ЛК-05. Психические явления (начало)

  1. Психика и не-психика
  2. Познавательные явления: ощущение
  3. Познавательные явления: восприятие
  4. Познавательные явления: представление
  5. Познавательные явления: мышление

 

1. Психика и не-психика

Посредством взятой модели сущность душевной жизни человека раскрывается для нас как выделение и развитие уровней его душевной организации. А на практике эта сущность для нас раскрывается через последовательно сменяющие друг друга, а также через сосуществующие одновременно отдельные психические образования разной сложности. И сеченовская идея сигнальной природы психического вообще и каждого отдельного психического явления, в частности, конкретизируется для нас через схематический «портрет» души в виде рефлекторного кольца. Принципиальным остаётся один из сеченовских тезисов: при познании нельзя отрывать серединное звено психического, этого «рефлекса головного мозга», от его начала - внешнего воздействия и от его конца: от ответного движения организма. И такое понимание природы психики задаёт вполне определённое направление для продвижения к её сущности через познание отдельных психических явлений.

Однако на этом пути нас подстерегают сложности, прежде всего, присущие самой психике. С одной стороны, это познаваемый объект действительности. С другой стороны, это сущность носителя психики, познающего действительность, в том числе и психику как особый объект... Получается, что по содержанию и объёму познаваемый объект (психика) заведомо больше познания как своего частного проявления... Это гносеологическое противоречие оказывается исходным и постоянным для любой психологии.

Но каковы же признаки психики как особого объекта действительности?

[Вопрос: каковы признаки психики, отличающие её как отдельность от любых других отдельностей, от не-психики?]

В познавательной практике всех земных культур, имеющих, по крайней мере, фольклор, выделены четыре необходимых и достаточных признака, отличающих психику от не-психики.

Это её бесплотность, или невещественность. В любом душевном явлении как принадлежащем определённому его носителю - организму (в частности, организму человека), скрыты следы работы этого носителя. А появление таких следов становится показателем нарушения - нарушения и психики, и бытия её носителя...

У души нет плоти. А что же есть? Есть данность действительности носителю души, есть предметность любого психического образования - как его качественная определённость, как его «отнесённость к действительности».

А ещё душа обнаруживает себя в активности её носителя. Причём это - особая, а именно свободная активность, в отличие от любых форм механического движения.

Четвёртый эмпирический (т.е. установленный опытным путём) признак психики - это её непосредственная непознаваемость через известные органы, предназначенные для этого. Нельзя ни увидеть душу, ни услышать её, ни ощутить её запах или вкус, ни потрогать какие-либо её проявления... (А поэтическое высказывание: «Здесь русский дух, / Здесь Русью пахнет...», - это всего лишь метафора).

Ограничения на возможность познавательно охватить какое-либо душевное движение обусловлены не только перечисленными признаками души, но и собственной ограниченностью каждого познающего как отдельного существа. И речь идёт о познании и психики вообще, и любого отдельного её проявления. Будучи объективно ограниченными в своих возможностях, мы выделяем различные аспекты, различные грани отдельных явлений и используем получившиеся конструкты в качестве ориентиров (вех) для последующего познания.

Так, мы смотрим со стороны объективного содержания психики и выделяем её познавательный (рациональный, когнитивный...) аспект. Мы смотрим со стороны субъективной формы психики и выделяем её аффективный («иррациональный») аспект. А у него, в свою очередь, мы различаем две стороны: импрессивную (внутреннюю, пассивную, «страдательную») и экспрессивную: внешнюю, активную, действенную.

Однако все выделяемые аспекты, стороны, проекции принадлежат одному взятому объекту. И мы постепенно начинаем это осознавать в своём познавательном движении от явлений к сущности. Осознание конкретности всех психических образований привело к выделению обобщающего понятия, которое «схватывает» их сложность, их интегративность. Это понятие смысла как реальной, ситуативно-функциональной  единицы в потоке душевной (психической) жизни.

Вспомним теперь основные формулировки из базового курса психологии. Вспомним простейшие исходные познавательные и аффективные явления. И соотнесём их с ситуативно-функциональными единицами психики - со смыслами, аккумулирующими в себе всё многообразие конкретики душевных явлений, выявленное в результате научного анализа.

