ЛК-3. Человек как носитель психики

  1. Поиски сущности человека
  2. Человек как предмет познания - по Б.Г. Ананьеву
  3. Человек как индивид
  4. Человек как личность
  5. Человек как индивидуальность 

1. Поиски сущности человека

В числе наиболее существенных для нас выделим общенаучные подходы: философский, естественно-научный, антропологический, педагогический, психологический.

Философский подход. Здесь раскрывается сущность человека - как его природная и/или социальная обусловленность. В отечественной науке сильны традиции биосоциальной теории человека. Она утверждает единство природной и социальной детерминированности человека. Это единство рассматривается в общем (берётся человеческий род), в частности (берутся виды, группы представителей человечества, например, этносы) и в единичном: человек берётся как индивид, как отдельное существо.

Раскрывается также место человека в мире. Рассматривается его жизнь как «жизнедеятельность» в самом широком смысле слова. Рассматриваются связи и соотношения с окружающей средой, с её различными компонентами.

Раскрывается отдельность человека на любом актуальном уровне (род, вид, индивид) - как единство общего, особенного и единичного в различных его проявлениях, которые соотносятся друг с другом.

Естественно-научный подход.  Здесьчеловек рассматривается как особое явление живой природы - как представитель определенного рода и вида (Homo Sapiens). Учитываются характеристики человека как отдельного существа, имеющего определенные рамки бытия: от зарождения до смерти. Отдельный человек рассматривается в ограниченное время - на некотором этапе его существования: в определенном возрасте.

Антропологический подход. Человек берется как таковой, но в различных проекциях. В частности, «снизу», «сверху» или «сбоку».

При взгляде «снизу» всё в человеке, все его проявления рассматриваются как производные от его базовых организменных отношений со средой. Исходными при объяснении человеческих проявлений становятся те или иные органические потребности. Ярчайшие носители такой позиции в ХХ веке - это Зигмунд Фрейд, Конрад Лоренц и другие. Японский мыслитель и литератор Акутагава Рюноскэ сформулировал это так: самое человечное в человеке - это его животное начало... Пример позиции поэта - Н.А. Некрасова: «В мире есть царь...». Пример модели человека по З. Фрейду: Ido, Ego, Super Ego.

При взгляде «сверху» всё в человеке рассматривается как производное от его высших характеристик, в том числе - имеющих «божественное» или «космическое» происхождение. Среди таких характеристик выделяют душу, дух, разум, высшие человеческие устремления... В науке ХХ века среди наиболее ярких носителей подобных взглядов на человека - представители так называемого гуманистического направления, в частности, Карл Роджерс, Виктор Франкл и другие. В российской культуре носителями таких идей были Пётр Флоренский, Иван Ильин, Николай Рерих и другие.

При взгляде на человека «сбоку» подчеркивается деятельное начало самого человека. Определяющая роль в его существовании, проявлениях и развитии отводится повседневной активности, обеспечивающей физическое здоровье, душевное благополучие, успехи в различных сферах повседневного бытия. Среди зарубежных человековедов этого толка в ХХ веке можно выделить Эрика Берна, Абрахама Маслоу. В числе современных отечественных носителей таких взглядов - ставшие буквально «учителями жизни» для многих россиян Порфирий Иванов, Мирзакарим Норбеков, Валентин Дикуль, Александр Свияш и их многочисленные последователи.

Фактически носителями взгляда «сбоку» являются ученые, имена которых названы во всех учебниках психологии. Так, Эрик Эриксон дал схему уровней потребностно-мотивационной сферы; Жан Пиаже развел уровни развития интеллекта; Лоуренс Кольберг, а также наши соотечественники Софья Якобсон и Борис Додонов выделили уровни высших, социальных чувств человека...

Обобщение различных подходов дано в работе Б.Г. Ананьева «Человек как предмет познания». Выделены основные уровни и стороны характеристики человека. Дидактическое отображение ананьевской модели человека даётся в виде двух проекций трёхгранной пирамиды - в виде фронтальной проекции и в плане сверху. Эти изображения приведены ниже, их рассмотрим позже.

