ПЗ-02. Пример Амалы и Камалы

Пример Амалы и Камалы (Ист.: Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М., 1969. С.219-220; Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте: Пер. с чешск., Прага, 1984. С.29-30  (с изм.)).

Цель работы: осознание основных характеристик человека как носителя психики.

Задание: познакомиться с текстом и затем письменно ответить на вопросы. На каждый ответ выделяется, в среднем, около минуты (до полутора минут). На рисунок отводится 3 (5) мин. Общее время работы - до 50 (60) мин.

...Сообщение индусского миссионера А.Синха подкреплялось подробнейшими дневниковыми записями и фотографиями. В 1940 г. эти материалы обработал и фактически ввел в научный обиход Арнольд Гезелл.

В индийской деревне Годамури А. Синх узнал о «лесном духе», запугавшем  всю округу. Этот «дух» был замечен в волчьей стае.

17 октября 1920 г. специальная экспедиция окружила волчье логово и сетью поймала двух волчат и двоих «лесных детей». Защищавшая их волчица была убита, а два взрослых волка убежали. Оба «лесных ребенка» оказались девочками. Одной было примерно полтора года, её назвали Амалой. Другой было около восьми лет, - её назвали Камалой.

А. Синх оставил описание физического облика девочек. Оно свидетельствует о выраженной приспособленности обеих к жизни в волчьем логове. Позже А. Гезелл предположил, что обе попали к волкам примерно в возрасте полугода (очевидно, в разное время). В волчьих набегах участвовал старший ребенок. Именно его людская молва окрестила «лесным духом». Камала передвигалась на четвереньках, причем так быстро, что на открытой местности поймать её было трудно. Хватала что-либо только ртом. У неё были крепкие ноги и мощные плечи. На коленях, подошвах, локтях и ладонях образовались огромные мозоли. Кожа была исключительно чистой; волосы же слиплись в настоящую шапку.

Четвёртого ноября 1920 года оба ребенка были перевезены в приют, который А. Синх организовал для сирот при своем доме в Минднапуре. Здесь они жили до своей смерти. Амала умерла через год, 21.09.21, от инфекции. Камала умерла также от инфекции, но - через 9 лет, 14.11.29. В течение всей жизни обе были под постоянным наблюдением, и это фиксировалось в дневниках.

Девочки не выносили солнечного света. Днём они спали, тесно прижавшись друг к другу и обнимая друг друга. Ночью же они кричали, пугая работников приюта и детей. Грубый и низкий сначала, этот крик переходил в дрожащий пронзительный вопль, в завывание на очень высокой ноте. Крик был регулярным и звучал трижды в течение тёмного времени суток: примерно в 10 вечера, около часа и около трёх часов ночи. Начинала кричать всегда старшая, Камала.

Девочки боялись людей. Первого ребенка, который, играя, приблизился к ним, Камала покусала. И долго ещё, когда приближался кто-то из детей, особенно во время кормления, Камала угрожающе рычала и скалила зубы. Прежде других девочки начали выделять и принимать женщину, приставленную для ухода за ними. Именно у неё они искали защиты, когда однажды испугались коровы. Причем сближение с людьми и другие позитивные сдвиги в  поведении раньше были отмечены у младшей девочки, у Амалы, но она вскоре умерла.

Уже после её смерти, 9.2.22 г., оставшаяся, старшая девочка, Камала, впервые пыталась встать на колени. Она научилась делать это через 18 дней, к 27 февраля. Второго марта Камала прошла на коленях в выпрямленном положении небольшое  расстояние. Второго сентября она отогнала ворон от падали и с жадностью набросилась на мясо. 18 сентября была зафиксирована её реакция на запах мяса на расстоянии около 70 ярдов (примерно 64 метра). 27 ноября отмечено, что в состоянии голода и жажды произносит что-то похожее на «бхуу-бхуу».

Камала впервые встала на ноги 10.6.23 г., почти через три года после своего появления в приюте. Но первые шаги без посторонней помощи она сделала только в 1926 г., через 6 лет жизни среди людей. Причем бегать так и не научилась до конца своих дней. В течение первых трёх  лет - до сентября 1923 г. - не было замечено ни смеха, ни даже улыбки.  20 января 1924 г. было зафиксировано первое произнесение собственно слова; после этого за год активный словарь вырос до шести единиц.

