ЛК-09. Пренатальное развитие

Пренатальное развитие, или внутриутробное развитие, развитие до рождения, является начальным этапом человеческой жизни. Его важность была осознана уже в древних цивилизациях. Египтяне, индийцы, кельты, афри­канцы и многие другие народы разработали свод за­конов для матерей, супружеских пар и общества в це­лом, предусматривающих создание  наилучших усло­вий для жизни и развития ребенка.

Так, более тысячи лет назад в Китае существова­ли пренатальные клиники, где будущие матери про­водили период беременности в условиях покоя и целенаправленного культивирования красоты. На первых месяцах беременности же­ны будущий отец должен был пройти через церемо­нию знакомства с будущим ребёнком. Мужчина представ­лялся ожидаемому ребёнку, рассказывал о себе, о своей профессии, о своих взглядах на жизнь. Если после такого знакомства ре­бёнок оставался в чреве матери, то древние расце­нивали это как принятие им отца. Если же беремен­ность прерывалась, это считалось знаком протеста против родителя и нежеланием быть его отпрыском... В некоторых культурах, в частности, у народов юго-восточной Азии, начало жизни отсчитывается не с рождения, а именно с зачатия. С некоторых пор европейские народы, а в Новое время и северо-американцы, тоже стали осознавать важность всего, что предшествует рождению ребёнка, для всей последующей человеческой жизни.

И раскрывая период перинатального развития, мы будем руководствоваться установленным планом:

  1. Условия развития
  2. Характеристика возраста
  3. Движущие силы развития
  4. Факторы развития

 

1. Условия развития

К условиям развития относятся, прежде всего, наличное состояние развивающегося, среда его обитания и формы взаимодействия (или связи) развивающегося со средой.

Новая жизнь начинается с оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом при совокуплении будущих матери и отца, которые при этом испытывают сильнейшие ощущения и чувства.

Француженка Андрэ Бертин (1988) в своей лекции привела два крайних примера современных ситуаций зачатия. В одном случае это пара, которая в один из суббот­них вечеров после хорошей выпивки, ссоры, а может быть и драки ищет примирения в спальне. Они силь­но рискуют породить существо, предрасположенное к похоти и насилию, поскольку ему передалось соответ­ствующее состояние родителей. В другом случае, это пара, которая всту­пает в половой контакт, имея глубокую любовь друг к другу и полностью осознавая важность переживаемого момента. А до этого они читали хоро­шие книги, вместе смотрели хорошие картины, слу­шали хорошую музыку... Всё это повлияло на качество их сближения и на их впечатления, которые намного богаче тех, что были им обеспечены только лишь их природной организацией. Данная пара имеет все шансы на рождение ребёнка, не обладающего по­роками у ребёнка первой пары. И далее А. Бертин обобщает: народная мудрость гласит, что дети любви - пре­красные дети. Когда наступает посевная, отбирают семена и готовят почву. Думающие люди, желающие иметь ребёнка, позаботятся о качестве «семян», по­стараются подготовить «почву» наилучшим образом. Для этого надо вести здоровый образ жизни и обес­печить будущим родителям определённый психологи­ческий настрой. Они могут также «оросить почву» с помощью гомеопатии и установить, насколько это возможно, преграду на пути наследственных наруше­ний.

(Со своей стороны, сошлюсь на пример из романа Э.Золя. Среди его персонажей оказался преступник с характерной  внешностью, в частности, с врождённой лицевой асимметрией - следствием грубейшего сексуального насилия над его матерью на лестнице доходного дома, в результате чего был повреждён её позвоночник. Однако это не помешало ей забеременеть во время изнасилования, а затем выносить и родить ребёнка. Правда, - ребёнка с перспективой весьма незавидной судьбы...).

А.И. Захаров (1998), как современный практический психотерапевт, предложил «рабочие» формулировки условий для оптимального зачатия. Причём он начал с того, что «мы вольны «распоряжаться судьбой ребенка», если верим во влияние планет на нашу жизнь. Тогда, заранее определив день зачатия, мы рассчитываем месяц рождения ребёнка и соответствующий знак зодиака. Но если говорить более серьёзно, то чем выше культурный и интеллектуальный уровень родителей, тем более ответствен­но они относятся к возможному рождению ребёнка». Однако господство случай­ности в деторождении в наше время всё же весьма велик?, и это создаёт риск отклонений в психичес­ком развитии у каждого второго ребенка. Чтобы его уменьшить, следует иметь в виду несколько простых общих условий.