 

2. Познавательные явления: ощущение

По результатам психологических исследований к началу XXI века в числе познавательных явлений были выделены ощущение, восприятие, представление, мышление и воображение. При определении каждого из них, прежде всего, подчёркивается природа источника психики, или объекта отражения: указывается на то, что именно становится содержанием психического образа. И, во-вторых, раскрывается своеобразие взаимодействия носителя психики с её источником: конкретизируется форма этого взаимодействия, в частности, вовлечённость в него носителя психики.

Определение ощущения: это психическое отражение отдельного признака при непосредственном воздействии раздражителя, обладающего этим признаком, на соответствующий орган - анализатор.

Свойства ощущения - это его качественная определённость  (модальность), интенсивность, пространственная характеристика и временн?я характеристика - как пространственно-временная локализация субъектом воздействия, в том числе как учёт его начала и конца и, тем самым, учёт его длительности. Важно иметь в виду, что научный анализ привёл к выделению одиннадцати базовых модальностей ощущений, лежащих в основе «пяти основных чувств», выделенных на уровне практического «здравого смысла».

Атрибутивность ощущений - это их принадлежность носителю: как актов (функций и/или процессов) и/или как качеств: как свойств и/или состояний.

Ощущение - это функция особого органа, названного анализатором. Его строение универсально, при всем многообразии одиннадцати выявленных вариантов. В нём различаются центральное звено, периферическое звено (рецептор) и проводящие пути, объединяющие центр с периферией. Различаются два вида проводящих путей: центробежные и центростремительные.

Ощущение - это процесс. Разные границы и масштаб подхода определяют выделение фило-, социо-, онто-, пато- и актогенеза ощущения. Для нас важно, что актогенез несёт в себе информацию обо всех остальных видах генеза. При характеристике актогенеза ощущений выделяются, в общем случае, под- и надпороговые зоны, пороговые зоны и область собственной динамики ощущения, которая описывается определенными законами. Среди наиболее известных - законы Вебера - Фехнера, Стивенса, Забродина - Лебедева.

Ощущение как состояние характеризует своего носителя в целом. Субъективное пребывание в состоянии ощущения раскрывается посредством характеристики этого ощущения (см. выше о свойствах). В частности, актуальна информация о ситуативных порогах: нижнем и верхнем, абсолютном и относительном.

Ощущение как свойство, или способность ощущать, характеризует носителя, прежде всего, в сравнении с другими носителями. В частности, говорят о чувствительности - о способности различать раздражители малой интенсивности. Чувствительность обратно пропорциональна нижнему порогу ощущения и всегда «привязана» к определённым условиям возникновения ощущения: к физической природе раздражителя и его пространственно-временным характеристикам.

Деятельностная природа ощущений раскрывается с выделением трёх её аспектов.

Ощущение как информационное звено регулятивной деятельности обеспечивает связь животного организма со средой, и это является общим механизмом существования организма.

Ощущение как предметно-осведомительная деятельность раскрывает для индивида мир отдельных раздражителей - постольку, поскольку дифференциация этих раздражителей является жизненно важной. В частности, у человека в профессиональной деятельности формируется различительная (разностная) чувствительность. При этом критерием эффективности становится адекватность различения.

Ощущение как приспособительная деятельность организма обеспечивает его уравновешенность со средой (критерий эффективности). Здесь два варианта, описанные двумя законами адаптации. Во-первых, это привыкание как снижение чувствительности к постоянно действующим раздражителям. Во-вторых, это привыкание как повышение чувствительности к воздействиям определённого рода на фоне действия слабых (под- и припороговых) раздражителей иного рода.

 

3. Познавательные явления: восприятие

Определение восприятия: это психическое отражение отдельного явления (тела) при его непосредственном воздействии на соответствующие органы - анализаторы.

Свойства восприятия: первичные и вторичные (по Л.М. Веккеру). В числе первичных свойств - отражение качества объекта (полимодальность восприятия), его формы и величины на некотором фоне (интенсивность), а также отражение его внешних пространственно-временных характеристик (локализация воздействия в пространстве и времени) и внутренних пространственно-временных характеристик: формы, рельефа, размеров - как сосуществующих атрибутов объекта.

