ЛК-15. Среда развития в первом детстве

Рассматривая развитие в первом («дошкольном») детстве, среди наиболее существенных компонентов социальной среды выделим четыре:

1. Родители

2. Братья и сёстры

3. Сверстники, игра и социальное поведение

4. Среда как источник опасности

 

1. Родители

Родительские приёмы воспитания, в самом широком смысле этого слова, ситуативны. Они зависят и от самого ребёнка, от его поведения в данный момент, и от семейной культуры, причём на макро- и микро-уровне. Оптимально, если родители ограничивают автономию ребёнка и постепенно, но упорно передают ему определённые ценности. Если они вырабатывают у ребёнка «внутренние тормоза», но при этом не подрывают детское любопытство, инициативу и уверенность в себе. Оптимально, если родителям удаётся соблюдать баланс рационального контроля и душевной теплоты (!).

Рациональный контроль базируется на установке запрещать. Ребёнка ограничивают в праве следовать возникающим побуждениям, добиваются от него подчинения правилам и выполнения своих обязанностей. Напротив, родители без установки запрещать меньше контролируют детей, меньше от них требуют и меньше ограничивают их поведение, как исполнительское, так и выразительное.

Душевная теплота обнаруживается в проявлениях любви и одобрения. Родители часто улыбаются своим детям, хвалят их и поддерживают, стараются меньше критиковать, наказывать и проявлять своё недовольство. Жестокие родители часто критикуют, наказывают, отклоняют детские жалобы и просьбы, редко одобряют и выражают свою любовь.

Авторитетные, авторитарные и либеральные родители. Стили родительского поведения описала Диана Бомринд (Baumrind, 1975, 1980). Она выделила 3 варианта родительского контроля: авторитетный, авторитарный и либеральный. Авторитетный и авторитарный отличаются друг от друга, и оба они радикально отличаются от либерального. На практике трудно отделить влияние на детей стиля родительского поведения от влияния других факторов: от наследственной предрасположенности, полоролевых социальных ожиданий и стереотипов, порядка рождения, семейных кризисов.

Авторитетные родители соединяют высокую степень контроля с теплотой, принятием и поддержкой своих детей в их стремлении к автономии. Они ограничивают поведение своих детей, но и объясня­ют смысл этих ограничений. Решения и действия таких родителей обоснованны и справедливы, и поэтому дети соглашаются с ними. Родители готовы выслушать детские возражения и уступить, когда это целесообразно.

Авторитарные родители контролируют поведение своих детей и заставляют их жёстко придерживаться установленных правил. Обычно они сдержанны в отношениях с детьми, хотя бывают и исключения. Такие родители чаще отклоняют детские просьбы со словами: «Порядок есть порядок». Если ребёнок пытается настаивать или начинает плакать, родители могут рассердиться и прибегнуть к наказанию, даже физическому. Авторитарные родители отдают команды и требуют выполнения. Они избегают долгих препирательств с детьми и ведут себя так, словно установленные ими правила высечены на камне, а сами они бессильны изменить эти правила. Все попытки ребёнка обрести независимость встречают сопротивление и сопряжены с фрустрацией.

Либеральные родители не ограничивают поведение своих детей. В такой семье нет установленного времени для возвращения домой, для отхода ко сну; от ребёнка не требуется информировать родителей о том, где он(а) находится. При таком избытке свободы ребёнок практически не имеет родительского руководства. Либеральные родители стараются подавлять свои чувства, даже если поступки детей сердят их и выводят из равновесия. По мнению Бомринд, многие либеральные родители так «увлекаются демонстрацией» своей якобы безусловной любви, что перестают выполнять непосредственные родительские функции. В частности, они перестают устанавливать необходимые запреты для своих детей. В общем же, либеральные родители относятся к своим детям сердечно и с душевной теплотой, обычно принимая их такими, какие они есть.

Маккоби и Мартин (Maccoby, & Martin, 1983) выделили четвёртый стиль родительского поведения – индифферентный.

Индифферентные родители отличаются низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Такие родители никак не ограничивают своих детей – либо из-за недостатка интереса и внимания к детям, либо из-за тягот повседневной жизни, которые не оставляют им времени и сил на воспитание детей.

