ЛК-8. Аффективные явления

В рамках предыдущей темы речь шла о мышлении и о воображении - о наиболее сложных познавательных психических образованиях, отнесённых к числу исходных при акценте в «портрете» души на её объективном содержании. Далее речь пойдёт о психических образованиях, выделяемых при ракурсе, акцентирующем в «портрете» души её субъективную форму. Теперь мы будем знакомиться с основными аффективными явлениями.

В их числе выделяются:

  1. Эмоции и чувства
  2. Внимание

 

1. Эмоции и чувства

1.1. Определения. Эмоция - это: (а) пассивный аспект («страдательная сторона») субъективной формы психического образа, (б) отражение отношения объекта к субъекту (источника к носителю), (в) отражение, опосредованное состоянием организма у носителя психики.

Будем иметь в виду множественность значений у слова «чувство». В бытовом, глобальном плане оно охватывает все вообще отдельные проявления душевной (или психической) жизни. Для нас же важны различные значения этого слова и, в частности, при выделении исходных, базовых психических образований в познавательном и в аффективном планах. Так, в контексте характеристики познавательных явлений выражение «органы чувств», или анализаторы, относилось к анатомо-физиологическому аппарату ощущений. А в контексте характеристики аффективных явлений выделение чувств наряду с эмоциями предполагает уже иную семантику.

В этом случае «чувство» - или «социальное чувство» - понимается уже как психическое отражение отношения происходящего к человеку, опосредованное состоянием его личности. Иными словами, чувства - это социально опосредованные и/или социально опосредствованные эмоции.

(См. также о соотношении эмоций и чувств: Еремеев Б.А. Чувства //Практикум по общей психологии. - 2-е изд., перераб. и доп. /Под ред. А.И. Щербакова. - М.: Просвещение, 1990. С.202-217; и о том же под другим углом зрения: Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002. С.282-288).

Существенно, что в некоторых учебниках и учебных пособиях по психологии встречается определение эмоций как «субъективного отношения субъекта к объекту».

Задание. Прокомментируйте такое определение, определение эмоций как «субъективного отношения субъекта к объекту», имея в виду всё, что Вы уже знаете о душе (психике) в результате учебной работы по программе данной учебной дисциплины.

1.2. Свойства.

1. Необособимость от познавательных явлений (обособление - при патологии).

2. Глобальность - как вовлечённость всего организма (на уровне чувств - всей личности).

3. Качественное своеобразие, или модальность. Среди базовых эмоций (по К.Изарду): радость, гнев, печаль, страх, удивление, отвращение, интерес...

4. Сложность (конкретность) и гармоничность.

5. Энергетизм: а) как затраты на выражение и б) как продуцирование энергии - за счёт мобилизации ресурсов организма (личности).

6. (Объективное) значение для организма (личности): положительное и/или отрицательное.

7. Полярность - по различным основаниям: по значению, энергетике, сложности, гармоничности...

8. Динамика - как фазность по интенсивности и модальности.

1.3. Атрибутивность. Эмоции как функцию организма описывают центральные, периферические, билатеральные теории. Центры «ада» (20-25% массы активных в этом плане мозговых структур) и «рая» (75-80%) открыли и исследовали различные учёные, в том числе Олдс, Дельгадо. «Периферические» теории развивали, в частности, Джеймс и Ланге. «Билатеральные» теории получили распространение в связи с исследованиями функциональной асимметрии в работе больших полушарий головного мозга. Так, считается, что работа правого полушария у большинства «правшей» делает больший вклад в отрицательные эмоции, работа левого полушария - в положительные эмоции.

