ЛК-06. Психические явления (окончание)

В этой лекции мы продолжим и завершим свои воспоминания об основных психических явлениях у человека. Мы посмотрим также на то, как современная наука развивает существующие модели проявлений субъективной реальности, пересматривая и обобщая значенияиспользуемых понятий и внося изменения в их систему.

Рассмотрим четыре вопроса:

  1. Познавательные явления: воображение
  2. Аффективные явления: эмоции
  3. Аффективные явления: внимание
  4. Интегративные единицы психики

 

1. Познавательные явления: воображение

Определение воображения: это психическое создание субъектом (носителем психики) «объекта-для-себя», или субъективное порождение (созидание) предмета.

Свойства воображения. Все ограничения на психический образ, обусловленные возможностями организма, игнорируются. Все характеристики образа воображения формируются самим субъектом. Субъект сам задаёт внешние и внутренние характеристики у объекта - у «отдельности-для-себя».

Первичные свойства. Пространственно-временная структура воображения формируется самим субъектом, который задает и внешний её аспект, и внутренний. Пример того, как игнорируются объективные пространственно-временные ограничения действительности в популярной советской песне: «Нам нет преград ни в море, ни на суше. // Нам не страшны ни льды, ни облака...». А субъективных ограничений на образ воображения просто нет. Все характеристики объекта для субъекта  изменяются произвольно. Пример: у персонажей рисованных мультфильмов весьма очевидна «пульсация» пропорций и буквально «плавают» сравнительные размеры. То же - с временными характеристиками. Воображаемый объект существует вне и над объективным временем, хотя носитель этого образа находится в его рамках...

Качественная определённость образа воображения обусловлена только субъективно: предысторией, историей, настоящим носителя и его текущей активностью. Этот психический продукт всегда субъективно обусловлен и не имеет объективного источника во время своего существования.

Интенсивность воображения также прямо обусловлена психической активностью своего носителя. Причём между энергетическими затратами и интенсивностью воображения чаще всего существует реципрокное (обратное) отношение: чем больше физические траты организма, тем менее яркими являются образы воображения (за счёт конкуренции с интенсивными текущими впечатлениями от работы организма).

Вторичные свойства.Предметность - как наложение объект-для-субъекта на любой фон. Целостность всегда обеспечивается слипанием элементов, и это имеет своё название: агглютинация. Образ воображения абсолютно аконстантен (изменчив): без преобразования (без трансформации) нет воображения. Виды трансформации в воображении: от акцентирования деталей до гиперболизации частей и целого. Обобщённость в воображении не имеет границ. Её особая форма - это типизация, или синтез сходных (общих) черт, выделенных у различных объектов. Иными словами: это выделение сходного у различных объектов по различным основаниям и объединение всего выделенного в рамках целого. Другая форма обобщения в воображении - схематизация, или выделение в отдельном общего и особенного - выделение «скелета». Пример - орнамент во всех культурах. (Особенно выражена традиция символизации посредством орнамента в мусульманских культурах).

Особенные («третичные») свойстваобъединяют воображение с мышлением. Проблемность: образ воображения возникает там и тогда, где и когда есть субъективная неопределённость. Фазность воображения вариативна: от отсутствия (образ всплывает «сам по себе», как при представлении) до чёткой выраженности этапов, например, в творческом акте. Здесь всегда происходит накопление впечатлений, их переработка, безуспешные поиски подходящего (какого?) варианта, затем приходит внезапное озарение («инсайт») и начинается мучительный поиск внешней формы (какой?)... Операциональная опосредствованность - как в случае мышления. Понимание - как субъективная определённость, ясность своего детища. У человека образ воображения часто оречевлён.

Атрибутивность. Как функция организма и/или личности, воображение имеет своей основой опосредствованность работы организма, прежде всего - головного мозга, какими-то физическими и/или социальными знаками. Эти знаки (медиаторы) выводятносителя души за рамки его объективного взаимодействия со средой. На уровне организма в роли таких посредников (медиаторов) могут выступать продукты отравления, последствия травмы, активность новообразований (у животных - только так). На уровне личности воображение - это всегда эффект развития в условиях определённой культуры, всегда - следствие использования языка. Речь является универсальным механизмом выхода за рамки наличной ситуации.