Стиль родительского поведения влияет на проявления и развитие у детей агрессии и просоциального поведения, на интериоризацию нравственных ценностей, на формирование Я-концепции (Becker, 1964; Maccoby, 1984). По Бомринд, дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью. Они почти или совсем не стремятся к автономии, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте эти дети, особенно мальчики, могут бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в условиях которого они росли, и становятся непослушными и агрессивными. Девочки же чаще пассивны и зависимы (Kagan, & Moss, 1962).

Очевидно, что полное попустительство со стороны родителей и их жёсткая установка всё запрещать противоположны. Но и дети либеральных родителей также могут быть непослушными и агрессивными, К тому же, они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя н? людях. А в некоторых случаях они вырастают активными, решительными и творческими людьми (Baumrind, 1975; Watson, 1957).

Было обнаружено, что лучше все­го адаптированы дети авторитетных родителей. По сравнению с другими детьми, они более уверены в себе, полностью себя конт­ролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями поведения. Хуже всего обстоят дела у детей, чьи родители индифферентны. Когда попусти­тельство сопровождается открытой неприязнью (у отвергающих родителей), ребёнка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным им­пульсам. Многие малолетние правонарушители воспитывались в семьях, где попустительство сочеталось с враж­дебностью.

Вполных семьяхобычен так наз. «традиционный стиль» родительского поведения. Отец может быть довольно авторитарным, а мать – более заботливой и разрешающей. Здесь влияние одного родителя уравновешивается влиянием другого. И если брак удовлетворяет обоих супругов, и они поддерживают друг друга, оба они как роди­тели успешно справляются со своими семейными ролями.

Элеонора Маккоби (Maccoby, 1979, 1980) конкретизировала модель Бомринд, увеличив размерность модели за счёт учёта того, как поведение детей влияет на родителей. У родителей явно больше возможностей, чем у детей, контролировать домашнюю обстановку. Но именно взаимные отношения влияют на климат семейной жизни. В некото­рых семьях родители держат всё под контролем, в других же всем верховодят дети. Истина, как всегда, лежит посередине. Маккоби (Maccoby, 1980) сосредоточилась на том, как родители и дети взаимодействуют, чтобы достичь сбалансированных отношений. По мере взросления детей родителям приходится вступать с ними в пе­реговоры, чтобы находить реше­ния, удовлетворяющие обе стороны. Авторитарный и либеральный стили препятствуют этому. Нужно помочь ребёнку научиться рассматривать проблемы с разных сторон и путём взаимных уступок находить их решение. Это возможно в спокойной, теплой, дружественной атмосфере.

Родительский контроль уменьшается по мере формирования у детей самоконтроля и ответственности за свои действия. Если всё идёт как надо, родители и дети в ходе длительного взаи­модействия достигают согласия; они разделяют общие цели (по Маккоби). Таким образом, в семье создается гармоничная атмосфера, позволя­ющая находить решения без борьбы за власть. При оптимальном соотношении свободы и контроля члены семьи обычно очень привязаны друг к дру­гу, и отношения в семье стабильные и всех удовлетворяют.

В семьях, где не удаётся достичь разделения общих цели, предметом переговоров становится бук­вально всё: от расположения отдельных вещей в доме до обсуждения деталей отпуска в будущем году... Несмотря на потребность в постоянных дискуссиях, и такой стиль отношений может быть весьма эффективным. Но если в какой-либо ситуации любой из сторон удаётся занять главенствующее положение, переговоры становятся невозможными, а атмосфера в семье – весьма неустойчивой.

В различных этнических группах и в различные исторические эпохи меры дис­циплинарного воздействия сильно отличались. Периоды жестоких физических на­казаний сменялись периодами относительной мягкости в воспитании. Методы при­учения детей к дисциплине меняются так же, как и другие аспекты культуры. Современные исследователи детства предлагают родителям шесть общих советов.

1. Культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и взаимной поддержки. Привязанность, как всякое социальное отношение, нуждается в ответном чувстве. Счастливые дети обнаруживают б?льшую зрелость, у них лучше развит самоконтроль и просоциальное поведение.

