ПЗ-19. Что случилось с Аланом?

(Стихотворение в прозе Р. Мукорджи. По: Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему. – М., 1992. С.19-21; с ред. изм.)

Цель работы – осознание условий перехода от первого детства ко второму.

Задание . Ознакомившись с ситуацией, нужно письменно ответить на все вопросы. На каждый ответ дается около минуты (до полутора минут); на рисунок – до 3 (5) минут. Общее время работы – до 45 (55) минут.

Ему всегда хотелось рассказать что-нибудь интересное. Но никто его не понимал. Ему нравилось объяснять всё, что он видел и чувствовал. Но никому не было до него дела. И он начал рисовать…

Он что-то рисовал, но это «что-то» не было чем-то конкретным. Ему хотелось выразить своё «что-то» в камне и написать его на небе. Он любил лежать на траве и смотреть в небо… И на всём белом свете были только он, голубое небо и «что-то» в его душе, о чём ему очень хотелось поведать миру…

Однажды его желание исполнилось, и он нарисовал то, что хотел. Это был прекрасный рисунок! Он хранил его под подушкой и никому не показывал. Каждый вечер он любовался своим рисунком, размышляя над ним. И даже в темноте, когда мальчик ложился спать, а вокруг ничего не было видно, нарисованное «что-то» стояло у него перед глазами… В мыслях он не расставался со своим рисунком ни дома, ни на улице, ни в гостях. Он любил своё творение, как ему казалось, самое прекрасное.

Когда он пошёл в первый класс, то взял с собой и рисунок. Но не для того, чтобы показать его ребятам. Он хотел, чтобы его «что-то» было с ним рядом, как верный друг.

Алан сел за парту – квадратную и коричневую. Такую же квадратную и коричневую, как у других ребят. И вдруг подумал: «Почему они все квадратные и коричневые? Почему нет красных?» Дома в его комнате было много красного цвета. В какой-то момент классная комната показалась ему тесной; её границы были замкнутыми и жёсткими.

Ему ужасно не нравилось подолгу держать карандаш или мел в одеревеневшей от напряжения руке. Он ненавидел подставку для ног, тоже одеревеневших. И учительницу, которая все учила, учила…

Надо было учиться писать цифры. Но они были совсем не похожи на его «что-то»! С буквами и то было интереснее: из них можно было сложить его «что-то»… А цифры он ненавидел.

Подошла учительница. Она сказала, что надо носить галстук, как делают все остальные мальчики. Он признался, что галстуков не любит, но учительница сказала, что это неважно.

Когда все начали рисовать, и Алан стал рисовать: закрасил весь листок желтым цветом – таким ему представилось это утро. Это были его чувства. И это было прекрасно!

Подошла учительница, посмотрела на рисунок и засмеялась. А потом спросила: «Что это? Почему ты не нарисовал что-нибудь, как другие мальчики? Посмотри не рисунок Кэна. Разве не красивая получилась у него ракета?» И это всё, что она сказала…

Мама купила Алану галстук. Теперь на уроках рисования он рисует самолёты, ракеты, машины, как и все другие мальчики в классе. Свой необыкновенный рисунок Алан выбросил.

Когда теперь он лежит один на траве и смотрит в небо, оно по-прежнему кажется ему голубым и огромным; больше, чем что-либо другое на свете. Но это уже не то, что было когда-то…

Однажды ему показалось, что в его душе поселилось нечто квадратное и коричневое. А руки его стали совсем как деревянные. И он – такой же, как все… И то, что внутри него ещё недавно не давало ему покоя, то, что рвалось наружу, о чём он так хотел рассказать, больше не искало выхода. Оно успокоилось, оно перестало теснить его грудь…

Оно было раздавлено.

 

Вопросы

1. Какова Ваша реакция на историю Алана? Начните так: «1. Впечатление:…»

Далее постарайтесь мотивировать каждый из трёх выделяемых аспектов впечатления:

а) Какие чувства у Вас возникли? Почему? Начните так: «1а) Чувства: … П. что …»

б) Какие мысли появились? Почему? Начните так: «1б) Мысли: … П. что …»

в) Какие намерения: что захотелось сделать (или как будто захотелось)? Почему? Начните так: «1в) Намер.: … П. что …»

2. Поставьте себя на место двух основных участников ситуации. Начните так: «2. Принятие роли:»

2а) На месте Алана скажите себе и запишите: «2а) Я – Алан. Я чувствую, что…» и т.д. Раскройте его позицию в течение одной – полутора минут.

2б) В роли Алана вернитесь в его дошкольное детство, когда он любил лежать на траве и смотреть в голубое небо. На одинарном листке из тетрадки, оформленном с оборотной стороны по схеме «шапки» протокола, нарисуйте «что-то» Алана, которое он так любил. Рисунок вложите в протокол. В протоколе запишите: «2б) Рис. Алана. См. вкладыш»

в) На месте учительницы скажите и запишите: «2в) Я – учительница. Я чувствую, что…» и т.д. Раскройте её отношение к Алану и к происшедшему.

