ЛК-08. Развитие, возраст, детство

  1. Развитие, его формы и свойства
  2. Возрасты человеческой жизни
  3. Внешняя структура (или прагматика) детства

 

1. Развитие, его формы и свойства

Начнём с того, что вспомним определение развития. В своей «шпаргалке» после слов «Определение развития» разделим страницу по ширине примерно пополам на высоту двух-трёх строк. Слева сначала будет своё исходное определение, так сказать, «из головы», а справа - варианты определения того, что такое «развитие», из различных источников. Их качество и количество остаётся на усмотрение  автора «шпаргалки».

Вот пример определения развития из одного вузовского учебника: «Развитие - процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека» (Психология детства: Учебник / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003).

А теперь познакомимся с общим определением, предлагаемым в качестве работающего в рамках данного учебного курса по ДП. Также запишите его в правый столбец.

Развитие, в общем, - это однонаправленная закономерная последовательность изменений от возникновения любой отдельности до её исчезновения.

(В рамках самостоятельной работы в левом столбце изложите своими словами варианты определений из различных источников в правом столбце).

Все виды развития, выделяемые в разных масштабах существования взятой отдельности (по её объёму и по времени существования), имеют общие, универсальные свойства. Это пространственно-временн?я структура развития, это его качественная определённость (или «субстанциальность»), это его энергетика и структурная сложность. В частности, развитие человека рассматривается в фило-, социо-, онто-, пато- и актогенезе (или в актуальном генезе).

Филогенез человека - это развитие его как вида в рамках эволюции живых существ.

Социогенез человека - это развитие его как общественного существа в рамках обозримой истории человечества.

Онтогенез человека - это развитие его как отдельного существа в рамках его жизни: от зарождения до смерти.

Патогенез человека - это развитие больного человека: от начала его болезни до её завершения.

Актогенез (или актуальный генез) в контексте человековедения - это развитие какого-либо человеческого проявления: от его начала до его завершения. И главный методологический принцип современной теории развития состоит в признании того, что актогенез имеет признаки, позволяющие исследователям судить о всех других видах развития: о пато-, онто-, социо- и филогенезе.

Общие свойства всех видов развития таковы.

Собственная (внутренняя) пространственно-временная структура развития раскрывается следующими его характеристиками. Это непрерывность происходящих изменений; это их необратимость; это их разномасштабная цикличность (или полиритмичность) и, как её следствие, неравномерность и разновремённость (гетерохронность) развития в деталях и в целом.

Качественная определённость (или «субстанциальность») развития раскрывается в наличии у него стадиальности, или различных периодов (фаз, этапов). Среди них выделяются так называемые сенситивные периоды, или периоды повышенной чувствительности  к воздействиям определённого рода. В такое время выражена особая «реактивность» развивающейся отдельности именно при таких воздействиях на неё, в отличие от другого времени и в отличие от того, что на другие воздействия данная отдельность в это время может вовсе не реагировать.

Энергетика развития раскрывается в наличии определённых его движущих сил - актуальных противоречий. Их возникновение стимулировано происходящими преобразованиями в отношениях взятой отдельности с окружающим её миром, нарушением подвижного равновесия между ними. (В частности, у человека это происходит в форме возникновения потребностей разного качества и уровней обобщённости).

Структурная сложность развития раскрывается в форме происходящих преобразований. Во-первых, имеет место единство изменения и сохранения разномасштабных компонентов взятой отдельности - её внешних связей и функций, её внутренних элементов и их связей, а также отдельности в целом и её функционирования. Во-вторых, в пределах каждого этапа развития (его стадии, фазы) количественные изменения приводят к качественным сдвигам - к появлению структурных новообразований, которые свидетельствуют о переходе к следующему этапу (стадии, фазе) развития. В-третьих, развитие является кумулятивным: его частные приобретения, трансформируясь, включаются в последующие достижения, как частные, так и общие.

