ЛК-01. Введение. Определение рабочих понятий учебной дисциплины "Детская психология"

В число рабочих понятий учебной дисциплины включены понятия о её цели, объекте, предмете, задачах, методах, средствах и результатах учебной работы.

 

Цель учебной дисциплины «Детская психология» (ДП) - введение студентов в собственно психологическую проблематику развития человека в детском возрасте.

Объект этой учебной дисциплины в высшем учебном заведении, в педагогическом университете, - это учебный материал, раскрывающий понятия об особенностях, а также о месте и роли человеческой психики в детском возрасте; это информация, предусмотренная действующим образовательным стандартом, отображённая в учебной программе и воплощённая в учебных материалах дисциплины «Детская психология» (ДП).

Предмет учебной дисциплины - это то, с чем непосредственно имеет дело каждый студент, вовлечённый в учебную работу по программе. Ведь каждый человек воспринимает действительность по-своему. И каждый студент по-своему получает, понимает и применяет предложенную ему информацию. Вот почему предметом любой учебной дисциплины для учащегося всегда становится его личное понимание программного материала.

Несколько слов - о соотношении понятий «объект» и «предмет» в различных контекстах. Так, для науки объект - это действительность, а предмет - знание о ней, или открытая система понятий. Для социального института образования объектом становится уже научное знание, а предметом - те грани и те фрагменты научного знания, которые сочтены имеющими значение для образования в различных его формах. Именно они включаются в содержание образовательных стандартов. Для отдельного образовательного учреждения объектом оказывается уже заданный откуда-то «сверху» образовательный стандарт. Предметом же становится учебная программа, которая разрабатывается работниками данного образовательного учреждения в соответствии со «спущенным» им стандартом. Для отдельного преподавателя объект - имеющаяся учебная программа. В соответствии с ней преподаватель готовит свой её рабочий вариант и составляет учебно-тематический и календарный планы занятий, на которых он опять-таки по-своему раскрывает для учащихся учебный материал. Именно этот продукт профессиональной деятельности является предметом преподавательского труда. И этот продукт, в свою очередь, становится объектом учебно-познавательной деятельности уже для учащегося. Учащийся воспринимает предложенный ему материал, а в оптимальном случае и усваивает его, превращает в «материал-для-себя», в свой предмет...

Задачи учебной дисциплины конкретизируют действия, обеспечивающие продвижение к цели. В нашем случае цель - это введение студентов в собственно психологическую проблематику развития человека в детском возрасте. Для продвижения к этой цели предлагаются три вида учебных задач:

1) определение специальных понятий, раскрывающих природу психического развития человека,

2) соотнесение этих понятий,

3) использование этих понятий для осмысления различных ситуаций развития в детском возрасте: бытовых, учебных, рабочих, научных.

Методы работы в рамках освоения учебной дисциплины: лекции (36 - в 1-м семестре и 18 - во 2-м семестре; всего 54 ак. часа), практические занятия (18 - в 1-м семестре и 36 - во 2-м семестре; всего 54 ак. часа), консультации (2+3 ак. часа) и самостоятельная работа (до 108 ак. часов). Всего 216 ак. часов. Главное для этих методов в учебной работе студента:

- на лекциях - воспринять и осмыслить предложенный материал, по возможности не оставляя пропусков (лакун) и неясностей;

- на практических занятиях - использовать полученную информацию для оптимизации имеющихся представлений о развитии субъективной реальности, в частности, в детском возрасте;

- при самостоятельной работе - с максимально возможной полнотой использовать материал учебной дисциплины (её понятийную «сетку») для осмысления учебных, публицистических, литературных, житейских и научных материалов о психическом развитии человека в детском возрасте, а также для осмысления возникающих жизненных коллизий с различными проявлениями психического развития в детском возрасте.

В рамках самостоятельной работы выделяются общая (А) и особенная (Б) части.

А. Общая часть предполагает аналитическую реферативную работу с учебником (учебным пособием) в соответствии с предлагаемым планом. (См. далее: Средства: Методические материалы: План аналитической реферативной работы с текстом...).