Вторичные свойства восприятия производны от первичных. Среди них: предметность, константность, целостность, обобщённость. Предметность восприятия - это выделение объекта из фона как фигуры. Константность - сохранение образа при изменениях в условиях отражения, объективных (внешних) и субъективных (внутренних). Целостность - это единство множества граней (и/или компонентов) объекта для субъекта в одном образе. Обобщённость восприятия - это сохранение образа при изменениях уже самого отражаемого объекта (в пространстве и/или во времени).

Атрибутивность.  Восприятие - это функция системы работающих анализаторов, как минимум, двух: ведущего, определяющего вид восприятия (одного из пяти), и сквозного - анализатора движения. Восприятие как процесс в актогенезе раскрывается последовательностью этапов, описанных Н.Н. Ланге: «что-то есть», «мерцающая форма», «общие пропорции», «основные перепады контура», «фигура». Восприятие как свойство носителя характеризует его способность воспринимать («восприимчивость», в частности, «наблюдательность») в сравнении с  другими носителями.  Характеризуется глобальностью или, наоборот, дифференцированностью мира физических отдельностей для субъекта. И восприятие как состояние раскрывается пребыванием воспринимающего на той ли иной ступени формирования образа (см. этапы актогенеза).

Деятельностная природа восприятия как инструмента самосохранения и ориентации индивида конкретизируется через его роль в обеспечении связи индивида со средой, дифференциации среды индивидом и адаптации индивида к среде. Вот примеры крайностей в выполнении этих ролей: перцептивная депривация («чувственный голод») и перевозбуждение от избытка впечатлений; дифференцированность (детализация) впечатлений и глобализация восприятия; избирательность впечатлений («воронка Шеррингтона») и «всеядность»...

 

4. Познавательные явления: представление

Определение представления: это психическое отражение отдельного явления  (тела), которое ранее непосредственно воздействовало  на соответствующие органы носителя психики - на анализаторы. Представления называют вторичными образами, в отличие от ощущений и восприятий как первичных образов.

Свойства представлений. Первичные свойства (пространственно-временная структура, модальность и интенсивность) характеризуются сдвигами. В частности, для представлений характерны, прежде всего, панорамность (объект для субъекта существует как будто бы данный одновременно с различных точек зрения и во взвешенном состоянии - «плавает»), фрагментарность (выпадают однородные элементы), сдвиги модальности к основным её вариантам и бледность. Для внутренней структуры представления характерны нарушения метрики и искажение пропорций - вплоть до преобразования геометрической формы объекта в его топологическую схему  (ср. детский рисунок или рисунок в стиле «примитивизма»).

Вторичные свойства представлений имеют свою специфику. Предметность выступает уже как отделение фигуры от фона (фон субъективно выпадает). По сравнению с восприятием, константность и целостность уменьшаются, а обобщённость увеличивается. Причём, кроме внешних форм обобщённости, в пространстве и во времени, появляется внутренняя обобщённость, специфичная для образов представления. Это характеристика образа по центральности его положения среди других образов в структуре опыта (памяти).

В контексте психологии человека используются такие характеристики представлений, как избирательность, объём (информационная ёмкость), неустойчивость, осмысленность и значимость запечатлённого.

Атрибутивность представления раскрывается при характеристике его как функции определённой анализаторной системы, как процесса, как свойства и как состояния.

Для представления как функции анализаторной системы специфично наличие идеомоторных актов: в организме происходит то же, что и при восприятии, но менее интенсивно. И это объективно регистрируется посредством физиологических методик.

Представление как процесс в актогенезе появляется сразу, «всплывает» одномоментно, а затем как бы «плывёт» для своего носителя в течение всего времени его актуальности. Представление как свойство носителя - это его способность извлекать из опыта впечатления об объектах, которые были восприняты ранее. Высшее проявление этой способности называется эйдетизмом. Представление как состояние означает актуальность для его носителя того, что было когда-то ранее воспринято. По тому, насколько выражена эта актуальность, различают узнавание, припоминание и собственно представление (в пределе - как воспроизведение объекта).

Деятельностная природа представления как инструмента самосохранения и ориентации раскрывается с трёх сторон. Регуляторный потенциал вторичного образа раскрывается через его центральное, связующее положение среди различных психических образований в структуре опыта. Различаются виды актуальных связей между представлениями (ассоциаций): по смежности в пространстве и/или во времени, по сходству и по контрасту. Осведомительный потенциал раскрывается в роли представлений как естественных образцов (эталонов, мер) при отражении действительности. И адаптивный потенциал раскрывается в пристрастности субъекта психического отражения, в тенденциозности его отношений с миром. Так, мы склонны категоризовать окружающее и происходящее на основе имеющихся представлений. Мы склонны сглаживать возникающие противоречия и игнорировать то, на что раньше не обратили внимание. Как правило, мы лучше сохраняем воспоминания о полезном, чем о вредном. И т.д.