3. Сравните свою позицию с позициями Алана и учительницы. Начните со слов: «3. Сравнение позиций:»

3а) Сравните ответы на вопросы 1 и 2а. Запишите:

«3а) Общее для двух позиций – …

Особенное для моей позиции – …

Особенное для позиции Алана – … ».

В ответе за Алана – п. 2а – подчеркните выражение сходного с Вашей позицией двумя чертами, а выражение особенного, отличного от Вашей позиции, – одной чертой.

3б) Сравните ответы на вопросы 1 и 2в. Запишите:

«3б) Общее для двух позиций – …

Особенное для моей позиции – …

Особенное для учительской позиции – … »

В ответе за учительницу – п. 2в – подчеркните двумя чертами выражение сходного в отношении к происшедшему с Вашим отношением и одной чертой – выражение особенного в отношении учительницы, отличного от Вашего отношения.

4. Рациональный анализ. Запишите: «Рац. анализ:»

4а) Каковы основные проблемы ситуации – её главные противоречия – с позиции Алана? Начните так: «4а) Для Алана главное – …» Что?

4б) Каковы основные проблемы ситуации – её главные противоречия – с позиции учительницы? Начните так: «4б) Для учит-цы главное – …» Что?

4в) Каковы основные факторы, определяющие развитие Алана в условиях данной ситуации? Начните так: «4в) Развитие Алана опр-тся …» Чем?

4г) Каковы основные факторы, определяющие развитие учительницы в данном случае? Начните так: «4г) Развитие учит-цы опр-тся …» Чем?

5. Дайте краткую обобщающую характеристику Алана по двум срезам. Начните так: «5. Х-ка Алана:»

а) Каким был Алан до школы? Начните так: «5а) Алан до школы …» Какой?

б) Каким стал Алан в школе? Начните так: «5б) Алан в школе …» Какой?

в) Охарактеризуйте происшедшие изменения. Начните со слов: «Думаю, что изменения Алана…» Что Вы можете о них сказать, в общем?

6. Дайте характеристику отношения учительницы к Алану по двум срезам. Запишите: «6. Отн-е учит-цы:»

а) Каким оно было на первых порах? Начните со слов: «6а) Сначала учит-ца…» Что Вы можете сказать об отношении учительницы к Алану, в общем?

б) Каким стало отношение учительницы к ученику Алану после происшедших его изменений? Начните со слов: «6б) После изменения Алана учит-ца…» Что Вы можете сказать об отношении учительницы к изменившемуся Алану, в общем?

в) Охарактеризуйте отношение учительницы к Алану до и после происшедших в нём изменений. Начните так: «6в) В общем, отн-е учит-цы к Алану …» Что Вы можете о нём сказать?

7. Каким станет Алан? Дистанцию во времени возьмите по своему усмотрению и укажите её в скобках в обоих случаях прогноза. Начните со слов: « 7. Прогноз», – и далее так:

«7а) Алан в ближайшем будущем (…)…» Какой? Охарактеризуйте его.

«7б) Алан в отдалённом будущем (…) …» Какой? Охарактеризуйте его.

8. Начните со слов: «8. Думаю, что с другими детьми эта учит-ца…» Что и как делает? Приведите примеры вероятных действий учительницы Алана в отношениях с другими учениками. Какое поведение для неё характерно?

9. Рефлексивный подход: «9. Рефл. подход:»

а) Каким было бы Ваше поведение на месте Алана в этих же обстоятельствах – до школы и в первом классе? Начните так: «9а) На месте Алана я…» Что делали бы?

б) Каким было бы Ваше поведение на месте учительницы в рассмотренных обстоятельствах? Начните так: «9б) На месте учит-цы я …» Что делали бы?

Выводы

1. Насколько вероятны подобного рода истории? Как часто они случаются? Оцените в процентах. Начните так: «1. Думаю, что такие истории … (…%)»

2. На Ваш взгляд, какие критерии следует использовать для анализа истории Алана? Какие основания для оценки этой истории Вы считаете наиболее подходящими? Перечислите их. Начните так: «2. Думаю, что наиболее актуальны… » Какие критерии?

3. Прокомментируйте рассмотренную ситуацию (дайте свой вариант её интерпретации). Начните так: «3. Эта ситуация …» Что Вы можете о ней сказать, в общем?

Завершите три следующих высказывания:

«4. На этом занятии я…» Что Вы делали?

«5. Объект. значение работы на этом ПЗ …» В чём состоит? Раскройте его.

«6. Субъект. смысл для меня выполненной работы…» Как раскрывается?

______________________