ЛК-04. Уровни психической организации человека

В иерархической модели человека по Б.Г. Ананьеву были выделены уровни индивида, личности и индивидуальности, с соответствующими подуровнями. К ним приурочены пять уровней психической организации. В их числе (1) темперамент, (2) сознание, (3) память, (4) психическая субъектность и (5) духовность. Это и будут вопросы сегодняшней лекции. В каждом случае будет дано определение и будут раскрыты основные жизненные проявления уровня. А дальнейшая конкретизация - с выделением общих свойств уровня, его природы как атрибута и его деятельностной природы, - остаётся для самостоятельной проработки (при возникновении в этом личной заинтересованности студента).

 

1. Темперамент

Итак, темперамент. Темперамент во взятом контексте будем понимать так:

- как генетически первичный уровень психической организации;

- как видовой опыт базовых отношениях со средой на уровне индивида;

- как инструмент самосохранения и ориентации в самых общих условиях обитания, полезных и/или вредных для его носителя.

Жизненные проявления темперамента иначе можно назвать «темпераментными характеристиками человека». Самые общие из них суть сенситивность (чувствительность) человека, его активность, реактивность, соотношение (баланс) активности и реактивности в различных отношениях со средой.

Вторичные, или производные «темпераментные характеристики человека» суть временные характеристики всех жизненных проявлений (или жизненный темпоритм), пластичность и/или ригидность, экстра-/интровертность, эмоциональная возбудимость.

Сенситивность, или общая чувствительность индивида, раскрывается как его чувствительность по всем модальностям ощущений. Можно говорить об «интеграле» остроты всех его органов чувств. Это значит, что данная характеристика учитывает чувствительность и по каждому анализатору, и общий профиль чувствительности по всем анализаторам, и чувствительность организма в целом.

Активность, в общем случае, - это переход потенциальной энергии в кинетическую. У любого живого существа активность обнаруживается в форме его спонтанных движений, не имеющих очевидных внешних причин и составляющих «ткань» поведения. У человека, в связи с развитием  его организма, дифференцируется активность различных органов и подсистем.

[Вопрос: Какая активность человека как индивида Вам известна? Постарайтесь дать ей общее название и перечислите её основные формы. Начните так: «Я знаю, что индивид...» Что делает человек как индивид?].

Реактивность - это активизация организма в ответ на какое-либо внешнее воздействие, или, попросту говоря, это выраженность ответа на него. Индивиды разнятся между собой по тому, насколько сильно они реагируют на одни и те же воздействия.

Соотношение активности и реактивности, или баланс спонтанных и вызванных движений, присущий индивиду, тоже является принципиальной  его характеристикой.

Жизненный темпоритминдивида выражается в периодичности, длительности и амплитуде различных его состояний, которые сменяют друг друга. Именно в них конкретизируется то, что обозначают выражением «ритмы жизни». Сюда входят и биоритмы, и их психологическая, субъективная составляющая, обнаруживающая себя в ритмичности душевной жизни. Самый большой цикл задан тремя фазами жизни индивида: детством, зрелостью, старостью. На них накладываются периоды солнечной и лунной активности по отношению к Земле: многолетние, годовые, сезонные, месячные, недельные, суточные циклы, вплоть до периодичности поведенческих актов разной сложности, - вспомним характеристики внимания при мышлении, восприятии, ощущении... В быту хорошо известно разделение людей на «жаворонков» и «сов», - это частный пример учёта выраженности различий между людьми по их темпоритму. Другие циклы менее очевидны, и для их выявления необходимы специальные исследования.

Пластичностьи/или ригидность душевной организации раскрывается как податливость происходящим изменениям в общих условиях жизни, как подстройка к ним или, наоборот, как игнорирование их и попытка сохранить образ жизни вопреки происходящим изменениям. На уровне лабораторных опытов И.П. Павлова с животными (в основном, с собаками) - это лёгкость или трудность выработки условных рефлексов. С одной стороны, «пуганая ворона куста боится», или «обжёгшись на молоке, дуем на воду»; с другой стороны, люди безразличны к поступающей информации и им всё - «как об стенку - горох», а кому-то - даже «хоть кол на голове теши»...То же - у животных.

Экстра-/интровертность в быту часто понимается в дословном переводе на русский язык - как направленность во вне или внутрь, на себя. Однако современное психологическое содержание этих слов - иное. (См. труды В.С. Мерлина). Ибо речь идёт об индивиде, о животном организме, у которого вообще никакой направленности как субъектной устремлённости к чему-либо нет и в помине. Животное вообще ни субъектно, ни субъективно ни к чему не относится; с миром его связывают только объективные отношения, как и человека на уровне индивида.

