ЛК-03. Основные характеристики человека как носителя психики

В этой лекции конкретизируются общие грани принятой модели человека как развивающегося существа, разноуровневого и разностороннего. Такая конкретизация предваряет и обусловливает конкретизацию психической организации человека, которую предполагается провести в ЛК-4. А это уже должно будет стать непосредственным ориентиром при осмыслении основных положений психологии возрастного развития, а затем и при осмыслении положений и фактов детской психологии.

 

В модели человека по Б.Г. Ананьеву были выделены три общих уровня характеристики человека: как индивида, как личности и как индивидуальности. Рассмотрим эти уровни подробнее, делая акцент на наличии практически важных подуровней. И будем помнить, что и взятая модель человека, в целом, и её конкретизация с выделением разномасштабных граней, уровней и сторон, суть порождения научного человековедения. И для нас, в рамках учебного курса ДП, человек выступает через призму научного познания, в форме предмета человековедения, в частности, в форме модели человека по Б.Г. Ананьеву. Итак, в лекции выделены три общих вопроса:

  1. Индивидные характеристики человека
  2. Личностные характеристики человека
  3. Характеристики человека на уровне индивидуальности

 

1. Индивидные характеристики человека

Слово «индивид» многозначно. Будем иметь в виду те его значения, которые раскрывают именно биологическую природу человека. Индивид - это: а) отдельный представитель вида, б) особенное, или типичное в нём («особь»), в) животный организм. Соответственно различаются три уровня характеристики индивида: видовой, типологический и функциональный.

[Вопрос: Каковы общие атрибуты человека на каждом из этих уровней? Что его характеризует как представителя (а) вида, (б) типа и (в) как отдельный животный организм? Начните со слов: «Думаю, что чел-ий индивид хар-тся: а) как предст-ль вида - ...; б) как особенный (типичн.) предст-ль - ...; в) как животный организм - ...»]

Самые общие, или видовые (антропологические) характеристики человека как индивида суть пол, возраст и раса.

Пол - это биологическая характеристика места и роли живого существа в системе воспроизводства вида. Женское начало в человеке обеспечивает сохранение всего благоприобретённого видом. Мужское начало в человеке обеспечивает выживание в экстремальных условиях среды. Пол находит себе выражение в диморфизме женских и мужских организмов. Особи женского пола характеризуются сравнительно м?ньшим разнообразием между организмами и б?льшим диапазоном изменений отдельного организма в течение жизни. Особи мужского пола имеют б?льшее разнообразие между организмами, но пределы изменений организма, совместимые с жизнью, у них гораздо меньше, чем у женских особей. (См.: В.А. Геодакян)

Возраст - это биологическая характеристика потенциала живого существа в системе воспроизводства вида: как половозрелого (фертильного), как не достигшего половой зрелости и как утратившего её. Соответственно выделяются три стадии жизни человека как индивида, или три биологических возраста: детство, зрелость и старость.

Раса - это биологическая характеристика существа как принадлежащего к подвиду, обитавшему в особых географо-климатических условиях. У людей различаются три большие расы: европеоидная, монголоидная, негроидная. Наряду с ними иногда различаются австралоидная и американоидная расы. В рамках больших рас различаются десятки малых. Потомство у представителей различных рас оказывается весьма жизнеспособным и плодовитым, и это свидетельствует, в частности, о высокой адаптивной роли расообразования.

Особенные характеристики человека как индивида, или его типологические (индивидно-типичные) характеристики, суть конституция, сенсомоторная организация и нейродинамика. По каждой из них в рамках популяции выделяются нечёткие, размытые подмножества - типы.

Конституция внешне проявляется в особенностях телосложения. По существу же это - закон обмена организма со средой: обмена веществ, энергии и информации. Распространена классификация «типов» телесной организации, предложенная немецким исследователем Эрнстом Кречмером (1921 г.; «Строение тела и характер»). Выделены пикнический, астенический и атлетический «типы» сложения. С этими «типами сложения»  соотнесены особенности работы организма: висцеротония (сравнительная активность работы внутренних органов), церебротония (активность нервной системы) и соматотония (активность телесная, в частности, мышечная). Но соответствия здесь обнаруживают себя только в виде тенденций с разной выраженностью. Строго говоря, между сущностными характеристиками конституции (как закона обмена) и телесной организацией (как их внешним проявлением) складываются взаимно многозначные отношения. Напомню: это значит, что в одном признаке проявляются различные грани сущности, а одна грань сущности проявляется в различных признаках.

