ЛК-6. Познавательные явления (начало)

C данной темы начинается ознакомление с предметной областью отдельных психических образований (ПО). Начинаем с выделения трёх исходных, простейших ПО, которые при всей своей относительной простоте имеют весьма сложную природу, и это обнаруживает каждый заинтересованный исследователь этих явлений. Итак:

  1. Ощущение
  2. Восприятие
  3. Представление 

 

1. Ощущение

1.1. Определение. Ощущение - это психическое отражение отдельного признака при непосредственном воздействии раздражителя, обладающего этим признаком, на соответствующий орган - анализатор.

1.2. Свойства ощущения - это его качественная определенность  (модальность), интенсивность, пространственная характеристика - как локализация воздействия и временн?я характеристика - как учет начала и конца воздействия и, тем самым, его длительности. Виды ощущений (по модальности): зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, прикосновения, температурные, вибрационные, движения, вестибулярные, органические, болевые.

1.3. Атрибутивность ощущений - это их принадлежность носителю: функциональность, процессуальность и качественная определенность: как состояния и как свойства.

Ощущение - это функция особого органа, названного анализатором. Его строение, при всем многообразии вариантов, универсально. В нем различаются центральное звено, периферическое звено (рецептор) и проводящие пути, объединяющие центр с периферией. Различаются два вида проводящих путей: центробежные и центростремительные.

Ощущение - это процесс. Разные границы и масштаб подхода определяют выделение фило-, социо-, онто-, пато- и актогенеза ощущения. Для нас важно, что актогенез несет в себе информацию обо всех остальных видах генеза. При характеристике актогенеза ощущений выделяются, в общем случае, под- и надпороговые зоны, пороговые зоны и область собственной динамики ощущения, которая описывается определенными законами.

Ощущение как состояние характеризует своего носителя в целом. Субъективное пребывание в состоянии ощущения раскрывается посредством характеристики этого ощущения (см. выше о свойствах). В частности, актуальна информация о ситуативных порогах: нижнем и верхнем, абсолютном и относительном.

Ощущение как свойство, или способность ощущать, характеризует носителя в сравнении с другими носителями. В частности, говорят о чувствительности - о способности различать раздражители малой интенсивности. Чувствительность обратно пропорциональна нижнему порогу ощущения и всегда «привязана» к определенным условиям.

1.4. Деятельностная природа ощущений раскрывается с выделением трех аспектов.

Ощущение как информационное звено регулятивной деятельности обеспечивает связь животного организма со средой, и это является общим механизмом его существования.

Ощущение как предметно-осведомительная деятельность организма раскрывает для него мир отдельных раздражителей - постольку, поскольку дифференциация этих раздражителей является жизненно значимой. В частности, у человека формируется различительная (разностная) чувствительность в профессиональной сфере. Критерий эффективности в данном случае - адекватность различения.

Ощущение как приспособительная деятельность организма обеспечивает уравновешенность организма со средой (критерий эффективности). Здесь два варианта, описанные двумя законами адаптации. Во-первых, это привыкание как снижение чувствительности к постоянно действующим раздражителям. Во-вторых, это привыкание как повышение чувствительности к воздействиям определенного рода при действии слабых раздражителей иного рода.

1.5. Прикладные следствия данных определений. Для распознавания ощущений используются соответствующие категории анализа: 1) наличие условий (раздражитель определенного анализатора) и эффекта - субъективного впечатления (ощущения); 2) проявления базовых свойств; 3) грани атрибутивности; 4) аспекты деятельностной природы.

Примеры патологии (по: Рыбальский М.И., 1983, с изм.)

ГИПЕР- и ГИПЕСТЕЗИИ - повышение и понижение интенсивности ощущений.

ДИЗЕСТЕЗИИ - нарушение ощущений давления (микро- и макростезии: в области малых и в области больших ощущений давления).

СЕНЕСТОПАТИИ - это необычные соматические ощущения. Различаются три уровня «необычности»:

А) Простые, обычно мономодальные («мономорфные»), обусловленные органическими изменениями. Они необычны для больного и, поэтому, вызывают у него тревогу, страх, но не сопровождаются изменениями в сознании («в мышлении»).