Подчеркну, что обозначенные базовые свойства развития суть различные аспекты его единой природы. Поэтому их отдельные проявления неизбежно обнаруживают общность между собой, и это имеет принципиальное значение при познании развития, в том числе и при познании развития человека.

В работе по курсу ДП мы пользуемся определённой моделью человека. В соответствии с ней будем различать развитие человека как индивида, как личности, как частного лица (персоны), как субъекта и как индивидуальности - уже в самом узком, собственном значении этого слова.

Индивидное развитие человека конкретизируется в форме развития его организма. Оно, это развитие, раскрывается, в общем, через актуальную структуру органических (витальных, биологических) потребностей, через функциональную асимметрию парных органов и через систему безусловных рефлексов. Эти грани отношения организма со средой

проявляют состояние развития всех его внутренних органов и тканей, всей его телесной (анатомической) и функциональной (физиологической) организации в целом. (Напомню: целое есть единство многого в одном). Главной внутренней детерминантой индивидного развития является наличное состояние организма как особого представителя вида. А это состояние уже раскрывают конституция организма, его работающая система анализаторов и органов движения (или сенсомоторная система), а также его нервная система с её нейродинамикой. А они, в свою очередь, прямо зависят от таких глобальных факторов, как пол, возраст и раса. Нет развивающегося человека вне его исходных, индивидных характеристик.

Биогенетический закон развития Э. Геккеля (1834-1919) - Ф. Мюллера (1821-1897) был сформулирован в 1866 г. Закон гласит: онтогенез - это краткое и быстрое воспроизведение филогенеза, которое становится источником новых направлений эволюции, которая опять-таки отображается в онтогенезе...

А.Н. Северцов (1866-1936) в 1910 г. предложил теорию филэмбриогенеза: повторение (рекапитуляция) в онтогенезе филогенетических черт может быть неполным и искажённым, и это связано с дальнейшими эволюционными преобразованиями. В частности, могут повторяться особенности некоторых фаз развития предковых форм.

Отсюда следует, что биогенетический закон наиболее ярко проявляется в индивидном развитии человека ещё до его рождения.

Личностное развитие человека конкретизируется в форме развития, прежде всего, его объективных отношений с окружающими людьми, а также и с отдельными компонентами собственно человеческого мира - мира культуры. Это развитие раскрывается, в общем, (а) через актуальную структуру жизненных ориентиров человека в обществе, (б) через место человека в объективных межчеловеческих отношениях и (в) через его собственно человеческие (социальные) проявления. Развитие этих трёх граней личности конкретизируется как фиксация их устойчивых проявлений - актуальных для человека целей, ролей и норм. Личностное развитие конкретизируется также и как учёт вариативной, динамической стороны в положении человека среди людей. А она проявляется через актуальные для человека ценности, через его социальные функции, через практикуемые им ритуалы. Нет развивающегося человека без его личностных, социальных характеристик, приобретаемых им во взаимодействии с окружающими людьми. - Во взаимодействии как прямом, так и опосредствованном.

Социогенетический закон обобщает представления европейских гуманистов XVIII-XIX веков о развитии человека в его онтогенезе как о воспроизведении основных этапов истории - основных этапов социокультурного развития человечества. (На фоне такого понимания личностного развития, по-моему, заслуживает внимания позиция Ж.-Ж.Руссо с его теорией «естественного воспитания». Причём своих «незаконно рождённых» детей Ж.-Ж.Руссо отдавал в приют - одного за другим ...).

Личное развитие человека конкретизируется в форме становления его особого жизненного пути как последовательности жизненных ситуаций, - последовательности, единственной и неповторимой в своём роде. С одной стороны, со стороны самого человека, его жизненный путь задаётся и раскрывается ситуативной триадой «влечения - навыки - стереотипы». С другой стороны, со стороны главных обстоятельств возникавших жизненных ситуаций, жизненный путь человека задаётся и раскрывается сложившейся в его опыте триадой «мотивы - умения - привычки». Эти общие личные характеристики зарождаются и формируются в условиях жизни человека только в такой социокультурной среде, которая обеспечивает возможность для возникновения частных жизненных ситуаций. В них появляются - и признаются окружающими людьми! - личное пространство и время человека, его личные вещи, личные потребности, личные отношения... В гуманном обществе, действительно признающем ценность отдельного человека, а не только декларирующем такое признание, развивающийся человек выступает не только как индивид и личность, но и как частное лицо, как персона, имеющая право на обособление.

