ЛК-11. Младенчество

  1. Условия развития
  2. Характеристика возраста
  3. Движущие силы развития
  4. Факторы развития

 

 

1. Условия развития

К условиям психического развития младенца относятся его наличное состояние - как индивида и как личности, внешняя среда, в том числе - ближайшее окружение, и взаимодействие младенца со средой: в форме его «деятельности», основной и ведущей, в рамках его жизненной ситуации как частной формы «социальной ситуации развития».

В общем, при стабильных и благоприятных условиях жизни основные достижения ребёнка зависят, прежде всего, от его «внутреннего биологического графика развития»: новое поведение появляется как функция его роста и созревания (А. Gesell, 1940) (по: Г. Крайг, 2000, с.216). В частности, к году масса ребёнка становится в три раза больше, чем при рождении: до 8,5?11,5 кг, - и рост увеличивается до 70-80 см. Между 4-мя и 7-ю мес. появляется первый зуб, к 8-ми мес. их может быть два и больше.

Однако фактическое разнообразие социокультурных условий развития, как правило, перекрывает роль биологического начала. И на этом фоне решающим становится взаимодействие ребёнка со средой.

Взаимодействие младенца со средой конкретизируется через его физиологическое единение и физический контакт с матерью. Мать удовлетворяет все основные органические (витальные) потребности младенца. Мать становится главным условием для возникновения и развития у младенца новых, собственно человеческих потребностей. Причём взаимодействие младенца с матерью всегда социокультурно опосредствованно. - Опосредствованно и вещами, и их использованием, и всей организацией образа жизни младенца: и самой его жизнью среди людей, и подстройкой этой его жизни к образу жизни взрослых.

 

2. Характеристика возраста

Психологическая характеристика возраста раскрывается выделением его качественно своеобразных стадий, конкретизацией разнонаправленности и разновремённости (гетерохронности)  развития и конкретизацией возникших структурных новообразований.

Конечно же, самое доступное при непосредственном познании человека, при наблюдении за ним, - это учёт его поведения. И я начну с примера шкалы поведенческого развития ребёнка - по результатам сплошного наблюдения за детьми от рождения до 75 недель. Было зафиксировано появление 25-и поведенческих форм с межиндивидной устойчивостью от 14-и до 22-х человек. Были зафиксированы возрастные границы и наиболее вероятный (модальный) возраст появления каждой формы (в неделях) (по: Т. Бауэр, 1979, с.166).

1. Приподнимает голову (22 чел. из 22-х) - 3 нед. (0-10 нед.)

2. Прекращает крик, когда его берут на руки (19 чел.) - 4 нед. (4-10 нед.)

3. Замечает объекты (18) - 4 (3-8)

4. Настораживается при звуковом сигнале (19) - 4 (3-10)

5. Улыбается на лицо человека (22) - 7 (3-10)

6. Гудит, когда с ним говорят (20) - 8 (4-12)

7. Приподнимает грудь и удерживается в этой позе (22)  - 9 (0-18)

8. Играет с пальцами (22) - 13 (3-18)

9. Громко смеётся (22) - 12 (8-16)

10. Узнаёт чужого человека (14)  - 13 (8-27)

11. Подготавливается, когда его берут на руки (19) - 14 (13-21)

12. Играет с предметами (21) - 14 (13-20)

13. Кладёт пальцы или предмет в рот (21) - 14 (9-19)

14. Прекращает крик, когда слышит музыку (18) - 14 (13-31)

15. Играет с игрушками (21) - 21 (10-28)

16. Переворачивается (19) - 28 (19-35)

17. Сидит один в течение минуты (20) - 31 (25-35)

18. Значительное улучшение сохранения позы (17) - 37 (25-43)

19. Стоит, держась за окружающие предметы (22) - 42 (33-49)

20. Ползёт (22) - 45 (32-51)

21. Идёт, если его ведут (21) - 45 (24-72)

22. Идёт, придерживаясь за предметы (16) - 45 (33-51)

23. Тянется, чтобы встать (17) - 46 (34-54)

24. Стоит один (21) - 61 (49-75)

25. Идёт один (21) - 64 (50-75)

При обобщении результатов многочисленных исследований намечаются четыре качественно своеобразных стадии психического развития младенца.

