ПЗ-11. Новорождённость и младенчество

Цель работы – осознание общих аспектов психического развития ребёнка в возрасте от рождения до года и основных тенденций (некоторых заблуждений) в познании этого развития.

Предлагаются вопросы и задачи по теме занятия, при работе над которыми следует использовать материалы предыдущих лекций и практических занятий, а также материалы предыдущих психологических дисциплин.

В работе две части: вопросы онтологии (фактологии) новорождённости и младенчества и вопросы гносеологии (познания) этого возрастного периода.

 

Часть 1. Психическое развитие новорождённого и младенца

Завершите следующие начатые высказывания:

«1. Признаки наличия у ребёнка врождённого, в том числе пренатального опыта суть …» Какие? Назовите их (приведите примеры).

« 1а) …сенсорного опыта: … »

« 1б) …эмоционального опыта: … »

«1в) …регулятивного опыта: …»

«2. Признаки появления у ребёнка элементов собственного (приобретённого) опыта суть …» Какие? Назовите их (приведите примеры).

« 2а) …сенсорного опыта: … »

« 2б) …эмоционального опыта: … »

«2в) …регулятивного опыта: …»

«3. Признаки появления у ребёнка элементов собственного (приобретённого) опыта:

3а) в перцептивной сфере – … » Какие? Назовите их (приведите примеры);

«3б) эмоциональный фон восприятия у младенца …» Каков? Что Вы можете о нём сказать?

«3в) регулятивный аспект восприятия у младенца обнаруживает себя …» В чём?

«4. Признаки появления у ребёнка собственной смысловой системы:

4а) в сфере вторичных образов суть … » Какие?

«4б) в эмоциональном плане (в плане переживаний) суть …» Какие?

«4в) в регулятивном плане суть …» Какие?

«5. Предпосылки для возникновения в будущем у ребёнка сознания проявляются во младенчестве:

5а) в общем – … » Как? Или: В чём? Дайте общую формулировку и аргументируйте её;

«5б) в частности же – …» Как? Или: В чём? Приведите фактические свидетельства таких предпосылок – поведенческие проявления младенца.

«6. У младенца предпосылками для возникновения в будущем собственного «Я» являются …» Что? Какие (а) общие обстоятельства развития и (б) частные поведенческие формы?

 

Часть 2. Познание психического развития новорождённого и младенца

1. В одном учебнике сказано: «К моменту рождения (…) все анализаторные системы ребёнка (зрительная, слуховая, вестибулярная, вкусовая, осязательная) достаточно развиты и могут начать работу».

1а) Что здесь правильно? Аргументируйте своё решение.

1б) Какие ошибки допущены в этом высказывании? Аргументируйте своё решение.

2. В одном учебнике в одном месте сказано, что новорождённый (2а) «предпочитает сладкое кислому, положительно реагирует на приятные запахи и отрицательно на неприятные». А в другом месте говорится: (2б) «Новорождённый по-разному реагирует на зрительные раздражители, которые ему приятны или нет. Например, при чрезмерно ярком свете он закрывает глаза, проявляя беспокойство».

Какие свойства ощущений актуальны для исследователя в обоих случаях (2а и 2б)?

3. Дана ситуация: четырёхмесячный младенец, проснувшись, гулит и улыбается в ответ на приятную стимуляцию.

3а) Какая стимуляция может быть приятной для младенца в этом возрасте? Приведите примеры.

3б) Какие варианты психологической интерпретации этой ситуации возможны, с Вашей точки зрения?

4. Четырёхмесячный младенец «вдруг» обнаруживает, что у него есть руки и пальцы, и может разглядывать их по несколько минут подряд. Он следит за их движениями, сводит руки вместе и обхватывает одну руку другой.

Каковы возможные варианты психологической интерпретации такого поведения?

5. После пяти месяцев у ребёнка сочетаются направленный взгляд, дотягивание до предмета, привлёкшего внимание, и схватывание этого предмета.

Какова возможная психологическая интерпретация такого поведения?

6. Примерно с полугода ребёнок стимулирует взрослого играть с ним в так называемые «социальные игры»: «ку-ку», «до свидания!», «куличики», «на! – дай!»… Каковы возможные психологические интерпретации такого поведения у младенца?

7. Восьмимесячный ребёнок может перекладывать предметы из одной руки в другую. Ему явно нравится брать в каждую руку по погремушке и подолгу стучать ими друг о друга. Иногда это выводит из себя взрослых…

Какова возможная интерпретация (а) такого поведения ребёнка и (б) негативной реакции на него взрослых?

8. В общем, здоровый годовалый ребёнок в благоприятных современных социокультурных условиях умеет стоять, ходить, манипулировать (в том числе играть) с различными предметами и со взрослыми людьми, самостоятельно есть ложкой и пить из кружки, держа её обеими руками… В его активном словаре – от 5 до 20 слов, а в его пассивном словаре – даже несколько десятков слов.

Какие противоречия могут возникнуть – и возникают – в различных жизненных ситуациях у такого ребёнка?

(8а) Приведите примеры и (8б) постарайтесь их обобщить, сформулировав основную проблему (или проблемы) этого возраста как « нормального кризиса развития».

 

Выводы (в форме завершения начатых высказываний)

«1. Работа, проделанная на ПЗ-11, в общем, …» Что Вы можете о ней сказать?

«2. Думаю, что объективное значение работы на ПЗ-11 – в …» В чём?

«3. Субъективный смысл моей работы на ПЗ-11 заключается в …» В чём?

_____________________________________