ЛК-7. Познавательные явления (окончание)

  1. Мышление
  2. Воображение

 

1. Мышление

1.1. Определение. Мышление - это психическое отражение отдельных отношений, опосредствованное действиями субъекта (носителя), устанавливающего эти отношения на практике.

1.2. Свойства мышления. Своеобразие его первичных свойств - в том, что раздвигаются границы познания, накладываемые природой организма и его органов, обеспечивающих связи со средой. Раздвигаются границы при отражении пространственных, временных, качественных и интенсивностных характеристик действительности. Отражаются отношения в микро- и макромире. Это отношения не только между телами, но и между их атрибутами. Это отношения между явлениями, энергетика которых  выходит далеко за пределы области, в которой возможно само существование носителя психики.

Вторичные свойства мысли являются следствием  снятия ограничений на первичные свойства. Так, предметность мысли раскрывается как установление (создание) отношения, которого не было. Устанавливаются, в частности, (А) пространственно-временные отношения, или связи (наглядно-действенное мышление). Пример:

Регине 2 года и 8 мес. По пути в детский сад Регина говорит: «Мамочка, я не хочу есть суп в садике». - «Почему? Он такой невкусный?». - «Нет, он вкусненький». - «???». - А я потом, после супа, не хочу ложиться спать» (Ист.: Рубрика «Читаем всей семьей. Дети говорят» //Мой район (ВБ). № 14 (110). 15.04.2005. С.12. С ред .изм.).

(Б) Устанавливаются отношения сходства-различия, или соотношения (образное, или наглядно-образное мышление). Пример:

Егору 4 года. Как-то на улице мама похвалила Егора за наблюдательность и сообразительность. «Да, мама, дети вообще соображают лучше взрослых. У них мыслей больше, а голова - меньше!» (Ист.: Рубрика «Читаем всей семьей. Дети говорят» //Мой район (ВБ). № 33 (91). 26.11.2004. С.12. С ред.изм.).

(В) Устанавливаются причинно-следственные отношения («логическое», или понятийное мышление). Пример анекдотический:

Маленькая девочка копается в луже. Поймала золотую рыбку. Рыбка взмолилась: «Отпусти  меня. Я выполню три твоих желания». Девочка говорит: «Да знаю я эту сказку». С этими словами она отрывает рыбке голову и бросает её со словами: «Лети, лети лепесток, через запад на восток...» (Отражение каких причинно-следственных отношений обыгрывается в этом анекдоте? Ответ: а) сказочная рыбка выполняет желания, лишь будучи живой; б) человек «без проблем» самодоволен и самодостаточен. Он не сомневается, действует сразу (импульсивно) и не отдаёт себе отчёта в собственных действиях, не предвидит их последствий...)

Константность мысли абсолютна: она остается таковой при любых вариациях условий отражения.

Целостность в ее внешнем аспекте раскрывается через универсальную форму мысли - через суждение. На молярном уровне это суждение наличного бытия: называя что-то, мы, тем самым, утверждаем его существование (для себя!). А внутренний аспект целостности раскрыт еще И.М. Сеченовым - мысль всегда трехчленна: два выделенных объекта соотносятся друг с другом.

Обобщенность мысли распространяется на пространственные, временные и качественные (по месту среди явлений того же рода) отношения. Специфична для мышления его обобщенность в виде переноса: успешные действия по установлению отношений используются в других ситуациях.

Собственные свойства мысли отличают её от предыдущих психических образований. Это проблемность - как субъективное возникновение противоречия («что-то не так»). Это фазность - как наличие ошибочных проб, отступления, а затем инсайта («озарения») (в литературе - «двухфазность»). Это операциональная опосредствованность - опосредствованность действиями, в числе которых анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение, специализация, сравнение. Это понимание - как включение в систему субъективного опыта. Среди проявлений понимания выделяют: действие по образцу, следование инструкции, использование для решения задач, перевод из одной знаковой системы в другую, восстановление целого (интерполяция), прогнозирование (экстраполяция).