Мы помним, что появление сенсорного сосредоточения как структурного психического новообразования знаменует окончание новорождённости и начало младенчества. Л.С. Выготский вообще считал, что это психическое явление свидетельствует о возникновении «индивидуальной [в смысле: «отдельной»] психической жизни новорождённого». Внешняя структура сенсорного сосредоточения раскрывает его место и роль во взаимодействии индивида со средой. Этот непосредственный, действующий «здесь и сейчас», сигнал грядущего, этот явно выраженный информационный аспект во взаимодействии ребёнка со средой, и является нижней границей младенчества. А грядущим для ребёнка оказывается, прежде всего, жизненно важное (витальное) воздействие взрослого человека, матери, удовлетворяющей его обострившуюся потребность.

Развитие психики у младенца идёт по пути роста опосредствованности сенсорных впечатлений поисковой активностью их носителя в виде телодвижений, сопряжённых друг с другом одновременно и/или последовательно. В результате сенсорные впечатления и дифференцируются, и сочетаются с различными поведенческими формами. Так зарождается психический опыт - в виде обобщённой практики сочетания «чувственных впечатлений» и фактов удовлетворения потребностей.

Первая стадия психического развития младенца чаще всего приходится на второй месяц его жизни. Её начало знаменуется зарождением диффузной, аморфной обращённости ребёнка к внешнему миру. Ребёнок начинает следить за предметом, находящемся на расстоянии от него (от 2-х до 4-х метров). Ребёнок обнаруживает признаки наличия уже прижизненного опыта. И это хорошо отображено в одном из протоколов Ж. Пиаже:

«До середины второго месяца жизни Жаклин пользовалась своим голосом только, чтобы плакать, и иногда испускала настойчивые крики, выражавшие желание и гнев, когда голод становился настойчивым. В возрасте около 0;1/4/ [здесь: число лет; число месяцев/ число дней/] крики перестали просто выражать голод или физический дискомфорт (особенно боли в кишечнике) и стали немного дифференцироваться. Например, крики прекращаются, когда ребёнка вынимают из колыбели, но возобновляются с новой силой, когда его на минутку кладут, перед тем, как кормить. Если прервать кормление, можно услышать настоящие крики ярости. Из этих двух примеров явствует, что крики и плач вступают в связь с моделями поведения, означающими ожидание и разочарование, что подразумевает наличие приобретённых способов приспособления» (по: Флейвелл Д.Х., 1967, с.133). (Точнее, следовало бы сказать: «...Крики и плач обнаруживают соответствующие модели поведения», - но здесь уже проявилась позиция переводчика с французского на русский).

Конечно же, «настойчивость», «желание», «гнев», «ярость» и «разочарование» суть взрослые реакции. Но такая интерпретирующая  категоризация, надо думать, вполне уместна, когда речь идёт о развивающемся человеке.

Под руководством Ю.Н. Карандашева (1987) были проведены исследования с охватом большой выборки детей. Экспертная оценка мамами детского плача по магнитофонной записи свидетельствует со всей определённостью: плач новорождённого воспринимается только как «обиженный», а плач ребёнка на втором месяце жизни воспринимается уже как более разнообразный: как «протестный», как «настойчивый», как зависящий от отсутствия или присутствия взрослого. Сделан вывод о существенных сдвигах в психическом развитии на втором месяце жизни по сравнению с первым. Появляется обращённость младенца к взрослому посредством плача. И Ю.Н. Карандашев говорит о сенсорной установке младенца, выделяющего в действительности направление и качественное своеобразие сигнала-посредника. На втором-третьем месяце младенец следит за зрительным стимулом, который движется по кругу. Двухмесячный младенец стремится увидеть источник звука: водит глазами и вертит головой. Он прекращает крик при звуках обращённой к нему речи, причём обнаруживает удовольствие или неудовольствие в зависимости от интонации и мимики говорящего: положительное обращение младенцу нравится, строгость и негативизм - не нравятся.