2. Поддерживать желательное поведение, а не искоренять нежелательное. Подавать детям пример, поддерживать и вознаграждать их просоциальное поведение: заботу о других, помощь, сочувствие и т. д.

3. Предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, и быть последовательными.

4. Избегать неоправданного применения силы и угроз, контролируя поведение детей. Сила и угрозы формируют у детей аналогичное поведение и могут стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.

5. Помогать детям учиться владеть собой и развивать их контроль над обстоятельствами.

6. Объяснять (и убеждать), помогая детям понимать правила поведения в обществе.

Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут воспринимать окружающие. У детей всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков. – Это помогает детям становится ответственными за своё поведение. В конечном счёте, самоконтроль ребёнка зависит от того, насколько он ориентируется в ситуации.

Родители должны выдерживать соперничество со средствами массовой информации (особенно с Интернетом и с телевидением), чтобы оказывать воздействие на социальное развитие дошкольников.

 

2. Братья и сестры

Братья и сёстры ребёнка вместе с ним образуют особую социальную группу – группу сиблингов. Отношения в ней дают каждому ребёнку особый опыт, отличный от опыта при взаимодействии с родителями. Предельная откровенность позволяет сиблингам испытать взлёты и падения в развитии человеческих отношений на базальном уровне (Bossard, & Boll, 1960). Сиблинги могут быть беззаветно преданы друг другу, могут презирать друг друга, могут иметь отношения любви-ненависти, которые иногда сохраняются на протяжении всей жизни. Родители дошкольников часто жалуются на соперничество своих детей, приводящее к ссорам и дракам, но обычно сиблингов связывают сильная привязанность и дружба, оказывающие влияние на всё их поведение. Даже при большой разнице в возрасте для детей одной семьи не проходит бесследно жизнь бок о бок друг с другом. Равные по положению в семье, они всегда не равны друг другу по возрасту, росту, полу, знаниям, уму, внешней привлекательности и т. д. И очень важно, что сиблинги помогают друг другу усваивать социальные понятия и роли, то подбивая друг друга на какие-то действия, то от чего-то удерживая друг друга (Dunn, 1983,1985).

Данн (Dunn, 1993) описывает 5 основных измерений, по которым различаются отношения между детьми в одной семье. Это сопер­ничество (1), привязанность (2), близость, откровенность и шутливые отношения (3); общие фантазии (4); взаимность и взаимная дополнительность отношений (5), благодаря чему поддерживается их хрупкое равновесие. Например, некоторые дети уже в 2 года так привязываются к своим братьям и сёстрам, что весьма остро переживают их отсутствие. А при встрече с ними приходят в восторг и вместе исследуют бесконечное разнообразие окружающего мира. Привязанность сиблингов друг к другу по прочности может соперничать с привязанностью родителей к ребёнку. Но некоторые братья и/или сёстры практически не находят общих занятий, и каждый живёт в своей эмоциональной сфере. В то же время от четверти до трети сиблингов играют друг с другом, воображая себя кем-либо, и в этом общем воображаемом мире каждый является полноправным партнёром.

Предыдущие поколения психологов выдвинули различные предположения о влиянии порядка рождения на личность ребёнка; современные исследования часто расходятся с ними. Установлено, что нет таких индивидуальных особенностей, которые зависели бы только от порядка рождения. И сиблинги, выросшие в одной семье, могут так же сильно отличаться друг от друга, как дети из различных семей (Plomin, & Da­niels, 1987). Одна из причин отличия каждого ребёнка от его братьев и/или сестёр – это необходимость для каждого определить и упрочить личную идентичность (Dreikurs, & Soltz, 1964). И если старший ребёнок серьёзен и при­лежен, то младший может стать шумливым и непоседливым. Девочка, у которой четверо сестёр и ни одного брата, может отвоевать себе нишу в семейной жизни, приняв маскулинную роль.