Примеры понимания.

Регине 2 года 2 мес. Она гуляет с мамой на детской площадке. Недалеко проходит железная дорога. Регина всегда отмечает проходящую электричку. Однажды, показывая на неё пальцем, она говорит: «Ой, мама, смотри!» - «А что это такое?» - «Поезд». - «А как ещё называется поезд?» - «Электричка». - «А ещё знаешь какое-нибудь название?»1 - «Вагоны!» (Ист.: Рубрика «Читаем всей семьёй. Дети говорят» //Мой район (ВБ). № 15 (111). 22.04.2005. С.12. С ред. изм.) (Перевод личностный: для себя и для других).

Павлу 5 лет. Ему показывают пружину: «Это пружина». Удивляется: «Какая же это пружина? Это кружина!» (Ист.: «Рубрика «Читаем всей семьёй. Дети говорят» //Мой район (ВБ). № 15 (111). 22.04.2005. С.12. С ред. изм.).(Выраженный персональный речевой символизм. Одна из проекций пружины напоминает Павлу то, что он уже знает: круг.  Отсюда - «кружина».) (Перевод личный, или эгоцентричный: для себя).

Вузовский преподаватель, работающий  со студентами и с учителями,  постоянно сталкивается с тем, что большинство присутствующих, действуя даже по воспринимаемому образцу, допускают отклонения от него. (Невыполнение инструкции - как признак непонимания). Кроме того, это свидетельствует, (а) в общем - о малой включённости в учебно-познавательную деятельность и (б) в частности - о ситуативной неактуальности на занятии такого психического образования, как мышление.

В КП (09.10.1998) со ссылкой на рассказ Дм. Олешко был описан такой случай.

В 1985 г., в Мурманске, в одной из воинских частей проходил срочную службу парень из Ленинграда по фамилии Калошин. Как-то он вспомнил, что уже два месяца не писал родителям. А ребята из части как раз в патруль по городу шли. Так Калошин дал казаху Конорбаеву адрес своих родителей, деньги и сказал: «Пошлёшь телеграмму - мол, жив-здоров, подробности письмом». Через сутки тот пришёл из патруля. «Телеграмму послал?» - «Послал». А ещё через сутки приехала мать Калошина, вся в слезах. Она получила такую телеграмму: «Калошин жив. Подробности письмом. Конорбаев» (Рассказал Дмитрий Олешко). (Плохое понимание русского языка и отсюда - неспособность спрогнозировать эффект своей речи на русском языке).

Задача. В 90-е годы ХХ века в России расплодились в неимоверном количестве различные людоведы и душелюбы, обещавшие уважаемой публике избавление от всех бед и исполнение всех чаяний. Некий юморист откликнулся на поток разнообразных объявлений такого рода своим вариантом объявления: «Лечу по суперметодике: восстановление чакры, склейка ауры, массаж астрального тела на дому».

Вопросы:

1.Почему эта информация отнесена к категории анекдотов?

2.Что здесь смешного?

3. Отражение каких отношений отображено - и нашло себе речевое выражение - в этом акте мысли?

Многие авторы учебников называют, помимо названных выше свойств мысли, её оречевлённость. Но оречевлённость характерна для всех психических образований на уровне сознания, поэтому её нельзя считать специфичной только для мысли.

Выделяются также характеристики собственно человеческой, понятийной мысли. В их число входят: (1) децентрация, (2) хорошее соотнесение содержания и объёма понятий разной обобщённости, (3) хорошее соотнесение постоянных и переменных характеристик объектов (например, количества - при изменениях формы, в частности, пропорций), (4) индуктивность - дедуктивность (правильное использование категорий «всё - кое-что - одно - ничто»), (5) обратимость мыслительных операций (анализ - синтез и др.), (6) иерархичность понятийной мысли (действия с символами, с образами, с объектами - как постоянный переход, обеспечивающий возникновение инвариантов межуровневых преобразований...), (7) понимание причинно-следственных отношений и многозначности существующего: переносного смысла, парадоксальности, алогичности, - в том числе в виде человеческого «чувства юмора».