Б) Изменённые, «извращённые» ощущения, чаще мономодальные («мономорфные»). Они вызывают у больного человека опасения (боязнь) серьезного заболевания. Имеет место выраженная эмоциональная реакция и вовлечённость сознания («мышления») - вплоть до образования навязчивых и сверхценных идей. Такие иллюзорные сенестопатии встречаются у больных с органическими заболеваниями нервной системы, как центральной, так и периферической. Также они встречаются у больных шизофренией.

В) Вычурные, нелепые, обычно полимодальные («полиморфные») ощущения. Их называют также генуинными, эссенциальными. Они не имеют органической основы и не соответствуют каким-либо действительным раздражителям. Обычно сопровождаются опасениями «сойти с ума» и нарушениями сознания («мышления»), вплоть до появления паранояльных и параноидных идей. (Паранойя - нарушение психики, при котором постепенно развивается систематизированный бред, например, величия, преследования, физического неблагополучия. Параноидные идеи - то же, но при наличии явных причин: стрессов, фрустрации, наркотического, в том числе алкогольного отравления).  Такие сенестопатии имеют все признаки галлюцинаций и обозначаются как галлюцинаторные.

ПАРЕСТЕЗИИ - нарушения тактильных ощущений без появления боли: онемение, ватообразность, одеревенение, «мурашки», леденение и жжение, давление, гладкость и шероховатость, мягкость и твёрдость и т.д. Среди причин: центральное или периферическое раздражение нервных стволов, заболевания сосудов и кожи.

Среди вариантов: полиестезия (точечное воздействие на кожу вызывает ощущение множественного воздействия); пикрогевзия (ощущение горечи во рту) и гликогевзия (ощущение сладкого); фантомные ощущения (иллюзии ощущений при ампутированном органе. Ощущения м.б. болевыми, кожными, мышечно-суставными); хроматопсия - иллюзия цвета (красного - эритропсия, жёлтого - ксантопсия и др.).

ФОТОПСИИ и АКОАЗМЫ - простейшие иллюзорные ощущения и восприятия, зрительные («оптические») и слуховые («акустические»).

К зрительным относятся ощущения искр, точек, бликов. Зрительными являются восприятия полос, кругов, колец. Те и другие субъективно локализуются на небольшом расстоянии от человека: от 0,3-0,4 м до 2-3 м. К слуховым относятся ощущения бессодержательных отдельных звуков: шум в ушах, шелест, звон... Отличительный признак этих иллюзий - их смысловая нейтральность и сохранность критики к ним у больных.

Близки к фотопсиям и акоазмам глобальные извращения обоняния (дис- и параосмия) и вкуса: пара- и аллотриогевзия. Основания для таких отклонений у ощущений - это экзогенно-органические поражения - нарушения проводящих путей и периферических (рецепторных) отделов анализатора.

 

2. Восприятие

2.1. Определение. Восприятие - это психическое отражение отдельного явления (тела) при его непосредственном воздействии на соответствующие органы - анализаторы.

2.2. Свойства восприятия: первичные и вторичные. В числе первичных свойств - отображение качества объекта (полимодальность), его формы и величины на некотором фоне (интенсивность), а также отображение его внешних пространственно-временных характеристик (локализация воздействия в пространстве и времени) и внутренних характеристик: формы, рельефа, размеров - как сосуществующих атрибутов объекта.

Вторичные свойства восприятия, производные от первичных: предметность, константность, целостность, обобщенность. Предметность восприятия - это выделение объекта (фигуры) из фона. Константность - сохранение образа при изменениях в условиях отражения, объективных и субъективных. Целостность - есть единство множества граней (и/или компонентов) объекта для субъекта в одном образе. Обобщенность восприятия - это сохранение образа при изменениях объекта (в пространстве и/или во времени).

2.3. Атрибутивность.  Восприятие - функция системы работающих анализаторов, как минимум, двух: ведущего, определяющего вид восприятия, и сквозного - анализатора движения. Виды восприятия (по ведущей модальности): зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Восприятие как процесс в актогенезе раскрывается последовательностью этапов, описанных Н.Н. Ланге: «что-то есть», «мерцающая форма», «общие пропорции», «основные перепады контура», «фигура».