Эмоции как процесс развиваются от глобальных, простых, к дифференцированным, сложным. В онтогенезе наличие удовольствия и неудовольствия совершенно определённо установлено уже на 5-м месяце жизни плода в материнском чреве (в некоторых исследованиях говорится и о более ранних сроках). Радость, страх и другие эмоции формируются на первом году жизни (у младенца) по мере развития его контактов со взрослыми. С 2,5-3 лет закладываются социальные чувства: из страха - стыд, из гнева - обида, зависть, ревность... Гражданские чувства закладываются с 14-15 лет (со времени созревания мозговых структур). Общая форма патогенеза эмоций - «вспухание» чего-либо и «застревание». Разрушение начинается со сложного, восстановление - с простого (в общем случае). В актогенезе эмоций выражены фазы. Переходное состояние (между модальностями, между знаками) может создавать иллюзию того, что эмоций нет. По соотношению интенсивности и временн?й длительности выделяют аффект, страсть, настроение, эмоциональный тон (едва заметная окраска).

Эмоции как свойство, или эмоциональность носителя, раскрываются двояко: а) как способность выражать свои эмоции, быть экспрессивным, и б) как способность распознавать чужие эмоции, сопереживать и сочувствовать другим существам. Часто в этом значении используют слово «эмпатия». (Более общее значение этого слова - идентификация в форме уподобления субъекта объекту, в отличие от проекции как идентификации в форме субъективного уподобления объекта себе.) Здесь актуальны проблемы семантики эмоций и чувств как их проявления в движениях, действиях, поступках. Чем более произвольны проявления, тем менее они информативны для диагностики эмоций.

Эмоции как состояние носителя психики характеризуются его пребыванием на определённой фазе динамики (процесса) эмоций.

1.4. Деятельностная природа эмоций. Регулятивный (или коммуникативный) аспект деятельностной природы эмоций раскрывает их пассивный, «страдательный» план в деле объединения их носителя с миром.

Приспособительный аспект эмоций раскрывается через их связь с потребностями носителя эмоций и с вероятностью их удовлетворения в данных условиях (по П.Симонову):

Э = ф (П (И(д)- И(н))). Здесь Э - интенсивность эмоции; П - интенсивность потребности; И(д) - данная информация, а  И(н) - нужная информация.

Связь эмоций с потребностями и вероятностью их удовлетворения имеет структурно-функциональные основания в нервной системе, в головном мозге. Таким образом, эмоции включаются в механизм уравновешивания организма со средой.

Осведомительный аспект эмоций как деятельности раскрывается в том, что эмоции - это особая информация, компенсирующая дефицит информативности у текущих впечатлений. Через эмоции субъекту раскрывается смысл мало определённых воздействий. И это становится наиболее очевидным для исследователя, когда рассматриваются высшие, собственно человеческие эмоции, или социальные чувства человека. Их место и роль в жизни раскрывается как переживание человеком объективного значения (и/или субъективного смысла) происходящего. А среди основных вариантов социальных чувств выделяются, в частности, коммуникативные чувства, глорические, праксические, романтические, эстетические, гедонические, пугнические, аккизитивные...(См.: Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978; он же: В мире эмоций. - Киев, 1987).

Пример. Абрахам Маслоу, предложивший концепцию самореализующегося человека, в связи с вопросом об инструментальной роли эмоций сказал следующее (1997. С.188): «Настоящие, высшие переживания [ - это] те, которые несут человеку радость, экстаз и новое видение мира, которые возвышают человека. [И] происходят [они, прежде всего,] от проникновенного восприятия именно классической музыки, от её великих шедевров».

1.5. Прикладные следствия. Для распознавания эмоций используются соответствующие категории анализа. 1) Это условия для психического отражения отношений источника к носителю. В их числе: действительность, дифференциация в ней отдельностей (в том числе - самого носителя) и состояние носителя - как вовлечённость его организма в отражение актуального отношения. 2) Это эффект отражения - наличие эмоции как пассивной («страдательной») стороны у субъективной формы психического образа, или как отражение отношения объекта к субъекту на языке состояния организма. 3) Это проявления свойств эмоций. 4) Это грани атрибутивности эмоций - как особой функции, процесса, состояния и свойства их носителя. 5) И это различные аспекты деятельностной природы эмоций.

Патопсихология эмоций раскрывается в рамках общей психопатологии, в контексте характеристики патологии аффективной сферы. В частности, речь ведётся об аффективной слабости и возбудимости, о вязкости, дезадаптивности, неадекватности и нерефлексивности (по: Ильин Е.П., 2002. С.415-436).