[Вопрос: Какие объективные отношения связывают человека с действительностью? Постарайтесь дать им общее название и перечислите их. Начните так: «Ч-ка связывают с миром...» Что? Какие объективные отношения?].

Любой организм тождественен со своей жизнедеятельностью. Можно говорить об объективной устремлённости животного организма, которую в павловской лаборатории обозначили как «рефлекс свободы». Животное всегда сопротивляется при физическом ограничении его двигательной активности. Но субъективных отношений у животных нет. А вот душевная жизнь - и как субъективность, и как субъектность, в самом общем значении этих слов, - у животных есть. И она тем сложнее, чем выше животное находится на эволюционной лестнице. И одно из главных жизненных проявлений темперамента животных - это их экстра-/интровертность.

Экстравертность по её психологической природе - это непосредственность текущих впечатлений. Даже повторяющиеся воздействия экстравертом воспринимаются свеж?, как будто в первый раз, или, как это принято говорить про людей, «по-детски»... И наоборот. Интровертность по её психологическому механизму означает опосредствованность текущих впечатлений ранее полученными впечатлениями. Любое воздействие буквально «окружается» ассоциациями и «берётся ими в плен», «тискается», «смакуется», и такое происходит с несчастным «пленником» снова и снова... Каждый, у кого есть собака или кошка, знает о специальных игрушках для домашних животных в виде косточек или мячиков, которые животное мусолит, с большей или меньшей частотой, в зависимости от этой его темпераментной характеристики. У людей - то же. Кому-то достаточно один раз посмотреть фильм, послушать музыку, полюбоваться чем-то, чтобы потом долго-долго смаковать свои впечатления. А кто-то может посмотреть тот же фильм или послушать то же музыкальное произведение два раза подряд или даже больше, а на следующий день ещё и ещё раз, а потом ещё и ещё... Или же постоянно любоваться чем-то, фактически присвоенным. Это - крайние примеры проявления интро- и экстравертности среди людей.

Эмоциональная возбудимость индивида раскрывается в том, насколько он оказывается эмоционально вовлечённым в происходящее. Как говорят в быту, насколько «близко к сердцу» принимает события. Когда хотят подчеркнуть особые аспекты этого жизненного проявления человека, в частности, его выраженность, говорят также о тревожности, или даже о нейротизме. Альтернативой для эмоциональной возбудимости является эмоциональная стабильность, или хладнокровие, в пределе - х?лодность и отчуждённость. Ещё раз подчеркну: речь идёт о проявлениях, корни которых мы находим уже у высших животных.

Все жизненные проявления темперамента обнаруживают его общие свойства, его принадлежность (атрибутивность) организму, его деятельностную природу. Но, по мере развития человека и созревания темперамента, этот уровень души маскируется её высшими уровнями. Поэтому для распознавания темперамента главными критериями признаны его жизненные проявления в раннем детстве и в экстремальных ситуациях.

 

2. Сознание

Сознание в нашем контексте будет трактоваться следующим образом:

- как социальный, или личностный уровень психической организации человека;

- как опыт общества на уровне отдельного человека в форме социального опосредствования психического отражения;

- как инструмент включения в общество, в мир культуры, и ориентации в них; как инструмент сохранения общественного человека, человека как личности.

В число исходных, базовых жизненных проявлений сознания входят:

- общая чувствительность человека к социально значимым проявлениям других людей, или то, что в обиходе привычно называют чуткостью в самом общем значении этого слова;

- активность человека в сфере социальных отношений, которую называют инициативностью;

- реактивность человека при социальных воздействиях на него, илиего отзывчивость;

- соотношение инициативности и отзывчивости является общим проявлением социализованности, или субъективной вовлечённости человека в общественную жизнь. (Пример ситуативного проявления социализованности в форме выражения согласия и/или несогласия с социально типичными установками).

В число производных, вторичных жизненных проявлений сознания входят:

- личностный темпоритм, или социальное время человеческой жизни в конкретных социокультурных условиях, регламентирующих эту жизнь;

- социальная пластичность и/или ригидность, которая на практике устойчиво обозначается как образованностьчеловека в форме его осведомлённости, умелости, воспитанности в актуальных отношениях. В оптимальных случаях образованность предполагает ещё и рефлексивность;

- социальная экстра-/интровертность человека, которая прекрасно известна всем студентам и даже школьникам. Это, общительность и/или замкнутость (в форме самодостаточности) человека в межчеловеческих отношениях на бытовом повседневном уровне;

- социальная возбудимость, или то, что обычно называют чувством справедливости человека и/или его безразличием к происходящему в обществе, в межчеловеческих отношениях.