Восприятие как свойство носителя характеризует его способность воспринимать («восприимчивость», в частности, «наблюдательность») в сравнении с  другими носителями.  Характеризуется глобальностью или дифференцированностью мира физических отдельностей для субъекта.

И восприятие как состояние раскрывается пребыванием воспринимающего на той ли иной ступени формирования образа (см. этапы актогенеза).

2.4. Деятельностная природа восприятия как инструмента ориентации: связи со средой, дифференциация среды, адаптация к среде. Крайности: перцептивная депривация («чувственный голод») и перевозбуждение от избытка впечатлений; дифференцированность (детализация) впечатлений и глобализация восприятия; избирательность впечатлений («воронка Шеррингтона») и «всеядность»

2.5. Прикладные следствия данных определений. Для распознавания перцептивных образов используются соответствующие категории анализа: 1) наличные условия (физические объекты - тела - определенной природы и их воздействие на соответствующие анализаторы) и эффект - субъективное впечатление; 2) проявления базовых и вторичных свойств; 3) грани атрибутивности; 4) аспекты деятельностной природы.

Примеры патологии восприятия (Рыбальский М.И., 1983. С ред. изм.)

ИЛЛЮЗИИ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ  (по: Ясперс К., 1923), или колорические иллюзии, заключаются в восприятии бесцветных (бело-чёрных) объектов как цветных. Как правило, наблюдаются в структуре сложного психопатологического синдрома, в основе которого лежит органическое заболевание, и «почти никогда не встречается в виде самостоятельного моносимптома». В клинике выявляются значительно реже, чем метаморфопсические и другие расстройства, лишь изредка присоединяясь к ним. (Метаморфопсии - искажения ощущений и восприятий, имеющих объективные основания).

УСЛОЖНЕННЫЕ ФОТОПСИИ и АКОАЗМЫ - в сочетании с  метаморфопси-ческими иллюзиями.

НАРУШЕНИЯ СЕНСОРНОГО СИНТЕЗА в ВОСПРИЯТИИ - как сбой в проприорецепции при восприятии внешних объектов («дереализация») и  собственного тела («деперсонализация»). Выделяются:

А) при восприятии собственного тела: аутометаморфопсии, дисморфопсии, микро- и макросомии, микро- и макромелии;

Б) при восприятии окружающих объектов: экзометаморфопсии, дисэкзометаморфопсии, микро- и макропсии;

В) при восприятии пространства (порропсии) и времени (хронопсии).

А. Аутометаморфопсические иллюзии проявляются в жалобах, например, на изменения величины и формы частей тела и/или тела в целом. Иллюзии характеризуются симметрией или асимметрией изменений, возникающих на короткое время (пароксизмально, например, при эпилепсии) или на длительное время (например, при опухолях мозга или при сифилисе мозга). Иллюзии эти появляются при вертикальном или при горизонтальном положении больного, утром и днём или чаще вечером и ночью, а иногда только в сновидениях.

Аутометаморфопсические иллюзии вечером и ночью достаточно характерны. При бодрствовании они тоже бывают, но тогда чаще возникает иллюзия изменения частей тела, а не тела в целом.

Субъективные изменения частей тела или схемы тела, как правило, сопровождаются страхом, ипохондрическими опасениями. Нередко это бывает на фоне изменений сознания.

В отдельных случаях аутометаморфопсические иллюзии наблюдаются у больных эпилепсией перед припадком (в ауре), в структуре психического эквивалента или самостоятельно, в виде кратковременного пароксизма.

Иногда  аутометаморфопсические иллюзии, появившиеся в момент нарушения сознания, остаются и после его прояснения. При этом восстановление критики по времени отстает от восстановления сознания.

Крайне редко фиксируются впечатления изменений у отдельных частей тела.

Аутометаморфопсические иллюзии следует различать с дисморфофобиями. Для дисморфофобий специфичны недостаток или даже отсутствие критики, ипохонрическая оценка, паранойяльные или параноидные толкования и другая психопатологическая симптоматика.