Вторая стадия психического развития младенца  приходится чаще всего на третий-пятый месяцы жизни. На этой стадии младенец начинает различать фигуру и фон: рождается предметность действительности для ребёнка. И это свидетельствует о переходе от сенсорной психики к психике перцептивной, что подготовлено сенсомоторным развитием второго месяца жизни. Физиологи говорят о возможности «выработки условного рефлекса на дифференцировку», или «выработки сочетательного рефлекса». В этих опытах у ребёнка подкрепляются реакции только на определённое сочетание двух раздражителей, один из которых выступает в качестве фигуры, а другой - в качестве фона (или наоборот). Л.С. Выготский говорил в этом случае о появлении «реципирующего интереса», который конкретизируется следующим образом: «...Прибавляются игровое экспериментирование, лепет, первая активная деятельность органов чувств, первая активная реакция на положение, первая координация двух одновременно действующих органов, первые социальные реакции - выразительное движение, связанное с функциональным удовольствием и удивлением. (...) ...Вместо пассивности, из которой ребёнок выходил только при воздействии сильных (...) раздражителей, теперь появилась склонность [!] отдаваться воздействию раздражителей. Здесь впервые сказывается внимание к чувственным раздражениям, к собственным движениям, собственным звукам, звуку вообще, внимание к другому человеку» (Выготский Л.С., 1984, Т.4, с.282).

Именно перцептивная психика проявляется (и формируется) в двигательной активности младенца: в дотягивании до вещей, в их цеплянии, ощупывании, рассматривании, в захвате игрушки, а также в гулении. На второй стадии младенчества, на третьем-пятом месяце, психический опыт ребёнка подчиняется его «реципирующему интересу», определяется, прежде всего, внешними обстоятельствами. Внешний мир для младенца расширяется. Так, ребёнок следит за предметом, находящемся на расстоянии от него уже от 4-х до 7-и метров. При восприятии предпочтение отдаётся сложным стимулам. А из всего множества стимулов предпочитаются человеческие лица: именно их ребёнок рассматривает дольше всего. Именно в 2-3 месяца у ребёнка возникает и развивается «непосредственно-эмоциональное общение с взрослым» - комплекс оживления (М.И. Лисина). Считается, что в три месяца ребёнок осмысливает отношение к нему взрослого человека, и это становится основанием для формирования впоследствии его глобального субъективного отношения к жизни, а затем и отношения к себе.

В 3-4 мес. появляются вторичные образы вещей - представления. Ребёнок узнаёт предметы, связанные с кормлением. Научившись хватать (около 4 мес.) ребёнок начинает ощупывать: познавать посредством осязания. В 4 мес. сразу поворачивает голову в сторону источника звука: есть связь между слухом и зрением. С 4-о по 6-й месяц развивается регуляция действий руками в нужном направлении.

Т. Бауэр реконструировал развитие представлений младенца о телах (вещах, предметах), обобщив многочисленные наблюдения и эксперименты как других исследователей, так и собственные. Это позволило ему разделить, в частности, познавательное развитие до и после пяти месяцев.

Так, до пяти месяцев концепт вещи для ребёнка раскрывается в таких «взрослых» положениях:

«Вещь - это ограниченный объём пространства, расположенный в определённом месте» и «Вещь - это движущийся ограниченный объём пространства».

После пяти месяцев концепт вещи для ребёнка раскрывается в таком «взрослом» положении:

«Вещь - это ограниченный объём пространства, который может двигаться от одного места в другое».

До пяти месяцев: «Две вещи не могут находиться в одном и том же месте».

После пяти месяцев: «Две вещи не могут находиться в одном и том же месте одновременно».

До пяти месяцев: «Вещи в одном месте - это одна вещь» и «Похожие вещи в различных местах суть различные вещи».

После пяти месяцев: «Похожие вещи, находящиеся одновременно в различных местах, суть различные вещи» (Бауэр Т., 1979, с.244).

В 5 мес. ребёнок различает людей по голосам. В рамках формирования сенсорно-перцептивной деятельности начинается различение «своих» и «чужих». К своим ребенок тянется, от чужих может отворачиваться, прятаться, может даже заплакать. Девочки различают взрослых по полу (Р. Заззо).

В 5-6 мес. собственные звуки (гуление, вокализация) обретают смысл стимуляторов для привлечения внимания взрослого человека.

Обобщая свои исследования познавательного развития младенца, Т. Бауэр, в частности, говорит о его прогрессивности. С его точки зрения, кажущееся повторение предыдущих поведенческих форм таковым не является. Каждое действие младенца является продвижением в развитии. И каждое продвижение включает и реорганизует то, что ему предшествовало. Развитие представлений, гипотез и правил идёт как дифференциация и реинтеграция в рамках развития сенсомоторного интеллекта. И Т. Бауэр предложил модель этого интеллекта в форме «модифицированного эпигенетического ландшафта», который раскрывается 12-ю положениями, связанными друг с другом.

