ПЗ-13. Раннее детство

Цель работы – осознание основных этапов психического развития ребёнка в раннем детстве по проявлениям этого развития в детских высказываниях.

Задание. Работа состоит из двух частей и выводов.

Предлагаются 19 детских высказываний (N=19), из числа присланных родителями детей в возрасте от полутора до трёх лет в редакции различных газет С.-Петербурга и опубликованных на их страницах в 2002-2010 гг.

Будем руководствоваться моделью раннего детства по Ю.Н. Каранд?шеву, выделившему в нём две стадии и четыре этапа (см. ЛК-12).

В первой части работы (Ч.1. Категоризация высказываний) в соответствии со взятой моделью раннего детства нужно распознать вероятный психологический возраст у автора каждого высказывания – нужно отнести высказывание к одной из четырёх категорий, к тому или иному этапу раннего детства.

Работа оформляется в виде таблицы высотой около трети от высоты страницы протокола с четырьмя столбцами. Ниже приводится образец оформления таблицы – её «шапки» и заполнения ячеек. Начальными буквами кириллицы обозначены порядковые номера детских высказываний в их перечне.

Раннее детство

Стадия безусловной речи

Стадия условной речи

Восприятие и

понимание речи

Речепорождение

Спрашивание

Сочинительство

а.а.а.

б.б.б.

в.в.в.

г.г.г.

Во второй части работы (Ч.2. Аргументация восьми вариантов категоризации) выбираются любые восемь детских высказываний из предложенного их перечня N=19. Перечень их номеров заносится в протокол: «Выбраны №№ …».

Для каждого из восьми взятых высказываний в последовательности возрастания их порядковых номеров приводится аргументация:

«Думаю, что автор высказывания № … находится на этапе …, п. что …» Почему? (Методическое указание: Аргументация состоит из двух частей: а) объективной (с опорой на признаки самого высказывания) и б) субъективной: с опорой на осознание отвечающим собственной познавательной позиции).

 

Выводы

1. Впечатления. Что Вы испытали, знакомясь с детскими высказываниями:

1а) Какие чувства у Вас возникли? (Начните ответ так: «1. Впечатления: 1а) Чувства: …»);

1б) Какие мысли появились? («1б) Мысли: …»);

1в) Какие намерения? Что захотелось сделать или как будто бы захотелось, если бы Вы оказались так или иначе причастны к ситуациям порождения этих высказываний? («1в) Намер.: …»).

2. Завершите начатые высказывания:

«2. При распознавании психол. возраста:

2а) обнаружение его признаков в детск. высказ-ии … » Что Вы можете о нём сказать?

«2б) различение четырёх этапов развития …» Что Вы можете о нём сказать?

«2в) опознание детск. высказ-я как свидетельства опред. этапа …» Что Вы можете о нём сказать?

3. Раскройте прагматику работы на ПЗ-13:

«3а) Думаю, что объективное значение работы на ПЗ-13 в рамках курса ДП …»В чём?

«3б) Субъективный смысл моей работы на ПЗ-13 заключается …»В чём?

_______________________________________

 

Перечень детских высказываний

1. Света приходит с мамой в гости к бабушке и с порога кричит: «Баба! Хочу тебя и чай с мамоном!»

2. Сашенька сидит на горке, боится спуститься и кричит маме и бабушке: «Старушечки мои! Спасите меня!»

3. Настенька получила от старшей сестры «приз» – бумажную рыбку. Долго рассматривала, а потом поинтересовалась: «Наташа, ты её специально для меня сделала?» – «Нет…» – «А почему же она такая страшная?..»

4. Мама рисует Пете телевизор, а экран закрашивает. Петя спрашивает: «А где Хрюша и Степашка?» – «Нет их. Видишь, телевизор не работает». – «Ну так включи его!»

5. Соня идётс мамой. Из подъезда выходит хозяин с собачкой, которая начинает лаять. Соня ей говорит: «Не лай. Писать иди. Хороший мальчик».

6. Лето. На даче. Бабушка собирается поливать огурцы. Люба спрашивает: «Что ты, бабушка, будешь поливать?» – «Огурцы». – «Какие огурцы – свежие или солёные?»

7. Женечка обращается к тёте Кате: «Катя, сколько ты можешь пить воду? Ты что, совсем засохла?»

8. Соня смотрит, как бабуля замеряет давление, пользуясь электронным аппаратом. Вот как-то аппарат не сработал и показал нуль. Бабуля от неожиданности вскрикнула: «Ой, давления нет!», – на что Соня сказала: «А ты купи его, баба».

9. У Арсения воспитатель в детском саду спрашивает: «В каком городе ты живешь?» – «В Петербурге» – «А на какой улице?» – «Я на улице не живу, я на улице гуляю…»

10. Алёша, придя домой с праздника ёлки в яслях, спросил у мамы:«Мама, а Отчизна – это большая и красивая ёлка?» – «Почему ты так думаешь?» – «А мы ходили вокруг ёлки и пели: «Славься, Отчизна наша великая»…»

11. Арине мама читает книжку про Буратино: «"Ох, на беду я сделал себе деревянного мальчишку…", – сказал папа Карло». Арина говорит: «Надо было девочку сделать!»

12. Бабушка приготовила котлеты. Ильюша съел, и бабушка интересуется: «Вкусно?» – «Нет, бабушка, не вкусно, но очень полезно!»

13. Летом на даче во время обеда Денису на руку садится комар. Он его снимает с руки, кладёт в суп и говорит: «Не ешь меня, а ешь суп!»

14. «Даша, колготки сухие?» – «Сухие. Сейчас написаю…»

15. По пути в детский сад Регина говорит: «Мамочка, я не хочу есть суп в садике». – «Почему? Он такой невкусный?». – «Нет, он вкусненький». – «???». – «А я потом, после супа, не хочу ложиться спать»

16. Володя увидел, как мама убирает его постель и говорит: «Мамочка, ты не забудь и бабушкину берлогу убрать»

17. Настя отдёргивает руку от кошки, с которой играла: «Фроська, зачем ты меня укусила? Я же не мясо!»

18. Регина гуляет с мамой на детской площадке. Недалеко проходит железная дорога. Регина всегда отмечает проходящую электричку. Однажды, показывая на неё пальцем, она говорит: «Ой, мама, смотри!» – «А что это такое?» – «Поезд». – «А как ещё называется поезд?» – «Электричка». – «А ещё знаешь какое-нибудь название?» – «Вагоны!»

19. Вика лежит в постели.«Спокойной ночи, доча! Тебе уже, наверное, сон про зайчика снится…» – (Отвечает сонным голосом): «Нет, пока ещё только реклама…»

____________________________________