Процессуальность воображения в актогенезе рассматривается по его выраженным фазам, в частности, как развёртывание галлюцинаций (при патологии) или как фантазирование (в норме).

Если воображение берётся как особое свойство носителя психики, то рассматривается способность носителя выходить за рамки наличной ситуации в сравнении с другими.

Как особое состояние, воображение - это замена объективной реальности реальностью субъективной, или «объектом - для - себя».

Деятельностная природа. Приспособительная роль воображения раскрывается как уход от сложностей и трудностей бытия, как отдых. Непреднамеренные (неосознанные) формы такого ухода - это сны, галлюцинации. Преднамеренные (осознанные) формы ухода - фантазии, грёзы. Грёзы, или «сны наяву», вытесняют текущие впечатления в фон. Фантазии же подготавливают почву для активных форм воображения (см. далее). И непреднамеренные (спонтанные), и преднамеренные формы воображения суть психологические защиты человека как индивида и как личности.

Крайние формы ухода, или непреднамеренная отрешённость от реальности (эскапизм), имеют место при патологии, органической и/или социальной (аутизм).

Психологи проанализировали влияние на людей так называемого «чёрного юмора». Оказывается, при регулярном чтении стишков и анекдотической прозы такого рода люди избавляются от невротических реакций и даже от глубинного чувства неполноценности.

Пример - стишок Олега Григорьева, написанный в 70-е годы ХХ века: «Сидоров торговал на вокзале // Рождественскими открытками. // Его схватили, его связали, // И вот он умер под пытками»...

Осведомительная роль воображения - в формировании новой «реальности-для-себя», причём с разной психической активностью. Пассивные формы обозначены как проявления воссоздающего воображения. Здесь есть наглядно-чувственная опора: предметы, изображения, символы, стимулирующие психическое воссоздание чего-либо. Происходит дополнение имеющегося, его динамизация, озвучивание, чтение... Активные формы обозначены как проявления творческого воображения, или творчество в собственном, узком смысле слова. Здесь происходит объективация (экстериоризация) «объекта-для-себя», объективация предмета. Субъективный продукт воплощается в какие-либо чувственные формы - в «пароходы, строчки и другие добрые дела...»  В жизни возможно «сползание» от активных форм воображения к пассивным формам; и, наоборот, возможно восхождение от пассивного воображения к его активным формам.

Пример крайности: имя, которое придумали родители для своего ребёнка, родившегося в России в 2002 году: «Биологический объект - человек, рода Ворониных и Фроловых, родившийся 26.06.2002». Сокращённо: «БОЧ РВФ 26.06.02».

Регулятивная роль воображения - в обеспечении опосредованной и/или опосредствованной связи носителя психики с миром. Например, многим людям с тяготами повседневного бытия помогает справляться образ иной, лучшей (загробной) жизни и надежда на воздаяние за терпение и лишения. Другой вариант психической связи с действительностью это мечта - образ потребного будущего, имеющий реальные основания. За точку отсчёта принимается существующее, хотя, быть может, оно и не осознаётся. (Пример этого - догадки различного рода).

Правда, не все согласны с таким пониманием. Александр Вампилов - это советский драматург, очень известный в 70-е - 80-е годы прошлого века. Он как-то сказал, что «мечты, которые сбываются,  - не мечты, а планы». Однако его позиции фактически противостоит очень известный советский сказочник Александр Грин, считавший, что самые сказочные мечты люди воплощают в жизнь. Особенно, если это люди, умеющие по-настоящему любить. Любовь в различных её формах - это сильнейший стимул для воображения.