Педагогический подход («педагогическая антропология»). При педагогическом подходе в самом общем плане человек берётся через призму того места, которое он занимает в социодинамике культуры: как коммуникатор - с одной стороны и как перцепиент - с другой. Иначе говоря, - как передающий и/или как воспринимающий информацию в широком смысле слова. Для нас существенно, во-первых, что эта информация конкретизируется на практике в форме каких-то сведений («знаний»), способов действия и ценностных ориентиров - критериев отношения к действительности. Во-вторых, для нас существенно, что реальная социодинамика культуры имеет место только при формальной симметрии в позициях коммуникатора и реципиента. Это значит, что при взаимодействии они меняются местами. Реальной единицей социодинамики культуры является диалог.

Психологический подход. Человек рассматривается как носитель души (психики), которая берется и в её явлениях (явлениях душевной жизни), и как особая сущность человека, как его душевная (психическая) организация.

Выделяются факторы (детерминанты) психики.

(Вопрос: Каковы основные детерминанты души (психики)? От чего, в общем, она зависит?).

Выделяются атрибуты психики (души) как особой, субъективной реальности: её свойства и состояния, её функции и процессы.

Так, в рамках психологии человека по В.Н. Панферову больше всего конкретизируются функции психики (как её роли в жизни человека) и процессуальность психики - как её развитие в пределах человеческой жизни, или возрастное развитие психики.

Характеризуется также место и роль психики (души) человека среди других явлений действительности. И в первую очередь психика рассматривается в связи с условиями, которые необходимы и достаточны для её возникновения и развития.

Общая для всех научных подходов посылка (принцип) - это единство существования и происхождения, онтологии и генезиса. Онтология как теория предполагает учет существующего в его общих и особенных чертах в течение некоторого времени. Генетический подход предполагает учет того, что существующее изменяется с момента своего возникновения до исчезновения, до перехода в иные формы существования.

 

2. Человек как предмет познания по Б.Г. Ананьеву

Уровни и стороны при характеристике человека (см. рис.1 и рис.2).

Рис. 1. Уровни характеристики человека       Рис. 2. Стороны характеристики человека

Уровни и стороны характеристики человека

Единство онтологии и генезиса в данном случае раскрывается в том, что каждый выше расположенный уровень возникает в условиях ниже расположенного, на его основе, включает его в себя, зависит от него и оказывает на него влияние. Причём главный механизм развития - это различные противоречия. (В частности, у Н.А. Некрасова: «Суждены нам благие порывы, /А свершить не дано ничего...»).

Следствия из этого: человеческих индивидов больше, чем личностей, а личностей больше, чем индивидуальностей...

 

3. Человек как индивид

Слово «индивид» многозначно. Будем иметь в виду только те значения, которые учитывают биологическую природу человека. Индивид - это: а) отдельный представитель вида, б) особенное в нём («особь»), в) животный организм. Соответственно различаются три уровня характеристики индивида: видовой, типологический и функциональный.

Самые общие, или видовые (антропологические) характеристики человека как индивида суть пол, возраст и раса.

Пол - это биологическая характеристика места и роли живого существа в системе воспроизводства вида. Женское начало в человеке обеспечивает сохранение всего благоприобретённого видом. Мужское начало в человеке обеспечивает выживание в экстремальных условиях среды. Пол находит себе выражение в диморфизме женских и мужских организмов. Особи женского пола характеризуются сравнительно м?ньшим разнообразием между организмами и б?льшим диапазоном изменений отдельного организма в течение жизни. Особи мужского пола имеют б?льшее разнообразие между организмами, но пределы изменений организма, совместимые с жизнью, у них гораздо меньше, чем у женских особей. (См.: В.А. Геодакян)

(Вопрос: «Думаю, что женственность - это ... А мужественность - это ...»).

Возраст - это биологическая характеристика потенциала живого существа в системе воспроизводства вида: как половозрелого (фертильного), как не достигшего половой зрелости и как утратившего её. Соответственно выделяются три стадии жизни человека как индивида, или три биологических возраста: детство, зрелость, старость.