Б. Экзометаморфопсические иллюзии проявляются в жалобах на искажения при восприятии величины, формы, пропорций у внешних объектов, прежде всего у их пространственно-временных характеристик. Объекты субъективно преобразуются (микро-, макродисмегалопсии) и расчленяются. Экзометаморфопсические иллюзии часто сочетаются с аутометаморфопсиями и нередко встречаются как самостоятельные расстройства. В их основе лежит органическое заболевание, и они обычно включены в психоорганический синдром и сочетаются с неврологической симптоматикой.

Экзометаморфопсические иллюзии реже аутометаморфопсий возникают на фоне пароксизмальных нарушений сознания или в связи с состоянием сна. Здесь меньше нарушается критика в момент появления иллюзий, а вне иллюзий критика всегда сохранна. В эмоциональном фоне экзометаморфопсий нет безотчетного страха или ипохондрических опасений за телесное здоровье. В их эмоциональномфоне отображены необычность впечатлений и их возможные последствия.

В. Порропсии - пространственные иллюзии. Нарушается восприятие пространства, в частности, перспективы, соположения объектов, расстояния до них и между ними.

Самым редким нарушением сенсорного синтеза является утрата объёмности восприятия окружающего, которое сопровождается изменениями сознания. Окружающее субъективно становится двухмерным.

Иногда встречаются диплопии (диплопические иллюзии) и полиопии (полиопические иллюзии). Это удвоения и умножения отдельных предметов или их частей. Это удвоение в глазах: от в?дения нечёткой, смазанной линии, до расхождения удваивающейся фигуры. Такое бывает при хронических органических заболеваниях мозга, при острых органических заболеваниях, при интоксикации, в частности, алкогольной, при симптоматической эпилепсии, при начинающейся катаракте, при заболевании зрачка, при множественном зрачке, а также при истерии (непосредственно после припадка).

Хронопсические иллюзии - искажения временных характеристик восприятия: длительности происходящего, последовательности событий, их одновременности (группировки во времени).

К «расстройствам сенсорного синтеза» патогенетически (но не феноменологически) примыкают различные гностические нарушения - агнозии. Это невосприятие объектов, их движений, действий (функций), знаков (текста - алексия, речи устной - вербальная агнозия, неузнавание букв - литерная агнозия, неузнавание нот - оптическая амузия, цифр, цветов - аколория). Это также нарушения способности к зрительным представлениям - визуальная амнезия: всё виденное забывается, кажется новым, не узнаётся («душевная слепота» Шарко-Винбранта). «Душевная глухота» (или сенсорная афазия) проявляется в неузнавании слов. Аутоагнозия - это неузнавание частей собственного тела. Анозогнозии (Ж. Бабинский, 1914) - отсутствие ориентации больных в имеющихся у них парезах или параличах, отрицание их наличия. Анозогнозии часто сочетаются с иллюзиями в парализованных конечностях - в виде изменения их размеров, увеличения их количества.

Примером сложного сочетания иллюзий и галлюцинаций при остром интоксикационном психозе является самонаблюдение А.С. Кронфельда (1940). Исследователь в эксперименте принял препарат индийской конопли. Приводятся описания им собственных переживаний: «После отравления наступило головокружение, одновременно изменились границы комнаты и контуры находящихся в ней предметов. Конечности стали тяжелыми, телесные ощущения получили признаки интерпариетального расстройства, руки стали большими, увеличившаяся правая нога летала около тела, как будто она ему не принадлежала. Обманы пространственного восприятия нарастали и, наконец, получили характер настоящих иллюзий. Шкаф, бывший передо мной, двигался на меня, а предметы, находившиеся в стороне от меня, удалялись влево. Лица руководителя опытом и протоколиста гримасничали. На стене маршировали влево бесчисленные маленькие фигурки людей, куры, утки и другие птицы. Когда я поворачивал глаза в сторону, я видел их на новом месте, по направлению моего взгляда».

Пограничной с метаморфопсиями, как нарушениями восприятия, является иллюзия дереализации. Это одно из расстройств психического синтеза, занимающее место между расстройствами сенсорного синтеза и расстройствами сознания. «Симптом дереализации» возникает в патогенетической связи с шизофренией. По сравнению с деперсонализацией (как нарушением психической интеграции, как расстройством осмысленной рефлексии), дереализация характеризуется меньшей яркостью, меньшей образностью, или «чувственностью», и непосредственно связана с расстройством мышления при относительной независимости от экзогенных влияний и периферических раздражений. Но вопрос разграничения дереализации и деперсонализации остается проблематичным и обсуждается.

