ЛК-22. Соблюдение гигиены у детей с недостатками развития

1. Сложности и трудности соблюдения гигиены

2. Приучение к опрятности (начало)

 

1. Сложности и трудности соблюдения гигиены

Напомню, что сложности – объективны, они присущи действительности. А трудности – субъективны: их испытывает носитель активности, преодолевающий объективные сложности.

За некоторыми малышами очень трудно ухаживать. Некоторых малышей трудно умывать и купать.

Когда младенцев купают, они обычно плещутся и брызгаются, поэтому приходится следить за тем, чтобы они не оказались в воде с головой.

Купание малыша требует от опекающих их взрослых полной сосредоточенности. Как правило, малышей с недостатками развития купать ещё сложнее, чем обычных детей. Их мышцы могут внезапно напрягаться, а тело – деревенеть, и их бывает очень тяжело удерживать.

Возможно, Вам придётся помещать малыша в ванне каким-нибудь специальным способом. Вы можете использовать пластмассовое кресло-лежак, другое приспособление для мытья младенца или просто махровое полотенце.

Мышцы Вашего малыша могут непроизвольно расслабляться, и он постоянно будет выскальзывать у Вас из рук.

Некоторые малыши с недостатками развитиязасовывают в рот мыло,и за этим тоже необходимо следить. Особенно если мыло оформлено как игрушка. В этом случае, возможно, лучше мыть ребёнка жидким мылом или шампунем.

Некоторые проблемные малыши любятопускать лицо в воду и не вытаскивают его даже для того, чтобы дышать. Иногда, опустив лицо в воду, они делают там вдох. Это очень опасно.

Поэтому каждое купание малыша следует тщательно подготавливать. И следует распределять свои действия в это время так, чтобы Ваше внимание всегда было сосредоточено на ребёнке. Никогда не оставляйте малыша одного в ванне, даже на несколько секунд.

Никогда не опускайте ребёнка в ванну сразу. Всегда следует удостовериться в том, что вода не слишком горяча. У многих малышей с недостатками развития кожа очень чувствительна, и они не могут, как обычные дети, купаться в такой горячей воде.

Кроме того, таким малышам трудно понять самим и трудно сообщить Вам, что вода для них чересчур горяча. Если Вы не умеете правильно определить, насколько горячей должна быть вода, пользуйтесь термометром. Купая ребёнка, не разрешайте ему играть с кранами. Малыш может испугаться и/или обжечься, если, играя, внезапно откроет кран с горячей водой.

Купание является весьма подходящим случаем, чтобы подключить отца к жизни ребёнка. Иногда малыша трудно купать одной матери, и тогда дополнительная пара рук будет весьма кстати. В других случаях отец, купая малыша, даёт матери возможность немного передохнуть.

Перед купанием оденьтесь так, чтобы не бояться намокнуть. Возможно, Вам стоит надеть непромокаемый передник. Вначале его стоит опробовать: он может быть очень скользким и может затруднять удерживание малыша; или же этот передник может чересчур нагреваться в жаркую погоду. Купать малыша лучше там, где Вы не будете бояться облить стены водой или забрызгать их. Перед купанием необходимо приготовить чистые полотенца.

Очень важно, чтобы купание доставляло радость и ребёнку, и купающим его взрослым. Для этого следует постараться организовать его должным образом. Игра в воде полезна для всякого малыша. А для малыша, у которого затруднены движения, такая игра просто необходима! Потому что в тёплой воде он может двигаться свободнее, чем где бы то ни было.

Малыши с недостатками зрения в воде могут тренировать своё осязание, когда они играют с резиновой уткой, с мокрым полотенцем, с губкой, с любой пластмассовой игрушкой.

Во время купания малышу хорошо поупражняться, наполняя водой пластмассовые кружки, стаканчики, а потом выливая воду обратно в ванночку. Хорошо также поиграть, бросая резиновый мяч, который плавает на поверхности воды.

Малыши, которые плохо слышат , в ванной могут хуже реагировать на Ваши слова, так как плеск воды будет заглушать то, что Вы им говорите.

Все сложности, связанные с купанием, могут заставить Вас отнестись к купанию как к тяжёлой обузе. И, время от времени, Вы можете захотеть пропустить купание.Однакокупаниедолжно быть ежедневной процедурой.Эта процедура особенно важн? для детей с недостатками развития, поскольку такие дети не всегда могут в?время пожаловаться на зуд или на другие неприятные ощущения. Кроме того, чаще обычных детей дети с недостатками развития легко могут покрываться сыпью или язвочками.

