ЛК-23. К формированию самообслуживания у детей с недостатками развития

На прошлой лекции мы продолжали знакомиться с книгой Кэрол Тингей-Михаэлис «Дети с недостатками развития». Сегодня мы завершим это ознакомление. Закончим рассматривать уже начатый вопрос приучения к опрятности и конкретизируем ещё два вопроса: об одевании и об использовании вещей. Итак, сегодняшние вопросы:

1. Приучение к опрятности (окончание)

2. Трудности одевания и их преодоление

3. Своеобразие использования вещей

 

1. Приучение к опрятности (окончание)

В конце предыдущей лекции речь шла о деталях процедуры высаживания на горшок и о гигиенических компонентах этого действия. Напомню: если ребёнок проявляет желание участвовать в этих компонентах, важно поддерживать его инициативу. Тогда ребёнок научится чувствовать свою ответственность за всю туалетную процедуру. Потом важно помочь ребёнку вымыть руки, опять-таки акцентируя его внимание, по возможности, на всех деталях этого действия. Для этого следует называть его по имени и приговаривать: «…Моет ручки», – и далее с посильной для взрослого специализацией и конкретизацией деталей процесса и результата умывания.

Если же ребёнок не хочет помочь взрослому опорожнить горшок, то сначала нужно вымыть ему руки, а затем уже помыть горшок и завершить всю туалетную процедуру. После ухода за ребёнком, прежде чем взяться за другие домашние дела, опекающим взрослым важно и самим не забывать помыть руки. Ведь у большинства малышей с недостатками развития защитные силы организма ниже, чем у обычных детей, а инфицированность у особенных малышей гораздо больше. И если взрослый человек сам не помоет руки с мылом после туалетной процедуры с болеющим ребёнком, то вполне может стать носителем и разносчиком инфекции.

1.1. Некоторые родители, приучая ребёнка к опрятности, используют обычный унитаз. Если ребёнок уже достаточно большой и сидеть на унитазе ему удобно, и если он уже может сидеть без посторонней поддержки, то имеет смысл обучать его, пользуясь туалетом для взрослых. При этом можно использовать обычное сиденье для унитаза с прикреплённым к нему маленьким сиденьем. А перед унитазом хорошо бы поставить маленькую скамеечку. Малыш может использовать её и как ступеньку для залезания на сиденье, и как подставку для ног. Малышу будет спокойнее, если его ноги будут на что-то опираться. И ещё одна существенная деталь. Мальчикам иногда бывает легче осваивать туалет, сидя на унитазе задом наперёд, лицом к бачку.

После пяти минут сидения на унитазе помогите малышу слезть с него и вытрите ему попку.

Никогда не спускайте воду, пока малыш сидит на унитазе!

После каждого сидения на горшке – или на унитазе – малыша следует приласкать. И это не должно быть связано с тем, был ли этот опыт использования горшка (или унитаза) успешным или не был.

1.2. На фоне всех усилий опекающих взрослых время от времени малыш всё-таки будет делать свои дела в штанишки. Такое бывает со всеми детьми. Однако у ребёнка с недостатками в развитии эти «казусы» случаются чаще.

Поэтому перед началом обучения малыша туалетным процедурам имеет смысл покрыть мягкую мебель и ковёр полиэтиленовой плёнкой. Будет лучше, если на время Вы отложите покупку нового ковра. Иногда испачканная малышом одежда застаёт его опекунов врасплох. Чтобы этого не было, всегда следует держать наготове несколько чистых штанишек и несколько комплектов верхней одежды. При этом практичнее чаще стирать одежду малыша, а не покупать её в большом количестве, как это делается со сменами белья – с запасом на несколько перемен.

Когда, несмотря на все Ваши усилия, малыш всё-таки сделал свои дела в штанишки, ругать его не следует. Вымойте малыша и уберите всё, по возможности, быстро и сохраняя спокойствие. Когда же малыш справляется со своими делами, сидя на горшке (или на унитазе), важно не забыть показать ему, что Вы это заметили и что это Вас радует. Это важно, потому что обычно малышу хочется повторить то, что привлекает Ваше внимание. Нельзя реагировать на ситуацию с испачканными штанишками сильнее, чем на ситуацию с горшком. Потому что тогда малыш поймёт, что первая ситуация для Вас важнее, чем вторая. И тогда он будет добиваться Вашего внимания, делая свои дела в штаны.