1.3. Атрибутивность. Здесь мышление рассматривается как функция своего носителя, как процесс, как свойство и как состояние.

Мышление - функция работающего организма как целого. Периферия при этом - рука и глаз: «кусочки мозга», вынесенные наружу. Центр - лобные доли коры больших полушарий головного мозга. Дефекты периферических участков компенсируются.

Мышление как процесс раскрывается его фазами, которые у человека более дробны, чем у животных. Выделяются: 1) «что-то не так», 2) что не так? (общий вопрос), 3) что есть? (условия), 4) чего нет? (частные вопросы), 5) что должно быть? (цель), 6) что нужно делать? (задачи), 7) действия (пробы), 8) переформулирование ситуации (условий), 9) новые пробы, 10) отступление, 11) «инсайт» («озарение»), 12) «что-то не так»...

Состояние мышления характеризуется пребыванием его носителя на определённой фазе мысли.

Свойство, или способность мыслить, проявляется как успешность решения различных задач.

1.4. Деятельностная природа мышления раскрывается при конкретизации его регулятивного, осведомительного и приспособительного аспектов.

Регулятивный потенциал мысли раскрывается, когда мысль становится посредником при взаимодействии её носителя с миром. Для ориентировки в ситуации мало непосредственных впечатлений и перцептивного опыта (представлений); ситуация остаётся субъективно неопределённой, порождающей впечатление: «что-то не так»...

Осведомительный потенциал мысли раскрывается как открытие её субъектом законов действительности (ситуации) - через выявление в ней существенных компонентов: элементов и отношений между ними. Деятельное включение в ситуацию как раз таки и раскрывает её для субъекта.

Приспособительный потенциал мысли раскрывается при следовании субъекта законам действительности. Учёт этих законов и подчинение им позволяет субъекту действовать в соответствии с логикой вещей и, тем самым, использовать вещи в своих интересах, сохраняя себя за счёт уравновешивания со средой.

Многомерность человеческого мышления как деятельности характеризуется рефлексивностью: мысль распространяется и на её собственную природу. Психологи выявляют условия, при которых мысль нужна, не нужна или даже вредна. Оказывается, мысль вредна там, где нужны однозначные реакции на происходящие изменения. Психическая регуляция в этом случае обеспечивается через восприятие в режиме слежения. Японские и испанские психологи установили это в независимых исследованиях того, как работают водители автотранспорта. И вербальное, и визуальное мышление за рулём многократно повышает риск ДТП. Поэтому за рулём рекомендуют, - а профессиональным водителям даже предписывают - слушать музыку или жевать жвачку. Эти формы активности гарантируют непоявление мыслей. Сенсорное удовольствие исключает мыслительную деятельность; оно реципрокно с ней.

1.5. Прикладные следствия. Для распознавания мышления используются соответствующие категории анализа. 1) Это условия для отражения отношений. В их числе: действительность, дифференциация в ней отдельностей (в том числе - субъекта), активность субъекта в виде практических действий, устанавливающих отношения между взятыми отдельностями. 2) Это эффект отражения - наличие мысли как образа актуального отношения. 3) Это проявления базовых, вторичных и собственных свойств мышления. 4) Это грани атрибутивности. 5) Это аспекты деятельностной природы мышления.

Патопсихология мышления раскрывается в рамках общей психопатологии, в контексте характеристики патологии познавательной сферы (агнозиса). В общем говорят об умственной отсталости, или об ограниченности интеллекта и мышления - в частности. Синонимы: умственная недостаточность, умственная субнормальность, олигофрения, аменция (не рек.) Выражается в нарушениях адаптивного поведения (вплоть до клинических проявлений) и в результатах психометрических испытаний.

