ПЗ-17. Первое детство. Ситуация в детском саду

(Ист.: Красная Е. В., Панферов В. Н. Психологический анализ проблемных ситуаций… // Психологические проблемы развития профессионального сознания педагога-практика. – М., 1992, с. 74-85 (С изм.))

Цель работы – осознание психолого-педагогических условий развития в первом детстве.

Задание : Познакомиться с текстом и письменно ответить на вопросы. На каждый ответ дается около минуты (до полутора минут), на рисунок – 3(5) мин. Общее время работы – до 45 (55) мин.

Света К., пяти лет, ходит в старшую группу детского сада. В детском саду – с трёх лет. Среднего роста, несколько полновата, и это является причиной неуклюжести. Близорука, носит очки. Движения плохо координированы. Спокойная, робкая, неактивная. Старается не привлекать к себе внимание окружающих, обычно сама находит себе занятие. Малообщительна. Если её интересы явно ущемлены, может быть агрессивной.

Света живет с мамой и отчимом. У мамы и отчима есть общий ребёнок – младший брат Светы.

Как-то во время физкультурного занятия Света неудачно выполнила одно упражнение, и это рассмешило детей. Воспитатель, успокоив их, предложила Свете повторить упражнение. На глазах у детей, внимательно на неё смотревших, девочка попыталась сделать то, что нужно, но поскользнулась и упала. Снова раздался смех. После этого случая Света стала с нежеланием ходить на физкультуру, ещё больше замкнулась.

Прошло некоторое время. На прогулке воспитатель организовала спортивную игру, разделив детей на две команды. Команда, в которой оказалась Света, несколько раз проигрывала из-за её нерасторопности. Капитан команды, выражая своё недовольство, указал на физические недостатки Светы и добавил: «Не умеешь играть – не играй!» Девочка отошла в сторону, заплакала и после этого случая, несмотря на все уговоры воспитателя, больше не принимала участие в детских играх.

Вопросы:

1. Какое впечатление вызвала у Вас эта история? Запишите: «1. Впеч-е:», – и сформулируйте его в течение одной – полутора минут.

А теперь конкретизируйте возникшее впечатление, используя психологические основания:

а) Какие чувства у Вас возникли? Запишите: «1а. Чувства: …», – и обозначьте их в течение полуминуты.

б) Какие мысли появились в связи с изложенным? Запишите: «1б. Мысли: …», – и сформулируйте их в течение одной – полутора минут.

в) Какие намерения, или что захотелось сделать? (Или как будто бы захотелось – так, как если бы Вы были вовлечены в эту историю). Запишите: « 1в. Намер.: …», – и сформулируйте их в течение одной – полутора минут.

2 . Что чувствуют после происшедшего основные участники событий? Запишите: «2. Принятие роли. Вероятные чувства:».

а) Света («2а. У Светы – …»).

б) Воспитатель («2б. У восп. – …»).

в) Дети – сверстники Светы, наблюдавшие за происходящим («2в. У детей – …»).

г) Капитан детской игровой команды («2г. У кап. – …»).

д) Родители Светы, которые могли получить информацию в трёх вариантах:

1) только от воспитателя («2д.1. У род. – после разговора с восп. – …;»);

2) только от самой Светы («2д.2. после разговора со Светой – …;»);

3) от них обеих («2д.3. после разговора с обеими – …»).

3 . Допустим, с детьми проводится занятие, на котором они рисуют свою семью. Как это сделает Света? Выполните это задание в течение 3(5) мин так, как это сделала бы, скорее всего, сама девочка. Возьмите одинарный листок из тетрадки, оформите на обороте рисунка «шапку» (такую же, как в начале протокола) и вложите в протокол. В протоколе пометьте: «3. Рис. Светы – см. вкл.».

4 . Сформулируйте основные проблемы – актуальные противоречия, – которые в данном случае характеризуют ситуацию с позиции различных её участников (« 4. Проблемы:»).

«4а. Для Светы: …»

«4б. Для восп.: …»

«4в. Для детей: …»

«4г. Для кап.: …»

«4д. Для род.: …»

5 . Допустим, что все, кто причастен к происшедшему, осознанно хотят разрешить все возникшие противоречия. Какими в таком случае могли быть у них ситуативные цели? К чему они могут стремиться? Чего могут хотеть? («5. Цели:»)

«5а. У Светы – …»

«5б. У восп. – …»

«5в. У детей – …»

«5г. У кап. – …»

«5д. У род. – …»

6 . Какие задачи, с учетом сформулированных выше целей, ставят – могут ставить – перед собой различные участники событий в оптимальном случае? Что они считают нужным делать сами? («6. Задачи:»)

«6а. У Светы – …»

«6б. У восп. – …»

«6в. У детей – …»

«6г. У кап. – …»

«6д.У род. – …»

7. Начните с маркировки ответа: «7. Ранжирование по сравнительной активности». Расположите названных выше участников ситуации в столбик у левого края страницы от наиболее активного в рассмотренных событиях (№ 1) к менее активному (№ 5). Озаглавьте столбик словом « Было».

7а. Раскройте содержание активности каждого из пяти участников событий одним или несколькими словами в соответствующей строке пункта «7. Ранжирование по сравнительной активности»: что они делали?

8. Начните с маркировки ответа: «8. Ранжирование по оптимальной активности». Расположите тех же пятерых участников событий в столбик у левого края страницы в последовательности оптимальной сравнительной активности: от максимально активного в оптимальном случае (№ 1) до минимально активного: № 5. Озаглавьте столбик словами «Должно быть».

8а. Раскройте содержание активности каждого участника в соответствующей строке пункта «8. Ранжирование по оптимальной активности»: что они должны были бы делать, с Вашей точки зрения?

9. Аргументируйте своё решение об оптимальной активности различных субъектов в этой ситуации: почему Вы так считаете? Начните аргументацию со слов: « 9. Такая сравнительная активность оптимальна, потому что …».

__________________________________