Ещё пример - идеал. Это выделение, абсолютизация и синтез некоторых черт действительности, имеющих позитивную или негативную ценность. Идеалы появляются на высоком уровне развития человека и человечества. При условии достаточно сложной внутренней организации людей идеалы становятся для них образцами, которым люди следуют в своём саморазвитии. Идеал - высший случай образца. В обиходе же идеалами часто называют образцы разного уровня обобщённости: чей-то личный пример, имидж популярной фигуры (персонажа), историческое лицо, литературных героев, представителей референтных групп... Бытовые значения слова «идеал» лишь частично пересекаются с его научным, терминологическим значением - как особого продукта воображения.

 

2. Аффективные явления: эмоции

Определение эмоции: это: а) импрессивный (внутренний, пассивный, «страдательный») аспект субъективной формы психического образа; б) отражение отношения объекта к субъекту (источника к носителю); в) отражение, опосредованное состоянием организма носителя.

Часто в этом же контексте говорят о «чувствах». Чувство в узком смысле слова (или «социальное чувство») - это переживание происходящего, психическое отражение отношения происходящего к субъекту отражения (к отражающему), опосредованное состоянием последнего как личности и/или как частного лица. Иными словами, чувства - это социально и/или лично опосредованные эмоции.

Свойства эмоций. Необособимость от познавательных явлений (обособление - при патологии). Глобальность - как вовлечённость всего организма (на уровне чувств - всей личности и/или частного лица). Качественное своеобразие, или модальность. Среди базовых эмоций выделяются (по Изарду): радость, гнев, печаль, страх, удивление, отвращение, интерес...  Сложность (конкретность) и гармоничность. Энергетизм: а) как затраты на выражение и б) как продуцирование энергии - за счёт мобилизации ресурсов организма (личности и/или частного лица). Значение для организма (личности и/или частного лица): положительное и/или отрицательное. Полярность - по различным основаниям: по значению, энергетике, сложности, гармоничности... Динамика - как фазность по интенсивности и модальности.

Атрибутивность. Эмоции как функцию организма описывают центральная, периферическая, билатеральная теории. Центры «ада» (20-25% всех нейронов, «ответственных» за аффективность) и «рая» (75-80%) открыли и исследовали Олдс, Дельгадо и др. «Периферические» представления были у Джеймса, Ланге. «Билатеральные» взгляды получили распространение в связи с исследованиями функциональной асимметрии в работе больших полушарий головного мозга. Так, считается, что у большинства правшей правое полушарие делает б?льший вклад в отрицательные эмоции, левое полушарие - в положительные.

Эмоции как процесс развиваются от глобальных, простых, к дифференцированным, сложным. В онтогенезе наличие удовольствия и неудовольствия отмечено уже на 5-6-м месяце жизни плода в материнском чреве. Радость, страх и другие эмоции формируются у младенца по мере развития его контактов со взрослыми. С 2,5-3 лет закладываются социальные чувства: из страха - стыд, из гнева - обида, зависть, ревность... Гражданские чувства закладываются с 14-15 лет. Общая форма патогенеза эмоций - «вспухание» чего-либо и «застревание». Разрушение начинается со сложного, восстановление - с простого (в общем случае). В актогенезе эмоций выражены фазы. Переходное состояние (между модальностями, между знаками) может создавать иллюзию того, что эмоций нет. По соотношению интенсивности и временн?й длительности выделяют аффект, страсть, настроение, эмоциональный тон (едва заметная окраска).

Эмоции как свойство, или эмоциональность, раскрываются двояко: а) как способность выражать свои эмоции, быть экспрессивным, и б) как способность распознавать чужие эмоции, сопереживать и сочувствовать другим существам и, прежде всего, людям. Часто в этом значении используют слово «эмпатия». (Более общее значение этого слова - идентификация в форме уподобления субъекта объекту, в отличие от проекции как идентификации в форме субъективного уподобления объекта себе). Здесь актуальны проблемы семантики эмоций и чувств как их проявления в движениях, действиях, поступках. Чем более произвольны проявления, тем менее они информативны для диагностики эмоций.

Эмоции как состояние субъекта характеризуются пребыванием субъекта на определённой фазе определённой модальности.

Деятельностная природа. Регулятивный (или «коммуникативный») аспект деятельностной природы эмоций раскрывается в их эксплицитном (внешнем, активном, действенном) плане - в деле объединения с миром носителя эмоций.