1.3. Через некоторое время после начала обучения малыша ходить на горшок у взрослого может появиться разочарование. Может возникнуть впечатление, что всё Ваше время посвящено только этому предмету. Однаковажно не прекращать прилагать усилия, важно не устраивать перерывы в обучении ни себе, ни малышу. В первое время приучения к опрятности Вы должны позаботиться о том, чтобы малыш высаживался на горшок примерно через каждый час — в течение всего дня и каждый день, включая воскресенья и праздники.

По мере отработки всех элементов туалетной процедуры время от времени договаривайтесь с кем-нибудь из окружающих, чтобы Вас подменили. Когда вся процедура уже алгоритмизирована, другому человеку будет нетрудно заменить Вас, чтобы дать Вам возможность немного отвлечься. Однако ребёнок с недостатками развития во многих отношениях долгие годы остаётся зависимым от окружающих. Поэтому, пока ребёнок ещё мал, все усилия, затраченные на его обучение соблюдать гигиенические правила, обязательно себя оправдывают. В том числе и, прежде всего, это усилия, затраченные на обучение ребёнка пользоваться горшком (или туалетом).

1.4. Если Ваш малыш посещает ясли или детский сад, то необходимо, чтобы воспитатели и нянечки следовали той же процедуре обучения действиям по соблюдению гигиены, какая была установлена дома. Поэтому в оптимальном случае эту процедуру следует подробно расписать, размножить текст в нескольких экземплярах и раздать его людям, которые занимаются с Вашим ребёнком в детском учреждении.

Бывает, что детский сад не может помочь Вашему малышу сформировать у него навыки хождения на горшок. Тогда вполне вероятно, что это учреждение не сможет помочь Вашему малышу научиться и каким-то другим жизненно важным вещам.

 

2. Трудности одевания и их преодоление

Некоторых малышей очень трудно одевать, и у этого есть вполне естественные основания.

Дело в том, что малышам гораздо легче двигаться, когда на них вообще ничего не надето. Тогда ничто не препятствует им поворачиваться, нагибаться и ползать. Поэтому большинство маленьких детей любят стаскивать с себя одежду; поэтому они сопротивляются, когда их начинают одевать, например, для прогулки. И процедура одевания малыша часто превращается в настоящую борьбу.

2.1. Малышей с недостатками развития одевать ещё труднее, чем обычных. Например, Вы начинаете одевать такого малыша, а его тельце может одеревенеть, а голова и плечи могут отклониться назад. Его руки и ноги также могут одеревенеть, и их будет трудно отвести от туловища, чтобы пристроить их в рукава и в штанины. Если именно так и происходит, то нельзя вытягивать руки и ноги малыша насильно.

Допустим, что у Вашего малыша есть недостатки развития моторики. В этом случае, перед тем, как начинать его одевать, следует вспомнить о главных позах, в которых происходит расслабление. В частности, следует положить ребёнка в позу лёжа на боку, чтобы малыш мог расслабиться. Любого малыша легче одевать, когда он находится именно в положении лёжа на боку.

С другой стороны, полезно также приобретать или шить малышу такую одежду, которую легко надевать. Это связано, прежде всего, с фасоном одежды, в частности, с тем, как она расстёгивается. Гораздо легче надевать одежду, которая целиком расстегивается на груди или на спине. – По сравнению с той одеждой, которая не расстегивается полностью, или по сравнению с той одеждой, которую надо надевать через голову.

Допустим, что у малыша всё-таки есть одежда, которую надо надевать че рез голову. Тогда её надевание можно обл?гчить. Для этого следует вставить на груди или на спине легкую нейлоновую молнию. Или же разрезать переднюю часть одежды, подшить края и пришить к ним тесёмки.

По мнению многих родителей, легче всего надевать на малыша свободные или же растягивающиеся комбинезоны, которые застёгиваются спереди на молнию.

2.2. Некоторые дети с недостатками развития при одевании не деревенеют, а, наоборот, расслабляются. И у них руки и ноги болтаются, как у тряпичной куклы. В таких случаях рукам и ногам малышей очень трудно придать устойчивость, необходимую для того, чтобы натянуть рукава и штанины.

И в этом случае следует покупать малышу свободную одежду. Причем желательно выбирать одежду из растягивающейся ткани. Трёхмесячных и более старших малышей одевать легче, если их посадить или прислонить к себе.

Бывает, чтосидя малыш может контролировать свои мышцы в б?льшей степени, по сравнению с позами, когда он лежит или же когда его держат на руках на весу.