Аффективная слабость (А.с.), или истощаемость. Может быть ситуативной или более или менее устойчивой. После кратких всплесков сравнительно сильных эмоций наступают слабость и безразличие, апатия, эмоциональное уплощение, притупление, тупость, «бесчувственность», вплоть до состояния «чурбанчика» с утратой выраженного эмоционального аспекта у различных психических образований и душевной жизни в целом. А.с. выражается в гипомимии (вплоть до амимии - у слепорождённых) - в ослаблении, замедлении темпа и уменьшении разнообразия (обеднении) выразительных движений.

Аффективная возбудимость (А.в.) проявляется в бурных эмоциональных вспышках, или пароксизмально - в форме приступов. Чаще это могут быть вспышки отрицательной окраски: гнев, ярость, капризы, обиды, злоба, агрессия... Как устойчивое свойство А.в. проявляется в форме раздражительности: склонности к возникновению чрезмерных отрицательных эмоций. Сочетается с угрюмостью, жестокостью, злопамятностью, мстительностью... А.в. выражается в гипермимии, или в безудержной экспрессивности, крайние формы которой бывают обусловлены нарушением механизмов психофизиологической регуляции и характерны для маниакальных состояний.

Аффективная вязкость, или инертность, ригидность, - это «застревание», чаще всего, в отрицательных состояниях. Одна из форм инертности - эмоциональная монотонность, для которой характерно однообразие, безучастность  к происходящим изменениям в ситуации. Среди крайних примеров можно назвать патологическую злопамятность. Противоположна вязкости эмоциональная лабильность - как неустойчивость настроения и тенденций его изменения в связи с происходящим. Состояние человека буквально на глазах изменяется от приподнятости и воодушевления (от эйфории) к недовольству и агрессии, от сентиментальности и романтичности к подавленности и слезливости

Дезадаптивность, или нарушение приспособительной роли эмоций, является следствием нарушений в их природе как психических образований. Так, аффективная слабость, возбудимость, вязкость и неадекватность оказываются помехами для реализации инструментальной роли психических образований. Потому что изменения с одной из сторон субъективной формы душевных явлений неизбежно влекут за собой изменения этих явлений в целом. В частности, аффективная слабость имеет следствием эмоциональное заражение: безотчётное уподобление чужим эмоциям, в частности, за счёт эхомимии - воспроизведения чужой экспрессии (выразительного поведения). Появляется и становится устойчивой идиосинкразия - болезненное отвращение к определённым раздражителям, нейтральным или даже приятным для других людей (прикосновения к бархату, запах рыбы, скрежещущие звуки...).

Эмоциональная неадекватность, её формы. Аутизм - уход от действительности, «погружение в себя», «бесчувственность». Эмоциональная парадоксальность - как сочетание как будто бы несочетаемого: наслаждение от боли и/или от крайнего позора и унижения. Паратимии - неадекватное выражение: о грустном - с улыбкой, о радостном - плача. Психестетическая диспропорция: игнорирование трагедии и переживание по поводу пустяка. Амбивалентность: «работа надоела, но без неё - скучно»... Несдержанность эмоциональных проявлений. Эмоциональная поверхностность, скольжение (при психическом инфантилизме). Эмоциональное огрубление - как утрата тонких дифференцировок при переживании и при выражении эмоций. Эмоциональная тупость, холодность («моральная идиотия», или олотимия) - как душевная опустошённость, безразличие...

Нерефлексивность. Так, люди с повышенной депрессией и тревогой могут их не осознавать, но именно эти люди составляют до 30% пациентов у терапевтов, кардиологов, невропатологов и у врачей других профилей, ибо имеют соматоморфные психогенные расстройства. Иными словами, это психические расстройства, маркируемые жалобами на плохое физическое самочувствие, у которых нет объективных оснований. Алекситимия («без слов для чувств») - это затруднение при необходимости вербализовать эмоции. 

