ПЗ-09. Психологические условия пренатального развития

Цель работы – осознание личностных предпосылок для формирования конструктивной родительской позиции.

Основной источник: Захаров А.И. Ребёнок до рождения и психотерапия последствий психических травм. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 144 с.

А.И. Захаров использует, в частности, понятия «родительский инстинкт» и «родительские чувства». Тем самым при обсуждении темы деторождения и, шире, всеобъемлющей темы человеческих отношений, учитываются индивидный и личностный уровни характеристики человека. Как врач и психолог, А.И. Захаров выделяет объективные и субъективные препятствия для того, чтобы родительский инстинкт созревал, развивался и чтобы на его основе формировался гармоничный ансамбль родительских чувств, обретающий у каждого человека личную окраску.

В рамках ПЗ-9 производится учебное моделирование ситуации психотерапевтического анамнеза: «как будто бы» восстанавливается жизненная ситуация предподготовки к зачатию ребёнка.

Предлагаются два задания, подготовленные по материалам названной книги А.И. Захарова. При выполнении обоих заданий важно, чтобы исполнитель занимал вполне определённую человеческую позицию – реальную или воображаемую (приняв на себя чью-то роль), – но именно одну в обоих случаях. Предлагается сделать выводы по результатам выполнения каждого задания и общие выводы по всему занятию.

 

Задание 1. Выявление объективных препятствий для формирования конструктивной родительской позиции

Предлагаются 42 суждения (см. приложение 1) и таблица для регистрации выражения отношения к этим суждениям. Воспринимающий каждое суждение может быть согласен с ним, и тогда даётся ответ «да» в первом столбце для ответов. Воспринимающий суждение может быть не согласен с ним, и тогда даётся ответ «нет» в третьем столбце для ответов. Возможно также неопределённое отношение к суждению, и тогда даётся ответ «трудно сказать» («тр.ск.») во втором столбце для ответов. Желательно по каждому суждению выражать всё-таки определённое отношение: «скорее да» и тогда – «да» или «скорее нет» и тогда – «нет».

Таблица для ответов из трёх частей по ширине страницы, с четырнадцатью рабочими строками в каждой части, оформляется в пределах одной страницы протокола (без переноса на другую страницу!) по образцу:

Объективные препятствия

 


№№

пп

Ответы

да

тр.

ск.

нет

1

     

2

     

     

13

     

14

     

№№

пп

Ответы

да

тр.

ск.

нет

15

     

16

     

     

27

     

28

     

№№

пп

Ответы

да

тр.

ск.

нет

29

     

30

     

     

41

     

42

     


Заполнив таблицу, приступаем к обработке ответов. Для этого переходим к тексту на следующей странице.

Сначала проставим шкальные отметки в каждой строчке справа от поля ответов для шкалы «своеобразие детского опыта» (СДО). Шкалу составляют девять суждений с порядковыми номерами: 1. 2. 3. 9. 18. 23. 25. 27. 39. При положительных ответах по этим пунктам («да») выставляем нуль (0), при «тр.ск.» – единицу (1), при отрицательных ответах («нет») – двойку (2).

Суммируем отметки по девяти пунктам с порядковыми номерами: 1. 2. 3. 9. 18. 23. 25. 27. 39., – и запишем сумму: СДО=?

Показатель «своеобразия детского опыта» (СДО) находится в пределах от 0 до 18 баллов. Чем меньше этот показатель, тем, в общем, легче и естественнее формируется конструктивная родительская позиция. Чем больше показатель СДО, тем труднее стать конструктивным родителем, тем больше усилий потребуется для этого. Низкий показатель СДО – в пределах 0?3, ниже среднего – 4?7, средний – 8?10, выше среднего – 11?14, высокий – 15?18.

Следующий шаг – простановка шкальных отметок по основной шкале – по шкале «объективных препятствий» для формирования родительской позиции (ОП). Проставим их опять-таки в каждой строчке справа от поля ответов по всем оставшимся 33-м пунктам из 42-х.

При положительных ответах («да») по пунктам этой шкалы выставляется двойка (2), при «тр.ск.» – единица (1), при отрицательных ответах («нет») – нуль (0).

Суммируем отметки теперь уже по всем 42-м пунктам таблицы и запишем сумму: ОП=?

Показатель «объективных препятствий» для формирования родительской позиции (ОП) находится в теоретических пределах от 0 до 84 баллов. Чем больше этот показатель, тем, в общем, сложнее жизненная ситуация, тем больше усилий требуется приложить человеку для преодоления препятствий на пути формирования его конструктивной родительской позиции. Низкий показатель ОП находится в пределах 0?10, ниже среднего – 11?30, средний – 31?52, выше среднего – 53?73, высокий – 74?84.

Сделаем выводы по результатам выражения своего согласия/несогласия с предложенными суждениями, раскрывающими «объективные препятствия» для формирования родительской позиции.

1. «Показатель своеобразия детского опыта (СДО)…» Каков он? Какое место занимает он на соответствующей шкале, в пределах от 0 до 18 баллов?