Персоногенетический закон можно было бы сформулировать так: в условиях социального развития человека, по мере усложнения его личности, может зарождаться и формироваться частная жизнь и частное лицо человека - в форме его «Я».

Субъектное развитие человека конкретизируется в форме его практики по преодолению препятствий различного рода (в том числе и собственной ограниченности в различных отношениях) и по сопротивлению вредным воздействиям. И все проявления субъектности раскрываются опять-таки тремя общими планами: через направленность человека, через его способности, через его характер. Их развитие оказывается гораздо менее определённым, менее однозначным, чем развитие индивида, развитие личности и даже развитие частного лица. Декларации о необходимости развития человека как субъекта являются общим местом и во множестве педагогических трудов, и во многих публицистических выступлениях. Иногда слова об актуальности развития человека-субъекта действительно являются выражением понимания такой необходимости. И даже свидетельством действительной заинтересованности в таком развитии. Однако...

Однако проявления субъектности в повседневной жизни, как правило, оказываются неудобными, будоражащими, раздражающими, мешающими... Эти проявления нарушают устоявшийся (должный, привычный) ход вещей; они нарушают инструкции, которые следует соблюдать; они не вписываются в ожидания, которым следует отвечать. Чьи-то проявления субъектности отвлекают внимание окружающих от меня (!), отвлекают окружающих, в том числе и меня, от текущих дел, противоречат разработанным и утверждённым планам и проектам, не укладываются в логику развёртывания привычных житейских  ситуаций, в том числе тех, которые Э. Берн назвал «человеческими играми»...

Чтобы  проявления субъектности человека были приняты окружающими людьми, нужны особые обстоятельства и соответствующие им формы проявлений субъектности. Конструктивная субъектность должна отвечать актуальным потребностям других людей, должна быть ситуативно-функциональной. Это становится очевидным в экстремальных ситуациях. И социальный институт подготовки к ним обеспечивает целенаправленное развитие таких специальных форм субъектности. Создаются условия для формирования готовности профессионалов предупреждать экстремальные ситуации, т.е. сопротивляться их возникновению. Также создаются условия и для формирования готовности преодолевать последствия таких ситуаций, если они всё-таки происходят.

Однако общие благие декларации о необходимости развития человека-субъекта часто остаются только словами. Примеры героических поступков, гениальных открытий и фанатической преданности своему делу на фоне повседневной рутины остаются только примерами из ряда вон выходящих и, поэтому, - занимательных фактов. Попытки педагогов-энтузиастов создавать особые условия для проявлений субъектности того или иного рода в группах учащихся и/или воспитанников всегда привлекали внимание общественности, но в целом социальной «погоды не делали»... В общем, развитие человека-субъекта в конструктивном плане оказывается «штучным продуктом», «производство» которого в человеческом обществе не удаётся наладить в широких масштабах. И в наше время так получается, что в повседневной жизни через СМИ нам приходится узнавать о деструктивных проявлениях субъектности чаще, чем о её конструктивных проявлениях...

Формулировку субъектногенетического закона я оставляю для самостоятельной работы тех, кого интересует тема субъектности.

Индивидуальное развитие человека понимается двояко: телеологически, в плане перспективы - как предел, совершенство, к которому следует стремиться, и онтологически, в плане существующего положения дел. В этом плане, по существованию, развитие человека раскрывается конкретно: как то высшее в нём, которое возникло и сформировалось в условиях низшего и из его материала, из его вещества. Как то высшее, которое включило в себя низшее на правах компонента. Как то высшее, которое испытывает на себе влияние низшего и, в свою очередь, оказывает на него преобразующее влияние...