Б. Особенная часть самостоятельной работы предполагает разную степень познавательной инициативы студента. Примеры её проявления приводятся далее. (См. далее: Средства: Методические материалы: Критерии учёта текущей учебной работы: Б. Инициативная часть).

Средства учебной работы по дисциплине «Детская психология»: программа, литература, преподаватель, регламент работы, сокурсники, техническое обеспечение, в том числе компьютерное и программное, расходные материалы.

1) Учебная программа, в основу которой положена примерная программа по курсу «Психология развития»: Психологическая подготовка бакалавра по направлениям педагогического образования. Вып.1. Программы. Аттестационные материалы / Отв. ред. Л.А. Регуш. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2002. С.28-44, 70-80.

Разделы программы обозначены учебно-тематическим планом аудиторных (лекционных и практических) занятий. (См. далее: Средства: Методические материалы: Учебно-тематический план).

2) Литература основная:

  1. Герасина Е.В. Детская психология / Е.В. Герасина. - М., 2010.
  2. Добряков И.В. Перинатальная психология / И.В. Добряков. - СПб., 2011.
  3. Ильин Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. - СПб., 2012.
  4. Каменская В.Г., Томанов Л.В., Драганова О.А. Психодиагностика ребёнка: Учебник / В.Г. Каменская, Л.В. Томанов, О.А. Драганова. - М., 2011.
  5. Колесникова Г.И. Справочник детского психолога / Г.И. Колесникова. - Ростов н/Д., 2010.
  6. Райгородский Д.Я. Ребёнок. От рождения до подросткового возраста [Хрестоматия] / Д.Я. Райгородский Д.Я. - Самара, 2011.
  7. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов / Е.О. Смирнова. - СПб., 2011.
  8. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Г.А. Урунтаева. - М., 2010.

Литература дополнительная:

  1. Аверин В.А.  Детская психология / В.А. Аверин. - СПб., 1999.
  2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца / Пер. с англ. / Т. Бауэр. - М., 1979.
  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Практические вопросы детской психологии. 4-е изд. - СПб., 2009.
  4. Вульфсон Вальядарес Э. Детские страхи: как не бояться темноты. Путешествие Джонатана к горе Мьяпу / Пер. с англ. / Э. Вульфсон Вальядарес. - СПб., 2010.
  5. Загорная Е.В. Настольная книга детского психолога / Е.В. Загорная. - СПб., 2010. (+ CD).
  6. Захаров А.И. Ребёнок до рождения и психотерапия последствий психических травм / А.И. Захаров. - СПб., 1998.
  7. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи  у детей / А.И. Захаров. - СПб., 2010.
  8. Зимина Л.Б. Солнечные дети с синдромом Дауна / Л. Зимина. - М., 2010.
  9. Кон И.С. Ребёнок и общество (историко-этнографическая перспектива) / И.С. Кон. - М., 1988.
  10. Кравцова М. Дети и Бог: Мысли о детской вере / М. Кравцова. М., 2010.
  11. Крайг Г. Психология развития / Пер. с англ. / Г. Крайг. - СПб., 2000.
  12. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М., 1999.
  13. Обухова Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. - М., 1999.
  14. Психология детства: Учебник / Под ред. А.А. Реана. - СПб., 2003.
  15. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. - М., 1997.
  16. Пэлфри Дж., Гассер У. Дети цифровой эры / Пер. с англ. /Дж. Пэлфри, У. Гассер. - М., 2011.
  17. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / Пер. с укр. / О.И. Романчук. - М., 2010.
  18. Романчук О.И. Дорога любви. Путеводитель для семей с особыми детьми и тех, кто идёт рядом / Пер. с укр. / О.И. Романчук. - М., 2010.
  19. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер Р.-мл. Ребёнок как личность / М. Снайдер, Р. Снайдер, Р. Снайдер-мл. - М.-СПб., 1995.
  20. Современный ребёнок. Энциклопедия взаимопонимания / Под ред. А.Я. Варги. - М., 2006.
  21. Фесенко Ю.А. Пограничные нервно-психические расстройства у детй. - СПб., 2010.
  22. Чуковский К.И. От двух до пяти: Книга для родителей / К.И. Чуковский. - М., 1990.
  23. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб., 1996.