1. Должно быть желание зачать ребёнка со стороны обоих супругов при наличии у них взаимопонимания и при отсутствии конфликтов.

2. Важно предварительно решить неотложные жизненные за­дачи: закончить или прервать учёбу, уйдя в академический отпуск, определиться с работой и с жильем.

3. Следует вовремя перейти с вредного для здоровья производства на более безопасную работу: без шума, вибрации, химической загрязненности и радиации.

4. Важно устранить хронические очаги инфекции - пролечить зубы, уши, нос, горло и брон­хи, печень и желчный пузырь, почки, кишечник и генитальную (половую) сферу. Важно также укрепить слабые места организма и поднять его то­нус целенаправленным комплексом спортивно-оздоровительных воздействий.

5. Важно избавиться от невротических рас­стройств, изменив своё отношение к трав­мирующим условиям жизни и подыскав конструктивные решения для возникших личных, семейных и производ­ственных проблем.

6. Уже за месяц до за­чатия (лучше - раньше) следует полностью исключить курение и употребление алкоголя. Осто­рожность следует соблюдать и по отношению к кофе, так как он повышает сократительную способность матки и мо­жет спровоцировать угрозу выкидыша.

7. Важно ознакомиться с доступной литературой по основам репродуктивной генетики и проконсультироваться у врача-генетика.

Подсчитано, что от 50% до 70% оплодотворённых яйцеклеток (зигот) погибают в течение первых двух недель. Ещё от 25% до 67% из числа выживших зигот погибают в результате прерывания беременности (аборта).  Для оставшихся зигот тело матери - это колыбель, в которой формируется новая жизнь. Так говорит гинеколог и акушер А.Н. Хлуновский (1992). Мать и ребёнок представ­ляют собой единый и неразрывный организм, поэтому они в равной степени страдают от плохого самочув­ствия и неблагоприятных воздействий внешнего ми­ра, одинаково остро воспринимают победы и пораже­ния, делят пополам все горести и радости.

А.Н. Хлуновский считает, что каждая будущая мать должна всегда следовать простым общим правилам, ко­торые кратко можно сформулировать так.

1. Откажитесь от всех вредных привычек, ибо ваш образ жизни, ваше питание закладывают основу здоровья плода.

2. Старайтесь избежать стрессов и не давайте воли отрицательным эмоциям, потому что страх, ревность, злоба, душевная боль наносят непоправимый вред плоду и его формирующейся психике.

3. Любите своё будущее дитя, ибо любовь матери - мощный фактор защиты, способный прикрыть плод от вредного воздействия даже в очень тяжёлых ситуа­циях.

4. Не забывайте о том, что музыка, пение, поэзия, ис­кусство, общение с природой успокаивают, даруют радость и чувство внутренней свободы, которые бла­готворно сказываются на ребёнке, приносят ему положительные ощу­щения от счастья и покоя матери.

5. Пытайтесь думать о тех качествах, которые хотели бы видеть в ребёнке, направляйте мысли на такие ка­тегории, как доброта, мудрость, интеллигентность, честность, духовная красота, помните о том, что плод способен улавливать и сохранять информацию всеми своими клетками.

6. Беседуйте со своим будущим ребёнком, объясняй­те ему происходящее, успокаивайте и подбадривайте его, так как это приводит к полному единению с ним.

В усло­виях современного общества, насыщенного сложны­ми социальными проблемами и многочисленными трудностями, рекомендуемое отношение к беременности требует от родителей значительных усилий. Однако приобретение такого опы­та уменьшит чувства усталости, беспокойства и страха, часто присущих беременности, обеспечит успешные роды и появление на свет умного, здорового, спокойного, сильного и выносливого человека.