С 1926 г., начав ходить, Камала стала приемлемым образом включаться во взаимоотношения с приютскими детьми. Работники приюта стали доверять ей простые задачи по обслуживанию и простые рабочие действия. К этому времени Камала обнаруживала сравнительное разнообразие эмоциональных реакций. В 1928 г. она  разговаривала, используя простые короткие фразы.

Камала умерла от инфекции в 1929 г., будучи около 17 лет от роду. По мнению А. Гезелла, если бы этого не случилось, то её «очеловечивание» продолжалось бы примерно до 35 лет. К этому времени она могла бы достичь уровня развития 10-12-летних  детей. Амала, умершая в 2,5 года, могла бы достичь такого уровня к 17 годам.

 

Вопросы:

1. Впечатления. Что Вы испытали, знакомясь с историей Амалы и Камалы:

1а) Какие чувства у Вас возникли?  (Начните ответ так: «1.Впечатления: 1а) Чувства: ...»);

1б) Какие мысли появились?  («1б) Мысли: ...»);

1в) Какие намерения? Что захотелось сделать или как будто бы захотелось, если бы Вы оказались так или иначе причастны к описанным событиям?  («1в) Намер.: ...»).

 

2. Анализ состояния «лесных детей». Каким было вероятное душевное состояние пойманных «лесных детей»? («2. Состояние «лесных детей»:»)

2а) когда они оказались в сетях  возле  волчьего  логова («2а) в сетях -  ...»);

2б) когда их привезли через 18 дней в сиротский приют миссионера А. Синха?  («2б) в  приюте:...»).

 

3. Реконструкция облика и поведения. Какими были  две новые подопечные приюта с точки зрения его работников: (а) Амала и (б) Камала? Дайте краткие характеристики той и другой, исходя из  предложенной  информации и опираясь на свое мышление и  воображение. («Реконструкция облика и поведения: 3а) Амала - ...; 3б) Камала - ...»).

При желании сделайте рисунок обоих «лесных детей» на отдельной страничке; оформите на обороте страницы «шапку» протокола ПЗ-2(5), дополнив середину «шапки» третьей строкой: «П.3. Рек-ция облика и поведения Амалы и Камалы». Вложите рисунок в протокол, а после характеристик обоих «лесных детей» сделайте ссылку (в скобках): «(См. рис.)».

 

4. Обобщите индивидные характеристики Амалы и Камалы в соответствии с принятой моделью человека. Что Вы можете о них сказать? Аргументируйте своё решение. («4. Индивидные х-ки: 4а) Амала - ...; 4б) Камала - ...  П. что ...»).

 

5. Обобщите личностные характеристики Амалы и Камалы в соответствии с принятой моделью человека. Что Вы можете о них сказать? Аргументируйте своё решение. («5. Личностные х-ки: 5а) Амала - ...; 5б) Камала - ... П. что ... »).

 

6. Обобщите индивидуальные характеристики Амалы и Камалы в соответствии с принятой моделью человека. Что Вы можете о них сказать? Аргументируйте своё решение.  («6. Индивидуальные х-ки: 6а) Амала - ...; 6б) Камала - ...  П. что ...»).

 

7. Определения. Дайте определения указанных ниже четырёх понятий. Запишите в протоколе:

«7. Определения:

7а) Человек - это ...»;

«7б) Психика - это ...»;

«7в) Онтогенез - это ...»;

«7г) Онтогенез психики - это ...».

Примечание: Можно воспользоваться любыми источниками: выписать откуда-то, вспомнить услышанное в какой-либо ситуации, придумать, сфантазировать... Источник в каждом случае укажите в скобках («Ист.: ...»).

 

8. Сделайте выводы по практическому занятию, закончив два предложения:

«8. Выводы:

8а) Думаю, что объективное значение работы на ПЗ-2(5) - в ...» В чём?

«8б) Субъективный смысл моей работы на ПЗ-2(5)заключается в ...» В чём?

_________________________________________________