3) Методические материалы по курсу ДП содержат: учебно-тематический план, план-схему аналитической работы с учебником, и критерии учёта текущей учебной работы.

 

Учебно-тематический план предусматривает следующие темы:

1. Введение

2. Общенаучные подходы к человеку, к его психике и к онтогенезу

3. Предмет психологии возрастного развития (ПВР): исходные определения

4. Развитие, возраст, детство

5. Развитие до рождения (перинатальное)

6. Новорождённость и младенчество

7. Раннее детство

8. Первое детство

9. Второе детство

10. Дети с ограниченными возможностями

14. Особенные («трудные») дети

15. Детская патопсихология

16. Одарённые дети

17. Заключение

 

План для аналитической реферативной работы с текстом учебника  (учебного пособия)

Работа начинается  с библиографической характеристики взятого источника.

(См. пример карточки в библиотечном каталоге и/или требования к оформлению библиографии к учебным и научным исследовательским работам по: «ГОСТ Р 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка.  Общие требования и правила составления». Текст документа размещён на
официальном портале Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511).

1. Введение. Даются определения рабочих понятий  учебного курса - так, как их раскрывает автор анализируемого текста. В частности, он может выделять цель, объект, предмет, задачи, методы, средства, результаты работыпо учебной дисциплине.

2. Здесь раскрываются исходные определения уже самой науки: что и как, с точки зрения автора реферируемого текста, входит в ядро её предмета?  Это могут быть, прежде всего, определения объекта науки, её проблем, принципов, методов, её структуры (или оснований, предлагаемых для структурирования), - всё  так, как понимает автор анализируемого текста. Если взят учебник (учебное пособие) по детской психологии (ДП), то рассматривается ядро предмета именно детской психологии.

3. Определяется актуальный уровень обобщения, на котором автор рассматривает детскую психологию: как раскрываются понятия развития и возраста, какова принятая автором возрастная периодизация человеческой жизни, каковы границы детства. Отдельные возрасты, конкретизация которых проводится в тексте.

4. Для анализа при конкретизации каждого возраста предлагается использовать одни и те же категории:

1) Условия психического развития:

а) характеристики человека как индивида и как личности;

б) характеристики среды развития в её существенных составляющих;

в) характеристики практических отношений между человеком и средой.

2) Характеристика возраста:

а) стадии психического развития;

б) разнонаправленность и разновремённость развития;

в) структурные новообразования.

3) Движущие силы развития - актуальные противоречия:

а) объективные,

б) объективно-субъективные и

в) субъективные.

4) Факторы развития - те компоненты его условий, которые доступны для учёта, контроля, целенаправленного использования, а при необходимости - и для преобразования в соответствии с нуждами практики и возможностями её субъектов.

5. Заключение. Даётся в виде краткого обобщения - резюме - взглядов автора текста на психическое развитие, в общем, и, в частности, в детском возрасте,и на науку об этом развитии. Студент также оценивает, по возможности, взятый источник  и интерпретирует выраженную в нём позицию: даёт личные комментарии.

 

Критерии учёта текущей учебной работы

Оценивается отработка каждой темы курса. «Весомость» работы определяется тремя обстоятельствами:

а) трудоёмкостью темы (в часах аудиторных занятий - по учебному плану);

б) включённостью студента в работу (проявляется как следование инструкции при оформлении ответов на вопросы и решении задач и/или как активность - в форме вопросов и комментариев по теме, а также в наиболее выраженной форме - как инициативная работа по курсу);

в) усвоением учебного материала, которое проявляется как приближение выполнения заданий, предложенных на зачётной работе в конце семестра, ответов на вопросы и решения задач, к эталонному выполнению этих заданий.