Мы познакомились с взглядами гуманистически ориентированных практиков, работающих с будущими родителями и с беременными женщинами. И для нас становится очевидным, что главные условия развития до рождения - это сами будущие родители и, прежде всего, будущая мать ребёнка, после зачатия - беременная женщина. При этом актуальны все характеристики состояния будущих родителей: от индивидных до индивидуальных. А главенствующая роль принадлежит их высшим человеческим проявлениям в форме осмысленного и одухотворяющего отношения ко всему происходящему, касающемуся пренатальной ситуации.

 

2. Характеристика возраста

Характеристика возраста раскрывается в форме выделения его основных стадий (периодов), в форме учёта разнородности и разновремённости происходящих изменений, в форме фиксации появившихся структурных новообразований.

Различаются три периода пренатального развития: (а) герминальный (около 2 недель), (б) эмбриональный (около 6 недель) и (в) фетальный (около 30 недель - вплоть до р?дов).

(а) Герминальный период. Оплодотворённая яйцеклетка, или зигота, существует около двух недель. В течение этого времени происходит её быстрое дробление и первичная организация клеток в виде бластоцисты, которая погружается в стенку матки. Закладываются структуры, которые обеспечивают питание и защиту организма: амнион, хорион, желточный мешок, плацента, пупочный канатик (пуповина). Период завершается формированием зародыша, или эмбриона.

(б) Эмбриональный период. Сформировавшийся зародыш, или эмбрион, в течение шести недель (с третьей по восьмую неделю беременности) приобретает черты, присущие только человеку. Длина его тела за это время увеличивается от 6 мм до 2,5 см. Из зародышевого диска начинается развитие, в общей форме, всех органов самого эмбриона. Появляются зачатки головного и спинного мозга. Начинают развиваться сердце, мышцы, позвоночный столб, рёбра и пищеварительный тракт. Формируются многие внешние соматические структуры: лицо, руки, ноги, пальцы на ногах и руках, - и внутренние органы. Появляется предпосылка кожной чувствительности - общая чувствительность, проявляющая себя в виде реакции движениями на соответствующие раздражители. Из наружного слоя клеток формируются ткани и структуры, которые до конца беременности будут поддерживать, питать и защищать эмбрион, а затем и плод. Это защитная оболочка эмбриона, заполненная жидкостью; её называют «мешком амниона». Эмбрион питается с помощью плаценты, объединяющей его с материнским организмом. Плацента - дисковидное тканевое образование; оно находится в одном из участков стенки матки и обеспечивает обмен веществ между организмом матери и эбрионом. Плацента соединяется с эмбрионом пуповиной. А это - плотный тяж, в котором объединены кровеносные сосуды плода: две артерии и одна вена.

С третьей по восьмую неделю наиболее велика вероятность выкидыша, или самопроизвольного аборта. Основные причины этого - патологическое  развитие плаценты, пуповины и/или самого эмбриона. Эмбриональный период завершается формированием плода.

(в) Фетальный период продолжается с начала третьего месяца беременности до конца девятого: примерно 7 месяцев из 9-и, или 30 недель из 38-и (из 266-и дней общей длительности беременности, в среднем. Но пределы от 259-и до 301-о дня тоже считаются нормальными). Размеры тела изменяются на третьем месяце в пределах от 2,5 см до 7,5 см с массой до 14 граммов. К шести месяцам рост увеличивается до 30 см, а масса - до 700 граммов. И к концу девятого месяца рост, в среднем, равен 51-у см, масса - 3,4 кг. (Причём при рождении с массой 3?4,3 (2,4?4,7) кг минимальна заболеваемость. За пределами этих границ заболеваемость выше: при массе меньше 2,4 кг и больше 4,7 кг она резко растёт...).

Созревают и начинают функционировать большинство органов и систем организма, возникают связи между ними. Плод начинает шевелиться. Он «брык?ется», поворачивает голову, а затем и всё тело. При сомкнутых веках выражены некоординированные движения глаз, проявляются различные мимические движения, сосательные движения (сосёт большой палец), дыхательные движения и заглатывание амниотической жидкости. К концу третьего месяца сформированность наружных половых органов позволяет определять пол плода. Во втором триместре продолжается быстрый рост плода, и на пятом месяце мать обычно ощущает  его движение. Кожа покрывается первичным волосяным покровом (лануго) и защитным слоем выделений кожных желёз. К концу 24-й недели формируются все нейроны головного мозга. Появляется зрительная световая чувствительность; очевидной становится и реакция плода на звук.