«Чтобы найти вещь, ищи её на обычном месте»;

«Чтобы найти вещь, ищи вдоль траектории её движения»;

«Чтобы найти вещь, которую не было видно движущейся, ищи на обычном для неё месте»;

«Чтобы найти вещь, ищи там, где видел(а) её в последний раз»;

«Чтобы найти вещь, которая была видна движущейся, ищи по траектории её движения»;

«Чтобы найти вещь, ищи там, где видел(а) её в последний раз, а потом - на обычном для неё месте»;

«Вещь может быть внутри другой вещи»;

«Чтобы найти вещь внутри другой, сними покрытие»;

«Вещь внутри другой вещи (контейнера) движется вместе с ней»;

«Чтобы найти вещь, ищи её там, где видел(а) в последний раз. Если место, где вещь была в последний раз, движется, отслеживай это движение и ищи»;

«Вещь может быть внутри другой вещи»;

«Чтобы найти вещь внутри другой вещи, отслеживай движение контейнера»...

Предполагается, что в основе этого регулятивного конструкта лежат структурные изменения в нервной системе ребёнка. Главная причина (фактор) развития его движений - это взаимодействие с младенцем его внешнего окружения. Главная причина (фактор) познавательного развития младенца - это необходимость для него координировать свои движения и действия при решении задач, возникающих в его жизненных ситуациях.

Третья стадия психического развития во младенчестве приходится на шестой-восьмой месяцы жизни. На этой стадии завершается формирование перцептивных схем и появляются активные, вызванные представления. Так, к шести месяцам формируется восприятие глубины. Младенец обнаруживает поисковое поведение - действия, ведущие к определённым результатам. Это схватывание и удержание небольших предметов, причём сначала только прижатием пальцев к ладони. Рассматривание и ощупывание становятся устойчивой практикой. Учитываются различные свойства предметов (величина, форма), в том числе и функциональные свойства: мячик прыгает, колокольчик звенит. Ребёнок произвольно шуршит бумагой (газетой), комкает её, стучит игрушкой по перилам кроватки, бросает игрушку, пытается встать на ноги, опираясь на что-то или хватаясь за что-то и т.п. С полугода появляется любимая игрушка. Собственный лепет - слоги и звуки - приобретает экспрессивный и инструментальный смысл: лепет используется для выражения эмоций и/или для выражения ситуативных требований («дя-дя-дя»).

Такое поведение внешне похоже на поведение третьего-четвёртого месяца - на «циркулярные», или круговые реакции (по Дж. Болдуину). Но там психической основой подобного поведения были сенсорные схемы, а здесь - уже перцептивные схемы... Именно на их основе устанавливаются связи между словом, жестом, действием, вещью (предметом), ситуацией. Причём значение жеста взрослого человека (например, призыв) схватывается раньше, чем значение соответствующих слов: в 5,5-6 мес., а не в 11,5 мес. и старше. В 7-8 мес. узнавание предмета устойчиво опосредствуется словом. На вопрос-просьбу взрослого: «Где?..», - ребёнок  ищет и находит названное.

Четвёртая стадия психического развития, завершающая младенчество, приходится на девятый-двенадцатый месяцы жизни. Здесь происходит дифференциация и реинтеграция перцептивных схем относительно формирующегося мнемического ядра опыта. Происходит формирование основы для всего личного опыта. Действия с предметами соответствуют их свойствам; в ходу шарики, кубики, разборные пирамидки. Имеет место перенос действий на другие предметы и ситуации. (В частности, может появиться тяга играть с кухонной посудой - с набором мисок или кастрюль...). Выделяются не только вещи, но и их отдельные атрибуты, прежде всего, свойства.

Младенец может узнать знакомого человека после двух-трёх недель разлуки. Формируется схема собственного тела и соответствующее единство системы органов движения и анализаторов - формируется система сенсомоторной координации. Её главный показатель - самостоятельное прямохождение. На этом общем фоне зрительное восприятие оказывается уже явным регулятором практических действий, в том числе и соотносящих действий с двумя предметами. В 9-10 мес. устойчивым становится поиск «исчезающих» вещей. В конце первого года устойчиво распределяется внимание: ребёнок действует с двумя предметами. Очевидны также проявления переключения и роста объёма внимания - в играх с перебором мелких предметов и с их укладыванием в коробочку. На п?нятую речь взрослых ребёнок отвечает поведенческим паттерном - субъективным экспрессивным комплексом, содержащим мимику, жесты, телодвижения и звукосочетания, в том числе - слова и/или их подобия. Явной становится эхолалия - копирование произнесённого взрослым. К концу первого года в активном словаре ребёнка - от 5 до 20 слов с вполне определённой предметностью (хотя ещё и не константной). Причём слово «нет» становится едва ли не самым используемым - как ребёнком, так и ухаживающим за ним взрослым.