2. «Показатель объ-х преп-й для формир-я род. поз. (ОП) …» Каков он? Какое место занимает он на соответствующей шкале, в пределах от 0 до 84 баллов?

3. «Психологическая информативность этих показателей: (…)

3а) определяется тем, что … » Чем она определяется? Или: От чего она зависит?

3б) заключается … » В чём? Или: Каково психологическое содержание этих показателей? (Методическое указание – подсказка: см. примеры суждений).

3в) позволяет детскому психологу … » Что делать? Или: Для чего нужны эти показатели?

4. «В отличие от ситуации ПЗ, в жизненной ситуации практический детский психолог обычно получает подобную информацию …» Как? Откуда? Посредством каких частных методов?

 

Задание 2. Выявление субъективных препятствий для формирования родительской позиции

Предлагаются 60 суждений (см. приложение 2), раскрывающих различные аспекты субъективного состояния человека. Согласие с суждением, а также скорее согласие, чем несогласие, будем фиксировать, записывая порядковый номер этого суждения в строчку, через запятую, после маркера в начале этой строки: « Субъ. преп. (СП), №№ пп.:». Несогласие, а также скорее несогласие, чем согласие, будем выражать отсутствием реакции на суждение (т.е. ничего не пишем в протоколе).

Итак, начнём работу. После подзаголовка «Задание 2. Субъект. препятствия» в начале свободной строчки напишем:

«Субъ. преп. (СП), №№ пп.:…», – и далее, если воспринятое суждение Вам подходит, то его номер записываем в протокол, а если не подходит, то ничего не пишем.

Отреагировав на все суждения списка в приложении 2, в конце рабочей строки ставим знак «=». Подсчитаем количество суждений, с которыми выражено согласие, или количество чисел в строке, или количество порядковых номеров. Но не сумму самих номеров! (Сумма самих номеров в данном случае не имеет никакого смысла). Запишем: СП=?

Показатель «субъективных препятствий» для формирования родительской позиции (СП) находится в теоретических пределах от 0 до 60 баллов. Чем больше этот показатель, тем, в общем, сложнее субъективное состояние человека. Тем более вероятно, что для оптимизации этого состояния потребуется участие профессионала – психолога, психотерапевта. С его помощью человек «расширяет своё сознание» и находит в себе силы для изменения своей субъективной позиции. А преодолев имеющийся личный дискомфорт, человек может далее прилагать усилия и для преодоления (в частности, для осознанного переживания) объективных препятствий на пути формирования его конструктивной родительской позиции.

Низкий показатель СП находится в пределах 0?7, показатель ниже среднего – 8?22, средний – 23?37, выше среднего – 38?52, высокий – 53?60.

Сделаем выводы по результатам выражения своего согласия/несогласия с предложенными суждениями, раскрывающими «субъективные препятствия» для формирования родительской позиции.

1. «Показатель выраженности «субъективных препятствий» (СП)…» Каков он? Какое место занимает он на соответствующей шкале, в пределах от 0 до 60 баллов?

2. «Психологическая информативность этого показателя: (…)

2а) определяется тем, что … » Чем она определяется? Или: От чего она зависит?

2б) заключается … » В чём? Или: Каково психологическое содержание этого показателя? (Подсказка: см. примеры суждений).

2в) позволяет детскому психологу … » Что делать? Или: Для чего нужен этот показатель?

3. «В отличие от ситуации ПЗ, в жизненной ситуации практический детский психолог обычно получает подобную информацию …» Как? Каким образом? Посредством каких частных методов? (Если можете, то приведите пример какой-нибудь специальной методики для диагностики субъективного состояния человека).

 

Выводы

Закончите начатые высказывания:

«1. Думаю, что в контексте работы детского психолога при осознании им личностных предпосылок для формирования у его клиента конструктивной родительской позиции актуальны:

1а) в общем, …» Что актуально? «1б) А в частности, по-моему, …» Что актуально?

«2. Думаю, что пренатальное развитие и его психологические условия находятся, в общем, в отношениях …» В каких отношениях? (Методические указания – подсказки: 1) что их (а) объединяет и (б) связывает?; 2) каковы основные характеристики тех и других отношений?).

«3. Думаю, что отношения между фактическими условиями пренатального развития и рекомендациями специалистов …» Каковы эти отношения? ( Подсказка: см. п.1 в ЛК-9).

«4. Психологические условия пренатального развития на ПЗ-9…» Что Вы можете сказать о проделанной работе, в общем и в частности?(«4а)в общем, …»; «4б) в частности, …»)

___________________________________________________

 

Приложение 1 к ПЗ-9 по ДП

Объективные препятствия для формирования родительской позиции

1. Я был(а) долгожданным ребёнком

2. Я родился (родилась) в своё время (вовремя)

3. Я был(а) желанным ребёнком

4. Я был(а) случайным ребёнком

5. Когда я появился (появилась) на свет, родители ждали ребёнка другого пола

6. Я родился (родилась) преждевременно (на срок больше двух недель)

7. Я родился (родилась) позже срока (на срок больше двух недель)

8. Роды у моей матери проходили трудно

9. Появившись на свет, я сразу закричал(а)