Посещение аудиторного занятия  (2 ак. часа) оценивается в 1 балл, но только при условии включённости в работу. Возможен дополнительный балл - за особую активность и/или за качество выполнения заданий, свидетельствующее об усвоении материала. Таким образом, аудиторная работа  (по 54 ак. часа в каждом семестре) может принести от 27 до 54 «сырых» баллов. 54 «сырых» балла принимаются за 100%, или за 100 «нормативных» баллов.

Пропущенные занятия отрабатываются самостоятельно и сдаются в письменной форме. Засчитываются (оцениваются в 1 балл) отработки, приближающиеся к их эталонным вариантам на 25% и более. Дополнительный (второй) балл начисляется при сближении с эталоном на 50% и более.

Учитывается также инициативная работа по курсу в контексте учебно-тематического плана. В частности, учитываются (в «сырых» баллах):

1. Разработка 10-минутного сообщения по теме с использованием рекомендованных источников - 1 балл; с использованием дополнительных источников (по усмотрению студента)  - 2 балла.

2. Разработка лекции или варианта практического занятия по теме курса (на 45 мин.) с использованием рекомендованных источников - от 5 до 10 баллов; с использованием дополнительных источников - от 6 до 12 баллов.

3. Реферативная работа по одной из тем курса - от 3 до 5 баллов.

4. Выполнение творческой учебной работы (УИР-НИР) по теме курса - от 5 до 15 баллов.

5. Доклад по выполненной УИР-НИР, сделанный на занятии, оценивается 2 баллами, на научной студенческой конференции - 3 баллами.

6. Подготовка тезисов, статьи по психологическим проблемам педагогики (в том числе совместно с преподавателем) - от 5 до 10 баллов.

Студенты, не имеющие возможности работать по расписанию в аудитории и/или не имеющие склонности проводить исследовательскую работу с привязкой к учебному курсу, готовят письменную отработку материала по любому доступному учебнику (см. выше список литературы). На основе этой письменной отработки будет выполняться зачётное задание по всему материалу курса с оценкой результата тоже в «нормативных» баллах. (См. далее: Результаты: Контрольная (зачётная и/или экзаменационная) работа: Оценка её ответов...).

Накопленная сумма «нормативных баллов» за текущую работу соответствует определённым значениям отметки, традиционной для отечественного образования:

до 54 баллов включительно - «неудовлетворительно»,

от 55 до 74 баллов включительно - «удовлетворительно»,

от 75 до 89 баллов включительно - «хорошо»,

от 90 баллов и выше - «отлично».

Аттестуются за текущую работу и допускаются к выполнению контрольной (зачётной) работы по всему курсу студенты, которые набрали 55 «нормативных» баллов и выше, что в каждом семестре соответствует 30-и и б?льшему числу «сырых» баллов. Такой промежуточный результат признаётся «удовлетворительным». 41-48 «сырых» баллов соответствуют отметке «хорошо» и 49 «сырых» баллов и выше соответствуют отметке «отлично».

4) Преподаватель. При наличии необходимых учебно-методических материалов преподаватель нужен, прежде всего, для ответов на вопросы. Учебным планом предусмотрено только 2+3=5 ак. часов консультаций, причём в течение всего учебного года. Поэтому вопросы, возникающие по ходу текущей работы, должны решаться в рамках  аудиторных занятий. Но можно иметь в виду, что расписанием работы преподавателя в первом семестре 2011-2012 уч. года предусмотрены его консультации на кафедре психологии человека (наб. р. Мойки, 48, корп.11, к.45) по верхней неделе, по четвергам, с 14 до 14:45.

5) Регламент работы по курсу. Лекции проводятся по расписанию. Опоздавшие или не имеющие возможности присутствовать отрабатывают каждую тему самостоятельно. Лекции отрабатываются по четырём пунктам: (1) конспект лекции (остаётся у студента и может использоваться при выполнении итоговых контрольных работ в семестре и в учебном году), (2) аннотация лекции, (3) её резюме, (4) вопросы к лекции (7±2). Практические занятия отрабатываются в соответствии с заданиями на каждом из них, полностью, без пропусков отдельных вопросов и задач. Тексты зачитанных в аудитории лекций и тексты заданий к проведённым практическим занятиям преподаватель отправляет на сайт кафедры психологии человека. См.: http://humanpsy.ru/yeremeyew/detsk-ps.