Примеры страхов. Ахиллес боялся повредить пятку, князь Олег боялся своей лошади, а Наполеон - насморка и сифилиса... Осенью 1999 г., по данным социологического опроса, россияне боялись: повышения цен, обнищания - 46% опрошенных, роста преступности - 32%, безработицы - 24%, гражданской войны и голода - 23%, спада производства - 20% (Метро. 30.09.1999.)

Осенью 2006 г. россияне боялись больше всего в жизни болеть, потерять близких и имущество. Эти страхи преследуют и жителей европейских го­родов. В отличие от европейцев, выраженность стра­хов у россиян насторажива­юще высока и не всегда соответствует реальному поло­жению вещей. Ис­следование было проведено в 15 рос­сийских городах в течение нескольких меся­цев на репрезентативных группах населения.

Впрочем, нашлись и смельчаки. В Великом Новгороде опасались за жизнь и здо­ровье, в том числе и вслед­ствие преступных посяга­тельств, меньше 30% опрошенных. Вообще же жизнь в больших городах сама по себе дурно влияет на психику. Жители мегаполисов очень боятся одиночества. В толчее мегаполиса тоска по родственной душе ощущается острее, чем в пустыне.

(Ист.: По материалам «Известий» Чего россияне боятся больше всего в жизни (Рубрика «Россия») // МЕТRО СПб № 135 (1039) Понедельник 07.08.2006. С.4).

 

2. Внимание

2.1.Определение. Внимание - это: (а) активный аспект субъективной формы психического отражения, (б) включение объекта в сферу субъективной деятельности, (в) регулятивная сторона психической деятельности.

2.2. Свойства.

1. Необособимость от всех психических образований: нет внимания без познавательных психических образований (обособление - при патологии).

2. Избирательность - активный аспект предметности, или установление отношения между фигурой и фоном.

3. Динамичность, или скольжение, - как переход субъекта от одного объекта к другому.

4. Сосредоточенность - это интенсивностная  характеристика внимания.

5. Устойчивость во времени (как противоположность колебанию) привязана к познавательным ПО. При ощущении эта устойчивость измеряется в секундах: 2-3, максимум - 10 секунд.  При восприятии - в минутах: 10-15, максимум - 45 минут. При мышлении устойчивость во времени измеряется часами: 1,5?2,0, максимум - 3-4 часа.

6. Концентрированность/распределённость - это пространственная характеристика внимания. Раскрывается как одновременное (или параллельное) выполнение различных видов деятельности.

7. Объём внимания характеризуется количеством однородных объектов, с которыми одновременно действует субъект. У взрослых людей этот объём в среднем составляет 5-6 объектов, у детей-дошкольников (в первом детстве) - 2-3 объекта. Эталонным считается оперативный объём от пяти до девяти объектов: 7±2.

2.3. Атрибутивность. Как функция работающего организма, внимание - это настройка системы анализаторов и органов движения на оптимум для взаимодействия с объектом. Центральное звено механизма - процессы в головном мозге: динамика возбуждения и торможения. Её раскрывают понятия: иррадиация (распространение процесса по коре и в подкорковые зоны), концентрация (сведение процесса в один участок - очаг) и индукция: наведение одним процессом другого, дополнительного, в соседних участках. Различают положительную индукцию, при которой торможение в одном месте стимулирует возбуждение в соседних, и отрицательную индукцию, при которой возбуждение в одном месте приводит к торможению в соседних участках мозга. Выраженная («застойная») концентрация возбуждения с одновременной отрицательной индукцией названа доминантой (А.А. Ухтомский).