Обычно голову и ручки ребёнка бывает трудно продеть в рубашечки Т-образной формы.

Следует быть внимательными, чтобы не согнуть ручки малыша или не повернуть его голову так, чтобы ему было больно. Следует покупать или шить ребёнку возможно более лёгкую и эластичную одежду, которая не стесняла бы его движений.

Если одежда малыша неэластична, например, если она сшита из плотной джинсовой ткани, то заведомо можно сказать, что одевать малыша будет тяжело. А ему в такой одежде будет трудно двигаться. И ещё: жёсткая ткань может раздражать кожу малыша и вызывать у него неприятные ощущения.

2.3. Малыш может выделяться тем, чтопостоянно стаскивает с себя одежду и играет нагишом. Причём во втором полугодии жизни большинство обычных малышей любят это делать. Когда на них нет одежды, они чувствуют себя свободнее, и им удобнее двигаться. У детей с недостатками развития такое поведение бывает и в раннем детстве, и в более позднем возрасте.

Вряд ли кто-то из опекающих ребёнка взрослых захочет, чтобы малыш нагишом играл на улице или разоблачался при посторонних людях. Малыш, снимающий свою одежду при посторонних, может смутить его родных и близких. Но следует помнить, что таким образом он вовсе не пытается обратить на себя внимание. Он просто учится самостоятельно одеваться. Можно считать, что овладение действиями по разоблачению (в исходном значении этого слова) является первой стадией освоения человеческого использования одежды. Раздеваться легче, чем одеваться. И готовность раздеваться предшествует готовности одеваться. Прежде чем малыш будет готов учиться одеваться, он должен попрактиковаться в раздевании. Просто-напросто потому, что это ему удаётся легче всего.

Разумеется, взрослые не хотят, чтобы их малыш раздевался в общественных местах. Однако, с другой стороны, очень важно, чтобы у ребёнка была возможность практиковаться в раздевании. Объективно для этого очень подходит время перед купанием и перед сном. И когда наступает пора для обучения раздеванию, имеет смысл целенаправленно немного изменить режим дня у малыша, – так, чтобы у него было достаточно времени для раздевания перед сном и/или перед купанием.

Освоение последовательности действий раздевания займёт у малыша какое-то время. Причём вероятно, что это будет довольно долгое время. Поэтому днём целесообразно одевать ребёнка в такую одежду, которую ему будет трудно снять самому. В этом случае взрослые без опасений смогут брать ребёнка с собой в общественные места. В том числе и туда, где нет возможности непрерывно наблюдать за ребёнком, и где его раздевание было бы особенно неуместным. Важно помнить, что, если малыш уже начал практиковаться в раздевании, то он может сделать это где угодно и когда угодно.

У малышей с недостатками развития обучение раздеванию и одеванию обычно затягивается. Поэтому они продолжают практиковаться в раздевании и тогда, когда большинство их сверстников, большинство остальных детей их возраста, уже умеют одеваться. Важно сохранять терпение и не препятствовать малышу в его стремлении раздеться. Когда он станет постарше, опекающие взрослые могут покупать ему какую-нибудь одежду специально для таких упражнений.

И для практики в раздевании, и для игры вполне годятся жакеты, вязаные шапочки, ботинки и штаны, которые можно надеть поверх другой одежды малыша. Опекающим взрослым надо лишь позаботиться, чтобы предметы верхней одежды были достаточно прочными. Такие вещи должны выдерживать постоянное стягивание и натягивание, а также многократные стирки.

Раздевание и одевание относятся к числу наиболее важных умений, которые формируются у детей и свидетельствуют об уровне их развития.

 

3. Своеобразие использования вещей

Некоторые малыши пользуются вещами не так, как это делают другие дети того же возраста.

3.1. Например, вместо того, чтобы вынуть игрушку из коробки и играть с ней, малыш достает из коробки все игрушки. Затем он начинает вытаскивать содержимое буфета (серванта); достаёт книги с книжной полки и делает из них «кучу малу»; вытаскивает вилки и ложки из ящиков стола; вытаскивает бельё из бельевого шкафа и т. д. При этом ребёнок вовсе не ищет какую-то конкретную вещь. Ему просто нравится сам процесс извлечения вещей оттуда, где они хранятся.

