ЛК-1. Введение (определение рабочих понятий курса)

Курс «Психология человека» (ПЧ) предназначен для студентов факультета коррекционной педагогики по направлению 050700, профили «Образование лиц с нарушением слуха» и «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии». Во введении предусмотрено определение рабочих понятий курса: его цели, объекта, предмета, задач, методов, средств и результатов.

Цель курса - введение в предметную область рациональной психологии человека. В частности, предполагается, что в результате учебной работы студенты будут осознанно различать:

  • психику и не-психику,
  • основные функции (роли) психики (души) человека,
  • отдельные психические явления и психику (душу) как сущность,
  • основные уровни и грани человеческой душевной жизни. 

А для этого предполагается, что первыми результатами учебной работы будут различение житейских и научного контекстов рассуждения о психике (о душе) и различение основных психологических понятий.

Объект курса - это основные понятия психологии, предусмотренные учебной программой.

Предмет курса - это личное знание как усвоение основных понятий, как осмысление программного материала. Это то, что студент использует при психологическом подходе к действительности; то, чем студент осознанно оперирует, решая различные задачи.

Основными задачами для достижения поставленной цели в работе по курсу «Психология человека» являются:

1) определение основных понятий,

2) соотнесение этих понятий,

3) использование этих понятий для ориентировки в психологической природе складывающихся жизненных ситуаций, прежде всего, предлагаемых  на учебных занятиях.

Методы работы по курсу суть лекции (по плану, в 1 и во 2 семестре, - 34+20=54 ауд. часа), практические занятия (по плану - 16+18=34 ауд. часа), консультации (по плану - 4+6=10 ауд. часов) и самостоятельная работа (от 30 до 50 час.).

Предполагается получение информации на лекциях и при самостоятельной работе с литературой. Предполагается также систематическая верификация (проверка) личных конструктов, уже имеющихся и складывающихся, во время аудиторной работы на лекциях и на практических занятиях и в рамках самостоятельной работы - при выполнении отдельных учебных заданий: при поиске ответов на вопросы и при решении предлагаемых задач.

Основные средства работы по курсу, которые расширяют возможности студентов при усвоении учебного материала, суть следующие:

1) программа курса. Она конкретизируется в материалах лекций и маркируется в виде учебно-тематического плана аудиторных занятий;

2) литература;

3) преподаватель;

4) регламент;

5) сокурсники;

6) техническое и, в частности, компьютерное обеспечение;

7) расходные материалы.

 

Учебно-тематический план аудиторных лекционных занятий

1. Введение. Определение рабочих понятий курса

2. Признаки психики

3. Человек как носитель психики и уровни душевной организации

4. Многогранность психики и её функции

5. Предмет психологии. Базовые понятия науки

6. Психические явления. Познавательная сфера

7. Психические явления. Аффективная сфера

8. Развитие человека и его душевная организация

9. Уровни душевной жизни. Темперамент

10. Уровни душевной жизни. Сознание

11. Уровни душевной жизни. Память

12. Уровни душевной жизни. Психическая субъектность

13. Уровни душевной жизни. Духовность

14. Заключение

 

Литература по курсу

Программы:

- Психологическая подготовка бакалавра по направлениям педагогического образования. Вып. 1. Программы. Аттестационные материалы /Отв. ред. Л.А. Регуш. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С.6-18, 50-64;

- Теоретические основы  психологии человека: Программа интегративной учебной дисциплины /Авт. колл.: В.Н. Панферов и др. - СПб.: Изд-во АНО ИПП, 2004. - 100 с.

Учебники и пособия:

- Васильева С.В. и др. Контрольные работы по курсу «Основы общей психологии». - СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2007.

- Введение в психологию / Под общей ред. А.В. Петровского. - М., 1996.

- Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии. - СПб., 1997.

- Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии / Пер. с англ. - СПб.: Речь, 2001.

- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. / Пер. с фр. - М., 1992.

- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1988 (есть др. издания).

- Контрольные задания по психологии: Учеб. пособие для студ. .../ ... Сост. Першина Л.А. - М.: Изд-ий центр «Академия», 1998.

- Максименко С.Д. Общая психология. - М., 1999.

- Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. - М., 2001.

- Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2009.

- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2001.

- Психология. Учебник / Под ред. А.А.Крылова. - М., 2004 (есть др. изд.).

- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1998 (есть др. изд.)

- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М., 1995.

- электронные ресурсы: http://humanpsy.ru и др.

 

Роль преподавателя при наличии учебно-методического обеспечения раскрывается, прежде всего, как руководство самостоятельной работой студентов: как общая ориентация их познавательных усилий, как текущий и итоговый контроль, как обеспечение обратной связи в форме консультаций и подведения промежуточных и окончательных итогов работы по курсу. Но обычно студентов интересуют не только функциональные, но и какие-то персональные особенности преподавателей. Поэтому они организовали соответствующие сайты в Интернете...