Внимание как процесс в филогенезе зарождается в рамках жизнедеятельности. У высших животных - как настороженность, бдительность, готовность реагировать. Различаются «позы активного покоя», или «позы внимания». Прислушивание, разглядывание, принюхивание - за счёт «тонической рефлекторной иннервации». В социогенезе внимание выделяется как относительно самостоятельная грань психики, её регулятивный аспект, в связи с разделением деятельности на практическую и теоретическую. Выделяется внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание наиболее очевидно при манипуляциях с объектами (телами). Внутреннее внимание в высших формах - это рефлексия душевной и, в частности, духовной жизни. В онтогенезе выделяются ступени внимания: сосредоточение, слежение, подстройка (уподобление), воспроизведение, установление отношений, создание ситуаций... В патогенезе нарушаются, прежде всего, высшие, опосредствованные формы внимания, в частности, внутреннее внимание: появляются «рваные мысли»; «выпячивание» какого-либо свойства, «застревание» в каком-либо состоянии. Актогенез внимания всегда вплетён в генез познавательных явлений.

Внимание как свойство его носителя - это способность устойчиво проявлять психическую активность, когда это необходимо. Отсутствие её называют «рассеянностью». Различают две крайние формы рассеянности. При «детской» рассеянности сильна отвлекаемость (скольжение) и слабы концентрация, устойчивость, сосредоточенность. Для «рассеянности учёного» характерны слабая переключаемость (инертность) и сильные избирательность, концентрация, устойчивость, сосредоточенность.

Внимание как состояние в данный момент характеризует включённость субъекта в определённую деятельность.

2.4. Деятельностная природа. Внимание как активный момент (сторона) любого психического образования имеет очевидную коммуникативную (или регулятивную) природу, и это подчёркнуто в определении. Различаются уровни внимания как психической регуляции: невольное (непроизвольное), произвольное, послепроизвольное, волевое.

Невольное внимание определяется, прежде всего, характеристиками объектов - в связи с функциональным состоянием носителя. Среди этих характеристик - новизна раздражителя, начало или конец воздействия, его сравнительная интенсивность, связь объекта с потребностями. Произвольное внимание имеет место в деятельности. Послепроизвольное внимание определяется инертностью включения в деятельность. Волевое внимание предполагает преодоление препятствий для психической деятельности. Регулятивный потенциал внимания раскрывается также в переключении субъекта с одной деятельности на другую.

Внимание как приспособительная деятельность обеспечивает готовность его носителя реагировать на значимые изменения действительности. Готовность эта получила особое обозначение - «установка». Соответствующее понятие установки много лет разрабатывалось в грузинской психологической школе, основателем которой стал Н.А. Узнадзе.

Внимание как осведомительная деятельность обеспечивает дифференцированность предметной картины мира. Так, на высшей ступени волевой регуляции раскрываются (конкретизируются) цели и задачи деятельности, её объект и предмет, её методы и средства, её условия и результаты. Главная характеристика внимания на этом уровне - его социальная опосредствованность, раскрывающая значение того, с чем приходится иметь дело человеку. Существенна также осмысленность происходящего для человека - как частного лица, как субъекта, как индивидуальности.

2.5. Прикладные следствия определений. Для распознавания внимания используются соответствующие категории анализа. 1) Это условия для включения чего-либо в сферу субъективной деятельности. В их числе - действительность и выделение в ней объекта, с которым субъект взаимодействует. 2) Это субъективный эффект взаимодействия - наличие внимания как активной («действенной») стороны у субъективной формы психического образа, или включение объекта в сферу субъективной активности. 3) Это проявления свойств внимания. 4) Это грани атрибутивности внимания - как особой функции, процесса, состояния и свойства его носителя. 5) И это различные аспекты деятельностной природы внимания.

Патопсихология внимания раскрывается как нарушения регулятивного аспекта психических образований и психической регуляции движений и действий (по:Ильин Е.П., 2000, с.178-186).

В общем, трудность сосредоточения обычно обусловлена истощением нервной системы из-за перенапряжения: из-за длительных переживаний, чрезмерной умственной нагрузки, отравления, инфекционных болезней... Довлеющим становится невольное внимание с постоянным отвлечением от того, что д?лжно делать. Усиливается рассеянность какнарушение устойчивости внимания с повышением отвлекаемости (в частности, у больных с начальными явлениями склероза сосудов головного мозга, с локальными поражениями лобных долей головного мозга). Переключение в форме повышенной реактивности на происходящие вокруг изменения выражается в поведении, которое называют «полевым»: человек постоянно вмешивается в чужие дела, будучи не в состоянии сконцентрироваться и сосредоточиться на чём-то одном.