Другая причина индивидуации – это уникальность личного опы­та на фоне общих событий для всех братьев и сестёр. У каждого ребёнка – сугубо свои переживания происходящего, неведомые остальным. По мнению Роберта Пломина из Пенсильванского университета, «членов одной семьи объединяет скорее ДНК, чем общий опыт. Значимые эффекты воздействия среды спе­цифичны для каждого ребёнка». Какая-то часть личного опыта связана с порядком рождения. Например, первенец, по сравнению с остальными, может получить больше тепла и внимания. Другая же часть личного опыта может быть никак не сопряжена с порядком рождения. Например, болезнь, изменения рода занятости у взрослых и финансового положения семьи, изменения отноше­ний со сверстниками (Bower, 1991). В общем же, порядок рождения не оказывает однозначного, посто­янного и предсказуемого воздействия на личность ребёнка.

Правда, во многих исследованиях обна­ружено влияние порядка рождения на интеллект и достижения ребёнка. Здесь первенцы имеют явное преимущество – у них более высокий коэффициент интеллекта, а в школе и в последующей карьере они достигают лучших результатов. Столь же высокие достижения могут быть и у единственных детей в семье, но их коэффициент интеллекта в среднем немного ниже, чем у старших детей из семей, где два или три ребёнка (Zajonc, & Markus, 1975). Одно из объяснений такого результата: единственные дети не имели возможности играть роль учителя для своих младших брать­ев и сестёр. А это – важный фактор интеллектуального развития ребёнка (Zajonc, & Hall, 1986).

Однако сопряжённость коэффициента интеллекта с порядком рождения выражена слабо. И она гораздо больше, когда учитывается размер семьи. Чем больше детей в семье, тем ниже коэффициент их интеллекта, тем реже они заканчивают высшие учебные заведения. Такое соотношение сохраняется и при контроле факторов структуры семьи и её дохода (Blake, 1989). Структура семьи (полная семья или нет) и её доход влияют на коэффициент интеллекта и достижения детей в б?льшей степени, чем порядок рождения или количество детей (Ernst, & Angst, 1983).

Старшие братья и/или сёстры являются для младших важными образцами. Если у мальчика есть старший брат или у девочки – старшая сестра, то они проявляют более типичное длясвоего пола поведение, чем дети, пол которых не совпадает с полом старших детей в семье. Чистый эф­фект фактора « статус сиблинга» зависит от разницы в возрасте между детьми. Чем ближе они по возрасту, тем сильнее влияют отношения сиблингов на их развитие. И всегда перед каждым ребёнком в семье встаёт задача формирования собственной Я-концепции.

 

3. Сверстники, игра и социальное поведение

Во многих ситуа­циях дети эмоционально поддерживают друг друга. Они выступают в роли образцов для подражания («моделей»), они подкрепляют поведение друг друга, они участвуют в сложных играх, требующих богатого воображения. В просоциальном и асоциальном поведении дети могут и поощрять друг друга, и отбивать друг у друга охоту вообще что-то делать. Дошколятам показывали кукольные спектакли, в которых персонажами становились их друзья или просто знакомые им дети, попавшие в беду. На трудности друзей детские реакции были более бурные, чем на трудности просто знакомых. И готовность помочь проявлялась больше именно друзьям (Costin, & Jones, 1992).

Дети помогают друг другу осваивать различные физические, познавательные и социальные действия. Мальчики, агрессивные в игре, сначала подражают персонажам телепередач или компьютерных игр, но затем они уже подражают друг другу, следуя принятому образцу. Образец поддерживает и постепенно расширяет игру, трансформирует и обновляет её. Это называют социальной реципрокностъю (взаимностью) (Hall, & Cairns, 1984).

Одно из первых исследований развития отношений между сверстниками было проведено в 1932-1933 гг. (Parten). Автор выделил уровни социального взаимодействия маленьких детей. 1) Это игра в одиночестве (взаимодействие отсутствует). 2) Это игра-наблюдение. Здесь взаимодействие «играющего» ребёнка с другими детьми ограничивается наблюдением за их игрой. 3) Это параллельная игра: ребёнок играет бок о бок с другим, используя такие же игрушки, но ещё не пытается как-либо взаимодействовать с ним. 4) Это ассоциативная игра. В этом случае дети делятся игрушками и в какой-то мере взаимодействуют, но не координируют свои действия; здесь нет единого сюжета или общей цели. 5) И, наконец, это со­вместная игра, во время которой дети заняты общим делом – например, строят из кубиков дом или играют в прятки по общим для всех правилам.