Различаются врождённые и приобретённые формы. Врождённая умственная недостаточность - олигофрения четырёх степеней. 1) Лёгкая степень умственной отсталости: IQ=50?70. Возможно обучение в рамках приспособления к повседневной жизни. Синонимы: дебильность, умственная неполноценность (не рек.), слабоумие (не рек.). 2) Умеренная степень умственной отсталости: IQ=35?49. Возможно обучение речи и элементарному самообслуживанию, выполнению простых рабочих действий под наблюдением и руководством. Синоним: имбецильность (не рек.). 3) Тяжёлая умственная отсталость: IQ=20?34. Обычно имеет место на фоне нарушений в развитии сенсорно-перцептивной и двигательной сфер. Осваиваются только азы речи. С трудом формируются элементы самообслуживания. Требуются постоянное наблюдение и помощь. 4) Глубокая умственная отсталость:  IQ<20. Имеет место на фоне тяжёлых нарушений сенсорно-перцептивной и двигательной сфер. Речь отсутствует. Выживание - при условии постоянного наблюдения и помощи. Синоним: идиотия (не рек.).

Приобретённая умственная недостаточность - деменция. Причины: отравления (алкогольное, наркотическое, др.), органическое заболевание, старение (на фоне которого - болезнь Альцгеймера у мужчин и болезнь Пика - у женщин). Пресенильная деменция, сенильная деменция.

В речевой продукции при малой выраженности отклонений выделяются тенденции:

  • излишняя аналитичность (в пределе - как индивидуализация) или, наоборот, глобальность («всё - одинаково», «все - на одно лицо»);
  • излишнее абстрагирование («не видит дальше своего носа») или, наоборот, излишняя конкретизация («за деревьями леса не видит»);
  • сверхобобщение («попасть пальцем в небо») или, наоборот, сверхспециализация («рецептурность») и т.д.

Примеры ответов на вопросы субтеста «Обобщение»

- Поставлен вопрос: «Что общего между собакой и львом?». Ответ: «И то, и другое - формы проявления жизни» (излишнее обобщение).

- «Что общего между апельсином и бананом?» Ответ: «Оба жёлтые, оба круглые, оба относятся к пище, к фруктам» (излишняя конкретность с рядоположением несущественных моментов - в том числе не совсем правильно - и существенных моментов; иными словами, рядоположена характеристика явления и сущности)...

 

2. Воображение

2.1. Определение. Воображение - это психическое создание субъектом (носителем) объекта-для-себя, или порождение (созидание) предмета.

2.2. Свойства воображения. Все ограничения, обусловленные возможностями организма, игнорируются. Все характеристики образа воображения формируются самим субъектом. Субъект сам задаёт внешние и внутренние характеристики у объекта - у отдельности-для-себя.

Первичные свойства. Пространственно-временная структура воображения формируется самим субъектом, который задаёт и внешний её аспект, и внутренний. Пример того, как игнорируются объективные пространственно-временные ограничения действительности: «Нам нет преград ни в море, ни на суше /Нам не страшны ни льды, ни облака...». А субъективных ограничений на образ воображения просто нет. Все характеристики объекта для субъекта  изменяются произвольно. Пример: у персонажей большинства мультфильмов весьма очевидна «пульсация» пропорций и буквально «плавают» сравнительные размеры. То же - с временными характеристиками. Воображаемый объект существует вне и над объективным временем, хотя носитель этого образа находится в его рамках.

Качественная определённость образа воображения обусловлена только субъективно: предысторией, историей, настоящим носителя и его текущей активностью. Этот психический продукт всегда субъективно обусловлен и не имеет объективного источника во время своего существования.

Интенсивность воображения также прямо обусловлена психической активностью своего носителя. Причём между энергетическими затратами и интенсивностью воображения существует реципрокное (обратное) отношение: чем больше физические траты организма, тем менее яркими являются эти образы.