Нарушается актогенез психических образований. Так, при поражении лобных долей головного мозга (особенно правой) нарушается процесс восприятия. При зрительном восприятии такие больные не могут сравнить похожие изображения и выделить их отличия, не могут найти скрытое изображение в так называемых «загадочных картинках». При слуховом восприятии нарушается количественная оценка и воспроизведение звуков, например, ритмов. При осязании нарушается опознание различных фигур и выработка соответствующих установок. Возникают персеверации (от лат. perseveratio - упорство), или навязчивые повторения одних и тех же движений или образов (см. выше о «застревании»).

Нарушения произвольных представлений традиционно обозначают как «дефекты памяти». Различают амнезию, гипомнезию и гипермнезию. Амнезия - полное выпадение из опыта определённого периода жизни. Гипомнезия - затруднённые представления о текущих и о давно прошедших событиях. Гипермнезия (в клинике - редко) - резкое усиление способности представлять, казалось бы, давно и напрочь забытые события. Псевдоамнезии - нарушения произвольных представлений из-за семантических сбоев в их организации и/или из-за психического истощения: носитель психики узнаёт что-то, но не может воспроизвести. Сюда же относятся «агнозии Шарко - Вильбрандта», возникающие при поражении теменно-затылочных областей головного мозга.

Нарушения регуляции отдельных действий, картины поведения в целом и деятельности, в том числе речевой - как нарушения их целесообразности (мотивированности), их сложной последовательности, их внутреннего строения (различного рода апраксии и афазии). И нарушения высшей формы волевой регуляции, прежде всего как её ослабление, обозначаются словами абулия, гипобулия, гипербулия, парабулия. При абулии (от греч. abulia - нерешительность) нет внутренних побуждений к двигательной активности, в том числе к речевой (мутизм). Больной может быть полностью обездвижен: может находиться в состоянии ступора, в том числе в состоянии каталепсии, при которой больной застывает в любом положении, в которое его привели. Гипобулия - это ослабление побуждений к движениям; гипербулия - повышенная интенсивность хаотичных внешних движений...

Пример неосознанности ситуативно-типичных действий, имеющих социальную природу, и последствий их неизменности при объективном изменении в ситуации:

Пенсионер Данила Андреевич Шестиплатьев, проживавший в 1997 г. в Купчино, после всего происшедшего рассказывал: «Это было ужасно! Из моего рта во все стороны торчала щетина так, как будто я откусил кусок свинины со шкурой. Всё отвратительно воняло. Мои губы слиплись, намертво зажав ручку зубной щётки. Кроме того, что я чуть не отравился, мне грозила смерть от удушья».

А случилось вот что. Внук пенсионера приклеивал в ванной отошедшую кафельную плитку и оставил на полке в ванной комнате тюбик с клеем. Это-то и стало причиной случившегося кошмара. Данила Андреевич взял не тот тюбик, выдавил на зубную щётку вместо пасты клей зарубежного производства и стал чистить зубы, вначале не обратив внимания на появление странных ощущений во рту... Когда Данила Андреевич понял, что произошло, ему уже могли помочь только врачи «Скорой помощи»...

(Ист.: Синицын Н. Почистил зубы... //Привет, Петербург. 11.11.1997. Пересказ).

 

Таким образом, в лекции рассмотрены определение, свойства, атрибутивность и деятельностная природа двух аффективных психических образований - эмоций (с производными от них социальными чувствами человека) и внимания. Их характеристикой завершается знакомство с базовыми, исходными душевными актами - элементарными психическими образованиями, абстрактными в своей качественной определённости и потому самыми простыми (!) в бурном потоке душевной жизни. В следующих лекциях учебного курса мы рассмотрим уже самые сложные психические образования - уровни душевной организации человека, или уровни его психической интеграции.

__________________________________________