Каждому возрастному периоду соответствует какой-либо один способ игры. Для 2-летних детей характерны, в основном, игра-наблюдение или параллельная игра. Игры 4-х- 5-летних детей обычно ассоциативные или совмест­ные. При оптимальных условиях 5-и, 6-и и 7-летние дети могут взаимодействовать друг с другом в течение довольно продолжительного времени. Они делятся иг­рушками, устанавливают правила, разрешают конфликты, помогают друг другу и обме­ниваются ролями.

Дошкольники часто играют в сюжетно-ролевые игры. Эти игры требуют от уча­стников толкования и разделения фантазий друг друга. Нужно действовать в вооб­ражаемой ситуации по особым правилам. По JI. С. Выготскому, именно в сюжетно-ролевой игре дети учатся сотрудничеству и осваивают другие формы социального поведения. Здесь развивается способность обдумывать своё поведение и управлять им. Этот вид игры стимулирует коллективное обсуждение, групповое рефлексивное мышление и совместное реше­ние проблем. Сообща дошкольники договариваются о взаимоприемлемых условиях и о сюжетных линиях игры. Совместно вырабатывают структуру игры. Например, двое 5-летних детей, играя в космонавтов, объединяют свои ограниченные знания, чтобы совместными усилиями развить этот сюжет.

Популярность. Наблюдая за детьми в яс­лях, детских садах и центрах, можно заметить, что одни дети популярны среди сво­их сверстников, а другие – нет. Причём такое положение может сохраняться на протяже­нии многих лет. Если сверстники отвергают каких-то детей в детском саду, скорее всего, их будут отвергать и одноклассники в начальной школе. Позже, в подростковом и зрелом возрасте, у таких людей весьма вероятно возникновение проблем с социальной адаптацией.

Взрослым, работающим с детьми, важно знать, каким детям сверстники симпатизируют, к каким детям они относятся равнодушно, а к каким – даже неприязненно. Оказа­лось, что формы социального поведения дошкольников позволяют с большой вероятностью предсказывать, какой социально-психологический статус будет у каждого из них в первом школьном классе. Популярные дети имеют вполне определённое поведение (Asher, 1983 и др.):

- их поведение разнообразно;

- они постепенно подключаются к групповым занятиям: делают уместные замеча­ния, делятся информацией, и только потом переходят к активным действиям;

- они чувствительны к потребностям и действиям других;

- они не навязывают свою волю другим детям;

- соглашаются играть рядом с другими детьми;

- умеют поддерживать дружеские отношения;

- при необходимости приходят на помощь;

- способны поддерживать разговор;

- делятся интересной информацией;

- откликаются на предложения других детей;

- умеют разрешать конфликты;

- в конфликтных ситуациях не склонны к агрессии, к применению физичес­кой силы.

Одно из возможных объяснений того, что у одних детей есть такое поведение, а у других – нет, это жестокое обращение с ребёнком на протяжении дошкольного детства, особенно в форме физического насилия. Маленькие дети, с которыми жестоко обращаются их воспитатели, чаще других оказываются отвергнутыми своими сверстниками. Такие дети обычно не могут наладить нормальные взаимоотношения со сверстниками; они менее любимы и менее популярны среди них; они более изолированы, и их социальная изоляция увеличивается со временем (Dodge, Pettit, & Bates, 1994).

Важно помочь детям овладевать необходимым поведением на протяжении дошкольного периода жизни, поскольку истоки отверженности часто скрываются именно в событиях первого детства, а проявляются гораздо позже (Asher, 1990).

Взрослые могут помочь детям в двух отношениях. Во-первых, социальному поведению можно обучить на наглядных примерах и пояснениях. Во-вторых, можно со­здавать условия, которые позволяют детям приобретать успешный опыт взаимодействия со сверстниками. Нужно обеспечить возможность играть с другими детьми; нужны удобное пространство для игр и игровой материал: куклы и одежда для них; нужны игрушечные машинки, кубики и другие предметы, чтобы поддержать совместную игру и дать детям возможность взаимодействовать. Нужно, чтобы дети могли обратиться к воспитателям за помощью в процессе игры – при разрешении конфликтов и для получения информации (Asher et al., 1982).