Раса - это биологическая характеристика существа как принадлежащего к подвиду, обитавшему в особых географо-климатических условиях. У людей различаются три большие расы: европеоидная, монголоидная, негроидная. Наряду с ними иногда различаются австралоидная и американоидная расы. В рамках больших рас различаются десятки малых. Потомство у представителей различных рас оказывается весьма жизнеспособным и плодовитым.

Особенные характеристики живого существа как особи, или типологические (индивидно-типичные) характеристики суть конституция, сенсомоторная организация и нейродинамика.

Конституция внешне проявляется в особенностях телосложения. По существу же это - закон обмена организма со средой: обмена веществ, энергии и информации. Распространена классификация «типов» телесной организации, предложенная немецким исследователем Эрнстом Кречмером (1921 г., «Строение тела и характер»). Выделены пикнический, астенический и атлетический «типы» сложения. В соответствие этим «типам сложения»  поставлены особенности работы организма: висцеротония, церебротония и соматотония. Но соответствия здесь обнаруживают себя только в виде тенденций разной выраженности. Строго говоря, между сущностными характеристиками конституции как закона обмена и телесной организацией как их внешним проявлением складываются взаимно многозначные отношения. Напомню: это значит, что в одном признаке проявляются различные грани сущности, а одна грань сущности проявляется в различных признаках.

Сенсомоторная организация - это система органов чувств и органов движения. Характеризуется своеобразием развития отдельных компонентов (подсистем) и их различным вкладом в общую активность организма. Так, считается, что до 90% всей информации человек получает посредством зрительного анализатора. Считается, что неандерталец был вытеснен человеком современного вида как более подвижным. Ограничение подвижности любого вида фауны однозначно ведёт к его вырождению.

Нейродинамика - это работа нервной системы, которую характеризуют определённые свойства. Заслуга их открытия и исследования принадлежит И.П. Павлову и его школе. В частности, были выделены сила нервных процессов, возбуждения и торможения, их подвижность, уравновешенность, динамичность (как скорость переделки связей), лабильность (как скорость возникновения процесса, или активизации) и другие свойства.

Третий уровень характеристики человека как индивида - организменный, или функциональный, или уровень жизненных связей со средой. В число этих характеристик входят: структура органических потребностей, функциональная асимметрия и система безусловных рефлексов (или рефлекторная организация).

Потребность - это объективная необходимостьв чём-то, обеспечивающем общий баланс в отношениях организма со средой. Различаются две базовые группы потребностей:

  • потребности сохранения вида (в их числе - сексуальные и родительские);
  • потребности сохранения индивида. В их числе потребности самосохранения - как поддержания целостности организма - и потребности потребления: питания (широко - как обмен веществ) и ориентировки (широко: как впечатлений и движения).

Функциональная асимметрия характеризует работу всех парных органов. Это распространяется на органы движения, на органы получения впечатлений («органы чувств»), на органы управления организма как целого - на большие полушария головного мозга.

Так, асимметрично развитие мышц на руках и на ногах. Асимметрична выраженность различных функций у органов зрения, слуха и осязания. Асимметрична выраженность различных функций у правого и левого полушарий мозга. Считается, что у большинства людей - в тенденции! - правое полушарие ответственно за общую ориентировку в пространстве, за образное мышление, за эмоциональную жизнь. Левое полушарие ответственно за тонкий анализ, за речевые функции и за деятельность со знаками вообще (т.е. за символическую деятельность).

Система безусловных рефлексов характеризует то, к?к обеспечивается общий гомеостаз - постоянство процессов во внутренней среде, - а также стабильность в отношениях организма со средой. Именно безусловные рефлексы, эти автоматизированные реакции на самые общие воздействия, обеспечивают базовое самосохранение организма.