Близки с иллюзией дереализации иллюзия «пережитого» («уже было», или «де жа вью») и противоположная ей иллюзия «увиденного впервые». Вариантом иллюзии «уже было» можно рассматривать иллюзию повторяемости: возникает впечатление, будто все происходящее многократно ритмично воспроизводится снова и снова: люди и животные, их движения и действия, задаваемые вопросы, случайные реплики, прикосновения, собственные слова, движения, мысли... Об этих же иллюзиях придётся говорить при характеристике патологии представлений.

 

3. Представление

3.1. Определение. Представление - это психическое отражение отдельного явления  (тела), которое ранее непосредственно воздействовало  на соответствующие органы носителя психики - на анализаторы. Представления называют вторичными образами, в отличие от ощущений и восприятий как первичных образов.

3.2. Свойства представлений как образов памяти. Первичные свойства (пространственно-временная структура, модальность и интенсивность) характеризуются сдвигами. В частности, для представлений характерны, прежде всего, панорамность (объект для субъекта существует как будто бы данный одновременно с различных точек зрения и во взвешенном состоянии - «плавает»), фрагментарность (выпадение однородных элементов), сдвиги модальности к основным её вариантам и бледность. Для внутренней структуры характерны нарушения метрики и искажение пропорций - вплоть до преобразования геометрической формы в топологическую схему  (см. детский рисунок или рисунок в стиле «примитивизма»).

Вторичные свойства представлений имеют свою специфику. Предметность выступает как отделение фигуры от фона (фон субъективно выпадает). По сравнению с восприятием, константность и целостность уменьшаются, а обобщённость увеличивается. Причём, кроме внешних форм обобщенности, в пространстве и во времени, появляется внутренняя обобщённость, специфичная для образов представления. Это характеристика образа по центральности его положения среди других образов в структуре опыте.

Специфично для психологии человека использовать такие характеристики представлений, как избирательность, объём (информационная емкость), неустойчивость, осмысленность и значимость запечатлённого.

3.3. Атрибутивность раскрывается при характеристике представления как функции определенной анализаторной системы, как процесса, как свойства и как состояния.

Для представления как функции анализаторной системы специфично наличие идеомоторных актов: в организме происходит то же, что и при восприятии, но менее интенсивно. Это регистрируется физиологическими методами.

Представление как процесс в актогенезе появляется сразу, «всплывает» одномоментно, а затем как бы «плывёт» для своего носителя в течение всего времени его актуальности. Представление как свойство носителя - это его способность извлекать из опыта впечатления об объектах, которые были восприняты ранее. Высшее проявление этой способности называется эйдетизм. Представление как состояние означает актуальность для его носителя того, что было когда-то ранее воспринято. По выраженности этой актуальности различают узнавание, припоминание и собственно представление (в пределе - как воспроизведение объекта).

3.4. Деятельностная природа представления как инструмента ориентации раскрывается с трёх сторон. Регуляторный потенциал вторичного образа раскрывается через его центральное, связующее положение среди различных психических образований в структуре опыта. Виды связей (ассоциаций): по смежности в пространстве и/или во времени, по сходству и по контрасту. Осведомительный потенциал раскрывается в роли представлений как естественных образцов (эталонов, мер) при отражении действительности. И адаптивный потенциал раскрывается в пристрастности субъекта психического отражения, в тенденциозности его отношений с миром. Как правило, мы лучше сохраняем воспоминания о полезном, чем о вредном.

3.5. Прикладные следствия данных определений. Для распознавания представлений используются соответствующие категории анализа: 1) условия (воздействие в прошлом физических объектов - тел - определённой природы на соответствующие анализаторы) и эффект - наличие вторичного образа; 2) проявления базовых и вторичных свойств; 3) грани атрибутивности; 4) аспекты деятельностной природы.