Приспособительный аспект эмоций раскрывается через их связь с потребностями носителя эмоций и с вероятностью их удовлетворения в данных условиях (по П. Симонову):
Э = ф (П (И - И )),

где И  - данная информация, а  И  - нужная информация. Эта связь эмоций с потребностями и вероятностью их удовлетворения имеет структурно-функциональные основания в нервной системе, в головном мозге. Именно таким образом эмоции включаются в механизм уравновешивания организма со средой.

Осведомительный аспект эмоций как деятельности раскрывается в их имплицитном (внутреннем, пассивном, «страдательном») плане - в деле ориентации носителя эмоций. Эмоции - это особая информация, компенсирующая дефицит информативности у текущих впечатлений. Через эмоции их носителю раскрывается смысл мало определённых воздействий. И это становится наиболее очевидным для исследователя, когда рассматриваются высшие, собственно человеческие эмоции, или «социальные чувства» человека. Среди них выделены, в частности, коммуникативные, глорические, праксические, романтические, эстетические, гедонические, пугнические, аккизитивные чувства... (по Б. Додонову).

В связи с вопросом о высших эмоциях (о «социальных чувствах») человека, достойна внимания позиция Абрахама Маслоу, предложившего концепцию самореализующегося человека. Однажды А. Маслоу сказал, что настоящие, высшие переживания - те, которые несут человеку радость, экстаз и новое видение мира, которые человека возвышают. А происходят такие переживания от проникновенного восприятия классической музыки, от восприятия её великих шедевров.

 

3. Аффективные явления: внимание

Определение внимания: это: а) активный аспект субъективной формы психического отражения; б) включение объекта в сферу субъективной деятельности; в) регулятивная сторона психической деятельности.

Свойства. Необособимость от всех психических образований: нет внимания без познавательных психических образований (обособление - при патологии). Избирательность - активный аспект предметности, или установление отношения между фигурой и фоном. Динамичность, или скольжение, - как переход субъекта от одного объекта к другому. Сосредоточенность - это интенсивностная  характеристика внимания. Устойчивость во времени (как противоположность колебанию) привязана к познавательным психическим образованиям. При ощущении эта устойчивость измеряется в секундах: 2-3, максимум - 10 секунд.  При восприятии - в минутах: 10-15, максимум - 45 минут. При мышлении устойчивость во времени измеряется часами: 1,5?2,0, максимум - 3-4 часа. Концентрированность и/или распределённость - это пространственные характеристики внимания. Раскрываются как одновременное - параллельное - выполнение различных видов деятельности. Объём внимания характеризуется количеством однородных объектов, с которыми одновременно действует субъект. У взрослых людей этот объём в среднем составляет 5-6 объектов, у детей-дошкольников (в первом детстве) - 2-3 объекта. Эталонным считается оперативный объём от пяти до девяти объектов: 7±2, - «магическое число», ставшее символическим во многих культурах.

Атрибутивность. Как функция работающего организма, внимание - это настройка системы анализаторов и органов движения на оптимум для взаимодействия с объектом. Центральное звено механизма - процессы в головном мозге: динамика возбуждения и торможения. Её раскрывают понятия: иррадиация (распространение процесса по коре и в подкорковые зоны), концентрация (сведение процесса в один участок - очаг) и индукция: наведение одним процессом другого, дополнительного, в соседних участках. Различают положительную индукцию, при которой торможение в одном месте стимулирует возбуждение в соседних, и отрицательную индукцию, при которой возбуждение в одном месте приводит к торможению в соседних участках мозга. Выраженная («застойная») концентрация возбуждения с одновременной отрицательной индукцией названа доминантой (по А.А. Ухтомскому).

