ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Здесь находятся материалы лекций Б. А. Еремеева по психологии человека (курс ПЧ, факультет коррекционной педагогики).

ЛК-1. Введение (определение рабочих понятий курса)

Курс «Психология человека» (ПЧ) предназначен для студентов факультета коррекционной педагогики по направлению 050700, профили «Образование лиц с нарушением слуха» и «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии». Во введении предусмотрено определение рабочих понятий курса: его цели, объекта, предмета, задач, методов, средств и результатов.

Подробнее...

ЛК-2. Реальность психики

  1. Реальность,  её проявления и их учёт
  2. Атрибут как объект и предмет
  3. Признаки психики
  4. Абстрактность познания психики и её следствия

Подробнее...

ЛК-3. Человек как носитель психики

  1. Поиски сущности человека
  2. Человек как предмет познания - по Б.Г. Ананьеву
  3. Человек как индивид
  4. Человек как личность
  5. Человек как индивидуальность 

Подробнее...

ЛК-4. Многогранность психики и её функции

  1. Стороны и уровни, явления и сущность психики
  2. Призма источника и её конкретизация
  3. Призма носителя и её конкретизация
  4. Единство содержания и формы в структуре психики
  5. О выделении функций психики

Подробнее...

ЛК-5. Предмет психологии

На предыдущих лекциях речь шла о признаках психики, о человеке как носителе психики, о многогранности психики. Теперь речь пойдёт уже о науке психологии. Предмет любой науки раскрывается как система понятий, раскрывающих знание о действительности. Именно с понятиями, с субъективной действительностью, имеют дело работники науки, учёные («теоретики»), в отличие от практиков, имеющих дело с объективной действительностью. И в ядре предмета любой науки находятся её базовые определения - определения её объекта, её проблем, её принципов (в частности, аксиом и парадигм), её методов, а также определения оснований для структурирования этой науки. 

Подробнее...

ЛК-6. Познавательные явления (начало)

C данной темы начинается ознакомление с предметной областью отдельных психических образований (ПО). Начинаем с выделения трёх исходных, простейших ПО, которые при всей своей относительной простоте имеют весьма сложную природу, и это обнаруживает каждый заинтересованный исследователь этих явлений. Итак:

  1. Ощущение
  2. Восприятие
  3. Представление 

Подробнее...

ЛК-8. Аффективные явления

В рамках предыдущей темы речь шла о мышлении и о воображении - о наиболее сложных познавательных психических образованиях, отнесённых к числу исходных при акценте в «портрете» души на её объективном содержании. Далее речь пойдёт о психических образованиях, выделяемых при ракурсе, акцентирующем в «портрете» души её субъективную форму. Теперь мы будем знакомиться с основными аффективными явлениями.

В их числе выделяются:

  1. Эмоции и чувства
  2. Внимание

Подробнее...

ЛК-9. Развитие человека и его душевная организация

Введение

  1. Индивид
  2. Личность
  3. Частное лицо (персона)
  4. Субъект деятельности
  5. Индивидуальность

Подробнее...

ЛК-10. Темперамент

1. Определение

Темперамент - это:

  • генетически первичный уровень психической интеграции;
  • видовой опыт на уровне индивида в его базовых отношениях со средой;
  • инструмент самосохранения и ориентации в самых общих условиях обитания как полезных и/или вредных.

    Подробнее...

ЛК-11. Сознание

  1. Определение
  2. Жизненные проявления
  3. Свойства
  4. Атрибутивность
  5. Деятельностная природа

Подробнее...

ЛК-12. Память

  1. Определение
  2. Жизненные проявления
  3. Свойства
  4. Атрибутивность
  5. Деятельностная природа

    Подробнее...

ЛК-13. Психическая субъектность

  1. Определение
  2. Признаки (жизненные проявления)
  3. Свойства
  4. Атрибутивность
  5. Деятельностная природа

    Подробнее...