Воображаемые товарищи. Многие дошкольники придумывают себе товарищей. Их воображаемое присутствие скраши­вает повседневную детскую жизнь. Эти воображаемые спутники жизни – неви­димки. Дети называют их по именам, упоминают о них в разговорах и подолгу играют с ними, как с реальными партнерами. Придуманные товарищи помогают детям справляться со страхами, заменяют им друзей в периоды одиночества, поддержива­ют в них уверенность в правильности действий и мыслей. Эти воображае­мые товарищи – яркие представители субъективной реальности, предвестники полноценной рефлексии, в частности, предвестники совести. Причём для ребенка такой друг вполне реален.

Вы­думывают себе друзей до 65% дошкольников. В основном, такое занятие способствует формированию положительных качеств у ребёнка. По сравнению с детьми, у которых нет воображаемых друзей, фантазёры более общительны, менее застенчивы, более креативны, имеют больше реальных друзей и активнее участвуют в семейных мероприятиях. Воображаемые друзья помогают детям приобретать социальные навыки и упражняться в искусстве вести разговор. Воображаемые друзья – это надёжные предсказатели того, что дети успешно вольются в коллектив любого дошкольного учреждения, будут общительны и дружелюбны со сверстниками и взрослыми.

 

4. Среда как источник опасности

Создавая оптимальные условия для жизни своего ребёнка, родители должны позаботиться о том, чтобы в ней не было источников опасности, которые могли бы причинить ребёнку вред, стать причиной травмы или даже смерти. Выделим некоторые из таких опасностей.

Источники наибольшей опасности для дошкольников – это предметы и вещества домашней среды, это транспорт и водоёмы на улице. Ежегодно многие дети погибают, проглатывая токсичные вещества или неосторожно обращаясь с опасными предметами дома или около него, попадая в дорожно-транспортные происшествия и в водоёмы.

Предотвратить подобные несчастные случаи не так уж сложно. Следует помещать опасные предметы и вещества в недоступные для ребёнка места, выполнять правила ДД и оборудовать специальные детские сиденья в автомобилях, а также устраивать ограждения вокруг водоёмов. В результате излишнее детское любопытство и отсутствие необходимых поведенческих навыков не будут фатальной угрозой для детских жизней. Вспомним традиционный сказочный сюжет о принцессе и о её летаргическом сне в течение десятков и сотен лет из-за того или иного нарушения правил безопасности жизнедеятельности, будь то использование незнакомого инструмента (веретена) или принятие угощения (яблока) от незнакомой старушки… Кроме того, необходимо внимательно следить за маленькими детьми во время их игр, поскольку они, увлёкшись, склонны пренебрегать элементарными правилами безо­пасности.

Вот младшая группа в детском саду на зимней прогулке оккупировала игровую площадку. Здесь всё, в том числе и горка, как будто бы отвечает требованиям техники безопасности, санитарии и гигиены, и устроено с учётом анатомии и физиологии детей-дошкольников. Воспитатель наблюдает за происходящим и вдруг видит, что одна из девочек, скатываясь с горки, падает, но почему-то после этого, вопреки обыкновению, не встаёт… Девочка умерла на глазах у воспитателя во время привычной забавы, повторявшейся сотни и тысячи раз всеми детьми, посещавшими эту игровую площадку. Первая версия – ударилась головой о горку при падении. Однако в результате последующей экспертизы было установлено, что девочка погибла в результате удушения после перелома шейных позвонков… Анализ деталей происшествия позволил заключить: кто-то из детей, толпившихся на вершине горки, наступил на шарф, обвивавший шею девочки. Когда она стала скатываться, то собственным весом затянула п?тлю у себя на шее…

Опасность, заслуживающая особого внимания, – отравление тяжёлыми металлами, в частности, свинцом. Такое может произойти, если в организм ребёнка попадёт избыточное количество этого химического элемента. Маленькие дети особенно часто страдают от таких отравлений, из-за того что проявляют ко всему повышенное любопытство и любят брать в рот различные предметы.