Примеры патологии представлений

Общие формы патологии представлений - этоиллюзия «пережитого» («уже было») и противоположная ей иллюзия «увиденного впервые».  Как вариант иллюзии «уже было» можно рассматривать иллюзию повторяемости: возникает впечатление, будто все происходящее многократно ритмично воспроизводится снова и снова: люди и животные, их движения и действия, задаваемые вопросы, случайные реплики, прикосновения, собственные слова и движения ... (Рыбальский М.И.,1983. С.116-117).О них уже шла речь, когда рассматривалась патология восприятия. Многочисленные и разнообразные промежуточные варианты принято называть «ошибками», «забыванием», «нарушениями памяти».

Примеры ошибок из-за несформированности когнитивных эталонов - представлений.

1) Пример несформированности обобщённых представлений о корове и о собаке. Митя, 2,5 лет, увидел на улице большого пятнистого дога. Подошёл к нему и с упрёком спрашивает: «Ну что, корова, когда же ты мне молока принесёшь?» (Ист.: Рубрика «Читаем всей семьёй. Дети говорят» //Мой район (ВБ). № 32 (90). 19.11.2004. С.12. С ред. изм.).

2) Пример несформированности образа животного тела как целого, обладающего определённым строением (или фрагментарность представления о теле животного). Кате 4 года. Она рассуждает о животных: «Вот хвост приделан к зверям сзади. Например, корова кончается, и начинается он». (Ист.: Рубрика «Читаем всей семьей. Дети говорят» //Мой район (Выборгский). 08.04.2005. № 13 (109). С.12.).

3) Пример несформированности свето-цветовой палитры. Лёше 3 года и 9 мес. Дома с ним разучивают цвета, приводят примеры: солнышко - жёлтое, травка - зелёная, собака - чёрная... Некоторое время спустя папа спрашивает у Лёши: «Какого цвета кофта у мамы?» (На самом деле кофта чёрная.) Лёша отвечает: «Собачного цвета». (Ист.: Рубрика «Читаем всей семьёй. Дети говорят» //Мой район (ВБ). № 36 (94). 17.12.2004. С.12. С ред. изм.);

4) Пример несформированности преставления о форме и величине картофеля. Стасу 3 года. Смотрит на коробку с картошкой: «Папа! А что там лежит?» «Картофель». «Нет, это не картофель, это грязный «киндер-сюрприз»...» (Ист.: Мой район [Выборгский] № 5 (101). 11.02.2005. С.12.)

5) Пример несформированности представления об объёме группы (множества, категории), в которую входят «живущие во дворе рыжие кошки». Даниил, 3 лет 9 мес., гуляет во дворе. Во дворе живёт много кошек, котов и котят. Накануне Даниил обратил внимание на симпатичного большого рыжего кота. А сегодня на том же месте сидит маленький рыжий котёнок. «Ой, Рыжик, как же ты похудел!» [обобщённость в пространстве и во времени ещё не разведены...] (Ист.: Рубрика «Читаем всей семьёй. Дети говорят» //Мой район (ВБ). № 38 (96). 30.12.2004. С.12. С ред. изм.).

 

Текст Эббингауза предназначен для диагностики памяти как сформированности и состояния когнитивных эталонов, в том числе и собственно представлений, у носителей европейской культуры на стыке Х1Х и ХХ веков. В коротком рассказике нужно восстановить пропущенные слова.

 «Над городом низко повисли снеговые ...(1). Вечером началась ...(2). Снег повалил большими ...(3). Холодный ветер выл, как ...(4), дикий ...(5). На конце пустынной и глухой ...(6) вдруг показалась ...(7) какой-то девочки. Она медленно и с ...(8) пробиралась по ...(9).  Она была худ? и бедно ...(10).  Она медленно продвигалась вперед, валенки хлябали и ...(11) ей идти. На ней было плохое ...(12) с узкими рукавами, а на плечах ...(13). Вдруг девочка ...(14) и, наклонившись, начала что-то ...(15) у себя под ногами. Потом она встала на ...(16) и своими посиневшими от ...(17) ручонками стала ...(18) по сугробу».