Следует отметить гносеологическую «привязку» рефлексов к потребностям как формы к содержанию. В павловской физиологической школе говорили о «пищевых рефлексах», об оборонительных, ориентировочных и других... Исследователи выделяют элементы реальности, компоненты и аспекты, чтобы лучше разобраться в ней.

 Разноуровневые характеристики человека как индивида находятся в различных отношениях друг с другом и с характеристиками других уровней.  Выявление этих отношений становится целью научных исследований. Популяризация полученных результатов не всегда конструктивна. (Пример того, как Екатерина Лахова поняла б?льшую выраженность функциональной асимметрии мозга у мужчин... Ср. ориентацию в пространстве мужчин и женщин.) В целом, характеризуя человека как индивида, можно сказать, что это, прежде всего, «вещь в себе».

 

4. Человек как личность

Многозначность слова «личность»: а) отдельный человек, б) особенное в нём, в) социальность человека, г) социальность, личное своеобразие и субъектность человека - как уровни интеграции его социальной природы. Будем иметь в виду предпоследний из названных вариант понимания личности - как социального образования (пункт «в»).

В этом случае личность берётся как социальное качество человека, возникающее и формирующееся в условиях его жизни в обществе: среди людей, в условиях определённой культуры. Слово «культура» обозначает созданные людьми особые миры. Это мир «очеловеченной» природы, мир вещей (техники), миры различных знаковых систем: нравственности, искусства, религии, морали, науки, литературы...

Самые общие, социально-культурные характеристики человека как личности суть его цели и ценности, роли и функции, нормы и ритуалы. Всё это общество предлагает своим членам, фактическим и потенциальным,  в качестве условий совместной жизни, принимаемых в форме конвенции (соглашения). Носителями всех этих характеристик являются, так сказать, «старые» члены общества, представители поколений, составляющие его «плоть и кровь». И личность в этом плане - это должное в человеке  как члене общества, или то, чем человек должен быть (в пределе) для других людей.

Цели и ценности раскрывают общие устремления (интенции) человека в обществе, или согласованность в устремлениях различных членов общества.

Роли и функции раскрывают возможности приложения человеком своих сил в соответствии с общественными ожиданиями и предложениями.

Нормы и ритуалы раскрывают приемлемую форму жизни человека среди людей в условиях определённой культуры.

В целом, характеризуя человека как личность, можно сказать, что в философском плане это, прежде всего, есть «вещь для других».

 

5. Человек как индивидуальность

Многозначность слова «индивидуальность»: а) отдельный человек, б) единичное в нём, в) конкретность человека: его разноуровневость и разносторонность. В нашей работе будем иметь в виду последний вариант понимания индивидуальности - как разноуровневой и разносторонней характеристики человека. В этом плане намечается разведение трёх подуровней. В частности, выделяются: уровень частного лица (персоны), уровень субъекта деятельности и уровень субъекта собственной жизни, или уровень индивидуальности в узком, собственном смысле слова.

В данном контексте можно сказать, что индивидуальность начинается с частного лица, или с персоны. Это особенное в человеке как общественном существе. Выделяются такие его характеристики, как  влечения и мотивы, умения и навыки, привычки и стереотипы.

Влечения - это типологически своеобразные предпочтения человека. Они сформировались на основе генетически обусловленных особенностей его органических потребностей в социально-типичной среде, в конкретных обстоятельствах собственной жизни.

Мотивы - это «предметы, в которых узнаёт себя потребность» (А.Н. Леонтьев), или типологически своеобразные побуждения к внешней активности, её внутренние причины, порождённые в конкретных обстоятельствах собственной жизни. Пример двух лягушек, болотной и садовой, питающихся комарами и червяками-выползками. Пример студента «с зависимостью», который никак не мог понять, как это можно получать удовольствие («кайфовать») от чего-либо, не имея наркотического фона - в виде клея, табака, алкоголя или какого-то другого растительного или синтетического медленно действующего яда...

Умение: а) в общем - владение способом действия; б) в частности - это типологически своеобразное владение способом действия, сформировавшееся в условиях собственной жизни человека.