Мойте малыша тщательно, не пропуская ни одной кожной складки.

Очень важно также тщательно и осторожно вытирать малыша. Тогда на его коже не будет покраснений, потёртостей и других нежелательных последствий.

Некоторых малышей с недостатками развития приходится купать несколько раз в день. Потому что такие малыши проливают на себя пищу и чаще обычных детей пачкают штанишки, делая в них свои большие и маленькие дела. Они часто слюнявят свою одежду. И ребёнка приходится чаще купать, чтобы от него не шёл неприятный запах. Иногда даже возникает впечатление, что малыша надо уже купать снова, хотя Вы буквально только что убрали ванночку…

Относитесь к этому возможно более спокойно. Ведь малыш вовсе не хочет добавить Вам лишние хлопоты.

Чтобы купание не казалось Вам унылым и тяжёлым занятием, воспринимайте его как процедуру, без которой Вы не сможете содержать малыша в чистоте. Кроме того, время купания благоприятно для разговоров и игр с малышом. Это также прекрасная возможность и для того, чтобы обучать малыша различать и называть части своего тела.

Можно договорится с кем-нибудь из близких Вам людей, чтобы время от времени купал(а) ребёнка он(а). А Вы в это время могли бы заняться чем-то другим или просто отдохнуть. После такого перерыва Вы станете получать от ежедневного купания малыша больше удовольствия.

 

2. Приучение к опрятности (начало)

2.1. Некоторые малыши с трудом приучаются ходить на горшок.

Возможно, Вам придётся пользоваться пелёнками (подгузниками, памперсами) дольше, чем это приходится делать с обычными детьми. Вполне разумно будет подождать до того времени, когда Ваш малыш подготовится к обучению ходить на горшок. И обязательно надо помогать малышу осваивать это поведение. По мере того, как ребёнок растёт, умение ходить на горшок приобретает всё б?льшую значимость.

Малыши иногда не хотят садиться на горшок, а иногда они любят сидеть на горшке, но при этом ничего не делают. И нередко делают свои дела в штаны, как только встают с горшка.

Также малыш может описать штанишки и продолжать играть.

Все малыши время от времени себя ведут таким образом; однако Ваш ребёнок может делать это всегда.

Обучение поведению, обеспечивающему опрятность (ходить на горшок), нельзя проводить от случая к случаю. Таким обучением надо заниматься постоянно, и только тогда будет какой-то эффект.

Если Вы бываете настолько заняты, что не можете на протяжении всего дня следить за тем, когда малышу понадобится горшок, то лучше подождать и подержать малыша в пеленках (подгузниках, памперсах) ещё некоторое время. Как долго это следует делать, Вы должны решить сами.

Вообще это зависит от здоровья малыша и от Вашего собственного здоровья.

Это также зависит и от того, посещает ли малыш ясли, и готовы ли работники яслей помогать Вам учить малыша пользоваться туалетом.

Если Вы ждёте в скором времени появления нового ребенка, если Вы должны лечь на операцию, уехать в отпуск и т. д., то стоит подождать, пока это экстраординарное событие закончится.

При этом необходимо позаботиться, чтобы одно экстраординарное событие не сменялось другим. От обучения пользоваться горшком (туалетом) никто не получает удовольствия. Это обучение всегда требует времени и терпения.Время и терпение необходимы даже в том случае, если дети легко и быстро осваивают эти поведенческие формы, и у них быстро формируются соответствующие навыки.

Вашего малыша можно начать обучать пользоваться горшком, когда его пелёнки (подгузники, памперсы) будут оставаться сухими на протяжении, по меньшей мере, двух часов подряд. К этому моменту мочевой пузырь ребёнка становится уже достаточно большим для того, чтобы удерживать некоторое количество мочи. А мускулы становятся достаточно развитыми, чтобы открывать и закрывать мочеиспускательный канал. Как правило, к этому же времени у малыша появляется регулярный стул один или два раза в день. Причём обычно ребёнок одновременно испражняется и «по большому», и «по маленькому».

2.2. Вы поможете малышу наладить выделительные процессы , если:

- будете кормить его в одно и то же время,

- будете давать ему пить в промежутках между кормлениями также в одно и то же время,

- будете укладывать его спать в одно и то же время,

- будете следить за тем, чтобы он достаточно много двигался и играл.