Специфика же индивидуального развития - в формировании автономной (хотя и открытой), саморегулирующейся (теперь часто говорят и пишут «саморегулируемой») целенаправленной системы. Однако вопрос о том, какова же цель этой системы, остаётся дискуссионным по сей день. Об индивидуальности и её развитии говорится и пишется много. Однако никакие «мантры», никакие заклинания в форме многократных повторений слова «индивидуальность» знания о ней не прибавляют. И это понимают не только работники науки, но и действительные практические человековеды - литераторы, которых когда-то в нашей стране называли «инженерами человеческих душ». Б.Г. Ананьев метафорически назвал индивидуальность той вершиной, у подножия которой находятся все те, кто пытается познавать человека. И это - та метафора, которая «схватывает»  диалектическую сложность реального положения вещей. Ведь и познаваемое (человек), и познающие (люди), и само познание (психическая деятельность) развиваются, будучи сложными отдельностями. И каждая жизненная ситуация, объединяющая их, тоже развивается. Поэтому каждый отдельный акт такого познания, даже опосредствованный опытом предшествующего научного человековедения, оказывается только лишь очередным частным случаем попытки продвинуться к вершине в развитии человека... (Ср. апории древнего грека Зенона).

По мере осознания развития человека и вмешательства в ход этого развития оно оценивается как в разной степени целенаправленное или случайное, целесообразное или хаотичное, организованное или стихийное, систематическое или бессистемное... Но в истории человековедения развитию человека время от времени всё-таки приписывались частные цели - как попытки ответить на вечный вопрос: для чего живёт человек?.. Среди таких ответов чаще других говорят о выживании (приспособлении к среде), о размножении (овладении средой за счёт её заселения), о достижении чего-то лучшего (или оптимального) - при самом различном понимании того, что же такое - лучшее... А в числе вариантов этого «лучшего» называют такие варианты, как жизнь после смерти, как воссоединение с природой, воссоединение с предками, воссоединение с Космосом, воссоединение с Богом. Или же говорят о постижении себя: своего прошлого, настоящего, будущего... В конечном счёте сам вопрос о цели человеческой жизни приобрёл статус центрального среди экзистенциальных вопросов (вопросов существования) в рамках высшей, духовной деятельности человека.

Гораздо более определённой является современная методология познания развивающейся индивидуальности. Были сформулированы принципы для её исследований на основе обобщения результатов научного познания развития, в том числе - с учётом уже обозначенных выше свойств развития.

Во-первых, это признание неустойчивого динамического равновесия у любой сложной отдельности (как «системы») с окружающей её действительности - как источника для её развития.

Во-вторых, это признание единства сохранения и изменения любой отдельности - как общего механизма её развития. У живых существ - это единство наследственности (генотипа) и собственной изменчивости (фенотипа) в условиях приспособления к среде и влияния на неё.

В-третьих, это признание единства дифференциации (детализации) и интеграции (упорядочения в рамках целого) при развитии сложной отдельности - как общего направления при её прогрессивном развитии от глобального исходного состояния к иерархической организации при оптимальном состоянии, которое затем утрачивается.

В-четвёртых, это признание возможностиосознанно вмешиваться в ход развития сложной отдельности - в форме конструктивной деятельности, в которой едины целеполагание и определённость всех других актуальных моментов ситуации: объекта, предмета, задач, методов, средств этой деятельности. В оптимальном случае для них характерны соразмерность, соподчинение, уравновешенность - как у элементов одной структуры. Так подготавливается переход от знания к его приложению на практике.

Завершая изложение основных феноменологических и некоторых теоретико-методологических характеристик развития в этой, основной части лекции, выделю инструментальные рабочие понятия, обеспечивающие общую ориентировку при подходе к познанию психического развития человека на практике. Это понятия об условиях психического развития человека, это феноменологическая характеристика возраста, это движущие силы развитияи этоактуальные факторы развития.