Сенсомоторная организация - это система органов чувств и органов движения. Характеризуется своеобразием развития отдельных компонентов (подсистем) и их различным вкладом в общую активность организма. Так, считается, что до 90% всей информации человек получает посредством зрительного анализатора. Считается также, что неандерталец был вытеснен человеком современного вида как более подвижным. Ограничение подвижности любого вида фауны однозначно ведёт к его вырождению.

Нейродинамика - это работа нервной системы, которую характеризуют определённые свойства. Заслуга их открытия и исследования принадлежит И.П. Павлову и его школе. В частности, были выделены сила нервных процессов, возбуждения и торможения, их подвижность, уравновешенность, динамичность (как скорость переделки связей), лабильность (как скорость возникновения процесса, или активизации) и другие свойства.

Третий уровень характеристики человека как индивида - организменный, или функциональный, или уровень жизненных связей со средой. В число этих характеристик входят: структура органических потребностей, функциональная асимметрия и система безусловных рефлексов (или рефлекторная организация).

Потребность - это объективная необходимостьв чём-то, обеспечивающем общий баланс в отношениях носителя потребности со средой. Различаются две базовые группы индивидных потребностей:

(1) это потребности сохранения вида (в их числе - сексуальные и родительские) и

(2) это потребности сохранения индивида. В их числе потребности самосохранения - как поддержания целостности организма - и потребности потребления: питания (широко - как обмен веществ) и ориентировки (широко: как впечатлений и движения).

Функциональная асимметрия характеризует работу всех парных органов. Она распространяется на органы движения, на органы получения впечатлений («органы чувств»), на органы управления организма как целого - на большие полушария головного мозга.

Так, асимметрично развитие мышц на руках и на ногах. Асимметрична выраженность различных функций у органов зрения, слуха и осязания. Асимметрична выраженность различных функций у правого и левого полушарий мозга. Считается, что у большинства людей - в тенденции! - правое полушарие ответственно за общую ориентировку в пространстве, за образное мышление, за эмоциональную жизнь. Левое полушарие ответственно за тонкий анализ, за речевые функции и за деятельность со знаками вообще (т.е. за символическую деятельность).

Система безусловных рефлексов характеризует то, к?к обеспечивается общий гомеостаз - постоянство процессов во внутренней среде, - а также стабильность в отношениях организма со средой. Именно безусловные рефлексы, эти автоматизированные реакции на самые общие воздействия, обеспечивают базовое самосохранение организма.

Следует отметить гносеологическую «привязку» рефлексов к потребностям как формы к содержанию. Так, в павловской физиологической школе говорили о «пищевых рефлексах», об оборонительных, ориентировочных и других... Исследователи выделяют элементы реальности, её компоненты и/или аспекты, чтобы лучше разобраться в ней.

Разноуровневые характеристики человека как индивида находятся в различных отношениях друг с другом и с характеристиками других уровней.  Выявление этих отношений становится целью научных исследований. Популяризация полученных результатов не всегда конструктивна. (Можно привести пример того, как многократный член Госдумы, одна из умнейших женщин России, Екатерина Лахова, прочитала популярную статью о функциональной асимметрии и как поняла факт б?льшей выраженности функциональной асимметрии мозга у мужчин. Она решила, что у мужчин работает только одна сторона головы, тогда как у женщин - обе...). (Ср. ориентацию в пространстве мужчин и женщин).

В целом, характеризуя человека как индивида, можно сказать, что это, прежде всего, «вещь в себе». А психическое развитие человека как индивида - это созревание, зрелость и увядание... (чего?) его темперамента. Темперамент - генетически исходный, первичный уровень психической организации.

 

2. Личностные характеристики человека

Слово «личность» многозначно. Будем иметь в виду те его значения, в которых учтена общественная природа человека. Это (а) отдельный человек, (б) особенное в нём, (в) социальность человека, (г) и социальность, и личное своеобразие, и субъектность человека - как уровни организации его социальной природы... Будем иметь в виду предпоследний из названных вариант понимания личности, подчёркивающий социальную природу человека в общем (пункт «в»).

В этом случае личность берётся как социальное образование. Это качество человека, возникающее и формирующееся в условиях его жизни в обществе: среди людей, в условиях определённой культуры. Слово «культура» обозначает созданные людьми особые миры: и мир «очеловеченной» природы, и мир вещей (техники), и миры различных знаковых систем: мир нравственности, искусства, религии, морали, науки, литературы... Всё это общество предлагает своим членам, фактическим и потенциальным,  в качестве условий совместной жизни, принимаемых в форме конвенции - негласного соглашения.