Все жизненные проявления сознания имеют социокультурную природу и находят себе выражение в различных знаковых системах общества и, прежде всего, - в языке. В частности, человек осознаёт свои цели и ценности, роли и функции, нормы и ритуалы.

 

3. Память

Среди многих значений слова «память» человековеды чаще всего останавливаются на двух основных: на «генетическом (наследственном) опыте» и на «прижизненном опыте». В контексте психологии человека «генетическая память» раскрывается в форме темперамента (опыта вида на уровне индивида) и в форме сознания, или социокультурного опыта человека - человека как члена общества, человека как личности. «Прижизненный опыт» человека, или его собственный опыт, раскрывается в нашем контексте как его память в специальном, узком значении слова. И для нас память человека трактуется так:

- это личный, или частный уровень психической организации человека;

- это прижизненный опыт субъективного отражения действительности, или опыт собственной жизни;

- это инструмент самосохранения и ориентации в типичных для данного человека жизненных ситуациях.

Все жизненные проявления памяти характеризуются избирательностью и ситуативностью - как первичные, исходные, базовые проявления, так и вторичные, производные, особенные проявления.

Так, сенситивность (в общем) и чуткость (в частности) на уровне памяти обнаруживают себя в форме впечатлительности человека. Происходящее всегда оставляет свои следы в душевной организации носителя опыта. Но все эти следы, даже сходные по их объективному содержанию, всегда различаются по их субъективной форме. В обиходе об этом принято говорить так: мол, каждый «по-своему воспринимает, переживает и осмысливает действительность». И впечатлительность отдельного человека оказывается исходным жизненным проявлением его памяти как субъективной стороны его собственных, личных отношений с действительностью.

Активность (в общем) и инициативность (в частности) на уровне памяти обнаруживают себя в форме избирательности человека в его личных отношениях с миром. Человек вычленяет одни элементы и/или аспекты действительности и игнорирует другие. И это оказывается вполне приемлемым в рамках его бытия и как члена общества, и как живого существа.

Реактивность (в общем) и отзывчивость (в частности) на уровне памяти обнаруживают себя в форме различной субъективной вовлечённости человека в происходящее, или в форме его субъективного участия в происходящем, - при внешней «одинаковости» физического присутствия и/или социальной вовлечённости.

Соотношение активности и реактивности (в общем) и социальной вовлечённости (в частности) на уровне памяти обнаруживают себя в форме «заинтересованности» человека происходящим, или в форме его мотивированности. Некоторые человековеды различают внешнюю (объективную) и внутреннюю (субъективную) мотивированность. С учётом их позиции в нашем случае речь идёт о «внутренней мотивированности».

Вторичные жизненные проявления памяти также имеют свои особенности. Вот, например, что говорил в 2005 г. Алексей Черняк, 35 лет, директор фирмы: «Я - «сова» по образу жизни, и для меня утренний час сна дороже трёх ночных. А я из-за перевода часов на летнее время постоянно недосыпаю! Чувствую себя безобразно. И супруга моя этим тоже недовольна, так как весной в семье начинаются серьёзные перебои с исполнением супружеского долга. Предлагаю разрешить «совам» жить по своему графику и не морочить нам голову какой-то мифической экономией энергии. Тем более, что мне эта чужая энергия - до лампочки. Лично я в этом году часы переводить не буду, проживу как-нибудь до осени». (Рубрика «Метрописьма») // Метро СПб.- Четверг - 17.03.2005. - С.15). А в 2011 г. указом президента РФ в нашей стране стрелки часов переводить перестали... Правда, осенью, а не весной...

Итак, выделяются временные особенности существования и осуществления личного опыта, или личное время человека. Можно сказать, что в нём «сплавляются» биологическое время человека - как индивида и его социальное время - как личности.  Особенности личного времени жизни обнаруживают себя в скорости запечатления информации, в длительность её сохранения и в скорости её извлечения (воспроизведения). В прошлом (ХХ) веке был открыт закон субъективного времени.

[Вопрос: Как формулируется этот закон?]