К общим, социально-типичным условиям развития человека относятся: его настоящее состояние - достигнутый уровень развития, как индивида и как личности; среда обитания человека с её существенными составляющими, природными и/или социокультурными; практические отношения человека со средой (или качественное своеобразие его взаимодействия с ней), прежде всего, как формы активности/реактивности человека.

Феноменологическая характеристика возраста раскрывается через выделение качественно своеобразных стадий (фаз, этапов) уже в его пределах; через учёт разнонаправленности и разновремённости развития и через фиксацию структурных новообразований, прежде всего, психических.Выделение стадий в рамках возраста обеспечено изменением масштаба анализа, повышением его дробности. Разнонаправленность и разновремённость (гетерохронность) развития наиболее очевидна, прежде всего, на уровне индивида. Рост органов и частей тела идёт с разной скоростью, так что пропорции организма явно изменяются.  Структурные новообразования свидетельствуют о перспективе развития, о переходе с одного его этапа (стадии, фазы) к другому. В этом же плане существенно, что качественные приобретения предыдущего развития включаются в последующие его этапы (стадии, фазы).

Движущие силы развития человека суть актуальные противоречия в его отношениях с миром. Мир для человека включает в себя среду его обитания на правах частного компонента: как ближайшее непосредственное окружение, природное и/или социокультурное. А противоречия, в общем, различаются как объективные, объективно-субъективные и субъективные.

Факторами развития становятся те компоненты его условий, которые:

(а) объективно более остальных влияют на развитие,

(б) которые более остальных доступны для учёта и контроля,

(в) которые более остальных доступны для целенаправленного воздействия, а при необходимости - и

(г) для преобразования в соответствии с нуждами практики и в соответствии с возможностями субъектов этой практики.

Причём традиционно принято выделять три общих фактора развития человека: его наследственность, среду его обитания (природную и социокультурную) и активность самого человека, объединяющую его со средой.

Наследственностьв живой природе - это воспроизведение потомками устойчивых родительских черт и, шире, черт, присущих предшествующим поколениям. Или, иначе: наследственность - это повторение организмом законов обмена со средой (веществом, энергией, информацией) и форм развития, характерных для предыдущих поколений. Социальная наследственность предполагает преемственность культуры в разных её масштабах: от внутрисемейной до этно-исторической.

Среда - это общие условия обитания живого существа. У человека - это природная среда во всём её многообразии и социокультурная среда во всех её материальных, технологических и семиотических формах.

Активность- переход потенциальной энергии её носителя в актуальные (кинетические) формы; способ существования живых существ, в том числе и человека. Специфична для человека такая активность, как его деятельность, в частности, оказывающая, при определённых обстоятельствах, главное влияние на его последующее развитие. Такая деятельность в особой социальной ситуации развития была названа «ведущей», и об этом речь будет идти далее ещё не раз.

Таким образом, выделение основных общих и частных аспектов в развитии человека обнаруживает его полиструктурность: разнокачественность, разномасштабность, многогранность и их единство у каждой отдельности.

 

2. Возрасты человеческой жизни

Словом «возраст» на практике и в теории обозначается каждый отдельный временн?й этап (стадия, фаза, период) в жизни живого существа, как частное проявление одного из базовых свойств развития - его качественной определённости («субстанциальности»), или как одно из последовательности состояний развития.

Мы с вами помним определение возраста в контексте характеристики человеческого индивида на самом общем, на видовом уровне - как отображения его возможности участвовать в воспроизводстве себе подобных. И мы помним, что человек как индивид имеет три возраста: созревание (детство), зрелость (взрослость) и увядание (старость).

Человек как личность имеет возрасты, которые обозначаются уже по месту человека среди людей, по его положению среди окружающих. И в этом своём качестве человек последовательно выступает как новорождённый, грудничок, преддошкольник (ясельник), дошкольник (детсадовец), школьник, студент, рабочий (экономически активный человек), пенсионер...