Внимание как процесс в филогенезе зарождается в рамках жизнедеятельности. У высших животных - как настороженность, бдительность, готовность реагировать. Различаются «позы активного покоя», или «позы внимания». Прислушивание, разглядывание, принюхивание - за счёт «тонической рефлекторной иннервации». В социогенезе внимание выделяется как относительно самостоятельная грань психики, её регулятивный аспект, в связи с разделением деятельности на практическую и теоретическую. Выделяется внешнее и внутреннее внимание. Внешнее наиболее очевидно при манипуляциях с объектами (телами). Внутреннее внимание в высших формах - это рефлексия душевной и, в частности, духовной жизни. В онтогенезе выделяются ступени внимания: сосредоточение, слежение, подстройка (уподобление), воспроизведение, установление отношений, создание ситуаций... В патогенезе нарушаются, прежде всего, высшие, опосредствованные формы внимания, в частности, внутреннее внимание: «рваные мысли»; «выпячивание» какого-либо свойства, «застревание» в каком-либо состоянии. Актогенез внимания вплетён в генез познавательных явлений.

Внимание как свойство его носителя - это способность устойчиво проявлять психическую активность, когда это необходимо. Отсутствие её называют «рассеянностью». Различаются две крайние формы рассеянности. При «детской рассеянности» сильн? отвлекаемость (скольжение) и сл?бы концентрация, устойчивость, сосредоточенность. При «рассеянности учёного» слаб? переключаемость (выражена инертность) и сильны избирательность, концентрация, устойчивость, сосредоточенность...

Внимание как состояние в данный момент характеризует вовлечённость субъекта в жизненную ситуацию и, в частности, его включённость в деятельность.

Деятельностная природа. Внимание как активный момент (сторона) психического имеет очевидную регулятивную (или «коммуникативную») природу: это подчёркнуто в определении и это «схватывается» при конкретизации различных характеристик внимания. Различаются уровни внимания как психической регуляции: невольное (непроизвольное), произвольное, послепроизвольное, волевое. Невольное внимание определяется, прежде всего, характеристиками объектов отражения, но всегда - в связи с функциональным состоянием самого носителя психики. Среди таких характеристик - новизна раздражителя, начало и/или конец воздействия, сравнительная интенсивность воздействия, связь объекта с потребностями. Произвольное внимание имеет место в деятельности. Послепроизвольное определяется инертностью включения в деятельность. Волевое внимание предполагает преодоление препятствий для психической деятельности. Регулятивный потенциал внимания раскрывается также в переключении субъекта с одной деятельности на другую.

Внимание как приспособительная деятельность обеспечивает готовность его носителя реагировать на значимые изменения действительности. Готовность эта описывается понятием установки, более всего разработанным в грузинской психологической школе (Н.А. Узнадзе).

Внимание как осведомительная деятельность обеспечивает дифференцированность предметной картины мира. Так, на высшей ступени волевой регуляции раскрываются (конкретизируются) цели и задачи деятельности, её объект и предмет, её методы и средства, её условия и результаты. Главная характеристика внимания на этом уровне - его социальная опосредствованность: как объективное значение того, с чем приходится иметь дело. Наряду с объективным значением существенна также субъективная осмысленность происходящего для человека, и как раз об этом - последний, четвёртый вопрос лекции.

 

4. Интегративные единицы психики - смыслы

Один из столпов отечественной психологии, А.Н. Леонтьев, назвал понятие смысла «последним аналитическим понятием, венчающим общее учение о психике».

Определение смысла: этоситуативно-функциональная единица психики, которая раскрывает для её носителя конкретику наличного бытия:

(а) существенное для носителя психики в актуальном для него масштабе наличных условий, в том числе:

(б) собственные характеристики ситуативного источника (объекта отражения), характеристики общие, особенные и единичные;

(в) место и роль источника (объекта отражения) в типичных для носителя психики условиях его жизни - в типичных жизненных ситуациях.

Свойства смысла.

Предметность смысла конкретна. Любой объект действительности раскрывается для субъекта через призму актуального уровня психической организации, в единстве его объективного содержания и субъективной формы.

Константность смысла относительна: сохраняется некоторая неопределённость, есть б?льшая или меньшая возможность для изменений смысла при изменении наличных условий (жизненной ситуации).