В третьем триместре (на седьмом месяце и позже) уже возможно рождение - плод жизнеспособен. Продолжается его рост; в 7 месяцев масса растёт до 1,5 кг, а на 8-м месяце прирост её за неделю может быть до 200 граммов. Созревают лёгкие. Расширяется диапазон ощущений и поведенческих форм. В середине восьмого месяца образуется подкожный жировой слой. От матери через плаценту передаются антитела, защищающие от инфекций. На 9-м месяце постепенно отпадает сырообразный защитный слой и рассасывается первичный волосяной покров (лануго). Готовый к родам плод переворачивается вниз головой. Незадолго до родов, за 1-2 недели, матка перемещается к основанию тазовой области, и матери становится легче дышать: уменьшается давление изнутри на диафрагму... У плода замедляется приращение массы, клетки плаценты начинают вырождаться, а у матери появляются нерегулярные безболезненные сокращения мышц живота и матки. Всё готово к родам.

Помимо сказанного, с точки зрения психологии существенны научно установленные следующие факты. В 15 недель плод совершает хватательные движения, морщится, двигает глазами, гримасничает. Раздражение подошв или век вызывают рефлекторные движения. С 20-й недели работают органы вкуса и обоняния, с 24-й недели явно выражена кожная и слуховая чувствительность, а с 25-й недели реакция на звук устойчива. На 27-й неделе обнаружено, что плод поворачивает голову в сторону источника света, направленного на живот матери. И мозговые реакции на свет подтверждаются сканированием мозга. Все поведенческие новообразования к концу 7-го месяца  (мимика, брыкание, повороты тела и головы) интерпретируются исследователями уже как «произвольные движения плода, стремящегося занять удобное положение в утробе матери».  В середине 8-го месяца открываются глаза, и плод может видеть свои руки и своё окружение, хотя внутри матки и темно. На 32-й неделе сформированы многие нейронные системы мозга, и его сканирование свидетельствует о наличии периодов парадоксального сна. - На этой основе высказывается предположение о возможности сновидений. На 9-м месяце устанавливаются суточные циклы сна и бодрствования; предполагается, что одновременно у плода завершается формирование слуховой системы.

Разнородность пренатального развития раскрывается, в частности, в разнонаправленности роста отдельных органов и систем. Например, в направлении «от головы к ногам» и/или от центра тела к его периферии... Разновремённость пренатального развития ярко проявляется в изменениях формы  и, в частности, в изменениях пропорцийу растущей зиготы - эмбриона - плода. За этим стоит разная скорость роста у отдельных тканей, органов и частей целого.А главные структурные новообразования пренатального развития однозначно маркируют переход от герминальной стадии развития к эмбриональной и от эмбриональной стадии к фетальной. Завершение последней, фетальной стадии знаменуется родами и переходом к перинатальному развитию. О наличии особых критических («сенситивных») периодов пренатального развития речь пойдёт далее, прежде всего, в связи с выделением факторов, нарушающих его нормальный ход.

 

3. Движущие силы развития

Движущие силы пренатального развития суть противоречия, прежде всего, объективные, коренящиеся в природе акта зачатия и последующей беременности женщины. Так, из 300 миллионов сперматозоидов, которые попадают во влагалище во время полового акта, только один оплодотворяет яйцеклетку. И от его качества зависят и пол будущего ребёнка, и его наследственные (в собственно биологическом смысле слова) признаки. Здесь исходное противоречие - между массовидностью биологической ситуации и единичностью события.

А после оплодотворения и соединения родительских генетических программ главным становится противоречие между актуальным состоянием зародившейся системы и её запрограммированным состоянием. Причём в ход разрешения этого противоречия непрерывно вмешиваются различные внешние обстоятельства, влияние которых может быть самым различным. По общему их знаку они различаются как катализаторы (ускоряющие происходящее) и как ингибиторы (замедляющие происходящее).

...И даже при современном медицинском перинатологическом сопровождении зачатия, беременности и родов, 5-8% от числа живорождённых всё-таки появляются на свет с врождёнными дефектами. Диапазон их выраженности весьма широк. Это и дефекты в виде серьёзных аномалий, которые влекут за собой неизбежную, часто - мгновенную смерть новорождённых, это и минимальные физические и/или психические дефекты, не оказывающие существенного влияния на последующее развитие детей.