Человек как частное лицо имеет возраст, который определяется по тому, какую позицию человек устойчиво субъективно занимает в частных, личных, внешне не регламентируемых отношениях с окружающими. Так, в рамках трансактной психологии Э. Берн выделил три «подструктуры Я» (или «состояния Я»), соответствующие психологическим позициям человека как Ребёнка, как Родителя и как Взрослого. С позиции именно трансактной психологии они могут рассматриваться в качестве градаций именно личного возраста человека.

Человек как субъект деятельности в контексте взглядов того же автора, Э. Берна, является Взрослым. И возрасты на пути к человеку-субъекту, опять-таки с позиции трансактной психологии, определяются человеческой позицией на практике. А она варьируется в пределах такой весьма наглядной метафорической последовательности: от Жертвы - Пациента - Клиента через Преследователя - Помощника - Мастера к Герою - Спасителю - Владыке...

Человек как индивидуальность, т.е. конкретный человек, при всей его многогранности, разноуровневости и разносторонности, отличается от предыдущих его ипостасей автономностью и выраженной саморегуляцией. - Благодаря, прежде всего, духовной практике как высшему уровню психической организации. Специфический возраст индивидуальности семиотичен, а при высших формах индивидуальности и психологически произволен, - по крайней мере, в том, что касается субъективной семантики возраста. Общеизвестны выражения о «душевной молодости» стариков и о «маленьких старичках»  - по взглядам на мир, случающимся у представителей подрастающих поколений.

Однако научный подход предполагает реализм, рациональность и понятийность при обобщённом отображении действительности в её инвариантных отношениях. Развитие человека берётся в объективных его проявлениях, с учётом основных его свойств, о которых говорилось выше, на фоне универсальной метрики длительности жизни - на фоне числа прожитых лет. Познакомимся с наиболее популярными в науке возрастными  периодизациями:  Дж. Биррена (1964), Д. Бромлея (1966), Гр. Крайг (1976), Н. Ф. Реймерса (1990). Именно в контексте общих возрастных периодизаций для нас раскрывается внешняя структура детского возраста, или, с семиотических позиций, прагматика детства - как положение детства среди других возрастов.

 

3. Внешняя структура (или прагматика) детства

Так, Дж. Биррен (1964) выделил восемь возрастов. Это младенчество (до 2-х лет), преддошкольный возраст (2-5 лет), детство (5-12 лет), юность (12-17 лет), ранняя взрослость (17-25 лет), зрелость (25-50 лет), поздняя зрелость (50-75 лет), старость (старше 75 лет). В этой периодизации детство располагается между преддошкольным возрастом и юностью и длится около 7 лет.

Д. Бромлей (1966) выделил тринадцать возрастов. Это внутриутробный цикл, младенчество (от рождения до 18 мес.), дошкольное детство (18 мес. - 5 лет), раннее школьное детство (от 5 до 11-13 лет), старшее школьное детство (от 11 до 15 лет), поздняя юность (от 15 лет до 21), ранняя взрослость (21-25 лет), средняя взрослость (25-40 лет), поздняя взрослость (40-55 лет), предпенсионный возраст (55-65 лет), отставка (от 65), старчество (от 70 лет),  финиш. В этой периодизации детство занимает место между младенчеством и поздней юностью и длится от 13,5 до 19,5 лет.

Г. Крайг (1976) выделила семь возрастов. Среди них младенчество (от рождения до двух лет), раннее детство (2-6 лет), среднее детство (6-12), подростничество (12-19), ранняя взрослость (20-40 лет), средняя взрослость (40-60), поздняя взрослость (от 60 лет и старше). Здесь детство расположено между младенчеством и подростничеством; и длится оно 10 лет.

