с низшим, испытывает влияние со стороны низшего и, в свою очередь, оказывает на него своё влияние... Это справедливо и для развития души.

Обозначения уровней развития души широко распространены в повседневной жизни и привычно используются  как к месту, так и не к месту. Их значения часто размыты и, как правило, очень зависят от ситуативных условий использования слов. Больше всего определённость этих значений бывает в научном контексте, при обсуждении внутренней жизни человека как таковой, с подходящей специализацией и конкретизацией. При этом выделяются аспекты (и/или «компоненты») значений. Их обсуждение требует особой заинтересованности, наличия опыта размышлений и установки на то, чтобы прояснить дело.

Когда речь пойдёт об отдельных уровнях психики, мы будем использовать уже известную нам последовательность характеристики психических образований. Будем ставить вопросы об определении каждого уровня, о его свойствах, о его атрибутивности (как принадлежности своему носителю), о его деятельностной природе.

Но базовые психические образования выступали для нас как сравнительно простые явления душевной жизни. В отличие от них, уровни душевной жизни являются сложными, ведь они раскрывают для нас сущность внутреннего мира. Поэтому во взятой последовательности вопросов мы будем учитывать ещё один вопрос. Это вопрос о жизненных проявлениях каждого уровня, или вопрос о его общих признаках. Их выделение и «расшифровка» на уровне темперамента являются заслугой такого титана отечественной психологии, как Вольф Соломонович Мерлин, основатель и руководитель пермской психологической школы.

Итак, материал лекции задаёт контекст для предстоящей конкретизации уровней психической, или душевной организации. Именно с учётом выделенных уровней существования, развития и характеристики человека мы будем рассматривать и уровни его душевной жизни: темперамент, сознание, память, психическую субъектность и духовность.

 

Дополнительная литература к лекции:

  1. Гагин Ю.А. От личности к индивидуальности: акмеологическая парадигма. Монография. - СПб.: Изд-во СПбАППО, 2003.
  2. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986.
  3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебн. пособие... - М.: Школа-Пресс, 1995.

 ________________________________________________________