 

5. Познавательные явления: мышление

Определение мышления: это психическое отражение отдельных отношений, опосредствованное действиями субъекта отражения, устанавливающего эти отношения на практике.

Свойства мышления. Своеобразие его первичных свойств - в том, что раздвигаются границы познания, накладываемые природой организма и его органов, обеспечивающих связи со средой. Раздвигаются границы при отражении пространственных, временных, качественных и интенсивностных характеристик действительности. Отражаются отношения в микро- и макромире. Это отношения не только между телами, но и между их атрибутами. Это отношения между явлениями, энергетика которых  выходит далеко за пределы области, в которой возможно само существование носителя психики.

Вторичные свойства мысли являются следствием  снятия ограничений на первичные свойства. Так, предметность мысли раскрывается как установление (создание) отношения, которого не было. В частности, устанавливаются:

(А) пространственно-временные отношения, или объективные связи (наглядно-действенное мышление);

(Б) отношения сходства-различия, или субъективные соотношения (образное, или наглядно-образное мышление);

(В) структурные и/или причинно-следственные отношения («логическое», или понятийное мышление).

Константность мысли абсолютна: мысль остается таковой при любых вариациях условий отражения.

Целостность в её внешнем аспекте раскрывается через универсальную форму мысли - через суждение. На уровне простейшей мысли это суждение наличного бытия: констатируется существование чего-либо. Внутренний аспект целостности раскрыт ещё И.М. Сеченовым - мысль трёхчленна: два выделенных объекта соотносятся друг с другом.

Обобщенность мысли распространяется на пространственные, временные и качественные (по месту среди явлений того же рода) отношения. А специфична для мышления его обобщённость в виде переноса: успешные действия по установлению отношений используются в других ситуациях.

Собственные («третичные») свойства мысли. Проблемность - как субъективное возникновение противоречия: «что-то не так». Фазность - как наличие ошибочных проб, отступления, а затем инсайта («озарения») (в литературе - «двухфазность»). Операциональная опосредствованность - это опосредствованность действиями, в числе которых анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение и специализация, сравнение... Понимание рассматривается как включение в систему субъективного опыта. Среди проявлений понимания выделяются: действие по образцу, следование инструкции, использование для решения задач, перевод из одной знаковой системы в другую, восстановление целого (интерполяция), прогнозирование (экстраполяция).

Многие авторы учебников называют, помимо названных выше свойств мысли, её оречевлённость. Но оречевлённость характерна для всех психических образований на уровне сознания (личностный уровень психической организации человека), поэтому её нельзя считать специфичной только для мысли.

Выделяются также характеристики собственно человеческой, понятийной мысли (по: Пиаже - Инельдер). В их число входят:

  • децентрация;
  • хорошее соотнесение содержания и объёма понятий разной обобщённости;
  • хорошее соотнесение постоянных и переменных характеристик объектов (например, количества - при изменениях формы, в частности, пропорций);
  • индуктивность - дедуктивность (правильное использование категорий «всё - кое-что - одно - ничто»);
  • обратимость мыслительных операций (анализ - синтез, абстрагирование - конкретизация, специализация - обобщение);
  • иерархичность понятийной мысли (действия с символами, с образами, с телами - как постоянный переход, обеспечивающий возникновение инвариантов межуровневых преобразований...);
  • понимание причинно-следственных отношений и многозначности существующего: его полиструктурности, переносного смысла, парадоксальности, алогичности, - в том числе в виде человеческого «чувства юмора».

Атрибутивность. Здесь мышление рассматривается как функция своего носителя, как процесс, как свойство и как состояние.

Мышление - функция работающего организма как целого. Периферия при этом - рука и глаз: «кусочки мозга», вынесенные наружу. Центр - лобные доли коры больших полушарий головного мозга. Дефекты периферических участков (в том числе и различных отделов головного мозга) компенсируются.