Чтобы стул был регулярным, малышу надо есть много овощей и фруктов, а также каши для формирования каловых масс.

Если у малыша нерегулярный стул, стоит обратиться к врачу, чтобы он назначил малышу особую диету. Если же различные способы добиться регулярного стула у малыша оказались безуспешными, необходимо специальное обследование, чтобы определить причину сложностей со стулом.

Иногда дети с физическими недостатками не могут управлять мышцами, ответственными за выделение, и нуждаются в том, чтобы выделение осуществлялось особыми способами.

Однако большинство малышей – в том числе и с недостатками развития – вполне способны научиться ходить на горшок.

Даже те малыши, которые ещё не говорят настолько хорошо, чтобы сказать, что им надо на горшок, могут сообщитьВам об этом как-нибудь иначе. Даже те малыши, которые слишком плохо двигаются, чтобы добраться до горшка, могут сообщить Вам, что им требуется горшок. Но научиться пользоваться горшком эти малыши смогут, если только Вы будете регулярно их высаживать на горшок.

Однако есть малыши, которые плохо сидят и не могут усидеть на простом горшке. Им можно помочь, используя стульчик с отверстием и со специальными приспособлениями, которые помогут таким малышам сидеть на нём.

2.3. При обучении ребёнка ходить на горшок придётся часто снимать ему штанишки. Опекающие взрослые, конечно, захотят, чтобы малыш научился это делать сам. Поэтому на малыша лучше надевать одежду, которую легко снять. Наиболее удобна для этого одежда, состоящая из двух частей. Тогда и Вы, и сам малыш сможете спускать штаны и снова надевать их, не раздеваясь целиком. Штаны, которые держатся на резинке, удобнее, так как у них не надо застегивать и расстегивать пуговицы или молнию.

Если Вы решили начать приучение малыша к горшку, то имеет смысл сшить для него особые штанишки. Лучше всего подойдут штаны измахровой ткани, которая хорошо держит влагу. В таких штанах описавшийся малыш не доставит слишком много хлопот. Следует также позаботиться о том, чтобы одежду малыша можно было легче стирать. Очевидно, Вам понадобится больше штанишек (или колготок), чем рубашек. Также Вам потребуются дополнительные носочки и лишняя пара обуви, которые малыш мог бы надеть, пока сохнут его описанные штанишки (колготки), носочки и обувь.

2.4. Малыш может и не ощущать , что его мочевой пузырь наполнился, а его прямая кишка готова к испражнению. Опекающие взрослые могут научить ребёнка распознавать эти ощущения. Для этого следует сажать малыша на горшок через небольшие и одинаковые промежутки времени. Сначала – изредка, а потом всё чаще ребёнок будет делать свои большие и маленькие дела в тот момент, когда сидит на горшке. В этих случаях лучше сразу обнять малыша и похвалить его, говоря: «Молодец! Пи-пи на горшке!», – или любые другие слова, которые кажутся Вам подходящими. При этом ст?ит одним словом обозначать его маленькие дела, а другим словом – большие.

Если слова, употребляемые обычно для обозначения выделительных процессов, Вам неприятны, то Вам следует придумать свои слова.

Сделав это, следует научить этим словам не только малыша, но и всех людей, окружающих его и общающихся с ним. Если все окружающие взрослые люди будут пользоваться одними и теми же словами для обозначения его маленьких и больших дел, то малыш не будет путаться с их обозначением, и осознание малышом всего происходящего будет более успешным.

2.5. Нач?вшееся обучение пользоваться горшком не следует прерывать. Конечно, исключения могут быть при каких-либо чрезвычайных семейных событиях или при серьёзной болезни малыша. Однако такое обучение должно быть систематическим. Высаживать малыша на горшок следует через каждый час не больше, чем на пять минут подряд.

Высаживать на горшок следует утром сразу после сна, а также:

перед едой,

после еды,

между завтраком и обедом,

между обедом и ужином,

перед купанием

и перед сном.

Подобный режим может показаться Вам слишком обременительным по времени. Однако постарайтесь, чтобы и Вы, и Ваш малыш относились к нему как чему-то обязательному и обыденному.

2.6. Старайтесь не подносить малышу горшок, а отводить малыша к горшку . Если малыш будет идти сам, это станет условием для того, чтобы у него складывалось впечатление, будто это он сам садится на горшок, а не взрослые его туда сажают.