Целостность смысла предполагает и его отдельность, и связанность его компонентов. Во-первых, смысл объединяет своего носителя с действительностью, включает его носителя в жизненную ситуацию. Во-вторых, в самом смысле оказываются едины различные его грани. Так, едины рациональное и иррациональное, познавательное и аффективное, информационное и регулятивное, - всё то, что при анализе мы выделяем в душевных явлениях, чтобы лучше в них разобраться.

Обобщённость смысла чего бы то ни было для его носителя полностью субъективна (но это не исключает исходной объективности содержания смысла - лежащего у его истоков значения). Эта обобщённость является эффектом жизненного пути носителя и его актуального состояния. Каждый объект отражения осмыслен постольку, поскольку он актуален, поскольку он выделяется субъектом в условиях данной жизненной ситуации.

Каждый смысл полиструктурен: и из-за многозначности каждого объекта действительности, попадающего в сферу субъективной деятельности; и из-за сложности своего носителя (субъекта); и из-за вариативности фактических отношений, складывающихся на практике между субъектом и объектом...

Тройственна интегративность смысла. Во внутреннем плане для носителя смысла в разной степени актуальными оказываются различные грани наличного душевного движения: познавательная, эмоциональная, регулятивная, а в высших формах - и рефлексивная. Во внешнем плане, но в пределах душевной жизни носителя, множество актуальных смыслов оказывается более или менее упорядоченным, а время от времени и противоречивым (т.е. потенциально конфликтным). И во внешнем плане, в плане включённости носителя смысла в жизненную ситуацию, всегда оказываются актуальными деятельностные характеристики смысла: как обеспечивающего связь его носителя со средой, как обеспечивающего адаптацию к жизненной ситуации и как ориентирующего в ситуации, в том числе и обеспечивающего учёт и предвосхищение (!) происходящих в ней изменений (см. ниже).

Атрибутивность смысла.

Смысл - функция опыта его носителя, который конкретизируется на всех (актуальных!) уровнях психической организации. Отсюда - смысл для человека на уровне индивида, на уровне личности, на уровне частного лица, на уровне субъекта деятельности, на уровне индивидуальности... Правда, есть исследователи, считающие, что смыслы суть лишь человеческие порождения, порождения человека как «социального индивида»...

Смысл - процесс: развитие интегративной единицы психики в разных масштабах её существования. Рассматривается фило-, социо-, онто-, пато- и актогенез смыслов, или смыслообразование. Осмысление действительности, в общем, начинается с отдельных актов мысли и, в частности, с понимания происходящего как включения его в субъективный опыт. Высшие формы осмысления характерны для уровня индивидуальности, на котором выявляются инвариантные отношения между объективными значениями и субъективными смыслами, в том числе - собственными, в масштабе актуальной жизненной ситуации.

Каждый смысл - свойство своего носителя, свойство более или менее общее. Это устойчивая принадлежность человека, обладающего более или менее развитой «смысловой сферой», которая ситуативно («здесь и сейчас») раскрывается множеством смыслов. И палитра их прямо определяется актуальными связями (объективными отношениями) носителя психики с действительностью.

Смысл - состояние его носителя, который (а) либо включается в осмысление происходящего, либо нет и (б) который, включившись в осмысление происходящего, находится на каком-либо этапе его актуального (акто-) генеза.

Деятельностная природа смысла. В регулятивном плане смыслообразование буквально связывает своего носителя со средой. Это связь и с актуальной жизненной ситуацией в целом (носитель «включается в контекст»), и с её компонентами - с выделенными в ней элементами и отношениями между ними, которые оказались значимы для носителя и, поэтому, привлекли его внимание.

Смыслообразование является инструментом адаптации. Происходит преобразование «под себя» воспринимаемого  и воспринятого - в виде проекции в её различных вариантах. Происходит и «подстройка» под наличные обстоятельства (уподобление им) в соответствии уже с их природой. В общем же, носитель психики соотносит поступающую информацию и свой опыт в форме смысловой сферы, имеющей определённую организацию. Поступающая информация преобразуется (подлежит селекции, коррекции, «акцентуированию», замене и вытеснению) - вплоть до полной утраты её исходной формы. Эффектом, в общем случае, становится факт смысловой идентичности во взятом масштабе жизненной ситуации (и/или её компонента) и при достигнутом уровне развития смысловой сферы у носителя психики. Это то, что обычно называют «душевным равновесием».