В онтогенезе все дети именно так спонтанно начинают пользоваться вещами, – в отличие от функционального общекультурного использования вещей по их прямому социальному назначению. Напомню: в общем случае произвольное использование вещей по их назначению самим ребёнком начинается с того, что он вместе со взрослыми ест с помощью ложки и пьёт из чашки… И дело опекающих взрослых – стимулировать продвижение ребёнка в направлении формирования таких действий, как только для этого появляются объективные основания. В числе последних – (а) устойчивое овладение позой сидя и (б) появление в детском рационе дополнений к материнскому молоку (прикорма).

3.2. Свободное использование вещей определяется субъективными пристрастиями ребёнка. Например, малыша может интересовать, как много вещей может находиться в ящике стола. Его может также интересовать, сколько места на полу займут игрушки, если их, вынув из ящика, разложить по одной. Малыш может вытащить также всё содержимое из мусорного ведра. При этом он вовсе не собирался устроить беспорядок; просто он хотел посмотреть, что же находится в мусорном ведре. Его внимание могут привлечь какие-нибудь яркие обрезки бумаги. Да и сам? мусорное ведро может вызвать интерес. Малыш может пытаться или надеть ведро на себя, или покатать его по полу вместо игрушечной машинки, или залезть в ведро... Малышу может понравиться играть с листьями комнатных растений. Ему может доставлять удовольствие барабанить по клавишам пианино каким-нибудь предметом. Он может получать удовольствие, когда начинает жевать газеты, лежащие на журнальном столике. Он может получать удовольствие, когда испытывает упругое сопротивление занавесок на окнах, когда начинает тянуть их на себя или же повисает на них…

Конечно, подобное поведение ребёнка выводит взрослых из состояния душевного равновесия. Ещё бы, ведь взрослым кажется, что малыш « стремится испортить» всё, что попадает ему под руку.

Однако даже если ребёнок действительно испортил какую-то вещь, важно иметь в виду, что он вовсе не хотел этого.

3.3. Просто-напросто таким образом он пытался узнать, что же это за диковина такая, и что с ней делают. И это касается всех вещей в окружении малыша. Например, дети могут захотеть погладить рукой кашу, потрогать собственные испражнения, посмотреть, как будет выглядеть стена, если её полить кефиром или если провести по ней фломастером… Дети могут захотеть также совершить множество других занимательных для них «дел».

Поэтому, во избежание недоразумений и конфликтов, разумнее всего убрать подальше вещи, дорогие для взрослых,. Кроме того, ст?ит позаботиться и о том, чтобы у малыша было достаточно вещей для игры, – вещей, которые почему-либо привлекательны для него. Но обязательное условие при этом – чтобы эти привлекательные вещи не таили в себе потенциальных опасностей для самого малыша и для окружающих его людей.

Существенно, что малыши с плохим зрением и/или с отставанием в психическом развитии нуждаются в том, чтобы исследовать вещи в окружающей их среде дольше и подробнее, чем это делают обычные дети. Причём таких малышей могут заинтересовать и те вещи, которые других детей оставляют равнодушными.

Разумеется, все дети учатся точно таким же образом. Однако у малыша с недостатками развития подобное обучение обычно затягивается на более или менее длительное время. Подрастая и становясь сильнее, ребёнок с недостатками развития сможет добираться и до вещей, которые недоступны другим детям. Период, когда ребёнок исследует всё без разбора, у обычных детей заканчивается раньше, чем у детей с недостатками развития. Поэтому взрослым, опекающим особенного ребёнка, придётся убирать вещи в более недоступные места и на более длительный срок, чем в семьях, где растут обычные дети. И родителям особенных детей рано или поздно приходится понимать, что часть домашних вещей необходимо предохранять плёнкой, а часть из них следует убрать подальше от глаз детей и даже запереть.

3.4. В конце концов, с помощью любящих опекающих взрослых особенный малыш научится:

убирать все игрушки в коробку и доставать только те из них, с которыми собирается играть,

не трогать содержимое буфета (серванта), шкафов и ящиков стола,

любоваться комнатными цветами, а не есть их листья,

пользоваться в туалете туалетной бумагой, а не рукой и т. д.