 

Пример заполнения пропусков (исп-й С., 44 года, образование неполное среднее, инвалид III группы, работающий)

Над городом низко повисли снеговые тучи. Вечером началась погода. Снег повалил большими хлопками. Холодный ветер выл, как ураган, дикий дождь (гусь?). На конце пустынной и глухой девочка вдруг показалась оставалась какой-то девочки. Она медленно и с ушла домой (холодно стало ей) пробиралась по снегу. Она была худа и бедно потому что она не ела. Она медленно продвигалась вперед, валенки хлябали и снег засыпал в валенки или дождик намочил ей идти. На ней было плохое одёжа с узкими рукавами, а на плечах пальто. Вдруг девочка простыла, захворала и, наклонившись, начала что-то кашлять у себя под ногами. Потом она встала на ноги и своими посиневшими от простуды ручонками стала отогревать свои руки, пихала в рукава по сугробу.

 Комментарий к выполнению задания исп-м С.:

1] Не руководствуется инструкциями к заданиям, поэтому требуется повторять их несколько раз. Очень импульсивен: приступает к работе, не выслушав инструкцию до конца. При проверке памяти начинает воспроизводить слова, перебивая экспериментатора, ещё не прекратившего читать список слов для запоминания. Вставляя пропущенные слова в тексте Эббингауза, не дочитывает фразы до конца, вписывает слова, исходя из смысла не всего рассказа или фразы, а из смысла слов, соседних с пропущенными. Возникающие при этом нелепости и противоречия не осознаются.

2] Познавательные процессы нарушены. Крайне замедлены счётные операции: больной «теряет» числа, допускает грубые ошибки при переходе через десяток. При выполнении заданий, активизирующих мыслительные процессы, проявляются нарушения избирательности отражения и подконтрольности психической активности.

Снижена память. Кривая заучивания 12 слов: 2, 5, 5, 7, 7, 7, 8; через час - только два слова, есть дополнения в виде «лишних» слов. При воспроизведении рассказа есть конфабуляции - допридумывания текста, в которые автор верит как в фактический текст. При опосредствованном запоминании слов с помощью картинок улучшения при воспроизведении нет: из 12 слов воспроизведены 3. Установление связей между словом и картинкой подменяется бездумными высказываниями по поводу слова или изображения. При необходимости воспроизведения часто называются слова, которые могут быть связаны с картинкой, но отсутствуют в задании: задача опосредствования запоминания подменяется реакцией на картинку.

3] Больной инертен, истощаем. На фоне [психастении] проявляется «лобный» радикал: некритичность, отсутствие коррекции, поиска вариантов решения, вариативности при выполнении заданий. Вместо опосредствования - импульсивные реакции.

4] Все это проявилось при контрольном обследовании через 4 года после закрытой черепно-мозговой травмы, полученной в 40 лет при падении на асфальт затылком в состоянии алкогольного опьянения. Травма сопровождалась утратой сознания, рвотой, субарахноидальным кровоизлиянием и ушибом лобно-базальных отделов правого полушария. После лечения выписан через 33 дня, получил III группу инвалидности, работал.

Психический статус: благодушен, эйфоричен, на лице всё время улыбка. Многословен, но однообразен тематически. Не имеет жалоб, отрицает головные боли и утомляемость даже после тяжёлой работы. Считает себя полностью здоровым. Пребывание в Институте нейрохирургии после травмы помнит фрагментарно, но до сих пор считает, что тогда он здесь чистил котлы, прочищал дымоход и решётку. Особого интереса к окружающему не проявляет.

Охотно отвечает на вопросы, с готовностью рассказывает об успехах на работе. Считает себя здоровым, в ответ на вопрос об умственной работоспособности ответил: «На всё есть способности, нет жалоб, чувствую прекрасно и хорошо». Отсутствует критика к своим возможностям, успехам и ошибкам. Завышенная самооценка.

(По: Петренко Л.В. Нарушение высших форм памяти (при некоторых органических поражениях мозга). - М.: Изд-во Московского ун-та, 1976. С.83, 85. С ред. изм.)

 

Итак, в лекции 6 рассмотрены определение, свойства, атрибутивность, деятельностная природа и примеры патологии трёх психических образований: ощущений, восприятий, представлений. На практическом занятии определения, данные на лекции, нужно будет использовать для ответов на вопросы и для решения задач на распознавание представлений и их свойств.

______________________________________