Самые общие, социально-культурные характеристики человека как личности, взятые с акцентом на их качественной определённости, суть его цели, его роли в обществе, его нормыЦели раскрывают должные общие устремления (интенции) человека в обществе; это общие объекты этих устремлений у различных членов общества. Роли раскрывают общие возможные точки для приложения человеком своих сил в соответствии с общественными ожиданиями и предложениями. Нормы раскрывают общую приемлемую форму человеческих проявлений с позиции носителей определённой культуры.

В ситуативно-функциональном, динамическом плане актуальны такие личностные характеристики человека, как его ценности, его функции и его ритуалы. Ценности раскрывают культурные ориентиры для проявлений социальной активности человека. Функции конкретизируют исполнение человеком принятых им социальных ролей. И в ритуалах раскрывается технологический аспект нормативности социокультурного поведения в строго определённых, типичных жизненных ситуациях

Носителями всех этих характеристик являются, прежде всего, предыдущие поколения и живущие представители старших поколений, составляющие «скелет» общества. И личность в этом плане - это должное в человеке  как члене этого общества, или то, чем человек должен быть (в пределе) для других носителей той же культуры.

В целом, характеризуя человека как личность, можно сказать, что в философском плане это, прежде всего, есть «вещь для других». А психическое развитие человека как личности проходит в форме возникновения и развития... (чего?) его сознания. Сознание - это социально-культурный уровень психической организации.

 

3. Характеристики человека на уровне индивидуальности

Слово «индивидуальность» многозначно: а) высшее в человеке, б) глубинное в нём, в) единичное в нём, г) конкретность человека: его разноуровневость и разносторонность. В нашей работе будем иметь в виду последний вариант понимания индивидуальности - как разноуровневой и разносторонней характеристики человека. В этом плане намечается разведение трёх подуровней. В частности, выделяются: уровень частного лица (персоны), уровень субъекта деятельности и уровень субъекта собственной жизни, или уровень индивидуальности в узком, собственном смысле слова.

Для нас существенно, что индивидуальность начинается с частного лица, или с персоны. Это особенное в человеке как общественном существе. Здесь выделяются такие собственные характеристики человека, как его влечения и мотивы, его умения и навыки, его привычки и стереотипы.

Влечения - это типологически своеобразные предпочтения человека. Они сформировались на основе генетически обусловленных особенностей его органических потребностей в социально-типичной среде, в конкретных обстоятельствах собственной жизни.

Мотивы - это «предметы, в которых узнаёт себя потребность» (А.Н. Леонтьев), или типологически своеобразные побуждения к внешней активности, её внутренние причины, порождённые в конкретных обстоятельствах собственной жизни. (Пример двух лягушек, болотной и садовой, питающихся комарами и червяками-выползками. Пример студента «с зависимостью», который никак не мог понять, как это можно получать удовольствие («кайфовать») от чего-либо, не имея наркотического фона - в виде клея, табака, алкоголя или какого-то другого растительного или синтетического медленно действующего яда...).

Умение: а) в общем - владение способом действия; б) в частности - это типологически своеобразное владение способом действия, сформировавшееся в условиях собственной жизни человека.

Навык: а) в общем - устойчивая приобретённая форма поведения; б) в частности (у человека) - эффективное устойчивое действие, реализуемое без контроля сознания, т.е. автоматически.

Привычки - это приобретённые, устойчивые, самоподкрепляющиеся (ставшие потребностью) поведенческие формы.

Стереотипы - это приобретённые, устойчивые формы внешнего и/или внутреннего поведения, выступающие в роли эталонов, или субъективных критериев, при отражении действительности и при взаимодействии с ней.

Частное, или персональное в человеке зарождается только в условиях общего, социального его существования как личности - как человека среди людей и как человека для людей. Только в условиях общественной жизни появляется смысл и значение у обособления каждого человека. Появляется «Я», появляется личное пространство и личное время, появляются частная собственность, личная инициатива и личная жизнь... Можно сказать, что человек обретает особые формы существования как «вещь в себе». Пример - традиционный образ жизни англичан в представлении иностранцев. А психическое развитие человека как частного лица, как персоны, проходит в форме возникновения и развития... (чего?) его памяти. И память человека в собственно психологическом значении слова - это личный уровень психической организации.