Мышление как процесс раскрывается его фазами, которые у человека более дробны, чем у животных. Выделяются, в частности, такие фазы сложной мысли: «что-то не так»; что не так? (общий вопрос); что есть? (условия); чего нет? (частные вопросы); что должно быть? (цель); что нужно делать? (задачи); действия (пробы); переформулирование ситуации (условий); новые пробы; отступление; «инсайт» («озарение»)... И снова: «что-то не так» и т.д.

Состояние мышления характеризуется пребыванием его носителя на определённой фазе мысли.

Свойство, или способность мыслить, проявляется как успешность решения различных задач.

Деятельностная природа мышления раскрывается при конкретизации его регулятивного («коммуникативного»), осведомительного и приспособительного аспектов.

Регулятивный потенциал мысли раскрывается, когда мысль становится посредником при взаимодействии её носителя с миром. Для ориентировки в ситуации мало непосредственных впечатлений и перцептивного опыта (представлений); ситуация остаётся субъективно неопределённой, порождающей впечатление: «что-то не так»...

Осведомительный потенциал мысли раскрывается как открытие её субъектом законов действительности (ситуации) - через выявление в ней существенных компонентов: элементов и отношений между ними. Деятельное включение в ситуацию как раз таки и раскрывает ситуацию для субъекта.

Приспособительный потенциал мысли раскрывается при следовании её носителя (субъекта) законам действительности. Учёт этих законов и подчинение им позволяет субъекту действовать в соответствии с логикой вещей и, тем самым, использовать вещи в своих интересах, сохраняя себя за счёт уравновешивания со средой.

Многомерность человеческого мышления как деятельности характеризуется рефлексивностью: мысль распространяется и на свою собственную природу, и на психику в целом. Психологи выявляют условия, при которых мысль нужна, не нужна или даже вредна. Оказывается, мысль вредна там, где нужны простые, однозначные реакции на происходящие изменения. Психическая регуляция в этом случае обеспечивается через восприятие в режиме слежения. Японские и испанские психологи установили это в независимых исследованиях того, как работают водители автотранспорта. И вербальное (речевое), и визуальное (зрительное) мышление за рулём многократно повышает риск ДТП. Поэтому за рулём рекомендуют, - а профессиональным водителям, работающим в некоторых компаниях, даже предписывают - слушать музыку или жевать жвачку. Эти формы активности гарантируют непоявление мыслей. Сенсорное удовольствие исключает мыслительную деятельность; оно реципрокно с ней.

 

Итак, в этой лекции мы с вами вспомнили базовые эмпирические признаки психики и конкретизировали характеристики некоторых познавательных психических явлений: ощущения, восприятия, представления и мышления.

В продолжении этой лекции на следующем занятии мы закончим вспоминать традиционно выделяемые психические явления и посмотрим, в какой форме решается вопрос об их интеграции в рамках сближения так называемой «теоретической психологии» с реалиями повседневной жизни.

 

Задания по «ЛК-5 (7). Психические явления...»

(выполняются с использованием уже известного по предыдущим учебным курсам)

1. Чем психика отличается от всех остальных объектов действительности, от не-психики? Начните так: «Я знаю, что психика от не-психики отличается...» Чем?

2. Дайте определение психики, воспользовавшись любым предпочтительным для Вас источником, на который дайте библиографическую ссылку (после определения, в скобках). Начните так: «Психика - это: ...».

3. Закончите высказывание: «Познават. явления ...». Что Вы можете о них сказать, в общем?

4. Закончите высказывания, стараясь дать короткие общие ответы:

4А. «Ощущение и восприятие различаются ...». Чем? По какому основанию? (Или: По каким основаниям?).

4Б. «Восприятие и представление различаются ...». Чем? По какому основанию? (Или: По каким основаниям?).

4В. «Представление и мышление различаются ...». Чем? По какому основанию? (Или: По каким основаниям?).

4Г. «Ощущение и мышление различаются ...». Чем? По какому основанию? (Или: По каким основаниям?).

4Д. «Познават. явл-я различаются ...». Чем? По какому основанию? (Или: По каким основаниям?).

5. Закончите высказывание и аргументируйте свой ответ: «Выделение познават. психич. явлений ...» Что Вы можете о нём сказать, в общем? «П. что ...» Почему Вы так решили?

 

___________________________________________