Навык: а) в общем - устойчивая приобретённая форма поведения; б) в частности (у человека) - эффективное устойчивое действие, реализуемое без контроля сознания, т.е. автоматически.

Привычки - это приобретённые, устойчивые, самоподкрепляющиеся (ставшие потребностью) поведенческие формы.

Стереотипы - это приобретённые, устойчивые формы внешнего и/или внутреннего поведения, выступающие в роли эталонов, или субъективных критериев, при отражении действительности и при взаимодействии с ней.

Частное, или персональное в человеке зарождается только в условиях общего, социального его существования как личности - как человека среди людей и как человека для людей. Только в условиях общественной жизни появляется смысл и значение у обособления каждого человека. Появляется «Я», появляется личное пространство и личное время, появляются частная собственность, личная инициатива и личная жизнь... Можно сказать, что человек обретает особые формы существования как «вещь в себе». Пример - традиционный образ жизни англичан в представлении иностранцев.   

Говоря о субъектности мы имеем в виду, прежде всего, в общем, активность. Поэтому это слово может быть уместным, когда речь идёт в сравнительном плане о множестве индивидов, личностей или частных лиц (персон). Выделение субъектности как особого уровня интеграции при характеристике отдельного человека, в частности, означает учёт положения человека в мире как (а) преобразователя, который также (б) сопротивляется негативным воздействиям на него. Именно на уровне характеристики человекакак субъекта деятельности выделяются его направленность, его способности и его характер.

Направленность - это векторная характеристика приложения человеческих сил в актуальных сферах. Конкретизируется распределением вероятной активности в различных сферах деятельности, прежде всего, - в общении, в труде, в познании, в мире ценностных ориентиров.

Способности - это характеристика потенциала человека как субъекта деятельности в определённой сфере.

Характер - это устойчивые формы проявления субъектности как реализации способностей при обеспечении направленности.

Субъектность человека рождается и существует только при преодолении препятствий, внешних и внутренних. В том числе - при преодолении собственной ограниченности. Здесь и рождается бытие человека как «вещи для себя».

Уровень субъекта собственной жизни, или уровень индивидуальности в узком смысле слова, обозначает человека как оптимально организованную саморегулирующуюся автономную систему. В плане развития (генетически) - это предел совершенства и, следовательно, абсолютный эталон, к которому человек стремится. На рисунке ему соответствует вершина пирамиды. Пример приближения к нему - йоги и вошедшие в историю носители человеческого совершенства. В плане существования (онтологически) индивидуальность как субъектность собственного бытия характеризуется конкретностью, или единством многообразия в различных отношениях. Специфично именно для этого уровня выделение таких абсолютизирующих характеристик человека, как Разум, Воля и Чувства.

Разум - высший инструмент человеческой ориентации в мире; воля - высший инструмент человеческой саморегуляции; и чувства - высшая форма человеческих субъективных отношений к действительности. Здесь мы с вами ограничимся только тем, что обозначим эти психические образования человека как высшие инструменты самоорганизации, обеспечивающие взаимодействие человека с миром. Конкретизация истоков для этих образований будет дана позже, на следующих лекциях.

 

Итак, в этой лекции рассмотрены пять вопросов. Это основные научные направления при поисках сущности человека. Это характеристика человека как предмета познания - по Б.Г. Ананьеву. Это характеристика человека как индивида. Это характеристика человека как личности. И это характеристика человека как индивидуальности. О ней почти полвека назад Б.Г. Ананьев сказал как о вершине, у подножия которой находятся науки о человеке...

 

Дополнительная литература к лекции:

Шаранов Ю.А. Системное познание и «несистемная наука»: история формирования различных образов и моделей человека // Иллюзии целостности человека в психологии: от частного подхода к истинной системности: Материалы межвузовской научно-практичес-кой конференции студентов, аспирантов, преподавателей (Санкт-Петербург, 26 ноября 2009 г.) / Под общ. ред. проф. Ю.А. Шаранова. - СПб.: СПб ин-т психологии и акмеологии, 2009. - С.7-26.

_________________________________________________________