Регламент работы по курсу определяется, с одной стороны,  учебным планом и, с другой стороны, нормами самоорганизации.

Так, по плану в первом семестре предполагается отработка 17 лекций (ЛК) и 8 практических занятий (ПЗ), всего 25 аудиторных занятий. Во втором семестре запланировано 10 ЛК и 9 ПЗ, всего 19 аудиторных занятий. В течение учебного года - 44 занятия: 27 ЛК и 17 ПЗ.  На лекциях предполагается учёт включённости в текущую работу - в форме ответов на вопросы по ходу работы и/или в конце её. При наличии пропуска лекции её тема отрабатывается самостоятельно. По тексту лекции готовятся аннотация, резюме и 7±2 вопроса. Должным образом оформленная отработка сдаётся преподавателю. (Указания-требования к оформлению протоколов аудиторной и самостоятельной работы см. ниже). Желательно копию отработки сохранить также у себя в качестве «шпаргалки» по теме.

Работа на практических занятиях по курсу обычно имеет групповой характер, поэтому опоздания на практические занятия не допускаются. Опоздавшие, как и отсутствовавшие по каким-либо причинам, отрабатывают практические занятия самостоятельно. Предполагается, что тексты ЛК и ПЗ будут доступны для студентов потока на сайте кафедры психологии человека: http://humanpsy.ru/yeremeyew

 

Требования к оформлению протоколов личной работы

Каждое задание выполняется на двойном листке из ученической тетради или на свернутом пополам листе формата А4: 210 х 297 мм, - с вкладышами, если в них будет необходимость. Тогда все страницы нумеруются. При наличии рисунков - вкладышей в протокол - они надписываются на обороте так же, как и первая страница протокола, по стандартной схеме. Дополнительная деталь: в «шапке» рисунка под названием темы указывается порядковый номер пункта (подпункта, вопроса) в соответствии с заданием.

Оформление «шапки» протокола и вкладышей. В левом верхнем углу первой страницы протокола пишется дата: число, месяц, год. Под датой - время начала работы: часы, минуты. В середине верхней строчки - начальные буквы из названия учебной дисциплины: ПЧ. В следующей (во второй) строке пишется обозначение варианта задания: его порядковый номер (по учебно-тематическому плану) и тема лекции (название занятия).

В правом верхнем углу пишется фамилия исполнителя в именительном падеже, под ней - имя и отчество полностью. В следующей (третьей) строке пишется сокращенное название факультета (ФКП), затем чёрточка и год обучения (1), чёрточка и аббревиатура группы: первые буквы сокращённого названия профиля (специализации). [При выполнении экзаменационной работы в четвёртой строке пишется дата рождения: день, месяц, год. Если студент работает, указывается род занятий (кем работает)].

Вкладыши оформляются сокращённо. В середине верхней строки - номер и тема занятия и в скобках «ок» (окончание). В правом верхнем углу - фамилия и инициалы.

По ходу работы ставится номер вопроса и, вместо полной его формулировки, маркер. Это может быть ключевое слово, словосочетание (начало предложения) или даже буквы, буквально привязывающие ответ к вопросу. Иногда маркеры приведены в скобках после вопросов в текстах заданий, иногда - выбираются по смыслу так, чтобы было ясно, о чём идет речь. После маркера ставится двоеточие или тире и далее - ответ. На него, как правило, отводится от одной до трёх минут. Оптимально использовать полностью всё время, отведённое для ответа.

Завершение протокола. Последняя написанная строка подчеркивается от края страницы до края. При сравнительно продолжительной работе, начиная с 10 минут и более, слева под чертой пишется время окончания работы (или время ухода на перерыв). Справа под чертой ставится личная подпись исполнителя.

В оформлении протокола находит себе выражение учёт контекста работы и её целостности как отдельного факта сознания. С этого, с учёта простейших моментов рабочей ситуации, начинается осознание исполнителем своей позиции как субъекта деятельности. Иными словами, начинается рефлексия субъективной (а затем и субъектной) позиции: сначала - в её проявлениях, а затем - и по существу.

Для стороннего наблюдателя, в частности, для преподавателя, оформление протокола сигнализирует о включённости исполнителя в работу. Включённость в работу - исходное условие продуктивности для любой деятельности. Отклонения от инструкции свидетельствуют о внесознательной, дорефлексивной регуляции, или о недостаточной ситуативной включённости в работу. В практике образовательной деятельности наличие отклонений от предложенного эталона становится основанием для педагогического оценивания и для выставления отметок, характеризующих учебную успешность.