Людям хотелось бы думать, что врождённые дефекты появляются только у чужих детей, и они как-то связаны с наследственностью их родителей. На самом же деле такое может произойти с каждой парой, и лишь небольшое количество дефектов при рождении объясняется генетически. Большинство же врождённых дефектов обусловлено воздействием среды в течение пренатального периода или во время родов, а также взаимодействием условий среды и наследственности. (См., например: Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993; Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. - М.: Педагогика, 1988 и др.).

При благоприятном стечении обстоятельств субъективная опосредствованность объективных противоречий может скорректировать фактический ход событий. Но всегда остаётся открытым вопрос о наличии и выраженности вероятностной природы происходящих массовидных явлений, с одной стороны, и об оптимальных формах и мере продуктивного вмешательства человека в объективный ход вещей в отдельных жизненных ситуациях - с другой стороны. Диапазон разнообразия результатов бывает чрезвычайно велик: от однозначно определённых («банальных») до парадоксальных (невероятных, сказочных, фантастических...). И субъективная дистанция между исходными «хочу» и «могу» даже после её преодоления (!) не раз казалась и внешним наблюдателям, и субъекту этого преодоления «непреодолимой пропастью»...

 

4. Факторы развития

Среди  факторов пренатального развития внимание науки было привлечено, в первую очередь, к причинам ярко выраженных аномалий развития. Возникло соответствующее учение - тератология (от греч. «teras», («teratos»), что означает «урод», «чудовище»). Особенные воздействия, нарушающие нормальное развитие плода, названы «тератогенами»; к их числу относятся, например, вирусы или химические препараты. Чаще всего воздействие тератогена имеет вероятностную природу. Будет ли причинён вред плоду, зависит от сочетания различных обстоятельств. Это интенсивность и продолжительность неблагоприятного воздействия, стадия развития плода, здоровье матери, наследственность и др.

Во время беременности любое внешнее воздействие влияет на потомство в зависимости от  уровня развития последнего. Часто при таких воздействиях будущая мать ещё не знает о своей беременности и не придаёт большого значения «проходным» заболеваниям, таким как краснуха или грипп; и она даже не задумывается о возможных последствиях приёма ею назначенных лекарств. И тогда вред бывает нанесён на герминальной и/или эмбриональной стадиях развития, ещё до того, как женщина узн?ет о своём новом состоянии и о необходимости особенно заботиться о своём здоровье.

Критический, или «сенситивный», период в контексте пренатального развития - это время повышенной чувствительности ткани, органа, структуры или системы организма к определённым воздействиям.

Так, на герминальной стадии воздействие любого тератогена имеет однозначный эффект - пренатальную смерть, которая, за исключением особых ситуаций искусственного зачатия, обычно даже не регистрируется в перинатологическом плане. Центральная нервная система подвергается серьёзным структурным нарушениям при воздействиях тератогенов с 3-й по 5-ю недели, а всё остальное время беременности остаётся риск физиологических дефектов. Сердцу грозят структурные сдвиги с середины 3-й до середины 6-й недели, а физиологические дефекты - до конца 8-й недели. Руки и ноги деформируются при воздействии тератогенов с середины 4-й до конца 7-й недели, и имеют физиологические дефекты при их воздействии в течение 8-й недели. Глаза могут иметь серьёзные структурные нарушения при воздействиях с середины 4-й недели до середины 8-й, а физиологические дефекты - вплоть до конца беременности. Уши - с риском структурных нарушений с середины 4-й недели до середины 12-й, и с риском физиологических нарушений - до начала 20-й недели. Наружные половые органы - с риском структурных нарушений также с 4-й недели по 12-ю, а с риском физиологических сдвигов - вплоть до родов...