Вторичные свойства. Предметность - как наложение объект-для-субъекта на любой фон. Целостность всегда обеспечивается слипанием элементов, и это имеет своё название: агглютинация. Образ воображения абсолютно аконстантен (изменчив): без преобразования (без трансформации) нет воображения. Виды трансформации в воображении: от акцентирования деталей до гиперболизации частей и целого. Обобщённость в воображении не имеет границ. Её особая форма - это типизация, или синтез сходных (общих) черт, выделенных у различных объектов. Иными словами: выделение сходного у различных объектов по различным основаниям и объединение всего выделенного в рамках целого. Другая форма обобщения в воображении - схематизация, или выделение в отдельном общего и особенного («скелета»).

Особенные («третичные») свойства объединяют воображение с мышлением. Проблемность: образ воображения возникает там и тогда, где и когда есть субъективная неопределённость. Фазность воображения вариативна: от отсутствия (образ всплывает «сам по себе», как при представлении) до чёткой выраженности этапов, например, в творческом акте. Здесь всегда происходит накопление впечатлений, их переработка, безуспешные поиски подходящего (какого?) варианта, затем приходит внезапное озарение («инсайт») и начинается мучительный поиск внешней формы... Операциональная опосредствованность - см. тему «мышление». Понимание - как субъективная определённость, ясность своего детища. У человека образ воображения часто оречевлён.

2.3. Атрибутивность. Как функция организма и/или личности, воображение имеет своей основой опосредствованность работы организма, прежде всего - головного мозга, какими-то физическими и/или социальными знаками. Эти знаки (медиаторы) выводятносителя души за рамки его объективного взаимодействия со средой. На уровне организма в роли таких посредников (медиаторов) могут выступать продукты отравления, последствия травмы, активность новообразований. На уровне личности воображение - это следствие использования языка: речь является универсальным механизмом выхода за рамки наличной ситуации.

Процессуальность воображения в актогенезе рассматривается по его выраженным фазам, в частности, как развёртывание галлюцинаций (при патологии) или как фантазирование (в норме).

Если воображение берётся как особое свойство носителя психики, то рассматривается способность носителя выходить за рамки наличной ситуации в сравнении с другими.

Как особое состояние, воображение - это замена объективной реальности реальностью субъективной: объектом - для - себя.

2.4. Деятельностная природа. Приспособительная роль воображения раскрывается как уход от сложностей и трудностей бытия, или как отдых. Непреднамеренные (неосознанные) формы такого ухода - это сны, галлюцинации. Преднамеренные (осознанные) формы ухода - фантазии, грёзы. Грёзы, или «сны наяву», вытесняют текущие впечатления в фон. Фантазии же подготавливают почву для активных форм воображения (см. далее). И непреднамеренные (спонтанные), и преднамеренные формы воображения суть психологические защиты человека как индивида и как личности.

Крайние формы ухода, или отрешённость от реальности (эскапизм), имеют место при патологии, органической и/или социальной (аутизм).

Психологи проанализировали влияние на людей так называемого «чёрного юмора». Оказывается, при регулярном чтении стишков и анекдотической прозы такого рода люди избавляются от невротических реакций и даже от глубинного чувства неполноценности.

(Олег Григорьев (советский поэт): «Сидоров торговал на вокзале // Рождественскими открытками. // Его схватили, его связали, // И вот он умер под пытками...»).

Осведомительная роль воображения - в формировании новой реальности-для-себя, причём с разной психической активностью. Пассивные формы обозначены как проявления воссоздающего воображения. Здесь есть наглядно-чувственная опора: предметы, изображения, символы, стимулирующие психическое воссоздание чего-либо. Происходит дополнение имеющегося, его динамизация, озвучивание, чтение... Активные формы обозначены как проявления творческого воображения, или творчество в собственном, узком смысле слова. Здесь происходит объективация (экстериоризация) объекта-для-себя (предмета). Субъективный продукт воплощается в какие-либо чувственные формы - в «пароходы, строчки и другие добрые дела...»  В жизни возможно «сползание» от активных форм воображения к пассивным формам и, наоборот, возможно восхождение от пассивного воображения к его активным формам.