Занятость при получении информации - это главный фактор сокращения личного времени при восприятии происходящего и роста личного времени - при его представлении: человеку «есть что вспомнить...». А отсутствие занятости «растягивает» личное время при восприятии происходящего и сокращает его до нуля при представлении: «Жизнь прошла, как не было...»

Временные особенности памяти - это самые очевидные её проявления, больше всего изучаемые и чаще всего используемые при характеристике хода (или процесса) учебно-познавательной работы учащихся. А в общем, имея в виду длительность сохранения информации, выделяют различные «виды» памяти: основные (кратковременную и долговременную) и промежуточные: «мгновенную» и «буферную». (Более точное обозначение во всех этих случаях - не «виды», но уровни;а в динамике - этапы памяти).

Пластичность/ригидность (в общем) и образованность (в частности) на уровне памяти проявляются в форме большей или меньшей обучаемости/воспитуемости человека. В общем,  обучаемость/воспитуемость определяется по прижизненным адаптивным изменениям в поведении. Эти изменения со времён Уотсона, работавшего с крысами, педагоги до сих пор называют «формированием навыков». Навыки в таком, самом общем их понимании (как приспособительное поведение вообще), формируются и у человека, и у всех других животных. В частности же, об обучаемости/воспитуемости человека обычно речь заходит применительно к совершенно определённой социокультурной (предметной) области. И тогда наличие навыков у человека оказывается свидетельством высших проявлений его памяти: человек выполняет высоко эффективные действия, доведённые до автоматизма, т.е. без участия сознания. (В последние годы высокую эффективность человеческих действий стали рассматривать как «проявление компетентности»).

Экстра-/интровертность (в общем) и общительность/замкнутость (в частности) на уровне памяти проявляются в своеобразии опосредствованности при приобретении и использовании информации. Так, экстравертность проявляется в большей лёгкости осознания происходящего и реагирования на него при получении информации, в том числе и при общении. А интровертность проявляется в большей лёгкости осознания при сохранении и/или при использовании информации, в том числе и в условиях общения.

Эмоциональная возбудимость/устойчивость (в общем) и справедливость/безразличие (в частности) на уровне  памяти проявляются в форме большей или меньшей организованности личного опыта, или в форме рассудочности носителя этого опыта. На уровне повседневного здравого смысла при выраженности этой организованности (или рассудочности) говорят также о наличии у человека «своей правды жизни», говорят о том, что человек «живёт по правде», или «по своим принципам».

Все жизненные проявления памяти раскрывают субъективную сторону личных отношений человека с миром. Они конкретизируются у отдельных людей через их влечения и мотивы, умения и навыки, привычки и стереотипы. Причём всё это находит себе выражение и во внешнем поведении, и во внутренних, душевных движениях, в том числе и в различных фактах сознания.

 

4. Психическая субъектность

Психическая субъектность в нашем контексте трактуется следующим образом:

- как практический уровень психической организации,

- как опыт преодоления препятствий и сопротивления вредоносным воздействиям,

- как инструмент самосохранения и ориентации в новых и в неопределённых условиях жизни.

А жизненные проявления психической субъектности таковы.

Сенситивность человека на уровне субъекта проявляется в форме его чувствительности к противоречиям. Носитель психической субъектности обнаруживает противоречия там, где окружающие их не распознают или же только испытывают дискомфорт.

Психическая активность на уровне субъекта проявляется в форме поиска актуальных противоречий или даже в форме создания таких противоречий. Специалисты эту активность обозначают словами «уровень притязаний». В быту же окружающие люди часто говорят о человеке, который её проявляет, что ему «больше всех надо...».

Психическая реактивность носителя субъектности - это его вовлечённость в неопределённые и/или противоречивые отношения действительности; человек становится сознательным деятельным участником заведомо сложных (т.н. «проблемных») ситуаций.

Соотношение активности и реактивности на уровне субъекта психики выступает как озадаченность, или в форме установки на выявление существующих противоречий - как актуальных проблем - и на их разрешение посредством приложения собственных внутренних ресурсов, а в оптимальных случаях - и с привлечением ресурсов других людей.

Временные характеристики этого уровня душевной организации проявляются как произвольное планирование жизни, и/или как заполненность жизни различными делами и как их распределённость по жизни: «всему - своё время». «Есть время собирать камни, и есть время их разбрасывать», - это библейское выражение касается, прежде всего, именно людей-субъектов, которые сами организуют своё время.