Говоря о субъектности мы имеем в виду, прежде всего, в общем, активность. Поэтому это слово может быть уместным, когда речь идёт в сравнительном плане о множестве индивидов, о множестве личностей или о множестве частных лиц (персон). Выделение субъектности как особого уровня организации при характеристике отдельного человека, в частности, означает учёт положения человека в мире как (а) преобразователя, который также (б) сопротивляется негативным воздействиям на него. Именно на уровне характеристики человекакак субъекта деятельности выделяются его направленность, его способности и его характер.

Направленность - это векторная характеристика приложения человеческих сил в актуальных сферах. Конкретизируется распределением вероятной активности в различных сферах деятельности, прежде всего, - в общении, в труде, в познании, в мире ценностных ориентиров.

Способности - это характеристика потенциала человека как субъекта деятельности в определённой сфере.

Характер - это устойчивая форма проявления субъектности как реализации способностей при обеспечении направленности.

Субъектность человека рождается и существует только при преодолении препятствий, внешних и внутренних. В том числе - при преодолении собственной ограниченности. Здесь и рождается бытие человека как «вещи для себя». Психическое развитие человека как субъекта деятельности - это формирование у него продуктивного опыта, или опыта решения различных задач. Этот уровень душевной организации обозначим как уровень психической субъектности.

Уровень субъекта собственной жизни, или уровень индивидуальности в узком смысле слова, обозначает человека как оптимально организованную саморегулирующуюся автономную систему. В плане развития (генетически) - это предел совершенства и, следовательно, абсолютный эталон, к которому человек стремится. На рисунке ему соответствует вершина пирамиды. Пример приближения к нему - йоги и вошедшие в историю носители человеческого совершенства. В плане существования (онтологически) индивидуальность как субъектность собственного бытия характеризуется конкретностью, или единством многообразия в различных отношениях. Специфично именно для этого уровня выделение таких абсолютизирующих характеристик человека, как Разум, Воля и Чувства.

Разум - высший инструмент человеческой ориентации в мире; воля - высший инструмент человеческой саморегуляции; и чувства - это высшая форма человеческих субъективных отношений к действительности. Здесь мы с вами ограничимся только тем, что обозначим эти психические образования человека как совершенные инструменты самоорганизации, обеспечивающие взаимодействие человека с миром. Психическое развитие человека как индивидуальности - это формирование у него высшего, интегративного уровня душевной организации. Это формирование духовности как, прежде всего, интегративной рефлексивности человека в мире. (В искусстве, чаще всего, такая рефлексивность оказывается «глобальной», «тотальной»).

 

Подведём итоги.

Мы с вами вспомнили различные характеристики человека. Мы познакомились с моделью человеческой природы, предложенной с позиций петербургской научной школы. Это главные для нас основания при характеристике и психики человека вообще, по любым её проявлениям, и при характеристике отдельных психических образований, и при переходе к психологии онтогенеза и, в частности, к психологии детства.

Материал лекции задаёт контекст для предстоящей конкретизации уровней психической, или душевной организации. Именно с учётом выделенных уровней существования, развития и характеристики человека мы будем рассматривать и уровни его душевной жизни: темперамент, сознание, память, психическую субъектность и духовность.

 

Задания по «ЛК-3. ...Характеристики человека...»

 

1. Закончите следующие высказывания:

1а). «Сущность ч-ка раскр-тся...» Как? Что Вы можете об этом сказать?

1б). «Ч-к как предмет позн-я, по Ананьеву, хар-тся...» Как? Что Вы можете об этом сказать?

2. Заполните следующую таблицу, распределив приведённые в тексте характеристики человека (его стороны) на каждом из выделенных уровней (подуровней)

 

 

интенции

потенции

тенденции

индивидуальность

 

 

 

субъект

 

 

 

частное лицо

 

 

 

личность в её функциональности

 

 

 

личность в её качественной определённости

 

 

 

индивид - как организм (функционально)

 

 

 

индивид - как особь

 

 

 

индивид - как представитель вида

 

 

 

 

3. Закончите предложение: «Думаю, что Ананьев сопоставил инд-сть с вершиной, у подножия кот-й находятся науки о ч-ке, п. что ...» Почему?

 

Дополнительная литература к лекции

Шаранов Ю.А. Системное познание и «несистемная наука»: история формирования различных образов и моделей человека / Ю.А. Шаранов // Иллюзии целостности человека в психологии: от частного подхода к истинной системности: Материалы межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей (Санкт-Петербург, 26 ноября 2009 г.) / Под общ. ред. проф. Ю.А. Шаранова. - СПб.: СПб ин-т психологии и акмеологии, 2009. - С.7-26.

___________________________________