Сокурсники являются естественными посредниками в отношениях студентов с миром, в том числе - посредниками при вхождении в актуальную предметную сферу деятельности. При получении образования особенно велика роль ближайшего окружения для девушек. Поэтому в рамках работы по данному курсу, по курсу психологии человека, совместная работа не возбраняется и даже приветствуется.

В оптимальном случае люди, обмениваясь впечатлениями и рассуждениями, действительно обогащают друг друга. Приходя к совместному ответу на вопрос или к совместному итогу при решении задачи и фиксируя результат в протоколе, следует пометить в скобочках: «совм. с Имярек».

Иногда бывает так, что кто-то ну никак не может ни сам выполнить задание на рациональных основаниях, ни участвовать в обсуждении. И в этом нет ничего страшного. Каждый делает то, что может. В таком случае следует либо отдаться на волю воображения и просто фантазировать, опираясь на свой опыт и имея в виду, что интуиция может оказаться весьма продуктивной. Либо же просто списать то, что кажется подходящим, снабдив свою запись соответствующей ссылкой в скобочках: «ист. такой-то». Источником может стать и публикация того или иного рода, и работа товарища, и даже сам товарищ - подсказчик. («Ведь это только в школе подсказывать нельзя...»). Отсутствие попытки ответить в протоколах работы по курсу ПЧ приравнивается к отсутствию на занятии.

При наличии совместной работы без ссылки на совместность и, тем более, при механическом копировании чужого текста без ссылки на автора имеет место нравственная нечистоплотность. В наши дни подобного рода действия учитываются рядом правовых норм в рамках закона о защите авторских прав. В условиях России этот закон с трудностями, но всё-таки приживается.

А вот распознать совместность или заимствование без ссылок в наши дни совсем не трудно. Уже в 60-е - 70-е годы ХХ века было множество публикаций по т.н. «распознаванию образов». И я когда-то написал методичку «Диагностика познания человека человеком» (Еремеев Б.А., 1991). А в начале ХХ1 века стало обыденным, что в СМИ рекламируются доступные программы для обнаружения плагиата и для измерения его доли в любой учебной работе...

Так что если работаем совместно, то не забываем делать пометки об этом в протоколе - по ходу работы и/или в её конце.

Техническое (компьютерное) обеспечение в работе по курсу психологии человека, прежде всего, расширяет возможности получения информации - через выход в Интернет.

Расходные материалы. На каждой лекции для ответов на вопросы потребуется одинарный листочек из ученической тетради или половина стандартного листа формата А4 (лист формата А5). При размашистом, широком почерке может потребоваться двойной листок. На ПЗ и при выполнении самостоятельных работ используются двойные листки, при необходимости - с вкладышами.

Результаты работы по курсу в общем - это освоение основных разделов учебного курса. Оно характеризуетсяпо содержанию и по форме.

По содержанию оптимальным является достижение поставленных целей. Это осознанное различение психики и не-психики; это различение основных функций (ролей) психики (души) человека; это различение отдельных психических явлений и психики (души) как сущности; это различение уровней и граней душевной жизни человека.

По форме предполагается отработка учебного плана и сдача экзамена. Для этого нужно различать житейские и научные контексты рассуждения о психике (о душе), нужно различать основные психологические понятия.

Учитывается текущая и итоговая успешность учебной работы.

Контролируется отработка каждой темы. «Весомость» работы определяется тремя обстоятельствами: а) трудоёмкостью темы, б) включённостью студента в работу и в) усвоением материала по теме.

Трудоёмкость оценивается в часах аудиторных занятий - по учебному плану. Включённость в работу проявляется как следование инструкции при оформлении ответов на вопросы и при решении задач. Она проявляется также как активность - в форме собственных вопросов и комментариев по теме. Усвоение материала проявляется в том, что выполнение заданий (ответы на вопросы и решение задач) приближаются к эталонному выполнению.

Предусматриваются следующие формы работы и их оценивания.

1) Посещение аудиторного занятия оценивается в 1 балл, но только при условии включённости в работу. Возможен дополнительный балл - за особую активность и/или за качество выполнения заданий, свидетельствующее об усвоении материала. Таким образом, аудиторная работа может принести от 44 до 88 «сырых» баллов.

2) Пропущенные лекции (ЛК) и практические занятия (ПЗ) отрабатываются самостоятельно: ЛК - в форме обобщения (аннотация, резюме, вопросы), ПЗ - в форме письменных ответов на вопросы и выполнения заданий в соответствии с программой и указаниями преподавателей.

3) Разработка 10-минутного сообщения по теме с использованием рекомендованных источников - 1 балл; с использованием дополнительных источников - 2 балла.

4) Подготовка комментария к заданию на предстоящее практическое занятие - в контексте программы и с использованием рекомендованных источников - от 1 до 3 баллов; с использованием дополнительных источников - от 2 до 5 баллов.