Однако в начале своего жизненного пути малыш будет исследовать со всех доступных ему сторон и всё названное, и многое другое…

Иногда именно дети с недостатками развития оказываются особенно настойчивыми в поиске вещей, которые их почему-то заинтересовали. И если такую вещь Вам не жалко, если у неё нет острых краёв, нет легко отделяющихся частей, которые можно засунуть в рот, то лучше всего разрешить малышу играть сэтой вещью. Ведь очень многие малыши любят играть с самыми разнообразными вещами. В том числе и с такими, которые, по мнению взрослых, игрушками вовсе даже не являются. В общем, это кухонная утварь и инструменты; это канцелярские, туалетные и косметические принадлежности; это украшения и безделушки. А в частности, это могут быть дощечки для нарезания сыра или хлеба, венчики для сбивания яиц, полиэтиленовые флаконы и трубочки, мочалки, старые тапочки, ботинки, журналы и многое, многое другое, чем богат наш повседневный обиход…

3.5. Важно научить малыша беречь вещи взрослых, помогая ему заботиться о его собственных вещах.И начать такое обучение следует свыделения малышуспециальных местдля хранения его собственных любимых вещей.

Все малыши стремятся к тому, чтобы вещи находились у них под рукой (!).Поэтому важно, по возможности, выделить малышу несколько таких мест для «личного пользования». Например, одно – рядом с кроваткой, а другие – в тех уголках, где ребёнок предпочитает играть. Если малыш прервал игру и занялся чем-то другим, уберите предмет, с которым он играл, но так, чтобы он легко его увидел, когда вновь вернётся к игре. То же самое надо делать, когда взрослые сами прерывают игру малыша.

Иногда дети не могут купаться и спать без своих любимых вещей. Если это возможно, то следует идти навстречу желанию ребёнка; не ст?ит запрещать ему держать игрушку при себе. Постепенно Вы можете приучить малыша класть любимую вещь на табуретку рядом с ванной или на полку рядом с кроватью.

Обучение держать вещь недалеко от себя, а не брать с собой в ванну или в постель, может оказаться очень долгим процессом. Однако это является реальным началом в обучении малыша заботиться о вещах. Сначала – о своих, а потом и о чужих. И началом такого обучения является выделение исоблюдение опекающими взрослыми личного пространства и личных вещей малыша. Для этого малыша с недостатками развития нужно уважать.

Итак, на четырёх лекциях, с 20-й по 23-ю, мы с вами ознакомились с изложением некоторых частей книги Кэрол Тингей-Михаэлис. Детский психолог и многодетная мать в своём пособии для родителей раскрыла своеобразие детей с недостатками развития. В лекциях были отображены вопросы моторики, общения, речи, приучения к опрятности и формирования основ для самообслуживания у таких особенных детей. В частности, в двух последних лекциях рассмотрены вопросы купания, приучения к туалету, одевания и использования вещей детьми, имеющими недостатки в развитии. Однако, как мы с вами убедились, все эти св?дения конкретны: они распространяются как на частные, так и на общие моменты в развитии ребёнка.

В следующей лекции речь пойдёт об одарённых детях.

Литература

Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям: Пер. с англ. / Под ред. Д. В. Колесова. – М.: Педагогика, 1988. – 240 с.

____________________________________________

 

Задания по «ЛК-23. К формированию самообслуживания у детей с недостатками развития»

Завершите начатые высказывания:

«1. Психологический механизм формирования туалетной процедуры у ребёнка, – это…» Что?

«2. Психологический механизм нарушения туалетной процедуры, формирующейся у ребёнка, – это…» Что?

«3. Внимание взрослого для ребёнка значимо, потому что …» Почему?

«4. Отсутствие очевидных результатов работы вызывает разочарование у некоторых педагогов, потому что…» Почему? Каковы вероятные причины таких разочарований?

«5. Единообразие педагогической стратегии и тактик при обучении ребёнка соблюдению гигиены важно, потому что…» Почему? Каковы вероятные причины этого?

«6. Преодоление трудностей одевания ребёнка обеспечивается, в общем,…» Как? За счёт чего? (Подсказка: ответ даётся с точки зрения психологии).

7. Стремление некоторых малышей освободиться от одежды и играть голышом Кэрол Тингей-Михаэлис объясняет двояко: (а) удобством для них такого состояния на определённом этапе развития и (б) началом освоения человеческого использования одежды. Какая характеристика психологического познания проявляется в такой позиции Кэрол? Начните отвечать со слов: «7.Позиция Кэрол обнаруживает…» Что?

«8. Чтобы малыш начал реагировать на своё имя, нужно…» Что делать? Предложите для этого общий алгоритм – последовательность действий взрослого.

9. Как разрешить дилемму? С одной стороны, рекомендуется оградить детей от всех потенциально опасных для них вещей. С другой стороны, рекомендуется вводить их в среду обитания современных людей во всей её сложности. Предложите общий принцип разрешения этой дилеммы. Начните со слов: « 9. Думаю, что введение во взрослую жизнь…»

___________________________________________