10. При моём появлении на свет мне нанесли травму

11. Когда я появился (появилась) на свет, меня долго не при­носили к матери

12. Когда я родился (родилась), я был(а) беспокойным, нервным ребенком

13. Говорят, что во младенчестве я «путал(а) день и ночь»

14. В детстве я часто и подолгу болел(а)

15. Я подвержен(а) аллергии

16. Я подвержен(а) частым инфекциям

17. С детства меня чрезмерно опекали взрослые

18. Насколько себя помню, я всегда был(а) самостоятельным (самостоятельной)

19. В детстве мне часто не хватало заботы и внимания взрослых

20. В детстве я часто был(а) предоставлен(а) сам(а) себе и не знал(а), чем заняться

21. В детстве меня часто кому-то перепоручали (бабушкам, дедушкам, иным родственникам)

22. В детстве меня отдали в ясли

23. Я помню, что ходил(а) в детский сад

24. В детстве я жил в интернате

25. С учителями по жизни мне обычно везло

26. Родительские (воспитательские) ожидания и требования к моим успехам были чрезмерны

27. Родители (воспитатели) делали всё возможное и невозможное для развития моих способностей

28. Родители (воспитатели) без всякой меры нагружали меня всякими занятиями

29. Родители (воспитатели) меня порицали и наказывали, если мои достижения (успехи) не оправдывали их ожиданий

30. В детстве обращение со мной было подчёркнуто строгим и принципиальным

31. В детстве со мной обращались чрезмерно мягко и уступчиво

32. Родители (воспитатели) часто были недовольны мной из-за моей повышенной активности

33. Родители (воспитатели) часто были недовольны мной из-за проявлений моего ха­рактера

34. Мои интересы и увлечения часто не нравились родителям (воспитателям)

35. У взрослых не было согласия в отношении моего воспитания

36. Из-за моего воспитания между взрослыми возникали конфликты

37. В подходах к моему воспитанию были явные противоречия

38. Бывало, что подходы различных взрослых к моему воспитанию были прямо противоположны (исключали друг друга)

39. Насколько я помню, мои родители (воспитатели), как правило, были спокойны, уравновешены, рациональны

40. У моих родителей (воспитателей) были сильные стрессы

41. У моих родителей (воспитателей) бывали сильные эмоциональные всплески (вспышки, «аффекты»)

42. Для моих родителей (воспитателей) обычно было характерно нервное состояние

__________________________________

 

Приложение 2 к ПЗ-9 по ДП

Субъективные препятствия для формирования родительской позиции

1. Много противоречивых чувств и желаний

2. Чувства и желания не находят приемлемого выхода

3. Преобладает состояние постоянного внутреннего на­пряжения

4. Испытываю беспокойство

5. Заостряется эмоциональная чувствительность

6. Повышена возбудимость

7. Легко обижаюсь

8. Выражена ранимость

9. Всё принимаю близко к серд­цу

10. Легко расстраиваюсь

11. Оживают, становятся яркими, воспоминания

12. Воспоминания вытесняют настоящее

13. Открываются застарелые раны

14. Контакты с окружающими людь­ми усложняются

15. Ухожу в себя, закрываюсь

16. Появляется настороженность и недоверчивость

17. Помимо воли нарастает беспокойство

18. Появляется беспричинная тревога

19. Со­мневаюсь в правильности своих действий

20. Чувствую неуверенность в своих силах

21. Все больше беспочвенных, не сбывающихся предчувствий

22. Преследуют беспочвенные опасения

23. Постоянно какие-то навязчивые мысли

24. Всё труднее чего-то ждать

25. Трудно оставаться в одиночестве

26. Не могу действовать как раньше: однозначно и решительно

27. Настроение выходит из-под контроля

28. Настроение обретает самостоятельность и существует как бы «само по себе»

29. Настроение какое-то неустойчивое и пониженное

30. Преобладает груст­ь

31. Преобладает печаль

32. Исчезла способность радоваться и веселиться

33. Всё труднее удаётся сдерживать себя

34. Утрачиваю самоконтроль

35. Всё труднее сдерживать чувства и желания

36. Всё чаще раздражаюсь

37. Преобладает недовольство чем-либо

38. Требуется всё больше времени на отдых

39. Всё реже удаётся прийти в себя, отдохнуть, расслабиться.

40. Трачу непродуктивно много сил

41. Всё труднее на чём-либо со­средоточиться

42. Трудно поддерживать активность

43. Быстро устаю

44. Замечаю за собой инертность – физическую и психическую

45. Мысли проскальзывают

46. Чувствую упадок сил и отсутствие желаний

47. Утрачен ин­терес к тому, что раньше привлекало

48. На нервной почве нарушается сон

49. Пропадает аппетит

50. Нарушается работа внутренних органов

51. Появляются головные боли

52. Ко­леблется артериальное давление

53. Испытываю спазмы и боли в различных частях тела

54. Дыхание затруднено

55. Проявляются дисфункции кишечника

56. Беспокоит состояние генитальной сферы

57. Защитные силы орга­низма ослаблены

58. Часто и подолгу болею

59. Не могу реализовать свои способности

60. Всё плохо