Пластичность - ригидность на уровне субъекта психики выступает как выраженность самостоятельно принятого разнообразия деятельной активности. Это может быть множество разнородных занятий (форм самореализации); это может быть и служение только одному какому-то делу, когда у человека выражена «одна, но пламенная страсть...», при игнорировании прочих.

Экстра-/интровертность на уровне субъекта психической деятельности выступает в формах по преимуществу «стратегического» и/или «тактического» созидания. Конкретизировать их можно так. С одной стороны, возможна аналогия с субъективным аспектом организационно-управленческого, продюсерского, режиссёрского и т.п. творчества. С другой стороны, возможна аналогия с композиционно-исполнительским, конструкторско-изобретательским, актёрским, изобразительным и т.п. творчеством...

Эмоциональная возбудимость на уровне отдельного субъекта психики имеет (а) очень широкий диапазон выраженности и (б) разную рефлексивность отдельных проявлений эмоциональной возбудимости, разную их подконтрольность и произвольность. Человек-субъект лучше всего осознаёт, контролирует и регулирует то, что касается оперативных проблем, актуальных для него, прежде всего, здесь и сейчас. Но у каждого субъекта - свои пределы настоящего: пространственные, временные и прочие... А объективно общим для этого уровня душевной организации в его конструктивных проявлениях оказывается жизнеутверждающий оптимизм человека-субъекта в его отношении к миру.

Качественное своеобразие практического уровня души - в обобщении наиболее конструктивных собственных проявлений активности при решении различных задач. При понимании этих проявлений как частной формы объективации внутреннего мира (как «экстериоризации») говорят об обобщении актов самореализации (Коростылёва Л.А., 1997). (Ср. «интериоризацию» - по Л.С. Выготскому).

В самореализации заключается принципиальное отличие субъектного уровня человеческих проявлений от проявлений биологического (индивидного), социального, личного и индивидуального уровней. С точки зрения психологии, на субъектном уровне обобщается опыт преобразования действительности при преодолении препятствий за счёт «распредмечивания» субъективной реальности и превращения её «в пароходы, строчки и другие добрые дела». Самореализацию можно назвать одним из двух «интегральных жизненных показателей» субъектности в различных сферах деятельности.

[Вопрос: а каков тогда, с Вашей точки зрения, второй «интегральный жизненный показатель» субъектности?].

Все жизненные проявления психической субъектности, как проявления её инструментальности, раскрываются в созидании «подходящего», «нужного» человеку мира, или в творчестве. На повседневном уровне это мир удобных, полезных и понятных Вещей (в широком смысле слова, в том числе и идей), которые соразмерны, созвучны, сопричастны природе самого человека и становятся продолжением его самого. На метапознавательном, философском уровне созидаемый мир - это посредник между человеком и бескрайним неизвестным и таинственным Космосом...

 

5. Духовность

В современной отечественной культуре весьма распространено понимание духовности как религиозности. Возникновение идеи бога - это действительно очень важный момент в развитии каждой национальной культуры. Но в научном контексте, в частности, в контексте психологии человека, духовность понимается гораздо шире: как интегративная рефлексивность человека. Это такая рефлексивность, или обращённость на себя, которая опосредствуется открытой системой социокультурных значений и субъективных смыслов, ставших актуальными для человека в разных масштабах его бытия. Все они являются разнопорядковыми по обобщённости: от принадлежащих отдельным носителям психики до раскрывающих основы мироздания.

С учётом сказанного и с учётом принятой логики работы в рамках нашего учебного курса духовность определяется следующим образом.

- Во-первых, это индивидуальный уровень психической организации;

- во-вторых, это опыт теоретического, в частности, семиотического освоения действительности;

- в-третьих, это инструмент ориентации и самосохранения в мире значений и смыслов, имеющих социокультурную, антропоцентрическую природу.

Каковы же жизненные проявления духовности?

Это чувствительность человека к ситуациям, раскрывающим значение и смысл происходящего.

Это активность человека при распознавании и создании ситуаций, раскрывающих значение и смысл актуальных событий.

Это реактивность человека, илиотзывчивость его на происходящее в мире знаков, их значений и смыслов у всех, кто вовлечён в жизненную ситуацию.

Это мера и формы вовлечённости человекав символику происходящего.

Это временные характеристики жизненной ситуации для человека - его индивидуальное время - какпроизвольное расширение или сужение актуального времени в соответствии с требованиями обстоятельств и/или даже вопреки обстоятельствам.

Это экстра-/интровертность человека на уровне индивидуальности - как его непосредственность и/или опосредствованность в учёте семиотики жизненной ситуации с различных позиций её участников.