5) Разработка лекции или варианта практического занятия по теме (на 45 мин.) с использованием рекомендованных источников - от 5 до 10 баллов; с использованием дополнительных источников - от 6 до 12 баллов.

6) Реферативная работа по одной из тем курса - от 3 до 5 баллов.

7) Выполнение аналитической реферативной работы по учебнику с использованием рекомендованного плана-схемы (подготовка «шпаргалки» к экзамену) - от 5 до 10 баллов.

8) Выполнение творческой учебно-исследовательской или научно-исследовательской работы (УИР-НИР) по теме курса под руководством (и/или при участии преподавателя) - от 5 до 15 баллов.

Накопленная сумма «сырых» баллов за текущую работу нормируется максимумом (88 баллами) и учитывается в процентах. Результат соотносится с четырёхбалльной шкалой отметок, традиционных для отечественного образования:

до 54% (47 «сырых» баллов)  включительно - «неудовлетворительно»,

до 74% (65 «сырых» баллов)  включительно - «удовлетворительно»,

до 89% (78 «сырых» баллов) включительно - «хорошо»,

от 90% (79 «сырых» баллов) и выше - «отлично».

Допускаются к экзамену студенты, набравшие 55% (48 «сырых» баллов) и выше.

 

Экзамен

Экзамен проводится в форме группового тестирования: с постановкой открытых вопросов по всей программе, предполагающих краткие ответы в течение одной - полутора минут каждый. Предполагается, что все они ставились в процессе текущей работы по курсу и должны быть известны учащимся. По содержанию это вопросы трёх видов: на знание основных понятий, на их соотнесение и использование. Каждый ответ оценивается в «сырых» баллах:

- 0 баллов - нет ориентировки по вопросу («неудовлетворительно»),

- 1 балл - есть слабые признаки ориентировки по вопросу («удовлетворительно»),

- 2 балла - дан общий правильный ответ («хорошо»),

- 3 балла - дан конкретный ответ, в частности, учтено общее и особенное в том, о чём идет речь («отлично»),

- 4 балла - дан безупречный (эталонный) ответ на вопрос («отлично+»).

Отсутствие попытки ответить на вопрос оценивается «минус» четырьмя баллами.

В отличие от допустимости совместной текущей работы, на экзамене работа должна быть персональной и без использования каких-либо технических средств. Использование мобильников, печатных материалов и ксерокопий исключено. Можно пользоваться своими рукописными материалами - конспектами и «шпаргалкой». Всё должно иметь персональную авторскую маркировку - без замазывания и исправлений.

Итоговая оценка (отметка) на экзамене даётся по 100-балльной шкале - как отношение суммы баллов по всем ответам к их эталонной сумме, которая равна числу вопросов, умноженному на четыре.

При 100-балльной оценке для возвращения к традиционной отечественной отметке могут быть актуальны: (а) формальный квартильный подход, (б) социально-психологический подход - с опорой на групповой «ниво»-эффект и (в) сочетание обоих подходов.

При формальном подходе:

-         «удовлетворительный» результат соответствует 25 баллам из ста и более,

-         «хороший» результат - 50 баллам и более,

-         «отличный» результат - 75 баллам и более.

При социально-психологическом подходе учитывается распределение персональных результатов в группе. «Отличными» признаются максимальные показатели, а остальные рассматриваются в сравнении с ними.

Смешанный подход предполагает сохранение нижнего порога для «удовлетворительного» ответа и учёт распределения всех остальных показателей - для выставления «хороших» и «отличных» отметок.

Разработчики из Министерства образования и науки предлагают «взвешивать» оценки за текущую и итоговую работу, в частности, в пропорции 60-70% - оценки за текущую работу и 30-40% - оценки за экзамен.

В нашей практике учитываются обе отметки (за текущую работу и за ответы на экзамене) и их сумма. Итоговая отметка за работу по курсу «Психология человека» выставляется с учётом распределения суммарных отметок по потоку. Вся информация по учебной успешности, сдаваемая в деканат, доводится до сведения студентов через три-четыре дня после сдачи экзамена.

 

Итак, на вводной лекции определяются рабочие понятия учебного курса: его цель, объект, предмет, задачи, методы, средства и результаты. Конкретизация этих понятий ориентирует аудиторию в том, зачем, что и как предстоит делать в рамках учебной работы. Предполагается, что на следующих лекциях, в этом и во втором семестре, будет раскрываться основное содержание учебной программы. И начнём мы работать с определения признаков психики (души). А общие предварительные итоги нашей работы по курсу «Психология человека», в соответствии с учебным планом, предполагается подвести на последней, заключительной лекции уже в следующем семестре, перед экзаменом.

 

Дополнительная литература к лекции (для сравнения):

Еремеев Б.А. Учебная успешность и ценности у студентов педвуза. - СПб.: Изд-во АНО ИПП, 2006. С.39-45.

_______________________________________________________