В целом для младенчества характерна психическая общность ребёнка с матерью в её глобальной форме - как субъективная слитность с матерью, как неотделимость от неё. Можно рассматривать это как последствие инертности в субъективной сфере недавнего объективного (пренатального) состояния ребёнка. А с точки зрения социальной ситуации развития, это, по Л.С. Выготскому, ситуация «Пра-мы». Из неё в перспективе развития должна сформироваться реальная психологическая общность - «Мы» уже как объединение самостоятельных носителей психики.

Примером разнонаправленности развития может быть то, как изменяется успешность младенца при доставании звучащего объекта (колокольчика) в темноте. Эта успешность растёт с 7-и удачных попыток в возрасте 14 недель до 23-х удачных попыток около 17-и недель, а затем падает до нуля в 23-27 недель. Потом эта успешность опять начинает расти, но уже медленно: до 3-х попыток - в 32 недели, до 6-и попыток - в 40 недель и до 7-и попыток - в 44 недели...  (По: Бауэр Т., 1979. С.203-205). И всегда разделены во времени появление первых слов у ребёнка и появление его первых шагов.

 

3. Движущие силы развития

Напомню: движущие силы развития вообще суть противоречия, в том числе противоречия внешние и внутренние.

Во внешнем масштабе, в рамках ситуации развития ребёнка, главным является противоречие его отношений со взрослым. С одной стороны, это полная объективная зависимость от взрослого при наличии лишь индивидных средств сигнализации ему о напряжении потребности - в формах органических реакций и выразительного поведения (экспрессии). С другой стороны, это субъективное отношение взрослого к ребёнку, в частности, ожидание от ребёнка осмысленности во всех его проявлениях: реактивных и активных, настоящих и будущих...

Разрешается это противоречие, прежде всего, в возникновении особой поведенческой формы - комплекса оживления при контакте со взрослым - как свидетельства зарождения потребности в общении (с 2-х по 4-й мес.). С 4-х до 6-и мес. эта потребность удовлетворяется в ситуациях взаимодействия, где дифференцируются и обретают самостоятельное инструментальное значение в общении уже отдельные элементы комплекса оживления. После 6 мес. само общение становится «инструментальным»: взрослый становится посредником в действиях ребёнка с вещами. Сначала это импульсивные манипуляции, а затем и действия «по образцу»: в соответствии со складывающимся опытом манипуляций. Появляются основания для избирательных, произвольных действий с вещами (с предметами), которые могут распространяться и на сверстников, и которые даже могут становиться совместными с действиями сверстников.

Актуальные внутренние противоречия - это, прежде всего, противоречия между достигнутым уровнем развития - как общим и частными потенциалами у носителя различных атрибутов - и наличными формами его отношений с действительностью: основной активностью (деятельностью), из которой её носитель (исполнитель) «вырастает».

Так, во младенчестве функциональное развитие моторики отстаёт от функционального развития анализаторных систем. Рост рассогласования порождает противоречие, которое разрешается посредством приобретения новых поведенческих форм, стимулирующих развитие моторики.

Как уже говорилось, физический контакт, физиологическое единение и его социокультурная опосредованность и опосредствованность внутренне противоречивы. Взрослый приписывает ребёнку понимание ситуации  ведёт себя с ним, в том числе и разговаривает с ним, как с носителем той же культуры, как со сформировавшейся личностью - человеком, занимающим в обществе определённое место. Ребёнок объективно не существует без участия взрослого, но воздействует на взрослого только своим экспрессивным поведением. И это противоречие стимулирует ребёнка искать новые поведенческие формы в отношениях со взрослым и, тем самым, стимулирует его психическое развитие.

 

4. Факторы развития

Факторы развития суть условия существования, наиболее влияющие на объект.

Главная организменная основа для развития психики ребёнка - это структурные изменения в его нервной системе. Главная причина (фактор) развития поведения ребёнка - это взаимодействие с ним его внешнего окружения. Главная причина (фактор) психического развития младенца - познавательного, эмоционального, регулятивного - это необходимость для него координировать свои движения и действия при решении задач, возникающих в его жизненных ситуациях. А задачи эти порождаются реальной практикой младенческого бытия. Или, как принято говорить, его «деятельностью», в которой выделяются основная и ведущая формы.