Перед тем, как высадить малыша на горшок, назовите его по имени. А потом скажите: «А теперь сядем на горшок». Затем, проговаривая каждое действие, покажите ему, как снимаются штанишки (например, на кукле). Если есть время, пусть малыш попробует сделать то же сам.Результат тоже стоит отметить: «Вот и сняли мы штанишки».

После этого посадите малыша на горшок или же помогите ему сесть самому.

Пока малыш сидит на горшке, будьте рядом. Но в это время с ним не разговаривайте и не отвлекайте его игрушками. В течение дня эту процедуру Вам придётся повторять много раз. Поэтому неподалёку от того места, где будете высаживать малыша на горшок, положите что-то для просмотра или для лёгкого чтения: книгу или журнал. Желательно, чтобы в поле зрения были и часы. Можно воспользоваться и песочными часами, рассчитанными на 5 минут, в течение которых следует удерживать малыша на горшке. И не следует допускать, чтобы малыш оставался на горшке слишком долго. Потому что, заскучав, он может начать играть со всем тем, что попадётся ему под руку. Это может быть и туалетная бумага, и всё, что угодно, оказавшееся в сфере досягаемости малыша, в том числе и содержимое горшка...

Важно помнить: если ребёнок сидит на горшкедольше, чем пять минут, ему будет трудно понимать и усваивать, что ему при этом следует делать.

После пятиминутного пребывания на горшке поднимите малыша и вытрите ему попку, опять-таки проговаривая свои действия. Опять-таки начать следует с обращения по имени и со слов: «…Теперь встаёт». Наденьте на него штанишки или помогите ему сделать это самому, сопровождая эти действия словами: «…Теперь надеваем штанишки». Затем опорожните горшок и вымойте его.

Ребёнок может выразить желание помогать Вам – например, держать горшок, когда Вы его опорожняете.

Не препятствуйте ему в этом. Он научится чувствовать свою ответственность за всю туалетную процедуру. Проговаривайте все совместные действия. Потом помогите малышу вымыть ручки, произнеся сначала имя малыша и слова: «…Будет мыть ручки», – а потом проговаривая совместные действия. Если же ребёнок не хочет помогать Вам опорожнять горшок, сначала вымойте руки малыша, а затем уже мойте горшок.

Опекающим взрослым важно не забывать и самим мыть руки до перехода к другим домашним делам. У большинства малышей с недостатками развития ниже, чем у обычных детей, защитные силы организма и больше его инфицированность. Поэтому опекающие взрослые, забывающие выполнять элементарные правила гигиены и, прежде всего, не моющие тщательно руки с мылом после каждой туалетной процедуры с малышом, могут невольно становиться разносчиками инфекции…

Итак, в этой лекции рассмотрены сложности и трудности соблюдения гигиенических норм при уходе за детьми с недостатками развития. Также раскрыты некоторые вопросы приучения малышей к опрятности. Конкретизация этой темы будет завершена на следующей лекции.

Литература

Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям: Пер. с англ. / Под ред. Д. В. Колесова. – М.: Педагогика, 1988. С.171-188.

_______________________________

 

Задания по «ЛК-22. Соблюдение гигиены у детей с недостатками развития»

Завершите начатые высказывания:

«1. Сложности ухода за детьми с недостатками развития, в общем:

1а. проявляются в… » В чём?

«1б. зависят, прежде всего, от …» От чего?

«1в. влияют, скорее всего, на …» На что?

«2. Трудности ухода за детьми с недостатками развития, в общем:

2а. проявляются в … » В чём?

«2б. зависят, прежде всего, от …» От чего?

«2в. влияют, скорее всего, на …» На что?

«3. По-моему, преодоление сложностей и трудностей ухода за особыми детьми возможно, прежде всего, …» При каких условиях?

«4. Основные условия для целенаправленного приучения к опрятности ребёнка с недостатками развития это …» Какие?

«5а. Думаю, что основные препятствия при целенаправленном приучении к опрятности ребёнка с недостатками развития это … » Перечислите их.

«5б. По трудности преодоления названные препятствия ранжируются следующим образом (от самого трудного – № 1): …» (Указание: вновь перечислив в ответе 5б ранжированные по трудности препятствия, в ответе по предыдущему пункту (5а) проставьте ранги над каждым из названных препятствий).

«6а. Регулярность дефекации у ребёнка свидетельствует о …;» О чём?

«6б. а нарушение регулярности дефекации – это свидетельство …» Чего?

«7. Основные общие условия для формирования опрятности у ребёнка – это …» Какие?

________________________________________