Это пластичность/ригидность человека на уровне индивидуальности - как его семиотическая лабильность или стабильность в условиях объективных семиотических изменений ситуации.

И это (эмоциональная) возбудимость человека на уровне индивидуальности - как его полная семиотическая автономность: от произвольного ухода от происходящего и погружения в себя (от эскапизма, в частности, при вхождении в транс) до «растворения» в душевном мире - в мире смыслов - другого и до произвольного «возвращения в себя»...

Все жизненные проявления духовности раскрывают отношение человека к себе и к миру как эффект понимания того, что происходит в мире и, в том числе, понимания того, что происходит здесь и сейчас. Причём исходным оказывается понимание сущности человеческой природы, сущности человеческих отношений. Для носителя духовности важно происходящее в «близком настоящем» (здесь и сейчас) как зависящее от прошлого и как устремлённое в будущее. Отсюда вытекают актуальные приоритеты человека на уровне индивидуальности с тремя её «вершинными» гранями: Разумом, Волей и Чувствами.

 

Итак, в этой лекции обозначены пять уровней психической организации человека: его темперамент, сознание, память, психическая субъектность и духовность. Рассмотрены определения каждого уровня и его жизненные проявления, или человеческие проявления на каждом из этих уровней.

Таковы самые общие ориентиры в душевном мире человека, которые выделены для лучшего понимания человеческой сущности с позиций принятой модели. Эти ориентиры становятся для нас внутренними объяснительными конструктами для понимания природы отдельных душевных движений (или психических актов), в которых находит себе проявление душевная (психическая) жизнь человека.

 

Задания по «ЛК-4 (6). Уровни психической организации...»

(выполняются с использованием уже известного по предыдущим учебным курсам)

1. Какая психическая активность человека на уровне индивида Вам известна? Дайте ей общее название и обозначьте её основные формы. Начните так: «Я знаю, что индивид...»

2. Какая психическая активность человека на уровне личности Вам известна? Дайте ей общее название и постарайтесь выделить её основные формы. Начните так: «Я знаю, что личность... И я думаю, что ...»

3. Какая психическая активность человека на уровне частного лица (или персоны) Вам известна? Дайте ей общее название и перечислите основания, по которым выделяются её основные формы. Начните так: «Я знаю, что каждый человек...»

4. Какова психическая активность человека на уровне субъекта деятельности? Дайте ей общее название и постарайтесь выделить её основные формы. Начните так: «Я знаю, что человек как субъект... И я думаю, что ...»

5. Л.А. Коростылёва (1997) предложила такое определение самореализации. Это «осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий [в условиях] содеятельности и сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), с социумом и миром в целом». Это также «сбалансированное и гармоничное развитие различных аспектов» человека путём раскрытия его индивидных и личностных потенциалов, за счёт приложения им собственных адекватных усилий.

Проведите развёрнутый сравнительный анализ предложенного в лекции определения «психической субъектности» (1) и «самореализации» по Коростылёвой (2).

5А. Начните с выражения собственного мнения: какие (а) чувства, (б) мысли и (в) намерения у Вас возникают при чтении сначала формулировки (1), а затем формулировки(2)?

. Как Вы поняли то и другое определения? Предложите свои варианты формулировки для определения (1) и для определения (2).

5В. Оцените определение (1) и определение (2), используя любые критерии, подходящие, с Вашей точки зрения. Выбор критериев желательно (но не обязательно) аргументировать.

5Г. Сделайте вывод:  чем отличается определение «самореализации» (по Л.А. Коростылёвой) от предложенного выше определения «психической субъектности»? Или, что то же: в чём своеобразие определения «самореализации» в отличие от определения «психической субъектности»?

6. Какова психическая активность человека на уровне индивидуальности? Дайте ей общее название и постарайтесь выделить её основные формы. Начните так: «Я знаю, что человек как индивидуальность... И я думаю, что ...»

7. Какова семиотика выполнения Вами заданий по ЛК-4(6):

7А. Какое место такие задания занимают в рамках Вашей учебной работы? (Ср. «подсказки правильных ответов преподавателями», к которым уже привыкли некоторые студенты...)

7Б. Как выполнение таких заданий связано с другими формами учебной работы? С какими именно?

7В. Какова семантика выполнения Вами заданий по ЛК-4(6): (а) каково объективное значение такой работы в образовательном процессе по ДП и (б) каков субъективный смысл её для Вас лично?

___________________________________