Н.Ф. Реймерс (1990) выделил 12 возрастов. Вот их последовательность: новорождённость (1-10 дней), грудничковый возраст (10 дней - 1 г.), раннее детство (1-3 г.), первое детство (4 г.-7 л.), второе детство (8-12 л. - мальчики и 8-11 л. - девочки), подростки (13-16 л. - мальчики и 12-15 л. - девочки), юношеский возраст (17 л.-21 г. - юноши и 16-20 л. - девушки), первая зрелость (22 г.-35 л. и 21 г.-35 л.), вторая зрелость (36-60 л. и 36-55 л.), пожилой возраст (61-72 г. и 56 л.-74 г.), старческий возраст (73 г.-90 л. и 75-90 л.) и долгожительство (старше 90 л.). Согласно возрастной периодизации Н.Ф. Реймерса, детство находится между грудничковым возрастом и подростковым и длится 10-12 лет.

В лекции 7(9) была приведена топологическая (без указания лет жизни) возрастная периодизация, используемая во многих психологических исследованиях, которые выполняются в русле традиций ленинградской - петербургской школы человековедения на базе ЛГУ - СПбГУ. В ней детство локализовано между младенчеством и подростничеством, как и в периодизации Г. Крайг. Однако результаты многочисленных исследований и, прежде всего, отечественных, дают основания, во-первых, для того, чтобы считать границей «нормативного» младенчества один год. А во-вторых, для того, чтобы иметь в виду «размытость» опять-таки «нормативной» границы между детством и подростничеством в 11-12 лет.

Наконец, в содержательном плане, с учётом принятой модели человека и рассмотренных затем базовых определений, становится понятной установка многочисленных исследователей  детства выходить в своём объекте и предмете за обозначаемые формальные границы детского возраста. Для его действительного понимания такое познавательное движение является необходимым. Ибо для развития в каждом возрасте естественным условием и материалом («веществом») (!), прямым или опосредованным, оказывается развитие в предыдущих возрастах, вплоть до внутриутробного развития включительно.

Итак, в лекции рассмотрено развитие, его формы, начиная с самых общих,  и его свойства. Выделены возрасты человеческой жизни с акцентом на различных уровнях характеристики человека в соответствии с принятой моделью. Приведены примеры научных возрастных периодизаций, раскрывающих  внешнюю структуру (или прагматику) детства. На следующей лекции речь пойдёт о развитии человека до его рождения.

 

Задания по «ЛК-8 (10). Развитие, возраст, детство»

(выполняются с использованием уже известного по предыдущим учебным курсам)

1. Проведите сравнительный анализ трёх вариантов определения того, что такое «развитие»:

а) собственного исходного варианта, данного «из головы» в соответствии с заданием в начале лекции;

б) варианта, взятого из любого доступного учебника (с указанием полной библиографической справки; можно воспользоваться приведённым в лекции примером из учебника под ред. А.А. Реана, но тогда обязательно нужно указать страницу, на которой приведено определение, процитированное в тексте лекции без такого указания - с учётом данного задания);

в) варианта, предложенного в качестве исходного для работы в рамках данного учебного курса. (Подсказки: а) Чем различаются взятые определения? По какому основанию (или по каким основаниям) наиболее выражены различия между ними? б) Что объединяет все три определения? По какому основанию (или по каким основаниям) взятые определения объединяются?). Начинайте отвечать по аналогии с тем, как Вы это делали раньше.

2. Изложите своими словами определение развития вообще, предложенное для работы по курсу; иначе говоря, переведите его на свой язык.

3. Закончите высказывание: «Общие свойства развития ...» Что Вы можете о них сказать?

4. При диагностике развития любого человека может быть актуальной его характеристика на каждом из уровней, предусмотренных взятой моделью. Каковы возможные пределы у проявления индивидуальности, минимальный и максимальный? Начните со слов: «Думаю, что ...» (Подсказка: за основу ответа можно взять общие свойства развития).

5. Наиболее однозначны и определённы возрасты жизни человека как индивида и как личности. На личном, субъектном и особенно на индивидуальном уровнях метрический возраст человека (по числу прожитых лет) и даже топологический его возраст (по названию) оказывается гораздо более расплывчатым и часто обозначается метафорически. Предложите свой вариант личной или субъектной или индивидуальной возрастной периодизации (на выбор) и обоснуйте её.

______________________________________________