Смыслообразование обеспечивает и ориентацию в наличных условиях. По мере того, как носитель смысла учитывает происходящее, он прогнозирует грядущее («устремляется в будущее»). На этой основе происходит планирование поведения, формируются установки, что проявляется в тенденциозной определённости (устойчивости) ситуативного поведения. Формируется готовность к предполагаемым отдельным обстоятельствам и к вероятным новым жизненным ситуациям. А психологи говорят о «смысловых установках» у человека, имеющих разную обобщённость.

Важно подчеркнуть, что понятие смысла оказывается именно интегрирующим. Оно позволяет преодолеть познавательные противоречия, которые возникают при абсолютизации когнитивного, эмотивного и конативного (регулятивного) аспектов психики и/или её явлений. Природа смысла не сводится к познанию, хотя к этому нас как будто бы подталкивают и выделение понимания как особого (!) свойства мышления, и этимологическая общность слов «мысль» и «смысл». Нельзя также сводить природу смысла к аффективности наших впечатлений, нашего познания, наших намерений. При понимании смысла как «венца» аналитической феноменологии, нам удаётся в познании подниматься над бытовыми суждениями об «эмоциональном интеллекте» и об «интеллектуальных эмоциях». Нам удаётся приближаться к реальной сложности душевной жизни, причём не отказываться и от тех частных аналитических понятий, которые помогают нам на практике.

Итак, в этой лекции мы с вами конкретизировали характеристики воображения, завершающего ряд классических познавательных явлений. Конкретизировали также и аффективные психические явления: эмоции и внимание. Мы с вами учли также и интеграцию научного знания при аналитическом подходе к душевной жизни с выделением её первичных явлений. Понятие такой единицы психики, как смысл, явно способствует сближению научной психологии с реалиями нашей жизни.

Задания по «ЛК-6 (8). Психические явления (окончание)»

(выполняются с использованием уже известного по предыдущим учебным курсам)

1. Почему воображение стало последним в ряду рассмотренных познавательных психических явлений?  Что Вы можете сказать, в связи с этим, (а) о самом воображении и (б) о его познании? Начните так: «Думаю, что (а) воображение ...; (б) познание воображения ...»

2. Чем различаются, в общем, познавательные и аффективные психические явления? Подсказка: по какому основанию (или по каким основаниям) они различаются? Начните так: «Думаю, что позн-е и афф-е явл-я разл-ются...» Чем?

3. Чем различаются эмоции и внимание? По какому основанию (или по каким основаниям) они различаются? Дайте общий ответ.

4. Современные психологи используют понятие «смысложизненные ориентации». Постарайтесь определить (а) общее и (б) особенное содержание смысложизненных ориентаций человека на каждом из известных Вам подуровней его характеристики - в соответствии с моделью, принятой в работе по курсу ДП.

Оформите выполнение задания в виде таблицы, в которой восемь рабочих строк (от нижней строки к верхней строке - см. задание 2 к ЛК-3(4)): индивид как вид, как особь, как организм; личность в общем (в её качественной пределённости) и в частности (в её функциональности); частное лицо (персона); субъект деятельности; индивидуальность. На «шапку» выделите две строки. В таблице во всю ширину страницы наметьте три столбца с узким левым столбцом, который назовите «Уровни хар-ки человека». Второй и третий столбцы в таблице - рабочие; они делят оставшуюся ширину страницы примерно пополам. Над обоими рабочими столбцами в первой строке «шапки» - «Смысложизненные ориентации». Над первым - «а) в общем»; над вторым - «б) в частности».

5. Зачем в рамках работы по курсу ДП потребовались лекции по психологии человека? Начните так: «Думаю, что лекции по ПЧ потребовались, чтобы ...» Зачем?

_________________________________________