Весьма показательны драмы европейских женщин, которые, будучи беременными, по рекомендациям врачей принимали лёгкий транквилизатор, помогающий, как рекламировалось, при бессоннице, при тошноте, при других утренних недомоганиях. Это было в 1959-м - 1960-м годах, прежде всего, в Великобритании и Германии. В течение последующих двух лет у таких матерей родилось около 10 тысяч детей с различными уродствами. Тщательное исследование обнаружило связь между видом дефекта и сроком беременности, при котором принималось разрекламированное лекарство - талидомид. При его приёме между 34-м и 38-м днём от последней менструации ребёнок рождался без ушей. При приёме между 38-м и 47-м днём беременности у ребёнка не было рук или же руки были деформированы. При приёме между 40-м и 45-м днём у ребёнка были выражены дефекты кишечного тракта или желчного пузыря. При приёме между 42-м и 47-м днём у ребёнка отсутствовали или были деформированы ноги...

Среди главных тератогенов специалисты, в частности, называют: курение (табака и марихуаны); алкоголь; наркотики (в частности, кокаин); различные лекарственные препараты; гормоны; различные химические агенты (или «вредности»); болезни, вирусы которых преодолевают плацентарный барьер... В число  таких болезней входят: краснуха, сифилис, герпес, полиомиелит, различные формы гриппа, вирус иммунодефицита... Из собственно материнских тератогенов специалисты выделяют резус-фактор и возраст матери. Так, опасны ситуации, при которых кровь матери резус-отрицательна, а кровь плода - резус-положительна. Установлено также, что пренатальные аномалии и различные дефекты чаще бывают при первой беременности у женщин в возрасте старше 35 лет и моложе 19 лет, по сравнению с теми, чей возраст находится в рамках этого диапазона. Например, риск рождения ребёнка с синдромом Дауна у сорокалетних матерей в 10 раз выше, чем у тридцатилетних...

Среди защитных факторов пренатального развития специалисты называют, прежде всего, здоровье матери и её рациональное питание. (См. п.1. Условия развития). Существенное современное условие также - дородовое медико-психологическое сопровождение будущих родителей с переходом к комплексному перинатологическому сопровождению детей. Перинатология - это раздел медицины, объектом которого является жизненная ситуация развития ребёнка во временн?й перспективе: от зачатия и пренатального периода до р?дов и первых месяцев постнатальной жизни. Перинатологическая практика объединяет усилия специалистов в различных областях: акушеров, педиатров, генетиков, эндокринологов, биохимиков, хирургов, невропатологов, психологов и психиатров, социальных работников.

В диагностическом плане широко используются УЗИ, амниоцентез, фетоскопия, томография.  Ультразвуковое исследование предполагает использование звуковых волн для получения изображения плода в утробе матери. Амниоцентез - забор околоплодной (амниотической) жидкости для выявления хромосомных аномалий; проводится на втором триместре беременности. Фетоскопия - введение в матку полой иглы с микро-источником света для визуальной диагностики плода и/или для забора его крови или тканей. Томография - трёхмерное (послойное) сканирование работающего головного мозга с учётом сравнительной активности различных его участков.

 

Итак, в лекции рассмотрены общие условия пренатального развития, его общая характеристика, основные движущие силы и факторы, имеющие в наше время решающее значение для жизненных перспектив развивающегося человека. В следующей лекции речь пойдёт о родах и о развитии новорождённых.

 

Задания по «ЛК-9 (11). Пренатальное развитие»

(выполняются с использованием уже известного по предыдущим учебным курсам)

Завершите начатые высказывания:

1. «Условия пренатального развития конкретизируются ...» Как?  Сформулируйте это, по возможности, в общем, своими словами.

2. «Стадиальность пренатального развития ...» Что Вы можете о ней сказать, в общем?

3. «Общие тенденции пренатального развития ...» Что Вы можете о них сказать, в общем?

4. «Думаю, что критические, или сенситивные периоды в пренатальном развитии:

4а) возникают, когда ... (Когда?);

4б) возникают, потому что ... (Почему?);

4в) определяют ... (Что? Или: На что влияют?)».

5. «Думаю, что появление зиготы - событие исключительное, потому что ...» Почему?6. «Основные виды врождённых дефектов развития суть ...» Какие? Назовите их, в общем.

7. «Думаю, что фактическая информация в лекции о пренатальном развитии:

7а) по её объективному значению в рамках курса ДП ... (Какая? Что Вы можете о ней сказать, в общем?)

7б) по её субъективному смыслу для меня лично ... (Какая? Что Вы можете о ней сказать, в общем?)».

________________________________