Отработка лекции засчитывается при учёте текущей работы, если она сдана преподавателю не позже, чем через неделю после её прочтения в аудитории.  Причём преподавателю сдаётся копия этой отработки; оригинал остаётся у студента и, как уже было сказано, может быть использован в качестве легальной шпаргалки при выполнении итоговых контрольных работ по курсу (зачётной и экзаменационной).

6) Соседи-сокурсники. На лекциях, практических занятиях и при самостоятельной работе допускается совместность при поиске ответов на вопросы и при решении задач. В этом случае после ответа, перечня источников и личной подписи делается примечание о совместной работе: называются партнеры: «Совм. с...». Однако, работая совместно в семестре, следует иметь в виду, что выполнение итоговых контрольных работ (зачётной и экзаменационной) должно быть уже полностью самостоятельным.

7) Расходные материалы. Для ответов на вопросы на каждой лекции нужен одинарный тетрадный листок; для протокола каждого практического занятия нужен двойной листок или свёрнутый пополам лист формата А4. При очень размашистом почерке в протокол ПЗ придётся сделать вкладыш. В этом случае все страницы протокола нужно пронумеровать, а в правом верхнем углу вкладыша написать свою фамилию. Каждый протокол на первой странице оформляется строго по заданному образцу.

Слева в верхнем углу страницы пишется дата: число, месяц, год. Под датой - время начала работы: часы, минуты. В середине верхней строчки - аббревиатура (начальные буквы из слов) названия учебной дисциплины: ДП. Под ними - ЛК, чёрточка, её номер и тема. В правом углу сверху, используя и поля, пишется фамилия исполнителя в именительном падеже, под ней - имя и отчество полностью. В третьей строке справа, под ФИО, пишется сокращённое название факультета (ФФК), затем - курс (год обучения: 3) и, через чёрточку, группа (34). [При выполнении последней в семестре контрольной работы в четвёртой строке справа пишется дата рождения: день, месяц, год, - а при наличии какой-либо профессиональной занятости студента («подработки») также указывается профессия и/или специальность и/или работа].

Последняя строчка письменного ответа в каждом протоколе, в том числе при отработке лекции и при анализе учебника (учебного пособия), подчёркивается от одного края страницы до другого. Справа под чертой автор подписывается. Если ответ занял пять минут и более, то слева под чертой проставляется время окончания ответа. При длительности ответа менее пяти минут время окончания работы не фиксируется.

Результаты работы по курсу ДП характеризуются по содержанию и по форме.

В оптимальном случае по содержанию ожидаются следующие результаты.

1) Усвоение основных понятий учебной дисциплины, или знание основ предмета ДП. Оно обеспечивает общую ориентировку в программном материале.

2) Сформированность общих и специальных умений. Среди них: умение выделять, различать и соотносить собственно психологические аспекты в развитии человека; умение дифференцировать различные грани психики у растущего человека; умение не абсолютизировать, не доводить до абсурда теоретические схемы психического развития и их роль, а проверять их, корректировать и заменять при необходимости на более подходящие; умение использовать возможности психологии для осознания происходящего, для рационального осмысления жизненных ситуаций с участием детей разного возраста и представителей других возрастных категорий.

3) Определённость отношения к учебному предмету. Отношение это проявляется, прежде всего, как вовлечённость в гуманитарную проблематику,  - естественно, со своеобразным личным профилем того, что нравится и что не нравится, причём в разной степени.  Весьма желательно, чтобы отношение к учебному предмету было отделено от отношения к преподавателю (хотя это и весьма затруднительно для большинства студентов от 17 до 25 лет).

4) Осознанность процесса и результатов собственной работы по учебной дисциплине ДП, или её рефлексивность, как главное условие и инструмент прогрессивного развития в предлагаемых условиях образования.