«Деятельность» же младенца - это его взаимодействие с матерью. «Деятельность» младенца в её основной части выступает в форме ритмизации всех его жизненных циклов с подстройкой их к социокультурным обстоятельствам его жизни в виде собственного младенческого поведения. Половина детей (и более) с четырёх месяцев спят по ночам радуя родителей и воспитателей. Причём всё в жизни младенца происходит, прежде всего, за счёт и при участии матери; всё происходит посредством её собственной жизни в целом и её особых усилий, в частности. Ведущая же часть младенческой «деятельности» конкретизируется именно в физическом контакте с матерью.

Часто говорят об «эмоциональном контакте», следуя парадигме, сформировавшейся в недрах московской психологической школы. Однако при всём межкультурном разнообразии форм отношений между матерью и младенцем именно наличие физического контакта оказывается главным условием для психического развития во младенчестве. Психомоторное развитие младенцев, б?льшую часть времени проводящих, будучи закреплёнными у тела матери, опережает развитие младенцев в тех культурах, где такое закрепление не принято. А вот сравнительная рациональность и/или эмоциональность и/или регулятивность (прагматичность) и/или рефлексивность отношений матери к своему ребёнку является уже дополнительным условием для психического развития младенца, дополнительным существенным, но частным фактором его развития.

 

Итак, в лекции  рассмотрены некоторые характеристики психического развития ребёнка во младенческом возрасте. Особые акценты сделаны на новообразованиях отдельных стадий развития и на определяющей роли при этом матери ребёнка. И, шире, акцент сделан на роли взрослого человека как основного фактора в социокультурном развитии детской психики во младенчестве.

 

Задания по «ЛК-11 (14). Младенчество»

(выполняются с использованием уже известного по предыдущим учебным курсам)

1. Г. Крайг приводит два примера ситуаций наблюдения за младенцем. В одной ситуации (а) он лежит на спине туго спелёнутый и обозревает один белый потолок. В другой ситуации (б) голенький малыш в тёплой комнате лежит животом вниз на обнажённом животе матери (Крайг Г., 2000, с.208). Что Вы можете сказать, в общем, о результатах наблюдения за поведением младенца в обеих ситуациях? Начните со слов: «Думаю, что в рез-те наблюдений в сит. «а»... А в рез-те набл-й в сит. «б» ...» Какое поведение может быть зафиксировано исследователем?

2. Как успокоить кричащего младенца? Начните со слов: «Думаю, что среди эффект. способов успокоить младенца можно назвать ...» Какие способы? Какие способы успокоения младенца Вы знаете?

3. Младенцы различаются (а) по длительности привыкания к новому звуку, например, к шуму работающего вентилятора. Они также различаются (б) по интенсивности физиологических реакций на одно и то же изменение шума от вентилятора. Закончите оба следующих высказывания:

«3а) Думаю, что в длительности привыкания к новому звуку проявляются ... П. что ...»; «3б) А в интенсивности реакции на изменение привычного звука проявляются ... П.что ...» Какие жизненные проявления темперамента актуальны в обоих случаях? Аргументируйте оба своих ответа.

4. Между 5-ю и 7-ю мес. (а иногда и позже) ребёнку нравится бросать игрушку и ждать, когда взрослый её подаст ему, а затем снова бросать... Некоторые взрослые даже сердятся при этом. Каковы вероятные причины (а) такого поведения ребёнка и (б) вероятного раздражения взрослых?

«4а) Младенец снова и снова бросает игрушку, кот-ю ему возвращает взрослый, п. что ...» Почему?

«4б) Некот-е взрослые раздражаются, когда ребёнок снова и снова бросает игрушку, п. что ...» Почему?

5. Годовалый ребёнок умеет отодвигать задвижки, открывать ящики, включать электроприборы, открывать окна, засовывать мелкие предметы в розетку... Какие общие выводы из этого следуют (а) для взрослых вообще и (б) для матери и/или няни такого ребёнка? Начните свои ответы по аналогии с предыдущими высказываниями.

 

Дополнительная литература к лекции

Кулакова Н.И. Развитие ребёнка в первый год жизни. Советы Монтессори-педагога / Н.И. Кулакова. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-Еврознак; Владимир: ВКТ, 2009.

__________________________________________