Пример крайности: имя, которое придумали родители для своего ребёнка, родившегося в России в 2002 году: «Биологический объект - человек, рода Ворониных и Фроловых, родившийся 26.06.2002». Сокращённо: «БОЧ РВФ 26.06.02». (Ист.: Программа «Частная жизнь» на телеканале РТР (Россия) 26.04.2005).

Регулятивная роль воображения - в обеспечении опосредованной и/или опосредствованной связи носителя психики с миром. Например, с тяготами повседневного бытия многим людям помогает справляться образ иной, лучшей (загробной) жизни и надежда на воздаяние за терпение и лишения. Другой вариант психической связи с действительностью это мечта - образ потребного будущего, имеющий реальные основания. За точку отсчёта принимается существующее, хотя, быть может, оно и не осознаётся. (Пример этого - догадки различного рода).

Правда, не все согласны с таким пониманием. Александр Вампилов - это советский драматург, очень известный в 70-е - 80-е годы прошлого века. Он как-то сказал, что «мечты, которые сбываются,  - не мечты, а планы». Однако его позиции фактически противостоит очень известный советский сказочник Александр Грин, считавший, что и самые сказочные мечты люди всё-таки воплощают в жизнь. Особенно, если это люди, умеющие по-настоящему любить. Любовь в различных её формах - это сильнейший стимул для воображения.

Ещё пример - идеал. Это выделение, абсолютизация и синтез некоторых черт действительности, имеющих позитивную или негативную ценность. Идеалы появляются на высоком уровне развития сознания. При условии достаточно сложной внутренней организации идеалы становятся образцами, которым следует саморазвивающийся человек.  Это - высший случай образца. В обиходе «идеалами» часто называют образцы разного уровня обобщённости: чей-то личный пример, имидж популярной фигуры (персонажа), историческое лицо, литературных героев, представителей референтных группы. Бытовые значения слова «идеал» лишь частично пересекаются с научным, терминологическим значением.

2.5. Прикладные следствия. Для распознавания воображенения используются соответствующие категории анализа. 1) Это условия для субъективного выхода за пределы реальных условий жизни. В их числе - посредники (медиаторы) и/или активность самого субъекта в виде внутренних и внешних действий с образами и с их воплощениями. 2) Это эффект психического созидания - наличие образа воображения. 3) Это проявления базовых, вторичных и собственных свойств воображения. 4) Это грани атрибутивности воображения. 5) Это аспекты его деятельностной природы.

Примеры патологии воображения (по: Рыбальский, 1983):

Галлюцинации, в частности, «органические галлюцинозы», как правило, бывают зрительными и тактильными и почти никогда не сопровождаются слуховыми обманами, - за исключением вербального галлюциноза Плаута, который встречается при сифилисе мозга.

Примеры зрительного галлюциноза - в виде геометрических фигур.

1. Больная М.Д., 47 лет. Диагноз: травматическая болезнь. В статусе: головные боли, головокружения, генерализованная неврологическая симптоматика, двоение в глазах, сужение полей зрения и центральная скотома слева. Память ослаблена. Эпизодически на расстоянии 1-2 метра от глаз, больше слева, возникает видение геометрических фигур: квадратов, кругов, треугольников, - красного цвета. Фигуры проплывают слева направо. К видениям критична, привыкла к ним.