Основной источник опасности в недавнем прошлом – изготовленная на основе свинца краска, попадающая в организм ребёнка в виде мельчайших частиц, или пыли. С конца прошлого века производство такой краски запрещено. Однако её следы в почве присутствуют до сих пор, причём повсеместно. В почве же скопился свинец, выброшенный в атмосферу с выхлопными газами автомобилей, работавших на этилированном бензине. Вполне современный источник опасности того же рода – отсутствие культуры потребления и утилизации бытовых отходов в виде сложной техники, при производстве которой были использованы тяжёлые металлы и радиоактивные вещества. За границей такая продукция организованно утилизируется производителями отдельно от прочих бытовых отходов. У нас всё это пока сваливается в общую кучу и нередко валяется под ногами – как, например, отработанные элементы электропитания (батарейки). Отравление у детей наступает тогда, когда они берут в рот предметы, покрытые пылью с примесью тяжёлых металлов, или руки, испачканные этой пылью.

Все современные игрушки требуют внимания на предмет их безопасности. Педиатры-гигиенисты советуют при покупке игрушки для маленького ребёнка, выбрав ту, которая понравилась взрослому, сразу её понюхать. При наличии малейшего химического запаха от покупки следует отказаться. Если с этим вопросом – порядок, нужно проверить симметрию основных деталей. Допустим, что у собачки лапы разной длины или у зайца глаза смотрят в разные стороны («один – на вас, а другой – в Арзамас»). Можно быть уверенным, что этот товар завезён нелегально или сделан в «левой» мастерской, опять же с опасностью использования «не тех» материалов. Хороший производитель всегда отбраковывает неудачные экземпляры игрушек. Нужно также прочитать в сертификате, какой наполнитель у мягкой игрушки. Синтетический пух предпочтительнее синтепона. Если внутри – гранулы, то игрушка должна иметь не менее двух слоёв ткани.

При покупке игрушки важен возраст ребёнка. Малыша могут напугать огромные плюшевые звери. Специалисты советуют покупать ребёнку до 6 лет мягкие игрушки массой до 400 граммов. До трёх лет рекомендуются игрушки, полностью сшитые из хлопковой ткани. Такие игрушки должны продаваться в индивидуальной упаковке. При покупке упаковку следует открыть и проверить на прочность швы и крепление частей, чтобы малыш не смог, например, откусить у игрушки уши, нос или глаза…

Итак, в лекции конкретизированы с разной полнотой такие компоненты среды при развитии ребёнка в первом («дошкольном») детстве, как его родители с их стилем поведения, братья и сёстры, сверстники и некоторые опасности. Далее речь пойдёт уже о собственно психическом развитии ребёнка в первом детстве.

 

Задания по «ЛК-15. Среда развития в первом детстве»

1. «Стили родит. поведения…» Что Вы можете о них сказать, в общем?

2. «Влияние стиля родит. поведения на развитие ребёнка…» Что Вы можете о нём сказать, в общем?

3. «В оптимальном случае сочетание родителями контроля свы­ражением любви и одобрения...» Как раскрывается?

4. «Отношения детей в дошк. возрасте со своими братьями и/или сестрами…» Что Вы можете о них сказать, в общем?

5. В различных культурах порядок рождения играет разную роль. Роберт Ливайн, антро­полог из Гарвардского университета, сравнил аме­риканские семьи с кенийскими, где несколько семей, и родители, и дети, могут ютиться в одной хижине, так что дети несколь­ких матерей воспитываются вместе. В американской семье первенец – зачастую единственный ребёнок в доме, имеющий свою комнату и собственные вещи; он в любое время может рассчитывать на внимание родителей, если ему захо­телось поговорить или поиграть с ними. В какой культуре порядок рождения больше влияет на развитие ребёнка? Аргументируйте своё решение. Ответ оформите по аналогии с предыдущими.

6. «Развитие агрессии и просоциального поведения в дошк. детстве объясняется…» Чем?

7. «Уровни соц. взаимодействия дошк-ков со сверстниками…» Что Вы можете о них сказать?

8. «Популяр­ность дошк-ков связана с развитием их соц. поведения…» Какова эта связь?

9. «Роль воображаемых товарищей в развитии соц. поведения…» Что Вы можете сказать об этой роли?

10. «По-моему, в число основных опасностей для ребёнка-дошкольника входят…» Какие опасности? Используйте при ответе опыт собственных впечатлений.

_____________________________________