По форме результатом работы по учебному курсу в 1-м семестре становится аттестация с выставлением «зачёта», а во 2-м семестре - с выставлением экзаменационной отметки. Отметка выставляется с учётом текущей работы и успешности выполнения контрольной (зачётной и/или экзаменационной) работы по всему учебному материалу.

Контрольная работа представляет собой ответы на вопросы и решение задач по пройденному материалу. Содержательный масштаб заданий таков, что ответ по каждому пункту требует не более 1-2 мин, а общее время, необходимое для выполнения всей контрольной работы, колеблется в пределах 50-65 мин. Практика такого рода ответов используется на всех занятиях, начиная с первого. Т.е. подготовка к подведению итогов идёт в течение обоих семестров.

Ответ по каждому пункту контрольной работы оценивается по шкале с 5-ю градациями: от нуля до 4 баллов. Отсутствие попытки ответить на вопрос или решить задачу оценивается «минус» четырьмя баллами. Предельная сумма баллов по всем пунктам принимается за 100%. «Удовлетворительной» считается работа, оцененная в 25% и выше; «хорошей» - 50% и выше; «отличной» - 75% и выше. При необходимости принимается во внимание «ниво»-эффект: положение отдельных результатов в их общем распределении по группе. Тогда лучшая работа оценивается как «отличная», а остальные рассматриваются, уже исходя из этого. Причём нижний порог для зачёта работы как «удовлетворительной» (25%) сохраняется.

В отличие от допустимой совместной работы на лекциях, при выполнении итоговых контрольных работ нужно будет отвечать самостоятельно и без использования каких-либо технических средств. Нельзя использовать мобильники, а также какие-либо печатные материалы и ксерокопии. Можно пользоваться своими рукописными материалами - своим конспектом и своими «шпаргалками». При этом всё должно быть подписано - иметь персональную авторскую маркировку без замазывания и исправлений.

Разработчики из Министерства образования и науки предлагают «взвешивать» оценки за текущую и итоговые контрольные работы в пропорции 60-70% - за текущую и 30-40% - за итоговые контрольные.

В нашей практике обе оценки (за текущую работу и за итоговую контрольную) учитываются как простая сумма набранных относительных баллов. Её теоретический максимум в данном случае - ?=200, а минимум (для зачёта) - ?=55+25=80. Если бы за работу по курсу «Детская психология» в первом семестре был предусмотрен дифференцированный зачёт, с выставлением отметок от «тройки» до «пятёрки», то итоговая отметка зависела бы от распределения суммарных баллов по потоку. Так будет сделано по итогам работы за весь учебный год.

Вся информация по учебной успешности, сдаваемая в деканат, будет доведена до сведения студентов через два-три дня после выполнения итоговой контрольной работы - и в первом семестре, и во втором.

 

Итак, на вводной лекции определены рабочие понятия учебного курса: его цель, объект, предмет, задачи, методы, средства и результаты. Конкретизация этих понятий ориентирует аудиторию в том, зачем, что и как предстоит делать в рамках работы по учебной дисциплине «Детская психология». А также ориентирует в том, как будут оцениваться результаты учебной работы по курсу в конце 1-го и 2-го семестров. Предполагается, что на остальных лекциях будет раскрыто уже основное содержание учебного материала. И здесь нам предстоит начать с определения общенаучных подходов к человеку, к его психике и к онтогенезу (тема 2).

 

Задания на «ЛК-1. Введение»

1. Завершите предложение: «Думаю, что, начиная новое дело, в т.ч. работу по новому учебному курсу, сначала нужно определить...» Что? Аргументируйте свой ответ: «Потому что...» Почему?

2. Предмет учебного курса (УК) парадоксален: он одновременно и меньше, и больше объекта этого УК. Почему так получается? Дайте аргументированный ответ, формулируя его по аналогии с предыдущим (1) и последующим (3) ответами.

3. Завершите предложение: «Когда говорят об «эталонном выполнении» учебного задания, то обычно имеют в виду...» Что? Что фактически обычно принимают за эталон в процессе образования? Аргументируйте свой ответ: «Потому что...» Почему?

_________________________________