2. Больная И.О., 24 года. Диагноз: органическое заболевание мозга сложного генеза. В раннем детстве перенесла менингоэнцефалит, в 12 лет - черепно-мозговую травму. За месяц до поступления в клинику появились боли в глазных яблоках и одновременно вечерами стали «видеться» различные геометрические фигуры: квадраты, треугольники, трапеции. Возникали они вблизи от глаз при сохранении критичности больной. Была диагностирована глаукома. После оперативного лечения галлюцинации не повторялись.

При тяжелых острых органических поражениях мозга, вызванных отравлением, возникают более сложные галлюцинозы, феноменологически близкие к галлюцинозам Шарля Бонне, но сопровождающиеся помрачением сознания.

Натуралист и философ из Женевы, Шарль Бонне (1769), описал галлюцинозы у своего 89-летнего предка, Шарля Люлена. Образы эти были безмолвными, экстрапроективными, весьма чувственными, связанными и не связанными со взором. Они перемещались в пространстве, но не ассимилировались объективным окружением [т.е. не вписывались в него]. Сознание и критика оставались сохранными, отношение к «видениям» было добродушным. Приводится описание феномена (по: Ж. де Морсье, 1938):

«Шарль Люлен, полный здоровья, чистосердечности, рассудительности, памяти, при абсолютном бодрствовании, независимо от всякого впечатления извне замечает время от времени перед собой фигуры мужчин, женщин, птиц, экипажи, здания и т.д. Он видит, как эти фигуры совершают различные движения - приближаются, удаляются, убегают, величина их уменьшается и увеличивается, видения вновь возникают, как здания поднимаются на его глазах..., обои квартир кажутся ему неожиданно меняющимися, они покрываются картинами, представляющими различные пейзажи..., мужчины и женщины не разговаривают, и никакой звук не касается его ушей... Но очень важно заметить, что старик не принимает свои видения, как это делают те, кто думает, что они видят призраки, за реальность, он может здраво судить обо всех этих появлениях и всегда восстановить свои первые суждения..., разум его этим забавляется. Он не знает, в какой момент какое видение представится ему. Видения начинаются в августе, чтобы окончательно прекратиться в сентябре, за исключением «голубых платков», которые длятся до конца. «Голубые платочки» - маленькие (один квадратный дюйм), когда он смотрит на стол, за которым ест. Они становятся большими, как большая скатерть, когда он смотрит на фонтан, расположенный в сотне шагов от его дома. «Голубые платки» перемещаются вместе со взглядом, тогда как люди и предметы независимы от движения глаз. Люди бывают иногда маленького роста, но иногда очень высокими. Наконец, у него бывают аутоскопические явления: его двойник, «курильщик» регулярно появляется каждое утро в тот момент, когда Люлен курит свою трубку».

Т. Флурнуа (1902) обнаружил дневник Люлена, в котором тот записывал свои самонаблюдения. Видения у Люлена появлялись только тогда, когда тот сидел или стоял; они бывали только слева и исчезали только при повороте взора вправо или при закрывании глаз.

Штернберг Э.Я. (1960), опираясь на собственные наблюдения, пришел к заключению, что главные свойства галлюциноза Шарля Бонне суть следующие. Это ясное сознание, сохранная ориентировка, отсутствие бреда, экстрапроекция, множественность деталей, яркость, подвижность [или динамичность], сменяемость, безразличие для больного, сохранность интеллекта и критики, доступность и адекватность больного, безмолвность зрительных образов. А причины галлюциноза - это обязательное  поражение периферического отдела анализатора и ряд других факторов. В их числе: гипертоническая болезнь, церебральный атеросклероз, возрастные соматические нарушения.

 

Итак, в этой лекции рассмотрены определение, свойства, атрибутивность, деятельностная природа двух психических образований - мышления и воображения. Рассмотрены также  и некоторые прикладные следствия этих определений, в частности, примеры распознавания соответствующей патологии. Далее речь пойдёт о психических образованиях, выделяемых при ракурсе, акцентирующем в «портрете» души её субъективную форму, или об аффективных явлениях.

_____________________________________________